Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: Российская практика и международный опыт (на примере Республики Беларусь)'

Государственно-частное партнерство: Российская практика и международный опыт (на примере Республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП-ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP PROJECTS / GOVERNMENT / AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гридчина Нина Сергеевна

В статье рассмотрена российская практика реализации ГЧП, а также международный опыт развития данного механизма (на примере Республики Беларусь). ГЧП является одним из эффективных способов привлечения частного бизнеса в различные сферы экономики, позволяет разделить риски производства между государством и частным бизнесом. Сложившийся механизм ГЧП в России не обеспечивает системного осуществления инновационных процессов, характеризуется локальными изменениями. В настоящее время в России крайне мало число успешно реализованных проектов, опыт применения данного механизма не обобщен и не систематизирован. В этой связи необходимо разработать методические и организационные подходы для применения ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP: RUSSIAN PRACTICE AND INTERNATIONAL EXPERIENCE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BELARUS)

The article considers the Russian practice of implementation of PPP, as well as international experience in the development of this mechanism (on the example of the Republic of Belarus). PPP is one of the most effective ways of attracting private business in various sectors of the economy, production allows you to share the risks between government and private business.The current PPP mechanism in Russia does not provide the system the implementation of innovative processes, characterized by local changes. Currently, Russia has very few number of successfully completed projects, experience of application of this mechanism is not generalized and not systematized. In this regard, it is necessary to develop methodological and institutional approaches for PPPs.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: Российская практика и международный опыт (на примере Республики Беларусь)»

УДК 336.581:338.439

Гридчина Нина Сергеевна, аспирант Юго-Западного государственного университета

e-mail: gridchina-nina1@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Аннотация: в статье рассмотрена российская практика реализации ГЧП, а также международный опыт развития данного механизма (на примере Республики Беларусь). ГЧП является одним из эффективных способов привлечения частного бизнеса в различные сферы экономики, позволяет разделить риски производства между государством и частным бизнесом. Сложившийся механизм ГЧП в России не обеспечивает системного осуществления инновационных процессов, характеризуется локальными изменениями. В настоящее время в России крайне мало число успешно реализованных проектов, опыт применения данного механизма не обобщен и не систематизирован. В этой связи необходимо разработать методические и организационные подходы для применения ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП-проекты, государство, бизнес.

Nina Gridchina, post-graduate student, southwest state University

E-mail: gridchina-nina1@yandex.ru

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP: RUSSIAN PRACTICE AND INTERNATIONAL EXPERIENCE (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BELARUS)

Abstract: the article considers the Russian practice of implementation of PPP, as well as international experience in the development of this mechanism (on the example of the Republic of Belarus). PPP is one of the most effective ways of attracting private business in various sectors of the economy, production allows you to share the risks between government and private business. The current PPP mechanism in Russia does not provide the system the implementation of innovative processes, characterized by local changes. Currently, Russia has very few number of successfully completed projects, experience of application of this mechanism is not generalized and not systematized. In this regard, it is necessary to develop methodological and institutional approaches for PPPs.

Key words: state-private partnership, PPP projects, government, and business.

По нашему мнению, государственно-частное партнерство - это взаимовыгодное сотрудничество между государственными органами и частным бизнесом, осуществляемое в различных формах, направленное на реализацию совместных высокоэффективных инвестиционных проектов при объединении ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) и разделении рисков.

Темпы развития государственно-частных партнерств во всем мире свидетельствуют о том, что этот механизм взаимодействия, безусловно, имеет серьезные преимущества для государства, для бизнеса и для общества.

В мировой практике механизмы партнерства государства и частного сектора работают и совершенствуются уже долгое время. Уровень развития механизма ГЧП в зарубежных странах неодинаков. Китай, Латвия, Чехия, Словакия, Венгрия находятся в самой начальной стадии развития ГЧП. Стандарты и законодательная база ГЧП в этих странах находится на стадии разработки, количество реализуемых ГЧП проектов невелико, сферы применения

данного механизма ограничены. В США, Франции, Японии, Германии ГЧП развито на среднем уровне. Высокий уровень развития ГЧП в Великобритании, Австралии, Ирландии.

Практика применения ГЧП в ряде западноевропейских стран показывает, что данный механизм используется там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы, но при этом не в состоянии действовать самостоятельно и независимо друг от друга.

В каждом государстве существуют отрасли приоритетные для применения ГЧП. Наиболее предпочтительными секторами экономики, в которых реализуются проекты ГЧП в Европе, являются образование, транспорт и здравоохранение [2].

