Государственно-частное партнерство в колледже
Глобальные социальные изменения, происходящие в стране, инновационное развитие экономики, политики, социокультурной сферы, связанные с развитием открытого общества, предъявляют все новые требования к системе профессионального образования. Сегодня образование рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития государства и общества, повышения его конкурентоспособности и национальной безопасности.
Александр Павлович БОЛЬШАКОВ,
директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа, Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается практический опыт реализации государственно-частного партнерства в ЮжноУральском многопрофильном колледже
Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, социальные связи, многоканальное финансирование
Развитие профессионального образования, осуществляемое в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, опирается на компетентностный подход в обучении и направлено на рационализацию структуры подготовки кадров, совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, укрепление связи образовательных учреждений с производством, развитие многоканального финансирования.
Одной из важнейших задач профессионального образования становится поиск новых подходов к подготовке специалистов, уровень и профиль которых соответствуют современным требованиям работодателя: конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, целеустремленных, умеющих мобилизовать себя для решения профессиональных задач, готовых к построению профессиональной карьеры и непрерывному образованию. Необходимость решения данной задачи обусловливает изменения в сложившейся системе среднего профессионального образования (далее — СПО), активизирует поиск инновационных форм управления системой подготовки специалиста, актуализирует привлечение социальных ресурсов.
Одной из эффективных форм «отношений между общественным и частным секторами, направленных на трансформацию экономических связей и образования, функционирующих на основе перераспределения права собственности» [1, с.11] , позволяющих «получить более высокий социально-экономический эффект при согласовании интересов по достижению стратегических целей национальной экономики» [там же], является государственно-частное партнерство (далее — ГЧП).
При развитии такого партнерства государство получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные учреждения — привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы [2].
Широкий спектр социальных связей
Эффективная система государственно-част -ного партнерства сложилась в Южно-Уральском многопрофильном колледже (далее — ЮУМК), который был создан в 2012 году путем слияния Челябинского юридического техникума, Уральского государственного колледжа, Челябинского металлургического техникума, профессиональных училищ № 32 и № 37 г. Челябинска. В настоящее время это крупнейшая профессиональная образовательная организация Челябинской области, в стенах которой обучаются более 3 500 студентов по 12 укрупненным группам профессий и специальностей СПО. В составе колледжа три территориально отдельных комплекса: юридический, многопрофильный и металлургический.
Подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в ЮУМК осуществляют преподаватели и мастера производственного обучения, 85% которых имеют первую и высшую квалификационные категории. Вместе с тем характер современного процесса модернизации производства требует более оперативного переобучения и стажировки на новом высокотехнологичном оборудовании, сохраняется тенденция старения педагогических кадров.
Колледж располагает материально-технической базой, соответствующей требованиям ФГОС СПО и обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебными планами. Комплектование лабораторий колледжа в последнее время осуществляется современным технологическим оборудованием. Вместе с тем уровень оснащенности ряда лабораторий и мастерских является недостаточным для подготовки обучающихся, отвечающих современным потребностям производства.
В колледже создан отдел по связям с общественностью, в состав которого входят центр по профессиональной ориентации, центр содействия трудоустройству выпускников, маркетинговая служба, специалист по рекламе.
В настоящее время ЮУМК имеет широкий спектр социальных связей: заключено более 30 договоров о долгосрочном сотрудничестве. Среди них крупнейшие предприятия и организации Челябинска: Челябинский металлургический комбинат, «Мечел-Кокс», «Уральская кузница», Челябинский электрометаллургический комбинат, отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, правоохранительные и судебные органы.
Практика государственно-частного партнерства
Основными формами реализации ГЧП в Южно-Уральском многопрофильном колледже являются следующие.
1. Участие партнеров в формировании государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В связи с осуществлением проекта строительства универсального рельсобалочно-го стана у Челябинского металлургического комбината возникла потребность в техниках-гидравликах. Руководством колледжа были проведены все необходимые мероприятия по лицензированию новой специальности, и с 2011 года учебное заведение приступило к подготовке по специальности «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики». В июне 2013 года уникальный рельсобалочный стан был введен в эксплуатацию, и уже в 2014-м студенты колледжа работали на нем во время производственной практики.
