Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селеванова Елена Васильевна, Трухачев Александр Владимирович, Иволга Анна Григорьевна

В статье рассмотрены сущность, особенности государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере туризма. Исследованы организационные формы ГЧП, их преимущества и недостатки. Предложены меры по дальнейшему совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в туризмеThe article presents the essence, specific characteristics of public-private partnership (PPP) in the sphere of tourism. Organizational forms of PPP, their advantages and disadvantages are examined. The article proposes measures for further improvement of public-private partnership mechanism in tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 330.322:338.48

Селеванова Е. В., Трухачев А. В., Иволга А. Г.

Selevanova E. V., Trukhachev A. V., Ivolga A. G.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS ONE OF THE FACTORS OF EFFECTIVE TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

Рассмотрены сущность, особенности государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере туризма. Исследованы организационные формы ГЧП, их преимущества и недостатки. Предложены меры по дальнейшему совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в туризме.

Ключевые слова: туризм, государственно-частное партнерство, особая экономическая зона, концессия.

The article presents the essence, specific characteristics of public-private partnership (PPP) in the sphere of tourism. Organizational forms of PPP, their advantages and disadvantages are examined. The article proposes measures for further improvement of public-private partnership mechanism in tourism.

Key words: tourism, public-private partnership, special economic zone, concession.

Селеванова Елена Васильевна -

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры туризма и сервиса

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-59-80

E-mail: helen_selevanova@mail.ru

Трухачев Александр Владимирович -

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой туризма и сервиса

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Teл.: 8(8652) 35-59-80

E-mail: crsstgau@ya.ru

Иволга Анна Григорьевна -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры туризма и сервиса

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-59-80

Е-mail: annya_iv@mail.ru

Selevanova Elena Vasilyevna -

PhD in Economics, Senior Professor of the Department

of Tourism and Service

Stavropol State Agrarian University

Stavropol

Tel.: 8(8652) 35-59-80

E-mail: helen_selevanova@mail.ru

Trukhachev Alexander Vladimirovich -

PhD in Economics, Docent, Head of the Department

of Tourism and Service

Stavropol State Agrarian University

Stavropol

Tel.: 8(8652) 35-59-80 E-mail: crsstgau@ya.ru

Ivolga Anna Grigor^evna -

Ph.D. in Economics,

Docent of the Department of Tourism and Service

Stavropol State Agrarian University

Stavropol

Тел.: 8(8652) 35-59-80 Е-mail: annya_iv@mail.ru

В условиях активизации деятельности государства в сфере туризма с целью повышения эффективности в России существенно возрастает роль и значение государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство

(ГЧП) - это равноправные юридические отношения между государством и бизнесом, связанных на договорной основе объединением капиталов, в целях реализации общественно значимых инвестиционных проектов. В последнее десятилетие ГЧП в России является одним из основных способов решения приоритетных задач в экономике и социальной сфере. Причиной этого стало сокращение объемов бюджетного финансирования проектов и признание большей эффективности частного бизнеса по сравнению с государственным управлением. С экономической точки зрения государственно-частное партнерство является эффективным инструментом реализации не только приори-

тетных инвестиционных проектов, но и развития инфраструктуры региона.

Посредством ГЧП государство отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью в рамках концепции смешанной экономики на частный сектор, который, в свою очередь, пользуясь государственными гарантиями, привносит в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности [2].

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны и является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики [5].

В настоящее время в России возник целый ряд объективных предпосылок для использо-

в

№ 4(16), 2014

Экономика

285

вания государственно-частного партнерства в области туризма:

- переориентация выездного туризма на внутренний;

- создание новых особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) и туристических кластеров;

- реконструкция существующей рекреационной инфраструктуры на уровне мировых стандартов;

- создание системы научного и кадрового сопровождения развития индустрии туризма в России;

- появление малого и среднего бизнеса, обеспечивающего развитие индустрии туризма в регионах;

- осознание государством необходимости дальнейшего развития туризма и туристско-рекреационной деятельности;

- создание нормативно-правовой базы в области регулирования туристской деятельности.

Проекты на основе государственно-частного партнерства в области туризма реализуются в таких направлениях как создание ОЭЗ ТРТ и создание туристических кластеров. Государственно-частное партнерство в рамках данных проектов заключается в совместном вложении средств государства и бизнеса в развитие той или иной территории с целью экономического подъема туристско-рекреационной деятельности в регионе.

