Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / ПУБЛИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / GOVERNMENT / BUSINESS / INVESTMENT / PUBLIC INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубова Анастасия Александровна

Концепция государственно-частного партнерства является эффективным инструментом для развития публичной инфраструктуры. В данной статье будут подробно рассмотрены преимущества и недостатки данной модели, примеры успешно реализованных проектов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MODEL OF PUBLIC INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

The concept of public-private partnership is an effective tool for the development of public infrastructure. This article will discuss in detail the advantages and disadvantages of this model, examples of successfully implemented projects in Russia.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

УДК 334.021.1

ДУБОВА Анастасия Александровна,

тудентка, ЯрГу им. П. Г. Демидова, adubova.yar76@yandex.ru

Anastasia A. DUBOVA

Student, P. G. Demidov YarSU, adubova.yar76@yandex.ru

x

<

00 О CI

Ш

U

и

X

и

О ^

О

s ^

О и

X

и

о

X

О m _о х

Q

LQ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MODEL OF PUBLIC INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT

Аннотация

Концепция государственно-частного партнерства является эффективным инструментом для развития публичной инфраструктуры. В данной статье будут подробно рассмотрены преимущества и недостатки данной модели, примеры успешно реализованных проектов в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государство, бизнес, инвестиции, публичная инфраструктура.

Abstract

The concept of public-private partnership is an effective tool for the development of public infrastructure. This article will discuss in detail the advantages and disadvantages of this model, examples of successfully implemented projects in Russia.

Keywords: public-private partnership, government, business, investment, public infrastructure.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная инфраструктура, включая дороги, мосты, гидротехнические сооружения, общественный транспорт и другие объекты, является важной составляющей экономики любой страны. Однако, качество и доступность

публичной инфраструктуры могут сильно варьироваться в зависимости от страны, региона и даже района. В некоторых местах публичная инфраструктура может быть устаревшей или недостаточной для нужд населения.

<

00

О ^

ш ^

U

и

X

и

О ^

О

s ^

О и

X

и

о

X

О m

_D X

Q

В последние годы все больше стран начинают использовать государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) для развития публичной инфраструктуры. ГЧП — отличный способ взаимодействия органов власти и частного бизнеса для решения общественно важных задач.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЧП - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества1.

Концепция ГЧП в России начала активно развиваться в 2005 году и с тех пор стала эффективным инструментом в развитии публичной инфраструктуры. В России ГЧП-модель используется в различных сферах, включая транспортную инфраструктуру, жилищное строительство, энергетику, здравоохранение и др. Важным фактором успеха ГЧП-проектов является правильный выбор партнеров и формата партнерства, а также прозрачность и контроль за реализацией проектов со стороны государства.

Основной принцип ГЧП заключается

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2022)

в том, что государство и частный сектор совместно финансируют и реализуют проекты. ГЧП позволяет ускорить и улучшить качество выполнения работ, а также снизить риски и затраты на реализацию проектов. Кроме того, в рамках ГЧП государство может привлечь дополнительные инвестиции для развития инфраструктуры, что особенно важно в условиях ограниченных бюджетных ресурсов.

Основными чертами государственно-частного партнерства являются [5]:

• ГЧП осуществляется в зоне ответственности государства;

• направлено на развитие инфраструктуры (производственной и социальной);

• осуществляет специфические формы софинансирования (совместные инвестиции, инвестиции частных инвесторов, инвестиции государства);

• обеспечивает частным компаниям более широкие возможности для участия в управлении проектами, чем при выполнении государственных заказов;

• использует специфические формы распределения ответственности между партнерами;

• носит долгосрочный характер, но имеет определенные ограничения;

• обеспечивает разграничение рисков проекта между партнерами.

По данным ежегодного аналитического обзора Национального Центра ГЧП, в сентябре 2022 года в Российской Федерации заключено свыше 3,7 тысяч концессионных соглашений (далее — КС) с общим объемом инвестиционных обязательств 5,4 миллиардов рублей — рисунок 1.

Количество

проектов т

3 724

._ j

Общий объем инвестиций

5 411,9

млрд. руб.

ф

Объем частных инвестиций

3 906,3

млрд. руб.

Рисунок 1 — Количественная оценка реализации проектов ГЧП в РФ, по состоянию на сентябрь 20222

Источник: Аналитический обзор Национального Центра ГЧП 2022 — URL: https://rosinfra. ru/digest/documents/one/investicii-v-infrastrukturu-i-gcp-2022-analiticeskij-obzor

х

<

оо О

ш ^

и и

X

и

о

О

О и

X

и

о

X

О т .о х

^ ш

ГЧП-модель позволяет снизить нагрузку на государственный бюджет и привлечь дополнительные инвестиции, что особенно важно в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Кроме того, ГЧП-модель позволяет эффективно использовать опыт и ресурсы частных компаний, что улучшает качество и скорость реализации проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимовыгодное взаимодействие бизнеса и власти возможно только при условии одновременного удовлетворения запросов государственного и частного секторов экономики. Причинами заинтересованности государства в ГЧП являются необходимость развития стратегически важных, социально значимых и инновационно прорывных сфер и отраслей; обеспечение занятости; обеспечение экономического роста в целом; региональное развитие. При этом государство, будучи выразителем комплекса интересов разных групп влияния, зачастую становится инициатором проектов ГЧП [3, с. 174]. Бизнес, в первую очередь ждет, от участия в ГЧП роста капитализации компании, максимизации прибыли за счет извлечения гарантированного дохода, доступа к инвестиционным ресурсам. Бизнес не прочь получить от участия в ГЧП-проектах и репутацион-но-имиджевые плюсы, а также доступ в сферы, ранее для него «непрофильные» [6, с. 16].

