Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как направление реформирования государственного управления сферой услуг в отраслях социальной инфраструктуры'

Государственно-частное партнерство как направление реформирования государственного управления сферой услуг в отраслях социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СФЕРА УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИ-ПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВА / АДАПТАЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SOCIAL INFRASTRUCTURE / SERVICES / PUBLIC-PRIVATE / MUNICIPAL PARTNERSHIP / PRIVATE PARTNERSHIP / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / BUDGETARY POSSIBILITIES OF THE STATE / ADAPTATION / FINANCING / REGIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городкова Светлана Александровна, Каркавина Александра Сергеевна

Рассматриваются процессы трансформации государственного управления в отраслях социальной инфраструктуры некоммерческого сектора сферы услуг. Социальная инфраструктура является доминирующим фактором качества жизни населения, определяет возможности физического, духовного, инновационного развития человека, что в конечном итоге формирует потенциал общества, создавая основу для эффективной экономики. Основные тенденции развития исследуемой сферы, по мнению авторов, заключаются в следующем. Во-первых, в менталитете российского населения продолжает сохраняться государственный патернализм, поскольку социальный сектор традиционно находился в сфере ответственности (финансирования) государства. Во-вторых, функционирование рыночной экономики России на протяжении последней четверти XX в. сформировало новые элементы системы, демонстрирующие эффективное действие рыночных механизмов в отраслях социальной инфраструктуры при одновременном повышении ответственности населения. В-третьих, современные факторы внешней и внутренней среды влияют на снижение бюджетных возможностей государства, вызывают необходимость более активного использования рыночных институтов для финансирования социальной сферы. По мнению авторов, инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) являются важнейшим направлением развития социальной инфраструктуры. Нормативная база для применения ГЧП, включая различные его формы, сформирована: приняты и актуализируются федеральные законы о концессионных соглашениях, государственно-частном и муниципально-частном партнерствах, совершенствуется региональное законодательство. Практически во всех регионах имеются успешные практики применения ГЧП. Новосибирская область в рейтинге регионов за 2015-2016 гг. занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской области, осуществляя успешную реализацию проектов ГЧП в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и др. Развитие сферы применения ГЧП, по мнению авторов, является одним из факторов, влияющих на реформирование государственного и муниципального управления, основные направления которого соответствуют концепциям «Нового государственного управления» (New Public Management, NPM) и сводятся к следующему: сокращение государственного аппарата и его полномочий, дебюрократизация, децентрализация, клиентоориен-тированность, усиление мотивации работников, деятельность, ориентированная на результаты. В целом использование институтов ГЧП в развитии отраслей социальной инфраструктуры соответствует не только интересам государства, но и бизнеса, отражает процессы адаптации всех элементов рыночной системы к возрастающим условиям неопределенности, нестабильности и сложности внешней среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городкова Светлана Александровна, Каркавина Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS DIRECTIONS OF REFORMING PUBLIC ADMINISTRATION SERVICES IN THE INDUSTRY SOCIAL INFRASTRUCTURE

The article examines the processes of transformation of the public administration in the areas of social infrastructure of the nonprofit sector services. Social infrastructure is a determining factor in the quality of life; it determines the possibility of physical, spiritual, innovative human development, which ultimately forms the potential of society, creating the basis for an effective economy. Major trends in the sphere of study, according to the authors, are as follows. Firstly, in the mentality of the Russian population continues to persist state paternalism as the social sector has traditionally been the responsibility of the (financial) state. Secondly, the functioning of the market of the Russian economy over the last quarter century has formed new system elements that demonstrate the effective operation of market mechanisms in the areas of social infrastructure, while increasing public accountability. Third, modern factors internal and external environment influence the reduction of budgetary possibilities of the state, causing the need for more active use of the market institutions to finance the social sphere. According to the authors, the tools of public-private partnerships (PPP) are the most important direction of development of social infrastructure. The regulatory framework for the application of the PPP, including its various forms, is formed: adopted and updated federal laws on concession agreements, public-private and public-private partnerships, improved regional legislation. Practically in all regions there are good practices of PPP application. Novosibirsk region in the ranking of regions for 2015-2016 years took 4th place, after Moscow, St. Petersburg, Samara region, carrying out the successful implementation of PPP projects in health, education, culture, sports and others. The development of the scope of the PPP, according to authors, is one of the factors influencing the reform of state and municipal government, the main directions of which correspond to the concepts of «New public management» (NPM), and are as follows: reduction of the state apparatus and its powers, de-bureaucratization, decentralization, customer, increased employee motivation, activity-oriented results. In general, the use of PPP institutions in development of social infrastructure in the interests of not only the interests of the state, but also the business processes of adaptation reflects all the elements of the market system to the growing conditions of uncertainty, instability and complexity of the environment