В зависимости от целей государственно-частного партнерства различают формы организации, модели финансирования и кооперации, при этом используются формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании. В настоящее время в мире и в России наиболее распространенной формой организации ГЧП являются концессии. К моделям финансирования относятся такие формы, как аренда, предварительное и интегрированное проектное финансирование. Модель кооперации представляет собой различные формы и методы объединения партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса реализации инвестиционного проекта [3].

Проведенное исследование показало, что при реализации социально-значимых проектов в сфере туризма используются следующие организационные формы.

Контракт - это соглашение по выполнению работ, услуг для государственных нужд, оно заключается между государством и бизнесом. В контрактных отношениях права собственности не передаются частному бизнесу, расходы и риски полностью несет государство, а бизнес по договору имеет право на долю в прибыли. Эта форма ГЧП привлекательна именно для частного бизнеса, поскольку кроме престижа гарантирует ему стабильный доход, а также различные льготы и преференции.

Концессионное соглашение - это такая форма отношений между государством и бизнесом,

получившая в последнее время большое распространение. По концессионному соглашению государство, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает бизнес (концессионера) эксплуатировать объект концессионного соглашения в течение определенного срока и наделяет его с этой целью соответствующими правами для обеспечения нормального функционирования объекта соглашения. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, отраженных в концессионном соглашении. Важным преимуществом концессии, на наш взгляд, является возможность передачи рисков от государства частному бизнесу [4].

Соглашение о разделе продукции. Эта форма ГЧП напоминает традиционную концессию, но имеет некоторые отличия, например, в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, а в соглашении о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Поскольку имеют место различные модели раздела, условия и порядок раздела продукции между государством и бизнесом определяются в специальном соглашении.

Совместные предприятия в зависимости от структуры и характера совместного капитала могут быть либо акционерными обществами, либо предприятиями с долевым участием сторон. В качестве акционеров выступают органы государства и частные инвесторы. Возможности бизнеса в принятии административно-хозяйственных решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале, при этом риски обеих сторон распределяются в зависимости от величины доли. Особенностью совместных предприятий любого типа является постоянное участие государства в текущей деятельности и ограничение самостоятельности частного бизнеса в принятии решений

Выбор той или иной формы ГЧП зависит от того, в каких сферах реализуется соглашение и где данная форма имеет наибольшую эффективность. Например, контрактная форма отношений применяется там, где необходимо четкое разделение ответственности между партнерами и сохранение контролирующих функций за государством. Совместные предприятия используются там, где конкретные услуги недостаточно четко выделены и определены, а потому их сложно сделать отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений. Концессии действуют в отраслях с длительным сроком реализации проектов, и в тех случаях, когда передача прав собственности от государства частному партнеру невозможна по политическим или правовым причинам. Объектами концессионного соглашения обычно являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как крупные инфраструктурные сооружения, системы

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

общественного транспорта, крупные объекты сферы туризма.

В ходе исследования было выявлено, что в течение последних лет использование концессий в России, особенно в создании транспортной и инженерной инфраструктуры, получило широкое распространение. За последние два десятилетия концессии применялись для развития транспортной инфраструктуры более чем в 60 странах мира. Первое место в области применения всевозможных механизмов государственно-частного партнерства в мировой практике принадлежит таким странам как США, Великобритания, Франция, Германия. В Мексике, Корее, Индонезии 100 % объектов инженерной инфраструктуры построено и эксплуатируется на концессионной основе, более половины инфраструктуры находится в концессиях в Японии, Франции, Аргентине, Италии [1 с. 20].

В 2005 году в России был принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», закрепивший суть концессионного механизма. В законе четко прописано, что в РФ применяется только один тип концессии BTO (Build, Transfer, Operate) - «Строительство - передача - эксплуатация / управление», который предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. После приема государством он переходит в пользование частного бизнеса, но без передачи ему права владения. Широкое распространение получила концессия в сфере развития туристской инфраструктуры, когда государство через федеральные целевые программы финансирует развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, а бизнес инвестирует средства в строительство гостиниц, жилья для обслуживающего персонала [4].

