Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в развитии инфраструктуры'

Государственно-частное партнерство в развитии инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INFRASTRUCTURE / REGIONAL DEVELOPMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котлярова С.Н.

Проведен анализ опыта развития государственно-частного партнерства в трех мега регионах России – Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах. Основными критериями регионов для сравнения между собой выступают практика применения различных правовых форм государственно-частного партнерства, наличие специально созданных институтов для развития данного направления, развитость нормативной правовой базы и наличие инфраструктурных проектов на разной стадии их реализации. Выделены особенности территорий и систематизированы основные препятствия, возникающие при реализации инфраструктурных проектов в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

The analysis of the experience of public-private partnerships in three mega regions of Russia – Ural, Siberian and Far Eastern regions. The main criteria for comparing regions together are the practice of the various legal forms of public-private partnerships, the presence of a specially created institutions for the development of this area, development of the legal framework and the availability of infrastructure projects in various stages of implementation. The features of the territories and systematized the main obstacles encountered in the implementation of infrastructure projects in the region.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в развитии инфраструктуры»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 334.012

С.Н. Котлярова

канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник, ФГБУНИнститут экономики Уральского отделения Российской академии наук

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАЗВИТИИ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация. Проведен анализ опыта развития государственно-частного партнерства в трех мега регионах России - Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах. Основными критериями регионов для сравнения между собой выступают практика применения различных правовых форм государственно-частного партнерства, наличие специально созданных институтов для развития данного направления, развитость нормативной правовой базы и наличие инфраструктурных проектов на разной стадии их реализации. Выделены особенности территорий и систематизированы основные препятствия, возникающие при реализации инфраструктурных проектов в регионах.

Ключевые слова: инфраструктура, региональное развитие, государственно-частное партнерство.

S.N. Kotlyarova, The Institute of Economy of the Urals Branch of Russian Academy of Sciences PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT Abstract. The analysis of the experience of public-private partnerships in three mega regions of Russia - Ural, Siberian and Far Eastern regions. The main criteria for comparing regions together are the practice of the various legal forms of public-private partnerships, the presence of a specially created institutions for the development of this area, development of the legal framework and the availability of infrastructure projects in various stages of implementation. The features of the territories and systematized the main obstacles encountered in the implementation of infrastructure projects in the region.

Keywords: infrastructure, regional development, public-private partnership.

Социально-экономическая стратегия развития и России, и ее отдельных регионов особое внимание уделяет развитию инфраструктуры. Это связано с тем, что наличие эффективно функционирующей инфраструктуры является существенным фактором развития частных предприятий любой отрасли экономики. Развитая инфраструктура обеспечивает приток инвестиций в реальный сектор экономики, является локомотивом промышленного прогресса. В связи с этим снятие инфраструктурных ограничений для роста промышленного производства является государственной задачей.

В России сложилась ситуация так называемых «завышенных ожиданий», когда частный бизнес ожидает, что инфраструктуру будет строить государство, а государственная сторона считает, что инфраструктура к частным месторождениям и объектам является частным делом бизнеса. Возможным выходом из данной ситуации является реализация инфраструктурного проектного финансирования с использованием средств и методов государственной поддержки.

Инфраструктурные проекты служат способом стимулирования экономической активности, и потребность в их реализации особенно остро ощущается в России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации, развитие государственно-частного партнерства определяется как стратегическое на-

№ 10 (14) - 2012

63

Проблемы экономики и менеджмента

правление [2].

Развитие рынка проектов государственно-частного партнерства в России имеет всего лишь 7-8-летнюю историю, что предопределяет ограниченное число успешно реализованных проектов. Как правило, такие проекты точечно локализованы, обеспечены собственной инициативой местных властей и имеют небольшие масштабы. Основными сферами реализации проектов государственно-частного партнерства являются: транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика.

В настоящее время происходит эволюция подходов, постепенно выстраивается процесс организации таких проектов властью. На федеральном уровне внимание государства преимущественно сосредоточено на реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов, но существует достаточное количество проектов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне, большая часть которых реализуется в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожной сфере.

Первые примеры проектов государственно-частного партнерства в России, реализуемых во взаимодействии с региональными и местными властями, появились после 2002 года, однако, как правило, носили точечный характер и преимущественно касались сферы жилищно-коммунального хозяйства. После вступления в силу федерального закона о концессионных соглашениях идея реализации инвестиционных процессов на принципах государственно-частного партнерства приобрела «второе дыхание», причем акцент был смещен в сторону транспортной инфраструктуры федерального значения.

Анализ опыта развития государственно-частного партнерства в России позволяет сделать вывод, что завершенных проектов на сегодняшний день в Российской Федерации либо не представлено, либо они имели крайне малозначимый, локальный характер.

Неуверенное развитие форм, моделей, механизмов и институтов государственно-частного партнерства, связано с отсутствием развитой специальной законодательной базы. Федеральное законодательство, предметом которого являлось бы государственно-частное партнерство, в России пока не получило развития. Вместе с тем в 2006 году в России появились первые региональные законы, посвященные государственночастному партнерству.

Основными критериями для сравнения регионов между собой выступают практика применения различных правовых форм государственно-частного партнерства, наличие специально созданных институтов для развития данного направления, развитость нормативной правовой базы и наличие инфраструктурных проектов на разной стадии их реализации на территории конкретного региона.

Сравнение трех мега регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока по уровню развития государственно-частного партнерства, позволяет сделать вывод о том, что лидером по количеству реализуемых проектов государственно-частного партнерства является Сибирский федеральный округ. Лидирующими отраслями по количеству реализуемых проектов государственно-частного партнерства в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока являются транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Большое

64

№ 10 (14) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

значение в регионах уделяется проектам по энергетике и комплексному освоению территорий (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Проекты государственно-частного партнерства по отраслям

в федеральных округах

Ситуация с развитием институциональной основы и нормативной базы для реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства в регионах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов различается.

