Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство Российской Федерации в системе образования: современное состояние и перспективы развития'

Государственно-частное партнерство Российской Федерации в системе образования: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-AND MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / BUDGET EXPENDITURES / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова К.А.

В статье раскрываются особенности организации государственно-частного партнерства в сфере образования, обосновывается необходимость, цели и задачи его развития. Определены основополагающие преимущества развития государственно-частного партнерства в области образования, что позволило выделить направления взаимодействии государства и бизнеса с целью повышения качества образовательных услуг в Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасимова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the peculiarities of organization of state-private partnership in the field of education, substantiates the need, goals and objectives of its development. Identified the fundamental advantages of public-private partnerships in education, which helped to highlight the areas of cooperation between the state and business with the aim of improving the quality of educational services in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство Российской Федерации в системе образования: современное состояние и перспективы развития»

Герасимова К.А.,

ассистент кафедры финансов

РГЭУ (РИНХ)

E-mail: h_kristma@bk.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются особенности организации государственно-частного партнерства в сфере образования, обосновывается необходимость, цели и задачи его развития. Определены основополагающие преимущества развития государственно-частного партнерства в области образования, что позволило выделить направления взаимодействии государства и бизнеса с целью повышения качества образовательных услуг в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, образование, расходы бюджета, финансирование.

Gerasimova K.A.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION

IN THE EDUCATION SYSTEM: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

In the article the peculiarities of organization of state-private partnership in the field of education, substantiates the need, goals and objectives of its development. Identified the fundamental advantages of public-private partnerships in education, which helped to highlight the areas of cooperation between the state and business with the aim of improving the quality of educational services in the Russian Federation.

Keywords: state-and municipal-private partnership, education, budget expenditures, financing.

Одной из ключевых характеристик современного этапа развития обществен-

но-политических систем становится усиление роли образования, квалификации и профессионализма. Это требует определения в качестве стратегической цели развития общества формирование современной отечественной образовательной системы с целью повышения эффективности, доступности и качества образовательных услуг. В последнее десятилетие в сфере образования наметился переход от преимущественно административного государственного воздействия к экономическим отношениям взаимодействия, мотивации и партнерства. Государство в достаточном объеме финансирует образовательные учреждения, фундаментальные исследования, стипендии для талантливых учащихся, вместе с тем развитие рыночного типа хозяйствования формирует условия для притока в образование и частных ка-питалов1.

В 80-х годах прошлого века началось активное применение форм государственно-частного партнерства в сфере образования во многих зарубежных странах, которые являются лидерами на международном рынке образовательных услуг.

Согласимся с мнением, что в мировой практике частные инвестиции довольно широко привлекаются в образовательную инфраструктуру, что позволяет использовать дополнительные финансовые ресурсы, высокопрофессиональные навыки, доступные частным компаниям, применять менее формализованные процедуры закупок частным сектором, позволяя, в свою очередь, государственным структурам сосредоточиться на тех функциях, в которых у них есть сравнительное пре-имущество2.

В соответствии с Федеральным законом России от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, му-

1 Андреева О. В., Самойлова К.Н., Такмазян А. С., Герасимова К. А. Современные тенденции финансового обеспечения системы образования Российской Федерации // Norwegian Journal of development of the International Science. 2017. № 11. Vol.2. P.C. 27-30

2 Мельников М.С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 3. с. 303-308.

ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с законодательством в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества1.

В Письме Минобрнауки России от 08.10.2012 № 08-444 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» отмечено, что для формирования конкурентоспособной системы образования необходимо внедрять в нее новые принципы управления, в том числе обеспечить ее развитие на принципах интеграции и кооперации ресурсов -информационных, кадровых, управленческих, финансовых.

Под государственно-частным партнерством понимается форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги2.

К характерным чертам ГЧП относятся: долгосрочный характер отношений; объединение ресурсов под достижение

1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Электронный ресурс. [Режим доступа] // http://economy.gov.ru

2 Костоглодова Е.Д. Адаптация механизмов госу-

дарственно-частного партнерства в сфере культу-ры//Финансовые исследования, 3(44), 2014.