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как направление реформирования государственного управления сферой услуг в отраслях социальной инфраструктуры»

УДК 338.242.42

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-11-109-117

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ УСЛУГ

В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS DIRECTIONS OF REFORMING PUBLIC ADMINISTRATION SERVICES IN THE INDUSTRY SOCIAL INFRASTRUCTURE

С. А. Городкова,

ЗИП СибУПК, г. Чита gorsa77@mail.ru

S. Gorodkova,

Transbaikal Enterprise Institute, Chita

А. С. Каркавина,

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск okean-5@yandex.ru

A. Karkavina,

Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk

Рассматриваются процессы трансформации государственного управления в отраслях социальной инфраструктуры некоммерческого сектора сферы услуг. Социальная инфраструктура является доминирующим фактором качества жизни населения, определяет возможности физического, духовного, инновационного развития человека, что в конечном итоге формирует потенциал общества, создавая основу для эффективной экономики. Основные тенденции развития исследуемой сферы, по мнению авторов, заключаются в следующем. Во-первых, в менталитете российского населения продолжает сохраняться государственный патернализм, поскольку социальный сектор традиционно находился в сфере ответственности (финансирования) государства. Во-вторых, функционирование рыночной экономики России на протяжении последней четверти XX в. сформировало новые элементы системы, демонстрирующие эффективное действие рыночных механизмов в отраслях социальной инфраструктуры при одновременном повышении ответственности населения. В-третьих, современные факторы внешней и внутренней среды влияют на снижение бюджетных возможностей государства, вызывают необходимость более активного использования рыночных институтов для финансирования социальной сферы. По мнению авторов, инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) являются важнейшим направлением развития социальной инфраструктуры. Нормативная база для применения ГЧП, включая различные его формы, сформирована: приняты и актуализируются федеральные законы о концессионных соглашениях, государственно-частном и муниципально-частном партнерствах, совершенствуется региональное законодательство. Практически во всех регионах имеются успешные практики применения ГЧП. Новосибирская область в рейтинге регионов за 2015—2016 гг. занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской области, осуществляя успешную реализацию проектов ГЧП в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и др. Развитие сферы применения ГЧП, по мнению авторов, является одним из факторов, влияющих на реформирование государственного и муниципального управления, основные направления которого соответствуют концепциям «Нового государственного управления» (New Public Management, NPM) и сводятся к следующему: сокращение государственного аппарата и его полномочий, дебюрократизация, децентрализация, клиентоориен-тированность, усиление мотивации работников, деятельность, ориентированная на результаты.

В целом использование институтов ГЧП в развитии отраслей социальной инфраструктуры соответствует не только интересам государства, но и бизнеса, отражает процессы адаптации всех элементов рыночной системы к возрастающим условиям неопределенности, нестабильности и сложности внешней среды

Ключевые слова: социальная инфраструктура; сфера услуг; государственно-частное партнерство; муници-пально-частное партнерство; государственное и муниципальное управление; бюджетные возможности государства; адаптация; финансирование; региональное законодательство

