Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколовская О.Е.

Статья показывает, что государственно-частное партнерство можно рассматривать как одно из перспективных направлений в решении зада охраны окружающей среды. Проведен анализ и даны рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия публичного и частного партнера в рамках проекта ГЧП в сфере управления коммунальными отходами в Свердловской области (как одном из наиболее экологически неблагополучных регионов России).The article : shows that public-private partnership can be considered as one of the promising directions in the solution of the given environmental protection. The analysis and recommendations for improving the mechanism of interaction between the public and the private partner in the PPP project in the field of municipal waste management in the Sverdlovsk region (as one of the most ecologically unfavorable regions of Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколовская О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

3.Мониторинг рынка микрофинансирования: материалы и публикации [Электронный ресурс] / Российский микрофинансовый центр: [официальный сайт] / URL: http://www.rmcenter.ru (дата обращения: 10.11.2016).

4.MICROFINANCE Barometer 2015: [Электронный ресурс] / MICROFINANCE GATEWAY: [сайт]. [2015]. - URL: http://www.microfinancegateway.org/ library/microfinance-barometer-2015 (дата обращения: 11.11.2016).

5.Парушина Н.В. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и с подотчетными лицами // Аудитор. 2006. № 1. С. 20-29.

6.Рынок микрофинансирования становится банковским: [Электронный ресурс] // Известия от 9 января 2017. - URL: http://izvestia.ru/news/ (дата обращения: 10.01.2017).

УДК 332.025.12

Соколовская О.Е. магистр аспирант 1 года обучения Научный руководитель: Ткаченко И.Н. Уральский государственный экономический университет,

Россия, г. Екатеринбург ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Аннотация: Статья показывает, что государственно-частное партнерство можно рассматривать как одно из перспективных направлений в решении зада охраны окружающей среды. Проведен анализ и даны рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия публичного и частного партнера в рамках проекта ГЧП в сфере управления коммунальными отходами в Свердловской области (как одном из наиболее экологически неблагополучных регионов России).

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальная ответственность, социальное партнерство, экологическая ситуация, экологическая безопасность, охрана окружающей среды.

The article: shows that public-private partnership can be considered as one of the promising directions in the solution of the given environmental protection. The analysis and recommendations for improving the mechanism of interaction between the public and the private partner in the PPP project in the field of municipal waste management in the Sverdlovsk region (as one of the most ecologically unfavorable regions of Russia).

Keywords: public-private partnership, social responsibility, social partnership, ecological situation, ecological safety and environmental protection.

Главная экологическая проблема всего человеческого общества - это промышленное освоение природы, к чему следует отнести вырубку лесов, неразумную вспашку земель, возрастающее извлечение ископаемых ресурсов, загрязнение воды, воздушного пространства и земельных угодий. Человек свое благополучие строит на бездумной и неуёмной эксплуатации природной среды, отсюда и экологические проблемы.

Наиболее острая экологическая проблема возникает от отходов жизнедеятельности людей - отходов производства и потребления.

Проблемы в сфере переработки твердых бытовых отходов (ТБО) в России объясняются тем, что государство не способно в должной мере обеспечить решение проблемы, а бизнесменов вложиться в индустрию отходов достаточно, но эта «индустрия» дорогая и щепетильная. Одному бизнесмену её не осилить. Вот почему важно партнёрство с государством -именно это объясняет актуальность данной тематики [2].

Для эффективного функционирования механизма ГЧП в нашей стране, прежде всего, необходимо решить существующие проблемы в данной области, ограничивающие возможности его применения.

Был проведен анализ возможности использования механизма государственно-частного партнерства для реализации проектов в сфере управления коммунальными отходами в Свердловской области.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1].

В Свердловской области на сегодняшний день нет ни одного реализованного проекта ГЧП, в стадии развития находится формирование партнерства власти и бизнеса в сфере экологического туризма в природных парках областного значения, ведутся переговоры по проекту ГЧП

реконструкции завода по переработке твердых бытовых отходов в городе Первоуральске.

Опыт реализации проектов ГЧП в экологической сфере есть и в зарубежной и в Российской практике, однако опыт этот достаточно скромный и требует своего развития.

С целью изучения проблем, препятствующих развитию государственно-частного партнерства, был проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ГЧП, бюджетное законодательство и другие документы в которых отражено взаимодействие органов власти с бизнесом и выделены вопросы инвестирования и сделаны следующие выводы: в Свердловской области развитие государственно-частного партнерства в сфере обращения и переработки отходов производства и потребления находится в «зачаточном» состоянии. Хотя данная сферы указывается в нормативно-правовых актах, как Российской Федерации, так и Свердловской области, в частности, как стратегическая, но к сожалению должной проработки организации государственно-частного партнерства, поддержки бизнеса, желающего инвестировать в данную отрасль, еще нет.