Рассмотрим развитие института ГЧП в Республике Беларусь. Основные аспекты реализации ГЧП в этой стране:

1. Реализация проекта «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства в Республике Беларусь». Цель проекта Укрепление потенциала государственного и частного секторов, научного сообщества и общественных организаций с целью продвижения, разработки и поддержки социально-значимых проектов государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях.

Основные задачи:

1) Наращивание потенциала и обучение участников государственно-частного партнерства разработке и реализации проектов ГЧП.

2) Создание Национального центра ГЧП в качестве основной структуры по развитию механизмов государственно-частного партнерства в Беларуси.

3) Создание условий для привлечения частного капитала и управленческих навыков в инфраструктурные отрасли посредством внедрения механизма выявления, отбора, оценки и обоснования пилотных проектов ГЧП [4].

2. Принятие закона «О государственно-частном партнерстве» 30 декабря 2015 г. Законом определяются сферы, в которых могут осуществляться проекты ГЧП: коммунальное хозяйство и коммунальные услуги, здравоохранение, социальное обслуживание, агропромышленное производство, дорожная и транспортная деятельность. Кроме того, закрепляются государственные гарантии прав частного партнера (его право на льготы и преференции), а также устанавливается порядок разрешения споров между частным и государственным партнерами [4].

3. Создание Межведомственного инфраструктурного координационного совета (МИКС) и центра ГЧП при научно-исследовательском экономическом институте Минэкономики. МИКС был создан в мае 2014 г. Его важнейшей задачей является разработка предложений по созданию правовых, экономических и информационных условий, способствующих привлечению частного капитала, в том числе иностранного, к реализации проектов по развитию инфраструктуры на принципах ГЧП. Межведомственный совет -постоянно действующий коллегиальный орган. Создан для координации вопросов долгосрочного развития инфраструктурных объектов, рассмотрения и утверждения документов на заседаниях МИКС по определению методологии инфраструктурного планирования, отбора секторов экономики, видов экономической деятельности и проектов по развитию инфраструктуры для включения в НИП и определения критериев возможности их реализации на принципах ГЧП, а также иных вопросов в соответствии с Положением о МИКС.

Таким образом, работа данного органа позволяет определить приоритетность реализации инфраструктурных проектов, с тем чтобы они оптимально соответствовали потребностям страны при рациональном использовании государственных средств, максимальных экономических, социальных и экологических выгод обществу.

Центр ГЧП - специализированное структурное подразделение ГНУ «Научно -исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь», которое призвано оказывать консультационную и методологическую поддержку

органам государственного управления в реализации инфраструктурных проектов, основываясь на принципах государственно-частного партнерства, продвигать ГЧП в Республике Беларусь, а также взаимодействовать с Межведомственным инфраструктурным координационным советом по вопросам стратегии развития ГЧП в Республике Беларусь и формирования Национального инфраструктурного плана.

В настоящее время Межведомственным инфраструктурным координационным проектом отобраны к реализации 7 пилотных проектов ГЧП:

- реконструкция автомобильной дороги М-10: граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин, км 109,9 - км 184,5;

- строительство магистральной автодороги в г. Гомеле протяженностью 41,35 км с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов;

- строительство Бешенковичской ГЭС (33 МВт-130 млн. кВт*ч) на реке Западная Двина Витебской области;

- строительство мусоросжигающего завода в г. Бобруйске;

- реконструкция комплекса зданий УЗ «Городская клиническая больница № 3 г. Гродно» под Гродненский областной клинический онкологический диспансер;

- строительство детских дошкольных учреждений в регионах Минской области;

- историко-культурный комплекс «Брест» в границах наружных оборонительных валов Брестской крепости.

Ожидается, что реализация первого из них начнется в марте 2017 г. Получено подтверждение международных организаций (ЕБРР, Международной финансовой корпорации, Глобального инфраструктурного фонда Всемирного банка) о готовности оказать содействие Правительству Республики Беларусь в их подготовке.

4. Разработан и утвержден на заседании МИКС Национальный инфраструктурный план. Национальный инфраструктурный план на 2016-2030 гг. представляет собой комплексную оценку инфраструктурных потребностей страны и возможности бюджета для их удовлетворения. Ежегодно этот план будет актуализироваться. На данный момент согласно ему суммарная потребность в инвестициях составляет 62,3 млрд. долл. США.