Наибольших успехов в развитии институтов государственно-частного партнерства добился Уральский федеральный округ. Свердловская и Курганская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа являются наиболее развитыми территориями в плане институтов взаимодействия с инвесторами: здесь организованы специализированные структуры, координирующие реализацию инфраструктурных проектов, созданы особые экономические зоны регионального уровня (Свердловская область), технопарки. Пять из шести субъектов округа имеют региональные законы о государственно-частном партнерстве и один субъект (Тюменская область) разработал проект областного закона о государственно-частном партнерстве.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах ситуация иная, но имеет тенденцию к улучшению. Регионы Дальнего Востока в основном не сформировали даже региональную законодательную базу, регулирующую государственно-частное партнерство. Из восьми субъектов только в одном регионе принят закон о государственночастном партнерстве (Амурская область), в двух имеются соответствующие законопроекты (Камчатский край). Ни в одном из субъектов нет специализированной структуры, занимающейся реализацией инфраструктурных проектов, однако такая структура создана на уровне в целом федерального округа (Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона). В Республике Саха-Якутия идет работа по формированию Регионального центра государственно-частного партнерства.

№ 10 (14) - 2012

65

Проблемы экономики и менеджмента

Сибирский федеральный округ лидирует по показателям развитости нормативно-правовой базы. Все субъекты округа имеют соответствующие законы, кроме Иркутской области, также сибирский регион имеет обширную практику применения различных правовых форм государственно-частного партнерства. На территории Сибири реализуется наибольшее количество инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства.

Проведенный анализ институциональной поддержки развития государственночастного партнерства позволил выявить основные препятствия, возникающие при реализации инфраструктурных проектов в регионах:

1) Проблема неправильной интерпретации типа реализуемого проекта. Часто представители органов власти понимают под государственно-частным партнерством более широкий спектр взаимодействия органов власти и инвесторов и стремятся отнести к проектам государственно-частного партнерства все инфраструктурные и инвестиционные проекты, реализуемые на территории региона.

2) Несовершенство нормативной правовой базы федерального уровня (отсутствие федерального закона о государственно-частном партнерстве). Необходимо отметить, что проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве» разработан Министерством экономического развития Российской Федерации и размещен на сайте Министерства для проведения публичных консультаций.

3) Отсутствие специализированных структур в области государственно-частного партнерства на региональном уровне.

4) Недостаточное финансирование инфраструктурных проектов, отсутствие инвесторов, желающих вкладывать средства в реализацию инфраструктурных проектов.

5) Отсутствие единой политики и оптимальной схемы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти при реализации проектов государственно-частного партнерства.

6) Низкий уровень квалификации государственных чиновников, что выражается в непонимании ими сущности государственно-частного партнерства, в отсутствии навыков проектного подхода, неготовности к партнерским отношениям с бизнесом, распространенности бюрократического мышления [3].

7) Неравноправный характер взаимодействия между государством и бизнесом, отсутствие культуры и практики такого партнерства.

8) Отсутствие качественных пилотных примеров, реализованных за счет синхронизации бюджетных и частных инвестиций. Законодательство позволяет, но у субъектов Российской Федерации и частных инвесторов отсутствует наработанный опыт.

Государство влияет на развитие системы инфраструктурного обеспечения, во-первых, за счет формирования стратегии развитии инфраструктуры и определения соответствующего правого поля, во-вторых, через участие в создании, модернизации и управлении инфраструктурными объектами.[4] Таким образом, государственное участие может носить прямой и косвенный характер. Прямое государственное вмешатель-

66

№ 10 (14) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ство предполагает непосредственное осуществление государственных инвестиций, что в условиях слабой конкуренции в инфраструктурных отраслях сопряжено с высокими рисками низкой эффективности инвестиций. Косвенное вмешательство предполагает создание таких условий, в которых частный сектор будут заинтересован в создании производств более высоких технологических укладов развитии соответствующих инфраструктурных объектов. Для более эффективного развития инфраструктуры необходимо развивать взаимодействие частного и государственного секторов в сфере развития объектов инфраструктуры, что может быть достигнуто за счет реализации соответствующих проектов на базе ГЧП.

Работа выполнена при поддержке программы фундаментальных исследований УрО РАН, проект № 12-С-7-1010 «Стратегические приоритеты инфраструктурного обеспечения пространственного развития региона на принципах государственночастного партнерства».

Список литературы:

1. Хазин А. Нужно шире использовать государственно-частное партнерство на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. - URL: http://mega-pro.ru/interview/838743/ (дата обращения: 3.05.2012)

2. Барьеры развития механизма ГЧП в России. - М.: НПФ «Экспертный институт», 2010. - 32 с.

3. Рыбцев В.В. Роль государства в формировании и развитии инфраструктуры // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - № 2(68).

4. Рыбцев В.В. Переход к шестому технологическому укладу как механизм перехода к инновационному пути развития // Креативная экономика. - 2011. - № 4. - C. 3-8.

List of references:

1. Khazin A. We need to make greater use of public-private partnerships in the Far East. - URL: http://mega-pro.ru/interview/838743/ (date accessed: 03.05.2012)

2. Obstacles to development of PPPs in Russia. - M.: NPF «Expert Institute», 2010. - 32 p.

3. Ribzev V.V. The state's role in the formation and development of infrastructure // Proceedings of the St. Petersburg University of Economics and Finance. - 2011. - № 2 (68).

4. Ribzev V.V. The transition to the sixth technological structure as a mechanism for the transition to innovative development // Creative industry. - 2011. - № 4. - P. 3-8

№ 10 (14) - 2012

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.