109

© С. А. Городкова, А. С. Каркавина, 2016

The article examines the processes of transformation of the public administration in the areas of social infrastructure of the nonprofit sector services. Social infrastructure is a determining factor in the quality of life; it determines the possibility of physical, spiritual, innovative human development, which ultimately forms the potential of society, creating the basis for an effective economy. Major trends in the sphere of study, according to the authors, are as follows. Firstly, in the mentality of the Russian population continues to persist state paternalism as the social sector has traditionally been the responsibility of the (financial) state. Secondly, the functioning of the market of the Russian economy over the last quarter century has formed new system elements that demonstrate the effective operation of market mechanisms in the areas of social infrastructure, while increasing public accountability. Third, modern factors internal and external environment influence the reduction of budgetary possibilities of the state, causing the need for more active use of the market institutions to finance the social sphere. According to the authors, the tools of public-private partnerships (PPP) are the most important direction of development of social infrastructure. The regulatory framework for the application of the PPP, including its various forms, is formed: adopted and updated federal laws on concession agreements, public-private and public-private partnerships, improved regional legislation. Practically in all regions there are good practices of PPP application. Novosibirsk region in the ranking of regions for 2015-2016 years took 4th place, after Moscow, St. Petersburg, Samara region, carrying out the successful implementation of PPP projects in health, education, culture, sports and others. The development of the scope of the PPP, according to authors, is one of the factors influencing the reform of state and municipal government, the main directions of which correspond to the concepts of «New public management» (NPM), and are as follows: reduction of the state apparatus and its powers, de-bureaucratization, decentralization, customer , increased employee motivation, activity-oriented results. In general, the use of PPP institutions in development of social infrastructure in the interests of not only the interests of the state, but also the business processes of adaptation reflects all the elements of the market system to the growing conditions of uncertainty, instability and complexity of the environment

Key words: social infrastructure; services; public-private; municipal partnership; private partnership; state and municipal management; budgetary possibilities of the state; adaptation; financing; regional legislation

Социальное благополучие людей во многом зависит от эффективности функционирования отраслей сферы услуг, относящихся к социальной инфраструктуре: образование, здравоохранение, социальное обслуживание, жилищно-коммунальный сектор экономики, государственные и муниципальные услуги, организация досуга в сфере культуры, спорта и др. Социальная инфраструктура сферы услуг является определяющим фактором качества жизни населения, обусловливает возможности физического, духовного, социально-психологического, инновационного развития человека, что в конечном итоге формирует потенциал общества, создавая основу для эффективной экономики.

Основные тенденции развития данной сферы, по нашему мнению, заключаются в следующем. Во-первых, в нашей стране социальный сектор традиционно находился в сфере ответственности (финансирования) государства. В менталитете российского населения с советских времен по настоящее время продолжает сохраняться государ-

ственный патернализм — надежда на государственную поддержку при наступлении социальных рисков.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики России на протяжении последней четверти XX в. сформировало новые тенденции, демонстрирующие эффективное действие рыночных механизмов в той или иной степени в отраслях, в которых прежде ответственность несло государство. Платные услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта становятся неотъемлемой частью жизни населения (здравоохранение, образование, спорт и др.). Одновременно с этим отмечается повышение социальной ответственности населения.

В-третьих, неблагоприятные факторы внешней среды, связанные в основном с геополитическими вызовами, кризисное развитие национальной экономики влияют на снижение бюджетных возможностей государства, вызывают необходимость использования новых рыночных институтов для финансирования социальной сферы.

В целом указанные тенденции развития государственного управления отраслями социальной инфраструктуры привели к необходимости более активного использования принципов государственно-частного партнерства (ГЧП). Эффективность инструментов ГЧП подтверждена не только зарубежной, но и отечественной практикой. В частности, Федеральный закон РФ № 155-ФЗ «О концессионных соглашениях» действует с 25 июля 2005 г. С 1 января 2016 г. вступил в действие Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Активно формируется региональная нормативная база (более чем в 70 субъектах), практически во всех регионах имеются примеры успешных практик. Таким образом, потенциал данного сегмента рынка значительный. К основным проблемам, сдерживающим его развитие, относятся, на наш взгляд, новизна и постоянная актуализация нормативно-правовой базы, сложность подготовки инфраструктурных проектов.

Отсюда актуальными становятся исследования, посвященные изучению процессов трансформации государственного управления сферой услуг, рассматривающие возможность эффективного использования в отраслях социальной инфраструктуры принципов государственно-частного партнерства. В данной статье под государственно-частным партнерством (ГЧП) будем понимать проекты, относящиеся как к государственно-частному, так и муници-пально-частному партнерству (МЧП), а также концессионные соглашения как отдельное направление ГЧП.