Одна из ключевых проблем тормозящих эффективное развитие государственно-частное партнерство в Свердловской области это недоработанный механизм возврата инвестиций и плохая мотивация бизнеса для участия в проектах ГЧП [3].

Решению проблем, по мнению автора, должны способствовать следующие меры со стороны органов власти:

1) Необходимо упростить порядок попадания в реестр приоритетных проектов Свердловской области - большое количество документов и нечеткость требований к получению статуса «приоритетного» проекта вызывают отторжение у потенциальных инвесторов;

2) Внести завод по переработке ТБО в городе Нижний Тагил в реестр приоритетных инвестиционных проектов в Свердловской области и рассматривать его в качестве «пилотного». В дальнейшем с учетом опыта реализации данного ГЧП проекта внести в реестр отдельное направление с перечнем проектов строительства мусороперерабатывающих комплексов в других муниципальных образованиях.

3) Установить гарантии возврата частных инвестиций ко всем без исключения инвестиционным проектам ГЧП, реализуемым не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне (через пересмотр как федерального, так и регионального закона об инвестиционной деятельности);

4) Обеспечить не только создание, но и функционирование «Проектного офиса Свердловской области» для взаимодействия государства

и бизнеса в рамках ГЧП и инвестиционных проектов, поскольку сейчас «Проектный офис» существует только на бумаге;

5) Создать совет по ГЧП при Министерстве природных ресурсов и экологии (по опыту координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству);

6) Обеспечить финансовое стимулирование бизнеса для заключения концессионных соглашений с государством в сфере переработки отходов производства и потребления (в рамках областного бюджета):

- снижение налоговых ставок для частного партнера проекта ГЧП;

- предоставление налогового кредита (под ним понимается вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов организации, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений.) и проработка механизма получения налогового кредита частным партнером;

- предоставление инвестиционных субсидий частному партнеру (разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично, так как имеется риск для бюджета как федерального, так и регионального) - в целом данная мера, может увеличить привлекательность проектов государственно-частного партнерства для бизнеса;

- предоставление гарантий Свердловской области (Министерство инвестиций и развития Свердловской области), которые включают обеспечение государственных гарантий Свердловской области для обеспечения обязательств по кредитным договорам, предусматривающим предоставление этим субъектам кредитов для реализации ими инвестиционным проектам. Данная мера существует, но не распространяется на сферу экологии (переработки ТБО).

- предоставление дотации на погашение процентов по кредитным договорам бизнесу, участвующему в ГЧП.

- снижение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму затрат на реализацию проекта по переработке отходов (ФЗ-89 от 29.12.1998 в ред. от 29.12.2015)

- применение нормативов ускоренной амортизации для комплексов по переработке ТБО, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;

7) Рассмотреть возможность увеличения тарифов на утилизацию ТБО (с учетом инвестиционной составляющей) - данная мера будет непопулярна для населения, но приведет к существенному сокращению срока возврата инвестиций частным инвестором (Тариф за утилизацию ТБО в городе Екатеринбурге и составляет 214 рублей 47 копеек. Для сравнения в Москве

данный тариф находится на отметке 437 руб/м3 в Санкт-Петербурге 389,51 руб/м3 в Новосибирске 149,86 руб/м3, в Перми 370 руб/м3. По данным показателям видно, что плата за утилизацию ТБО существенно ниже, чем в других городах «миллионниках» России. Она не покрывает расходы, которые затрачивает бизнес при утилизации и захоронении отходов производства и потребления.)

Необходимо также пересмотреть тарифную и кредитную политику, которые в настоящее время не обеспечивают стимулирование потенциальных инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса, связанного с переработкой отходов производства и потребления.

Использованные источники:

1.Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ

2. Пахальчак, Г.Ю. О перспективах развития механизмов государственно-частного партнерства в экологической сфере // Дискуссия.2013. №9(39). С. 77-84.

3.Ткаченко И.Н. Достижение синергизма на основе эффективного взаимодействия заинтересованных сторон проектов государственно-частного партнерства // Труды уральского государственного экономического университета. сборник научных статей в 2 т. отв. за вып. Е. Б. Дворядкина; ред. кол. : В. Ж. Дубровский, М. С. Марамыгин, А. Ю. Коковихин, В. П. Соловьева. 2016. Т. 1. С. 103-108

Солдатюк О.С.

1 курс «Гостиничное дело» магистр ФГАОУ

Балтийский Федеральный Университет имени И. Канта

Россия, г. Калининград СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ В РЕСТОРАНЕ ГОСТИНИЦЫ Аннотация в данной статье рассматриваются различные научные подходы к определению понятия «управления персоналом». Автором анализируется суть управления персоналом в ресторане гостиницы.

Abstract: this article highlights the different scientific approaches to the definition of Human resource management. The concept and features of methods of Human resource management are considered by the author.

Ключевые слова: управление персоналом, гостиницы Keywords: management, hotels

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.