Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов'

Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / PRIORITY INVESTMENT PROJECTS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / FOREST SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Светник Тамара Васильевна, Третьякова Надежда Петровна

В статье рассматриваются вопросы реализации механизма стимулирования инвестиционной деятельности в лесном секторе в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Для оценки эффективности реализации данной формы взаимодействия приводятся основные достоинства и недостатки такой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Светник Тамара Васильевна, Третьякова Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN REALIZATION PRIORITY FORESTS DEVELOPMENT INVESTMENT PROJECTS

The article discusses realization mechanism of stimulation of investment activity in the forestry sector in accordance with the Government of the Russian Federation «On priority investment projects in the area of forest». To assess the effectiveness of this form of interaction are the main advantages and disadvantages of such a model.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов»

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

каз МПР РФ от 15.06.01 № 511. URL: http://eko-mo.ru/rostah1/16-mpr511ot150601. (Дата обращения 15.02.2013).

12. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. [Электронный ресурс]. URL: http://www.basel.int. (Дата обращения 15.02.2013).

13. Корпоративный социальный отчёт ОАО «РЖД» за 2010 год [Электронный ресурс]. URL: http ://rzd.ru/static/download?vp=1 & load=y&col_id=121&id=66516. (Дата обращения 15.02.2013).

14. ГОСТ 20022.0-93 Защита древесины. Параметры защищенности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.docload.ru/Basesdoc/4/4459/. (Дата обращения 15.02.2013).

15.ППБ0-109-92. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте : утв. МПС РФ 11.11.1992 № ЦУО-112. URL:

http: //www. snip -info. ru/Ppbo_109-92 .htm. (Дата обращения 15.02.2013).

16. Сайт ЗАО «Турмалин» [Электронный ресурс]. URL: http://www.turmalin.ru. (Дата обращения 15.02.2013).

17.Нефтехимэкология [Электронный ресурс] : сайт научно-производственной фирмы. URL: http://waste-sorbent.narod.ru/. (Дата обращения 15.02.2013).

18.Шпалобетон : описание изобретения к патенту РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntpo.com/ patents_building_ materials/. (Дата обращения 15.02.2013).

19. Титова Т. С. Методология комплексной оценки влияния новых технологий на геоэкологическую обстановку // Вестник ВНИИЖТ. 2005. № 5 С. 20-21.

УДК 630*6(571.53) Светник Тамара Васильевна,

д. э. н., профессор Байкальского государственного университета экономики и права, e-mail: svetnikt@mail.ru

Третьякова Надежда Петровна, аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права, e-mail: 2010.irk@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ

T. V. Svetnik, N.P. Tretyakova

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN REALIZATION PRIORITY FORESTS DEVELOPMENT INVESTMENT PROJECTS

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации механизма стимулирования инвестиционной деятельности в лесном секторе в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Для оценки эффективности реализации данной формы взаимодействия приводятся основные достоинства и недостатки такой модели.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, приоритетные инвестиционные проекты, эффективность.

Abstract. The article discusses realization mechanism of stimulation of investment activity in the forestry sector in accordance with the Government of the Russian Federation «On priority investment projects in the area of forest». To assess the effectiveness of this form of interaction are the main advantages and disadvantages of such a model.

Keywords: forest sector, priority investment

projects, effectiveness.

В целях наращивания на территории страны производственных мощностей по глубокой переработке древесины и стимулирования инвестиционных потоков в лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) в России получило развитие законодательство о приоритетных проектах в области освоения лесов. Государство предложило новый подход к условиям предоставления участков леса в пользование, направленный на привлечение инвестиций в развитие эффективных производств, который можно рассматривать как основу для организации государственно-частного партнерства в ЛПК (табл. 1).