2. Участие инвесторов в учебной и управленческой деятельности колледжа с позиции конечного потребителя результатов совместного труда
• Учебные экскурсии на предприятия и в организации области.
• Уроки на производстве.
• Использование компьютерных программ-тренажеров, разработанных специалистами предприятий. Программисты цеха АСУТП Челябинского металлургического комбината разработали и установили в компьютерных классах колледжа тренажер оператора машины непрерывного литья заготовок, на котором студенты могут изучать технологический процесс разливки стали. Тренажер создан на основе реальной программы управления технологическим процессом МНЛЗ кислородно-конвертерного цеха.
• Привлечение ведущих специалистов-практиков к преподаванию профессиональных дисциплин и модулей. При реализации образовательных программ для студентов, обучающихся по специальности «Обработка металлов давлением», инженерно-технические работники Челябинского трубопрокатного завода и Челябинского кузнечно-прессового завода проводят
курс лекций по технологическим особенностям производства прокатной продукции на этих предприятиях.
• Предоставление мест проведения производственной практики предприятиям и организациями области. Наибольшее число студентов металлургического комплекса (70,5% в 2013 году и 82,4% в 2014 году) прошли производственную практику на предприятиях — социальных партнерах ЮУМК, с которыми заключены долгосрочные соглашения. Растет и число студентов, проходивших практику с трудоустройством на рабочие места: (65,7% в 2013 году и 66,2% в 2014 году).
• Руководство дипломными проектами ведущими специалистами предприятий и организаций.
• Участие специалистов-практиков в исследовательской работе студентов и преподавателей. Ежегодно студенты специальности «Коксохимическое производство» принимают участие в научно-практической конференции «Современные технологии коксохимического производства», проводимой на предприятии «Мечел-Кокс».
• Развитие сотрудничества в сфере мониторинга качества подготовки выпускников. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОСы), позволяющие оценить знания, умения, практический опыт и освоенные компетенции. ФОСы для аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются методическим советом колледжа после предварительного положительного заключения работодателей. Опытные мастера и ведущие специалисты предприятий и организаций ежегодно входят в состав экзаменационных комиссий при проведении квалификационных экзаменов по профессиональным модулям и государственных экзаменационных комиссий.
• Развитие общественных форм управления. В ЮУМК функционирует Совет колледжа. Среди 13 членов Совета — преподаватели и сотрудники колледжа, представитель работодателя, студенты, родители студентов. На Совет выносятся наиболее важные направления деятельности колледжа: обсуждение программы развития образовательной организации, внесение изменений в Устав колледжа, контрольные цифры приема, совершенствование материально-технической базы колледжа и др.
3. Создание и совершенствование образовательных стандартов, учебных планов и программ с учетом потребностей рынка
Педагогический коллектив колледжа совместно с ведущими специалистами Челябинского металлургического комбината разработал фе-
В колледже создан отдел по связям с общественностью, в составе которого — центр по профессиональной ориентации, центр содействия трудоустройству выпускников, маркетинговая служба, специалист по рекламе
В настоящее время колледжем заключено более 30 договоров о долгосрочном сотрудничестве с крупнейшими предприятиями и организациями Челябинска
деральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Обработка металлов давлением», а вместе с работодателями (Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области и Министерством социальных отношений Челябинской
В 2014 году на базе колледжа от- области) — ФГОС по специ-
крылся Ресурсный центр компании альности среднего профессионального образования
«Право и организация социального обеспечения». Также были разработаны примерные программы дисциплин и профессиональных модулей, которые реализованы более чем в 150 профессиональных образовательных организациях РФ. Прибыль составила около 3 млн рублей.
В соответствии с ФГОС СПО при формировании учебных планов колледж распределяет объем времени, отведенный на вариативную часть, с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. Так, по предложению специалистов Челябинского металлургического комбината с целью обучения студентов ориентироваться в технологиях, объектах и процессах металлургического производства в программы подготовки специалистов была введена дисциплина «Технология отрасли».