конкретного результата; распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнером. 3

Основной целью государственно-частного партнерства в сфере образования является объединение ресурсов (финансовых, материальных, организационных). Также важным направлением развития государственно-частного партнерства является активизация именно внебюджетных источников финансирования с привлечением частных организаций и частных лиц (индивидуальных предпринимателей) для реализации значимых образовательных программ и проектов при использовании средств бюджетов соответствующего уровня.

Использование механизмов государственно-частного партнерства в образовании позволяет сформировать круг задач, стоящих перед российской системой образования (см. рис. 1), и найти возможности для реализации указанных задач.

В соответствии с законодательством Российской Федерации можно выделить основных участников государственно-частного партнерства в области российского образования.

В процессе государственно-частного партнерства происходит взаимодействие трех основных сторон. В связи с тем что частные организации и частные лица (индивидуальные предприниматели) могут участвовать в образовательной деятельности, законодательством Российской Федерации были выделены основные требования к указанным участникам государственно-частного партнерства в сфере образования.

Данные требования являются законодательно закрепленными в нормативно-правовых актах Российской Федерации и другие требования не должны применяться к частным партнерам.

3 Письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 № 08444 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» Электронный ресурс. [Режим доступа] // http:// http://base.garant.ru/70930978/

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ, В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕ ННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Рисунок 1 - Задачи государственно-частного партнерства в системе образования Российской Федерации1

ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рисунок 2 - Основные участники государственно-частного партнерства в сфере образования в Российской Федерации2

1 Составлен автором на основе данных Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской

2Составлен автором на основе данных Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно -частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Электронный ресурс. [Режим доступа] // http://economy.gov.

Государственно-частное партнерство в области образования использует основные принципы взаимодействия государства с частным сектором для эффективно-

го сотрудничества и повышения качества предлагаемых гражданам Российской Федерации и иностранным обучающимся образовательных услуг.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

открытость и доступность информации о партнерах

—> добросовестное использование сторонами соглашения обязательств по соглашению

—> справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения

—> отсутствие дискриминации, равноправие сторон, соглашения и равенство их перед законом

—> свобода заключения соглашения

обеспечение конкуренции

Рисунок 3 - Принципы организации государственно-частного партнерства в сфере образования (составлен автором по данным Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Режим доступа: //http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/201507213/)

Определим основные преимущества щие на необходимость данных отношений

развития государственно-частного парт- для успешного функционирования россий-

нерства в области образования, указываю- ской системы образования (табл. 1).

Таблица 1 - Основные преимущества развития государственно-частного парт_нерства в сфере образования в Российской Федерации 1_

Преимущество Основные характеристики

Возможность ускорения социально-экономического развития Государственно-частное партнерство позволяет реализовать достаточно перспективные для экономики инновационного типа проекты в сфере образования через привлечение частного капитала

Сокращение расходов бюджета на образование Государственно-частное партнерство дает возможность привлечения инвестиций частного бизнеса к финансированию объектов образовательной инфраструктуры

Повышение качества образовательных услуг В процессе реализации механизмов государственно-частного партнерства получают дальнейшее развитие инновационные подходы и технологи, что позволит повысить качество оказываемых образовательных услуг

Дальнейшее реформирование государственного сектора Развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере субъектов Федерации даст возможность использования высвобожденных финансовых ресурсов на решение первоочередных задач развития социальной сферы регионов

Захарова Н.Н., Черданцева В.П., Тронина М.В. Государственно-частное партнерство в сфере образования -социально-экономический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-2. С. 340-343

Данные преимущества государственно-частного партнерства и их основные характеристики позволяют обосновать необходимость создания системы взаимоотношений между государством, образовательными учреждениями и бизнесом, способных сформировать единую совершенную систему образования и способствовать повышению качества образовательных услуг, предоставляемых на территории Российского государства.