Эффективность его осуществления с точки зрения преимуществ и недостатков можно оценить по основным результатам практически пятилетней реализации. Приказами Минпромторга России в Перечень приоритетных в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 419 от 30 июня

Таблица 1

Основные преимущества реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

Для государства Для хозяйствующего субъекта

Финансово-экономический и социальный эффекты

Развитие лесного сектора экономики, направленного на углубленный процесс переработки сырья Наличие приоритета в предоставлении необходимых лесных участков в аренду на длительный срок

Привлечение значительного объема инвестиций (минимальный объем на реализацию проекта установлен в размере 300 млн руб.) Заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона и по мере реализации проекта

Формирование дополнительных поступлений от деятельности предприятий в бюджет Использование сниженной вдвое ставки платы за лесные ресурсы на время окупаемости проекта

Создание дополнительных рабочих мест

Мультипликативный эффект

Увеличение доли лесопромышленного комплекса в структуре ВВП Улучшение качества продукции и доходности деятельности

Формирование конкурентоспособного рынка продукции деревообработки Реализация потенциала направления высвободившихся средств на инвестирование и развитие

Осуществление органами власти непосредственного мониторинга хода реализации инвестпроектов и контроля лесопользования Возможное применение дополнительных преференций, предоставляемых в рамках регионального законодательства

2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (далее - Постановление № 419) включено 114 проектов с общим объемом финансирования 418,7 млрд руб. и объемом переработки сырья около 80 млн м3 в год [2].

По видам выпускаемой продукции в соответствии с проектами 45 процентов составляет продукция деревообработки. По оценке Рослесхо-за на основании прогноза, реализация приоритетных инвестпроектов увеличит производство бумажной продукции на 2,8 млн тонн, картона - на 2,4 млн тонн, лесохимической продукции - на 31,5 тыс тонн, плит MDF - на 1,2 млн м3, древесных топливных материалов — на 862 тыс. тонн. Также создаются предприятия по производству ориентированно-стружечных плит с объемом выпуска до 2 млн м3 ежегодно [6].

В структуре инвестиций наибольшую долю занимают проекты с вложениями от 0,3 до 1 млрд руб. Проекты по глубокой переработке древесины с серьезными финансовыми вливаниями свыше 7 млрд руб. занимают лишь десятую часть (рис. 1).

В рамках оценки привлекательности сектора для финансирования рассмотрим динамику инвестиционных вложений в развитие комплекса в целом по России. За период 2000-2011 гг., по данным Росстата, наблюдался постепенный рост инвестиционной активности по трем видам деятельности ЛПК, наибольший объем инвестиций отмечается в 2008 году (120,3 млрд руб.) (рис. 2).

Объем инвестиций приоритетных инвестиционных проектов

Виды выпускаемой продукции инвестиционных проектов

- направлено проектов на выпуск продукции деревообработки

проектов по лесопилению

- проектов по производству древесных плит

проектов по производству фанеры и шпона

проектов по производству

целлюлозно-бумажной

продукции

Рис. 1. Структура проектов по объему инвестиций и выпускаемой продукции (по данным официального выступления начальника Управления лесопользования и воспроизводства лесов Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации А.Н. Мариева [1])

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

■ Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

■ Обработка древесины и производство изделий из дерева

■Лесное хозяйство, лесозаготовки и предоставление услуг в этих областях Объем ввода в эксплуатацию по реализованным приоритетным инвестиционным проектам

2000 2001 2002 2003

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по полному кругу организаций в целом по Российской Федерации (по данным Росстата) и объем ввода по реализованным проектам, млрд. руб.

Кризисные явления сказались на инвестировании в 2009-2010 гг., однако в 2011 году инвестиционная деятельность восстановилась на докризисном уровне. К текущему моменту введены в эксплуатацию 24 проекта в области освоения лесов с общим объемом инвестиций 70 млрд руб. Со времени запуска механизма приоритетных проектов в их реализацию профинансировано более 170 млрд руб [2]. В ближайшие пять лет запланирована реализация еще 47 проектов с общим объемом инвестиций 273 млрд руб. На этих предприятиях планируется к созданию 40 тыс. новых рабочих мест [5]. Лидерами по количеству проектов и объемам финансирования являются СевероЗападный и Сибирский федеральные округа.