Результаты исследований по вопросам государственно-частного партнерства отражены в работах зарубежных и отечественных ученых Д. А. Ходжа, С. Грэйва, С. Хартса, И. Ривса, Дж. Мерфи, В. Г. Вар-навского, Г. А. Маховиковой, Н. Ф. Ефимовой, В. В. Тощенко, Н. Д. Холодной, Е. А. Малышева, И. В. Сычевой, Н. А. Сы-

чевой, Д. В. Тютина, В. А. Кабашкина, Ю. В. Емельянова и др.

Несмотря на наличие значительного количества публикаций, посвященных исследованию теоретических и методических проблем реформирования управления социальной инфраструктурой, многие вопросы остаются дискуссионными. В частности, недостаточно исследований, рассматривающих формирование институтов ГЧП в социальной сфере во взаимосвязи с реформированием государственного и муниципального управления.

Мы исходим из того, что социально-экономическое развитие России в условиях действия внешних геополитических вызовов и процессов внутренней структурной перестройки диктует необходимость дальнейших институциональных преобразований в сфере государственного и муниципального управления. В качестве гипотезы предлагаем рассматривать использование инструментов государственно-частного, муници-пально-частного партнерства в качестве условия, обеспечивающего эффективность отраслей социальной инфраструктуры. Новые правила (ценности, законы, нормативные акты) и новые институциональные формы с использованием ГЧП будут отражать изменение роли и функций государства в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды, степень модернизации социальной инфраструктуры, ее адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

Методологическую базу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, а также совокупность общенаучных методов: системность, анализ и синтез, конкретизация. Теоретическая основа исследования — современные подходы ученых, рассматривающих процессы трансформации социальной инфраструктуры с точки зрения представителей неоклассической и институциональных школ — преобладающих доктрин в современной экономической теории.

Цель данной статьи — определить возможности использования ГЧП в процессе реформирования государственного и муниципального управления, адаптации отрас-

лей социальной инфраструктуры к рыночным условиям хозяйствования.

Термин «инфраструктура» первоначально рассматривался как комплекс отраслей, обслуживающих материальное производство. С течением времени понятие инфраструктуры расширилось, под ней уже понимались и условия эффективного решения важных социальных задач развития общества.

С 70-х гг. XX в. под социальной инфраструктурой принято понимать совокупность объектов отраслей сферы обслуживания: торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения, здравоохранения, социального обеспечения, кредитования, государственного страхования, образования, культуры, искусства, спорта, деятельность которых способствует удовлетворению общественных потребностей.

Анализ научной литературы, касающейся научных подходов к определению сущности социальной инфраструктуры, показал, что наиболее распространенным является отраслевой подход, представителями которого являются А. Ю. Шари-пов, С. Г. Важенин, Э. П. Горбунов и др. А. Ю. Шарипов, например, определяет социальную инфраструктуру как «...совокупность отраслей, подотраслей народного хозяйства и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного воспроизводства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения» [10. С. 61].

Анализ процессов эволюции развития отраслей социальной инфраструктуры свидетельствует о том, что неотъемлемой характеристикой советского периода являлся широкомасштабный государственный патернализм. Однако реализация многочисленных социальных программ была возможна только при благоприятном варианте развития экономики, потенциал которой к середине 80-х гг. практически был исчерпан. Отсутствие конкуренции и свободного ценообразования, наличие централизованного государственного планирования, не обеспечивающего обоснованность и сопря-

женность планов множества министерств и ведомств, обусловили неэффективность всей социалистической системы, в том числе отраслей социальной инфраструктуры сферы услуг.

Сложные процессы реформирования социально-экономического и политического устройства страны (конец 80—начало 90-х гг.) сказались на развитии отраслей социальной инфраструктуры сферы услуг. При этом их развитие осуществлялось по-разному. Ряд отраслей, таких как торговля, общественное питание, пассажирский транспорт, финансово-кредитные, информационные услуги, жилищная сфера, включая строительство жилья и коммунальные услуги, смогли обеспечить в условиях рыночной экономики инвестиционную привлекательность и окупаемость, составив так называемый коммерческий сектор социальной инфраструктуры.

Так, по данным Госкомстата Российской Федерации, оборот розничной торговли в целом по стране увеличился в 2015 г. по сравнению с 2000 г. в 11,7 раз с 2 352,3 млрд р. до 27 538,4 млрд р. Темп роста товарооборота в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 104,5 %. В общественном питании объем продаж увеличился в 15,6 раз с 83,3 млрд р. до 1 300, 7 млрд р. Следует отметить, что за рубежом торговля также демонстрирует высокую степень адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды [12].