4. Привлечение студентов и преподавателей колледжа к подготовке проектов под решение проблем государственно-социальной политики и бизнеса
Коллективом преподавателей и сотрудников была разработана модель Ресурсно-кадрового центра органов пенсионной системы России, которая представляет собой тестовую систему для определения уровня профессиональных компетенций сотрудников Пенсионного фонда РФ. Программа позволяет на этапе подбора персонала отсеивать случайные и не имеющие специальных знаний кадры, а также выявлять пробелы в знаниях работающих специалистов и планировать повышение квалификации с учетом анализа результатов тестирования. Создано электронное учебное пособие по дисциплине «Право социального обеспечения», с помощью которого без отрыва от работы можно ликвидировать пробелы в знаниях специалистов. Имея анализ профессиональной подготовки сотрудников ПФР на местах, можно формировать федеральную программу повышения квалификации по направлениям. Примерный экономический эффект — 120-130 млн рублей в год.
Модель Ресурсного центра Пенсионного фонда Российской Федерации, прошедшая апробацию во всех Управлениях Пенсионного фонда в районах Челябинска, получила одобрение в ГУ «Отделение Пенсионного фонда России по Челябинской области» (Челябинск),
Одним из партнеров колледжа является компания KNAUF, имеющая всемирную известность в сфере производства строительных материалов и их реализации
в Управлении кадровой политики ПФР (Москва), отмечена бронзовой медалью 61-й Международной выставки изобретений «INEA — 2009» (Нюрнберг, Германия) в 2009 году.
Аналогичная тестовая система была разработана для арбитражных судов, получила положительное заключение Арбитражного суда Челябинской области и была приобретена Арбитражным судом Архангельской области.
В целях повышения эффективности управления колледжем и обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде в учебном заведении разработана автоматизированная система управления ProCollege (АСУ ProCollege), которая получила распространение в 26 (из 47) профессиональных образовательных организациях Челябинской области, в других регионах России, а также в Белоруссии.
5. Создание и развитие на базе колледжа образовательно-производственно-технологических структур для обеспечения инновационной деятельности компаний
В 2014 году ЮУМК совместно с компанией «Роберт Бош» (Германия) реализовал уникальный для России образовательный проект. На основе взаимной заинтересованности в развитии профессионального образования и проведении обучения в сфере строительства и промышленности, а также в целях содействия дальнейшему использованию передовых технологий и оборудования в сфере строительства и промышленности, стороны подписали Соглашение о сотрудничестве. Результатом данного проекта стало открытие Ресурсного центра BOSCH на базе ЮУМК. Ресурсный центр отвечает высокому уровню материально-технической базы и дидактического обеспечения, что подтверждается Сертификатом. Компания BOSCH на безвозмездной основе обеспечила Ресурсный центр широким ассортиментом электроинструмента и измерительной геодезической техникой.
Одним из партнеров колледжа является компания KNAUF, имеющая всемирную известность в сфере производства строительных материалов и их реализации. В рамках ведения образовательной и просветительской деятельности между компанией KNAUF и ЮУМК в марте 2013 года заключен договор о сотрудничестве, а в апреле 2015 года была открыта мастерская по технологии сухого строительства. Целью совместного проекта является повышение качества профессионального образования по программам подготовки специалистов и рабочих для строительной отрасли региона, укрепление материально-технической базы колледжа, обеспечение учебно-производственного процесса расходными материалами и инструментом. В качестве перспективы и развития данного сотрудничества станет аттестация мастерской с целью присвоения ей статуса Ресурсного центра KNAUF.
6. Стажировка преподавателей профессиональных дисциплин (профессиональных модулей) на реальных рабочих местах под ру-
ководством специалистов предприятий и организаций
За последние три года все педагогические работники колледжа повысили свою квалификацию. Большинство преподавателей металлургического комплекса колледжа (86,1%) прошли стажировку на предприятиях — социальных партнерах колледжа, изучив современные технологические процессы производства стали, проката, новое оборудование и методы его ремонта.
7. Создание дополнительных возможностей для многоканального финансирования и процесса развития материально-технической базы колледжа
• Спонсорство. Работниками Челябинского металлургического комбината в 2013-2014 годах была проведена ревизия станочного парка колледжа, оказана помощь в проведении де-монтажных работ. Сотрудниками цехов ЦТО-1 и ЦТО-3 были выполнены работы по реконструкции и ремонту моделей прокатного, сталеплавильного и доменного производства. Специалисты комбината полностью восстановили макет прокатного стана 2300, выполненный в масштабе 1:10 к оригиналу и работающий в прокатном цехе №4 комбината.