Время льготных условий определяется сроком окупаемости приоритетного инвестпроекта. В течение этого времени инвестор уплачивает только половину от минимальной ставки арендной платы за предоставленные в пользование лесные ресурсы, на сегодня в среднем - около 30 руб. за м3 в год. Предположительная оценка ежегодного объема льгот по уже реализованным проектам от снижения ставки арендной платы составят от 0,3 млрд руб., но поступления только налога на имущество организаций от ввода в эксплуатацию (70 млрд руб.) составят порядка 1,5 млрд руб. На общий экономический результат инвестиционной и производственной активности оказали влияние ряд факторов и меры государственной поддержки

лесного комплекса, в частности: формирование нового лесного законодательства в стране, отмена вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины, принятие решений о субсидировании процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение и создание межсезонных запасов древесины, снижение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесного участка.

Рассмотрим недостатки реализуемой системы оказания поддержки инвестиционных проектов согласно Постановлению № 419 и определим меры по их устранению (табл. 2).

Приведенные результаты реализации государственно-частного партнерства в лесном секторе страны позволяют сделать общий вывод, что данный институт работает, но требует совершенствования и пересмотра прав и обязанностей государства и частного бизнеса.

Кроме прочего, в условиях вступления в ВТО как для государства, так и для бизнеса становится актуальным оказание поддержки лесопромышленному комплексу и сохранение конкурентоспособности отечественной продукции переработки древесины. Необходимо и в дальнейшем проводить работу по совершенствованию государственно-частного партнерства и механизмов, позволяющих обеспечить оперативность, коммуникабельность и повысить эффективность реагирования его участников на возможные изменения.

Таблица 2

Недостатки механизма оказания поддержки приоритетных проектам и предложения по их устранению

Недостатки системы Проблема. Пример Планируемые меры и предложения

Для государства

Незаконная заготовка древесины на участках, переданных в аренду под реализацию приоритетных инвестиционных проектов На выделенных участках ведется незаконная заготовка, либо расчетная лесосека передается в субаренду по завышенной цене. Пример: Архангельский ЦБК передал лесные участки в субаренду по цене в 4,6 раза выше, чем получил от государства [3] Необходимо усиление ответственности арендаторов за незаконные рубки, запрет передачи участков в субаренду. Разработан проект Федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», цель которого - принятие мер по противодействию нелегальным рубкам. Прорабатывается вопрос о введении единой государственной автоматизированной системы учета лесопользования

Недостаточный уровень размера нижней планки вхождения в программу (которая сегодня составляет 300 млн руб.), гарантий обеспеченности заявляемого объема инвестирования Реализация значительной части проектов направлена только на модернизацию действующих производственных мощностей, а не на создание новых Требуется корректировка условий включения проекта в перечень приоритетных. Возможно предусмотреть дополнительные меры поддержки проектов, направленных на выпуск новой продукции с высокой добавленной стоимостью, либо дифференцировать категории проектов и соответствующий объем минимальных инвестиций для включения в Перечень. Четкие сроки окупаемости должны быть установлены директивно и дифференцированы по видам производства и суммам инвестиций

Недостаточный уровень использования и восстановления лесных ресурсов Освоение новых лесных участков без проведения лесовосстановительных работ, а также низкое использование древесных отходов. Сейчас почти все доступные лесные массивы, например, в Архангельской области переданы в аренду. Отсутствие сырьевой базы тормозит развитие бизнеса в лесном комплексе В системе лесозаготовок необходимо обеспечить воспроизводство лесов, уход за ними, включение в оборот широкого спектра древесины по качественных характеристикам

Задержка и неуплата арендных платежей за пользование лесным фондом Под реализацию инвестпроекта переоформляется старая лесосырьевая база, что позволяет существенно экономить на плате за пользованием лесами. Также нарушаются сроки уплаты арендных платежей. Пример: В Калужской области в течение трех лет не платилась арендная плата по 8 договорам, заключенным в 2008 году. Долги перед бюджетом за пользование лесами имеет практически каждое четвертое предприятие, попавшее в программу [4] Риски можно минимизировать ужесточением условий заключения договора аренды и ограничением нецелевого использование ресурса. Например, в уральском федеральном округе в договорах аренды четко прописывают, что в случае нарушения сроков оплаты происходит отказ от продления договора аренды в одностороннем порядке. Отрабатывается практика по применению к недобросовестным руководителям ст. 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности). Также вариантом выхода из ситуации является расторжение договоров аренды