Тем не менее и в отраслях коммерческого сектора требуется использование мер государственного регулирования. В частности, новые поправки от 3 июля 2016 г. в закон о торговле (Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») ограничивают максимальный размер всех выплат поставщиками продовольственных товаров в пользу торговых сетей (включая плату за услуги по продвижению товаров) на уровне 5 % от цены приобретения, а также сокращают максимально допустимые сроки оплаты продовольственных товаров со стороны торговых сетей.

По нашему мнению, для решения проблем социального сектора экономики, изучения возможностей софинансирования данных отраслей с использованием рыночных институтов следует рассматривать отрасли, наиболее зависящие от внешнего финансирования: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, культуру, спорт. По мнению Ю. А. Борецкого, эти звенья социальной инфраструктуры по самостоятельности можно противопоставить отраслям коммерческого сектора, которые также создают условия для нормальной жизнедеятельности и гармоничного развития населения, но имеют больше возможностей для самофинансирования и получения прибыли [1. С. 58—59]. Исходя из этого, под отраслями социальной инфраструктуры мы понимаем совокупность организаций, предприятий и учреждений, не относящихся к коммерческому сектору. Кроме того, следует учитывать, что ряд базовых инфраструктурных отраслей связаны как с производственной, так и социальной инфраструктурой, в частности электроэнергетика.

В настоящее время государственные и муниципальные органы управления действуют в условиях сложной внешней и внутренней среды. Вызовы внешнего окружения связаны с нестабильностью мировых товарных, сырьевых и финансовых рынков, нарастанием геополитических проблем. Внутреннее социально-экономическое развитие российской экономики определяется сохранением кризисных явлений. Отсюда актуальной становится трансформация государственных институтов управления.

Современные подходы к деятельности публичных институтов определяются в основном концепциями «Нового государственного управления» (New Public Management, NPM). М.В. Намханова отмечает, что направления реформирования системы государственного управления сводятся к следующему: сокращение государственного аппарата и его полномочий, дебюрократизация, децентрализация, приватизация, внедрение элементов сотрудни-

чества органов власти с частными фирмами в процессе предоставления услуг. Важным является также привнесение стиля и методов управления частного бизнеса: клиенто-ориентированность, поиск альтернативных возможностей финансирования, усиление мотивации работников, деятельность, ориентированная на результаты [6. С. 131].

В качестве основной причины возникновения «Нового государственного управления» стала относительно низкая эффективность общественного сектора по сравнению с частным бизнесом. Источником формирования конкурентных преимуществ организаций П. Друкер называет постоянное внедрение в частном бизнесе изменений, инноваций на основе динамики новых знаний: «... каждая организация обязана внедрить в свою структуру менеджмент перемен» [2. С. 187].

Кроме того, современные исследования свидетельствуют о том, что правительственные организации аналогично коммерческим переживают стадии своего развития (например, модели жизненного цикла И. Адизеса, Л. Грейнера). Ч. Левайн в статье «Упадок организации и управление сокращением деятельности» отмечает, что правительственные организации не защищены «ни от смерти, ни от сокращения» [11].

Условия современной внешней среды отличаются ускорением цикличности развития, возникновением все новых видов кризиса, связанных не только с экономическими, но и рядом других причин, которые сложно спрогнозировать, прежде всего, геополитических. Поэтому, несмотря на выход из очередного кризиса, в будущем для правительственных организаций скорее всего будет наблюдаться ограниченность ресурсов, замедление роста, неопределенность развития.

Д. В. Тютин, рассматривая направления государственного реформирования, отмечает: «Характер современного публичного управления заключается в том, чтобы не оказывать общественные услуги государственными организациями непосредственно, а организовывать этот процесс, моби-

лизуя потенциалы и ресурсы сообщества» [8. С. 180].

В. Г. Ковальчук, исследуя доктрину нового государственного управления, резюмирует: «Политики должны выполнять законную роль в качестве ответственного за общие цели организаций государственного сектора, но реализацию целей следует осуществлять исключительно более профессиональным менеджерам» [3. С. 142].