Рассмотрев особенности государственно-частного партнерства в области образования, можно выделить следующие существенные преимущества, которые формируются при эффективном взаимодействии государства и бизнеса с целью повышения качества образовательных услуг в Российской Федерации: привлечение инвестиций частных организаций и индивидуальных предпринимателей для расширения источников финансового обеспечения образовательных учреждений, что позволит уменьшить нагрузку бюджетов различных уровней бюджетной системы на образовательную сферу, при выполнении органами государственной власти и местного самоуправления своих функций, а также реализация инновационных проектов в образовательной сфере с помощью привлечения финансовых ресурсов частного сектора.

На сегодняшний день в Российской Федерации происходит постепенное расширение взаимодействия между государственными образовательными организациями и бизнесом, который активно содействует развитию учреждений системы образования и участвует в их деятельности. Если несколько лет назад взаимодействие частных организаций в деятельности российских образовательных учреждений заключалось в основном в оказании благотворительной помощи, спонсорстве определенного мероприятия, то на данный момент частный сектор российской экономики принимает активное участие в работе образовательных учреждений, в совершенствовании их материально-технической базы и развитии качества образовательных услуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Электронный ресурс. [Режим доступа]. http://economy. gov.ru/minec/activity/secti ons /privgovpartnerdev/201507213

2. Письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 № 08-444 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» Электронный ресурс. [Режим доступа]. http:// http://base.garant.ru/70930978/

3. Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А. С. Современные тенденции финансового обеспечения социально-культурного комплекса Российской Федерации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-3 С. 7-10

4. Андреева О. В., Самойлова К.Н., Такмазян А. С., Герасимова К. А. Современные тенденции финансового обеспечения системы образования Российской Федерации // Norwegian Journal of development of the International Science. 2017. № 11. Vol.2. P.C 27-30

5.Богословцева Л.В., Такмазян А. С. Развитие государственно-частного партнерства и конкурентной среды в социальной сфере субъектов Российской Федерации. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-4. С. 9-14

б.Захаров Н.Н., Черданцев В.П., Тро-нина М.В. Государственно-частное партнерство в сфере образования - социально-экономический аспект. - М.: Центр социальных исследований и инноваций, 2009.

7. Костоглодова Е.Д. Адаптация механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры//Финансовые исследования, 3(44), 2014.

8. Мельников М.С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - с. 303-308.

9. Уметов Т.Э. Государственно-частное партнерство в образовании как веление времени // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -Т. 41. - С. 95-100. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771364.htm.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Federal Law No. 224-FZ of July 13, 2015 "On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation." Electronic resource. [Access Mode] // http://economy.gov.ru/minec/activity/sections /privgovpartnerdev/2015 07213

2. The letter of the Ministry of Education and Science of Russia from 08.10.2012 № 08-444 "On the application of public-private partnership mechanisms in the field of education" Electronic resource. [Access Mode] // http://base.garant.ru/70930978/

3.Andreeva O.V., Samoylova K.N., Takmazyan A.S. Current tendencies of financial support of socio-cultural complex of the Russian Federation // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 7-3 C. 7-10

4.Andreeva O.V., Samoylova K.N., Takmazyan A.S., Gerasimova K.A. Modern

tendencies of financial support of the education system of the Russian Federation // Norwegian Journal of Development of the International Science. No. 2017. Vol. P S. 27-30

5. Bogoslovtseva L.V., Takmazyan A.S. Development of public-private partnership and competitive environment in the social sphere of the constituent entities of the Russian Federation. // Competitiveness in the global world: economy, science, technology. 2017. No. 7-4. Pp. 9-14.

6. Zakharov N.N., Cherdantsev V.P., Tronina M.V. Public-private partnership in education - socio-economic aspect // Moscow: ANO "Center for Social Research and Innovations", 2009.

7. Kostoglodova E.D. Adaptation of mechanisms of public-private partnership in the sphere of culture // Financial Research, 3 (44), 2014.

8. Melnikov M.S. The use of public-private partnership in education // Russian Entrepreneurship. - 2017. - Volume 18. -No 3. - p. 303-308.

9. Umetov T.E. Public-private partnership in education as the dictates of time / / Scientific and methodical electronic magazine "Concept." - 2017. - T. 41. - C. 95-100. -URL: http://e-koncept.ru/2017/771364.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.