В России уже есть положительный опыт использования ГЧП для развития общественной инфраструктуры. Одним из крупных ГЧП-проектов в России является строительство моста через Керченский пролив, который был запущен в 2016 году и успешно завершен в 2018 году. Еще одним примером реализации проекта ГЧП является строительство ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) в Москве. Этот проект был запущен в 2011 году и позволил существенно улучшить транспортную доступность Москвы и уменьшить загруженность центра города.

Однако, использование ГЧП для развития общественной инфраструктуры также имеет свои проблемы и вызовы. Одна из основных проблем — это необходимость балансирования интересов государства

и частных компаний, чтобы обеспечить максимальную выгоду для всех сторон.

С одной стороны, государство заинтересовано в получении максимально эффективного результата при наименьших затратах. С другой стороны, частные компании и инвесторы заинтересованы в получении прибыли, что может привести к конфликту интересов между сторонами. Кроме того, существует риск того, что некоторые компании могут использовать ГЧП для получения неправомерных преимуществ в конкурентной среде [7, стр. 89].

Еще одной проблемой является нехватка квалифицированных кадров для реализации проектов ГЧП в сфере общественной инфраструктуры. Для успешной реализации проектов требуется комплекс знаний и навыков, включая экономическую, юридическую, инженерную и техническую экспертизу. Однако, на сегодняшний день недостаток таких специалистов на рынке труда является серьезной проблемой [2, стр. 113].

Кроме того, проекты ГЧП могут столкнуться с проблемой недостаточной прозрачности и недостаточным учетом общественных интересов. Недостаточная прозрачность может создать условия для коррупции и злоупотреблений, а недостаточное учет общественных интересов может привести к неэффективному использованию ресурсов [4, стр. 28].

Еще одной проблемой, которая может возникнуть при использовании ГЧП для развития общественной инфраструктуры, является неопределенность в законодательстве. Некоторые аспекты ГЧП не имеют ясного законодательного регулирования, что может привести к трудностям в реализации проектов и повышенным рискам для инвесторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, использование ГЧП для развития общественной инфраструктуры может быть полезным инструментом для повышения качества жизни населения и развития экономики. Но несмотря на значительный потенциал использования ГЧП, существует ряд проблем, которые необхо-

<

00

О ^

ш ^

U

и

X

и

О ^

О

s ^

О и

X

и

о

X

О m

_D X

Q

димо учитывать и решать для успешной реализации проектов. При правильной организации и регулировании ГЧП может стать мощным инструментом развития публичной инфраструктуры, что уже продемонстрировано в России на примере реализации многих крупных инфраструктурных проектов. Для того чтобы обеспечить максимально возможный эффект

от использования ГЧП, необходимо разработать стратегии, которые учитывают интересы всех сторон, в том числе государства, частных компаний и общества в целом. Кроме того, необходимо проводить системную работу по привлечению и подготовке кадров, а также обеспечивать прозрачность и учет общественных интересов в реализации проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2022); Гришина А. А. Государственно-частное партнерство в России: проблемы и перспективы // Экономика и управление. — 2020.

Киселев И. А. Государственно-частное партнерство в России как новый вид перспективных взаимоотношений — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). С. 173176. — URL: https://moiuch.ru/archive/409/90020/.

Попков И. А. Особенности государственно-частного партнерства в сфере развития общественной инфраструктуры // Инвестиции в России — 2017. — № 8. — С. 25-29;

Савченко И. И. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и

проблемы развития — Текст: электронный // Известия Дальневосточного федерального

университета. Экономика и управление — 2015. — URL: https://cyberieninka.ru/articie/n/gosu-

darstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-probiemy-razvitiya;

Ткаченко И. Н. Государственно-частное партнерство : учебное пособие для вузов — Москва :

Издательство Юрайт, 2022. 188 с.

Хасанов И. М. Государственно-частное партнерство как инструмент модернизации городской инфраструктуры // Научный вестник МГТУ ГА. — 2018. — № 313.— С. 89.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipai'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdei'nye zakonodatei'nye akty Rossijskoj Federacii" ot 13.07.2015, No. 224-FZ (red. ot 29.12.2022).

2. Grishina A. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: probiemy i perspektivy // Jekonomika i upravienie. — 2020.

3. Kiselev I. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii kak novyj vid perspektivnyh vzaimoot-noshenij — Tekst : jeiektronnyj // Moiodoj uchenyj. — 2022, No. 14 (409), Pp. 173-176. — URL: https://moiuch.ru/archive/409/90020/.

4. Popkov I. A. Osobennosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere razvitija obshhestvennoj infrastruktury // Investicii v Rossii. 2017, No. 8, Pp. 25-29.

5. Savchenko I. I. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: sovremennoe sostojanie i probiemy razvitija — Tekst: jeiektronnyj // Izvestija Dai'nevostochnogo federai'nogo universiteta. Jekonomika

<

00

О ^

Ш ^

U

и

X

и

о ^

о

S

О и

i upravlenie. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-ros-sii-sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya.

6. Tkachenko I. N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo : uchebnoe posobie dlja vuzov — Moskva : Izdatel'stvo Jurajt, 2022. 188 p.

7. Hasanov I. M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument modernizacii gorodskoj infras-truktury // Nauchnyj vestnik MGTU GA. — 2018, No. 313, Pp. 89.

Статья поступила в редакцию 02.06.23; Принята к публикации 23.06.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 02.06.23; accepted for publication 23.06.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.

X

и

О

X

О ^

m _o x

Q

LO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.