Е. А. Малышев, А. Н. Кашурников отмечают, что в процессе поиска источников инвестиций в электроэнергетику (проекты по развитию генерации и сетевого хозяйства) необходимо использовать современные формы и механизмы инвестирования, в том числе на условиях государственно-частного партнерства [4. С. 115].

Таким образом, государственные институты становятся все в большей мере рыночными участниками агентских отношений, активно взаимодействуя с частным бизнесом (иногда конкурируя с ним), передавая ему все больше функций даже в тех отраслях, за развитие которых государство несло традиционную ответственность — отраслях социальной инфраструктуры.

Делегирование социальной ответственности частному бизнесу — в экономической теории — относительно новый подход, связанный с изменением роли государства в современном обществе. Традиционно ответственность за развитие социальной инфраструктуры возлагалась на государство, которое обязано было предоставлять населению конституционно гарантированные бесплатные блага и услуги («опекаемые блага»), осуществляя финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, рассчитывая на получение в конечном счете положительных внешних социально-экономических эффектов.

П. Самуэльсон отмечал, что государство осознанно инвестирует капитал в инфраструктуру, поскольку «увеличение общественного вспомогательного капитала (social overhead capital) » позволяет создать «неосязаемые выгоды, от которых нельзя ожидать денежных прибылей для частных инвесторов», так как «масштабы некоторых

из них слишком велики для ограниченных рынков частного капитала, а другие будут окупаться в течение слишком длительного срока, чтобы частные инвесторы очень ими интересовались» [7. С. 211].

Однако процессы трансформации институтов государственного управления, по П. Друкеру, приводят к возникновению нового плюрализма. К центрам власти относятся не только суверенное унитарное государство, но и организации (как крупные бизнес-предприятия, так и некоммерческие), университеты, профсоюзы, религиозные организации.

Взаимодействия государства и частного бизнеса может принимать различные институциональные формы: приватизация, заключение государственных контрактов, реструктуризация государственной службы (введение проектного менеджмента), государственно-частное, муниципально-част-ное партнерство, концессионные соглашения, контракты жизненного цикла.

Несмотря на кажущуюся относительную непривлекательность социальной сферы для максимизации прибыли, использование инструментов ГЧП, МЧП в организации работы отраслей общественных услуг в регионах Российской Федерации становится все более распространенным, поскольку позволяет, во-первых, получить государственный заказ на выполнение работ, оказание услуг и, во-вторых, обеспечить окупаемость инвестиций за счет бюджетного софинансирования и собственной эффективной деятельности.

Принятие Закона «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве» от 22 марта 2012 г. № 200-ОЗ предполагает, что ГЧП станет одним из основных стратегических инструментов реализации комплексной социально-экономической политики региона. Многочисленные примеры успешно функционирующих в Новосибирске частных учреждений в отраслях социальной инфраструктуры сферы услуг:

— медицинские клиники: «Глобал Мед», «Клиника «Санитас», «Авиценна» и т.д., значительное количество стоматологических, гинекологических клиник;

— частные образовательные учреждения высшего и дополнительного образования: Сибирский университет потребительской кооперации, УМЦ частное учреждение «Академия физической культуры и спорта» и др.;

— частные средние общеобразовательные школы: «Аврора», «Наша школа», «Ве-ритас-М», «София», «Экселенс-М», «Юнион» и др.;

— дошкольные образовательные учреждения: десятки частных детских садов: «АБВГДейка», «Сказка», «Андрейка», «Остров сокровищ» и др.;

— культурно-досуговые учреждения: частные музыкальные школы «Виртуозы», МелоDia, Школа искусств Гризайль и др.; танцевальные студии: «Черный кот», «Вдохновение», DifSide School, «Багира», Let s dance, школа-студия современного танца ООО «Студия танца» и др.;

— частные спортивные школы: НОУ ДЮСШ «Локомотив Новосибирск», «Юниор», «Чемпион», «Рост», «Колумб», «Север», «Жемчужина Elit» и др.