За рубежом, например, в Турции по такой схеме было запущено в эксплуатацию свыше 20 отелей. Государство за свой счет построило автомагистраль от Антальи до курортной зоны, асфальтированные подъезды к туристическим объектам, создало системы телекоммуникации, энергоснабжения, водоснабжения, водо-отведения, мусоропереработки. Как сервисный центр новой туристической зоны обустраивался поселок Кемер: был построен порт, жилье для сотрудников отелей, учебный центр, медицинская клиника. После того, как государство выполнило свои обязательства по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, к проекту присоединились частные инвесторы для создания туристических объектов.

По аналогичной схеме государственно-частного партнерства развивается и один из

Литература

1. Алпатов А. А., Пушкин А. В., Джапаридзе Р. М. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации. М. : Альпи-на Паблишерз, 2010. 196 с.

2. Варнавский В. Г Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы мето-

крупнейших российских проектов в туристической сфере — кластер на Северном Кавказе. Здесь в рамках федеральных целевых и инвестиционных программ строится необходимая для курортов инженерная и транспортная инфраструктура. Бюджетные средства на создание внутренней инженерной инфраструктуры выделяются через управляющую компанию ОАО «Курорты Северного Кавказа». В системе данного кластера созданы ОЭЗ ТРТ, резиденты которых получают налоговые и таможенные льготы, пониженные ставки страховых взносов. Правительством обеспечено предоставление государственных гарантий инвесторам на покрытие до 100 % заемных средств, привлеченных в проект туристического кластера [6].

Следует отметить, что с точки зрения экономической выгоды проекты государственно-частного партнерства более чем на 30 % соответствуют заявленным объемам финансирования, чем инвестиционные проекты. Среднее увеличение стоимости выполнения контракта ГЧП составляет 4,3 %, для традиционного контракта составляет 18 % [6].

В ходе проведенного исследования было выявлено, что для полномасштабного запуска механизмов ГЧП необходимо принятие на федеральном уровне базовых нормативно-правовых актов в области регулирования государственно-частного партнерства, и на этой основе сформировать региональную нормативно-правовую базу ГЧП.

Для этого, на наш взгляд, для повышения прозрачности отношений между государством и бизнесом необходимо принятие нормативных документов, регламентирующих типовую форму соглашения о распределении долей в праве собственности на объект ГЧП, актов о проведении конкурсов на выбор инвесторов для строительства объектов ГЧП и документов по контролю за исполнением условий соглашения о государственно-частном партнерстве в ходе эксплуатации построенных объектов.

В заключение следует отметить, что процесс формирования ГЧП в туризме сдерживается отсутствием четких и понятных инструментов взаимодействия бизнеса и власти, способствующих развитию партнерских отношений. В результате дальнейшего совершенствования законодательной базы государственно-частное партнерство может стать одним из перспективных направлений интенсификации развития туризма в современных условиях.

References

1. AlpatovA. A., Pushkin A. V., Dzhaparidze R. M. Public-Private Partnership: mechanisms for implementation. M. : Alpina Publishers, 2010. 196 p.

2. Varnavsky V. G. Public-private partnership: some methodological questions // Journal

в

№ 4(16), 2014

Экономика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дологии // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 3. С. 17-33.

3. Ефимова Л. И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. URL : http:// www.eatc.ru/rus/doc.id_71.book_1.php (дата обращения 20.09.2014)

4. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15.09.2014).

5. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15.09.2014).

6. Государственно-частное партнерство в России (Офиц. сайт). URL : http:// www.pppinrussia.ru / (дата обращения 18.09.2014).

287

of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2009. № 3. P. 17-33.

3. Efimova L. I. Some models of public-private partnerships: trends and international experience. URL: http://www.eatc.ru/rus/ doc.id_71.book_1.php (date of access 20.09.2014)

4. On Concession Agreements [Electronic resource] federal lawN. 115-FZof21.07.2005. Legal-reference system Consultant Plus (date of access 15.09.2014).

5. On Federal Targeted Programme «Development of Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (20112018)» [Electronic resource] : RF Government Decree of 02.08.2011 № 644. Legal-reference system ConsultantPlus (date of access 15.09.2014).

6. Public-private partnership in Russia (Official site). URL : http://www.pppinrussia.ru / (date of access 18.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.