В 2014 году администрация ЮУМК обратилась к руководству комбината с просьбой о передаче колледжу образцов редукторов, гидродвигателей и другого гидравлического и пневматического оборудования, необходимого для формирования профессиональных компетенций у студентов гидравликов и механиков. Колледж произвел ремонт, подготовил помещение для размещения оборудования. В настоящее время оборудование из ЦТО-1 и ЦМП комбината передано и установлено в металлургическом комплексе колледжа.
Предприятиями «Челябинский завод «Тепло-прибор» и «Метран» была оснащена современными автоматическими системами регулирования, контроля и поверки лаборатория «Типовые элементы устройств систем автоматизированного управления средств измерения».
Социальные партнеры колледжа оказывают спонсорскую помощь при проведении различных мероприятий, предоставляя необходимые помещения (стадион, тир), принимают участие в формировании призовых фондов при проведении различных профессиональных конкурсов.
• Пожертвования. Ежегодно «Газпромбанк» в рамках проведения Всероссийского конкурса «Рабочие стипендиаты Газпромбанка» направляет пожертвование колледжу на уставные цели в размере 100 тыс. рублей.
• Софинансирование. В 2012 году ЮУМК получил целевую субсидию для приобретения учебного оборудования для подготовки специалистов по направлению «Металлургия, машиностроение и металлообработка» в размере 50 млн рублей. На предоставленную субсидию колледжем было закуплено современное оборудование производства фирм Festo-Didaktik
(Россия), LukasNulle (Германия), «Экрос-Про-фи» (г. Санкт-Петербург), НПП «Учтех-Профи» (г. Челябинск), оборудован кабинет курсового и дипломного проектирования, 22 рабочих места преподавателей оснащены АРМами. Перечень закупаемого оборудования был согласован с главным механиком Челябинского металлургического За последние три года 86,1% пре-комбината, ведущими спе- подавателей металлургического
циалистами «Мечел-Кокс». ,..„,,, "
Одним из условий! предо- комплекса ЮУМК прошли стажир°в-
ставления целевой субсидии ку на предприятиях — социальных
являлось софинансирование партнерах колледжа от колледжа в размере 10 млн руб. В рамках участия в софинансирова-нии Челябинским металлургическим комбинатом был произведен капитальный ремонт помещения площадью 317,6 кв. м. Работники «Мечел-Кокс» отремонтировали 105,3 кв. м, компания «ФЕСТО-РФ» установила пять рабочих станций по мехатронике, фирма LukasNulle предоставила программное обеспечение.
• Инвестиции. В соответствии с долгосрочными договорами о подготовке специалистов, заключенными между ЮУМК и промышленными предприятиями, колледж получает определенные денежные суммы за каждого трудоустроившегося на эти предприятия выпускника.
Таким образом, государственно-частное партнерство плотно вошло в экономическую жизнь России и сегодня активно развивается не только Социальные партнеры колледжа в экономике, но и в социаль- оказывают спонсорскую помощь
ных сферах жизни общества, при проведении различных ме-одной из которых является роприятий, принимают участие ^ф^ в формировании призовых фондов
ряд потенциальных выгод профессиональных конкурсов
и преимуществ, которые могут извлечь для себя партнеры. Примером эффективной реализации такого сотрудничества является Южно-Уральский многопрофильный колледж. Достигнутые им результаты позволяют осуществлять профессиональную подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена на качественно более высоком уровне.
Литература
1. Зайко Е. М. Реализация технологии государственно-частного партнерства в условиях сетевого взаимодействия как фактор обеспечения конкурентоспособности профессиональных образовательных организаций [Текст] / Е. М. Зайко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 18-19 февраля 2015 «Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании». — Челябинск: СИМАРС, 2015. — 386 с.
2. Криволапова А. А. Государственно-частное партнерство в сфере образования [Текст] / А. А. Криволапова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». — 2012. — №2. — С. 104-108.