По данным сайта Правительства Новосибирской области, начиная с 2013 г., в регионе начато пять пилотных проектов ГЧП в Колыванском, Болотнинском, Чистоозер-ном, Красноозерском районах по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры с привлечением средств частных инвесторов. Началась разработка проекта реконструкции автомобильной дороги К-17 р «Новосибирск-Кочки-Павлодар». Данный проект предполагает обслуживание автомобильной дороги одной компанией в течение 14 лет и будет первым примером контракта жизненного цикла за Уралом. К началу 2016 г. в Новосибирской области в стадии реализации находится более 30 проектов в различных формах ГЧП с общим объемом заявленных инвестиций более 26 млрд р., в том числе в сферах здравоохранения, образования, туризма, культуры, спорта. Один из значимых — строительство в течение трех лет девяти поликлиник в новых микрорайонах города.

Практически во всех регионах страны есть примеры успешно функционирую-

щих учреждений медицины, образования (дошкольного, общего, дополнительного, высшего), культуры, спорта и т.д., построенных на условиях ГЧП. Так, в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2014 — 2020 годы» предусмотрено строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений в количестве 66 объектов на 22420 мест стоимостью 30 432, 4 млн р. с использованием механизма ГЧП [9].

В Республике Бурятия в г. Улан-Удэ предприниматель В. Доржиев построил спорткомплекс «Номто», площадью 1600 м2. Здесь смогут заниматься профессиональные спортсмены, жители близлежащих домов, школьники — бесплатно [5. С. 133].

В Забайкальском крае реализуется проект строительства мини-ТЭЦ на древесном топливе, для реализации которого заключено концессионное соглашение между администрацией муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» и ООО «Коммунальник» на строительство и эксплуатацию мини-ТЭЦ [5. С. 127].

Для бизнес-структур участие в проектах ГЧП также является положительным, поскольку создает возможности получения заказа на проектирование, строительство и эксплуатацию тех или иных объектов.

Таким образом, развитие сферы применения ГЧП, по мнению авторов, является одним из факторов, влияющих на реформирование государственного и муниципального управления, основные направления которого соответствуют концепциям «Нового государственного управления» (New Public Management, NPM) и сводятся к следующему: сокращение государственного аппарата и его полномочий, дебюрократизация, децентрализация, клиентоориентирован-ность, усиление мотивации работников, деятельность, ориентированная на результаты. В целом использование институтов ГЧП в развитии отраслей социальной инфраструктуры соответствует интересам не только государства, но и бизнеса, отражая

процессы адаптации всех элементов рыноч- определенности, нестабильности и сложно-ной системы к возрастающим условиям не- сти внешней среды.

Список литературы_

1. Борецкий Ю. А. О критериях приоритетности государственного финансирования отраслей социальной инфраструктуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9 (338). Сер. Экономика. Вып. 44. С. 57—61 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/ article/n/o-kriteriyah-prioritetnosti-gosudarstvennogo-finansirovaniya-otrasley-sotsialnoy-infrastruktury (дата обращения: 09.09.2016).

2. Друкер, Питер Ф. О профессии менеджера: пер. с англ. М.: Вильямс, 2008. 320 с.

3. Ковальчук В. Г. Новое государственное управление: уроки для Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.rU/article/n/novoe-gosudarstvennoe-upravlenie-uroki-dlya-ukrainy (дата обращения: 05.09.2016).

4. Малышев Е. А., Кашурников А. Н. Финансирование проектов развития электроэнергетической отрасли // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2015. № 05 (120). С. 110—118.

5. Малышев Е. А., Кашурников А. Н. Возможности привлечения инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в электроэнергетику региона // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2014. № 06 (109). С. 121—129 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-privlecheniya-investitsiy-s-ispolzovaniem-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-elektroenergetiku-regiona (дата обращения: 06.09.2016).

6. Намханова М.В. «Новое государственное управление»: использование проектов государственно-частного партнёрства в отраслях социальной инфраструктуры / / Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2016. № 1 (16). С. 131 — 134 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.elibrary.ru/download/33528268.pdf (дата обращения: 26.08.2016).

7. Самуэльсон П. А. Экономика: пер. с англ. Л. С. Тарасевича, А. И. Леусского. М.: БИНОМ: КноРус, 1999. 799 с.

8. Тютин Д. В. Эволюция нового государственного управления: логика эффективности, результативности и менеджмента публичных ценностей // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 179—181 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/ evolyutsiya-novogo-gosudarstvennogo-upravleniya-logika-effektivnosti-rezultativnosti-i-menedzhmenta-publichnyh-tsennostey (дата обращения: 20.09.2016).