При сохранении прежних объемов финансирования в строительство и реконструкцию инфраструктуры может быть вложено порядка 30 млрд. долл. США, что составляет 48 % от общей потребности для объектов инфраструктуры. В связи с этим применение механизма ГЧП представляется одним из самых перспективных вариантов сокращения разрыва финансирования. На основе Национального инфраструктурного плана подготовлен Топ-100 проектов, реализация которых будет осуществляться вслед за пилотными [4].

Основные препятствия для развития ГЧП в Республике Беларусь:

- высокая стоимость финансирования,

- неполнота/несовершенство законодательной базы;

- отсутствие знаний о ГЧП у региональных органов власти;

- отсутствие квалифицированных кадров;

- нежелание государственных органов сотрудничать;

- слабая информированность [3].

Для России в настоящее время особенно важно развивать данный механизм взаимодействие власти и бизнеса во всех сферах экономики. Это позволит успешно решить проблему импортозамещения и обеспечить продовольственную безопасность страны.

В российских регионах к инструментам ГЧП относят различные государственные и финансовые институты, правовые формы и источники финансирования: инвестиционный фонд, государственные целевые программы, концессионные соглашения, совместные предприятия, лизинг, особые экономические зоны и др. [1].

По нашему мнению, для успешной реализации ГЧП применять следующие меры:

1. Обозначить и реализовать небольшое число эффективных ГЧП-проектов, выполнение которых будет незатруднительным с экономической точки зрения. Это позволит накопить опыт в данной сфере и в дальнейшем реализовывать более сложные проекты.

2. Создать органы управления, координирующие реализацию ГЧП в масштабах страны в целом. Во многих зарубежных странах функционируют такие структуры. В их функции входит методическая помощь реализации проектов, экспертиза проектов, информационное, консультационное сопровождение проектов. Это позволяет существенно сократить трансакционные издержки, которые составляют более 10 % от стоимости ГЧП-проекта. В ряде стран ГЧП регулирует Министерство финансов (Канада, Великобритания), в некоторых (Германия, Чехия, Республика Корея, Португалия) созданы специальные государственно-частные компании для регулирования и развития механизма ГЧП.

3. Обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров в сфере реализации ГЧП-проектов.

4. Активно использовать успешный международный опыт в практике реализации ГЧП-проектов.

5. Совершенствовать законодательство и нормативные акты в сфере ГЧП. На наш взгляд, целесообразно разработать базу типовых договоров и соглашений о ГЧП.

6. В договоре о ГЧП необходимо четко обозначить распределение рисков проекта (риск неоплаты требований, риск невыполнения сроков реализации проекта, риск низкого спроса на продукт или услугу).

7. Включение в договор о ГЧП положений о распределении выгод от реализации проектов [5].

Считаем, что для развития ГЧП в России необходимо:

- разработать новые формы государственно-частных партнёрств с привлечением высших учебных заведений и исследовательских центров;

- создание системы управления государственно-частными партнёрствами, позволяющей минимизировать трансакционные издержки и эффективно использовать ресурсы;

- сформировать финансово-экономические институты, которые будут участвовать в реализации ГЧП-проектов;

- обеспечить повышение квалификации управленческого звена государственно-частных партнерств;

- обеспечить методическое сопровождение и информационную поддержку реализации ГЧП-проектов на региональном и муниципальном уровнях;

- обеспечить прозрачные процедуры конкурсного отбора участников ГЧП-проектов [1].

Список литературы:

1. Бессонова Е.А., Гридчина Н.С. Эффективность механизма государственно-частного партнерства в России / Е.А. Бессонова, Н.С. Гридчина // материалы VIII Международной молодежной научно-практической конференции, 28-29 апреля 2016 года: в 2 т. / Минобрнауки России, Юго-Западный ун-т, г. Курск, 486 с.

2. Гладов А.В., Исупов А.М., Мартышкин С.А. и др. (2008). Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и институциональные основы. Вестник Самарского университета. №66. [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2008web7/econ/2/GladovIsupov.pdf(Россия).

3. Дешко Е. Путь к успеху государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nalog.gov.by/uploads/documents/Stranitsy-iz-NB-44-27-11-2015-2.pdf.

4. Официальный сайт ГЧП в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. -URL: http://pppbelarus.by/institutions/project-es-undp/.

5. Рахманова Д. (2011). Государственно-частное партнерство в аграрном секторе. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.for.kg/ru/news/154686 (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.