Нарушение основных параметров хода реализации проектов Существенное число проектов реализуется с отставанием от графиков либо с нарушением утвержденных параметров Заключение договора аренды на льготных условиях целесообразно после освоения не меньше трети заявляемых инвестиций. Возможно заключение в дальнейшем концессионных соглашений

Для хозяйствующих субъектов - участников ГЧП

Отсутствие инфраструктурного обеспечения проектов. Недостаточный уровень нормативного регулирования строительства и содержании лесных дорог Данный факт является препятствием для строительства новых и содержания действующих лесных дорог. Создание внешней инфраструктуры за счет инвестора приводит к удорожанию проектов на 20-40 % и серьезному увеличению сроков окупаемости Требуется нормативное регулирование отношений, возникающих при строительстве и эксплуатации лесных дорог, параметров создания лесной транспортной инфраструктуры. Необходимо развитие ГЧП в строительстве крупных лесопромышленных объектов. Возможен учет вложенных затрат предприятия на строительство лесной инфраструктуры при расчете платы за пользование лесом

Проблема обеспеченности лесными ресурсами создаваемых производств Сложилась ситуация, когда при значительном недоиспользовании расчетной лесосеки образовался дефицит сырья для реализации приоритетных инвестпроектов. Пример: В Приморском крае инвесторам были предоставлены в аренду лесные участки, в том числе расположенные в защитных лесах [6] С 2010 года все заявки на реализацию инвестпроектов проходят десятидневную процедуру согласования с Рослесхозом. Основное внимание при рассмотрении указанных заявок эксперты уделяют вопросам обеспечения проектов лесными ресурсами. Возможным вариантом гарантий обеспеченности лесосырьевой базой и соблюдения условий является заключение договора в форме концессии

Кредитные риски Одной из причин отставания реализации приоритетных инвестиционных проектов от графиков является сокращение объемов заемных средств против предусмотренных в них Необходимо обеспечение доступности долгосрочных банковских кредитов по реальным ставкам. Государством предлагается ряд мер по субсидированию части затрат на уплату процентов по кредитам

Нехватка обратной связи между предприятиями и властью Недостаточный уровень взаимодействия между участниками данных отношений приводит к системным проблемам в регулировании данного вопроса Необходима четкая система взаимодействия государства с бизнесом по всем актуальным вопросам деятельности предприятий. В 2011 году президент РФ назначил заместителей полпредов президента во всех федеральных округах инвестиционными уполномоченными. Они должны будут содействовать компаниям в реализации инвестиционных проектов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мариева А.Н. Ресурсное обеспечение реализуемых инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] : доклад начальника Управления лесопользования и воспроизводства лесов Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации. URL:

http://www.rosleshoz.gov.ru/media/appearance/69 (Дата обращения 15.02.2013).

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/section s/macro/prognoz/doc20120912_00004. (Дата обращения 15.02.2013).

3. Ковалевский И. Вирус субаренды [Электронный ресурс] // Российские лесные вести. 2012 № 18. URL: http://lesvesti.ru/news/capital/2790/. (Дата обращения 15.02.2013).

4. Крамских А. Аутсайдеры бюджетного процесса [Электронный ресурс] // Российские лесные вести : сайт. URL:

http://www.lesvesti.ru/news/capital/3160/. (Дата обращения 15.02.2013).

6. В.А.Зубков. [Электронный ресурс]. // Российские лесные вести : сайт. URL: http://www.lesvesti.ru/print.php?id=2475. (Дата обращения 15.02.2013).

7. Якубов И. У регионов появятся дополнительные возможности. [Электронный ресурс] // Российские лесные вести. 2011. 12 сент. С. 5. Электрон. версия печат. публик. URL: http://lesvesti.ru/news/capital/1235/ (Дата обращения 15.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.