9. Шайахметов Р. Р. Государственно-частное партнерство в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16878 (дата обращения: 22.08.2016).

10. Шарипов А. Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. Новосибирск: НГУ, 1990. 109 с.

11. Charles Levine. Organizational decline and cutback management. Public Administration Review. 1978, рр. 316-325.

12. Growth. Development and Trade: Selected Essays of Hans W. Singer (Economists of the Twentieth Century). Edward Elgar Publishing Ltd, UK, 1999. 274 p.

List of literature_

1. Boretskiy Yu. A. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogo universiteta (Chelyabinsk State University), 2014, no. 9 (338), pp. 57—61. Available at: http://www.cyberleninka.ru/article/n/o-kriteriyah-prioritetnosti-gosudarstvennogo-finansirovaniya-otrasley-sotsialnoy-infrastruktury (accessed 09.09.2016).

2. Drucker, Peter F. O professii menedzhera [About the profession of a manager]: Per. from English. Moscow: Williams, 2008. 320 p.

3. Kovalchuk V. G. Novoe gosudarstvennoe upravlenie: uroki dlya Ukrainy (New governance: lessons for the Ukraine) Available at: http://www.cyberleninka.ru/article/n/novoe-gosudarstvennoe-upravleme-uroki-dlya-ukrainy (accessed 09.05.2016).

4. Malyshev E. A., Kashurnikov A. N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2015, no. 05 (120), pp. 110-118.

5. Malyshev E. A., Kashurnikov A. N. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 06 (109), pp. 121-129 Available at: http://www.cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-privlecheniya-

investitsiy-s-ispolzovaniem-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-elektroenergetiku-regiona (accessed 09.06.2016).

6. Namkhanova M. V. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitelskoy kooperatsii (Bulletin of the Siberian University of Consumer Cooperatives), 2016, no. 1 (16), pp. 131 — 134 Available at: http://www.elibrary.ru/ download/33528268.pdf (accessed 26.08.2016).

7. Samuelson P. A. Ekonomika [Economy]: Per. from English. L. S. Tarasevich, A. I. Leussky. Moscow: BINOM: KnoRus, 1999. 799 p.

8. Tyutin D. V. Teoriya ipraktika obshhestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2014, no. 5, pp. 179—181 Available at: http://www.cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-novogo-gosudarstvennogo-upravleniya-logika-effektivnosti-rezultativnosti-i-menedzhmenta-publichnyh-tsennostey (accessed 20.09.2016).

9. Shayakhmetov R. R. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2014, no. 6 Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16878 (accessed 22.08.2016).

10. Sharipov A. Yu. Sotsialnaya infrastruktura vkontseptsii uskoreniya [Social infrastructure in the concept of acceleration]. Novosibirsk, NSU, 1990. 109 p.

11. Charles Levine. Organizational decline and cutback management. Public Administration Review (Organizational decline and cutback management. Public Administration Review), 1978, pp. 316—325.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Growth. Development and Trade: Selected Essays of Hans W. Singer (Economists of the Twentieth Century) [Development and Trade: Selected Essays of Hans W. Singer (Economists of the Twentieth Century) ]. Edward Elgar Publishing Ltd, UK, 1999. 274 p.

Коротко об авторах_

Городкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, доцент, директор, ЗИП СибУПК, г. Чита, Россия. Область научных интересов: экономика региона, экономика труда, региональное управление gorsa7 7@mail.ru

Каркавина Александра Сергеевна, ст. преподаватель, кафедра «Экономика», Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: социальная инфраструктура, региональная экономика okean-5@yandex.ru

Briefly about the authors_

Svetlana Gorodkova, doctor of economic sciences, professor, director, Transbaikal Enterprise Institute, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, labor economics, regional management

Alexandra Karkavina, senior teacher, Economics department, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia. Sphere of scientific interests: social infrastructure, regional economy

O6pa3eö цumupoвaнuя

Городкова С. А., Каркавина А. С. Государственно-частное партнерство как направление реформирования государственного управления сферой услуг в отраслях социальной инфраструктуры // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 11. С. 109—117. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-11-109-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.