Научная статья на тему 'Анализ проблем препятствующих реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере утилизации ТБО в Свердловской области и пути их решения'

Анализ проблем препятствующих реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере утилизации ТБО в Свердловской области и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP PROJECT STAKEHOLDERS / ENVIRONMENTAL ISSUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколовская Оксана Евгеньевна

Проанализированы основные препятствия и проблемы, мешающие внедрению механизма государственно-частного партнерства для решения проблем, связанных с твердыми бытовыми отходами в Свердловской области. Предложены пути решения существующих проблем для удовлетворения потребностей ключевых стейкхолдеров проектов ГЧП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем препятствующих реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере утилизации ТБО в Свердловской области и пути их решения»

УДК 338.2 Экономические науки

Соколовская Оксана Евгеньевна, ассистент кафедры корпоративной

экономики и управления бизнесом ФГБОУ ВО « Уральский государственный экономический университет », г. Екатеринбург

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ УТИЛИЗАЦИИ ТБО В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Проанализированы основные препятствия и проблемы, мешающие внедрению механизма государственно-частного партнерства для решения проблем, связанных с твердыми бытовыми отходами в Свердловской области. Предложены пути решения существующих проблем для удовлетворения потребностей ключевых стейкхолдеров проектов ГЧП

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, стейкхолдеры проекта ГЧП, экологические проблемы.

Annotation. The analysis of the main obstacles and challenges that hinder the implementation of the mechanism of public-private partnerships to address the problems related to solid waste management in the Sverdlovsk region. The ways of solving the existing problems to meet the needs of key stakeholders of PPP projects

Keywords: public-private partnership, PPP project stakeholders, environmental issues.

С целью изучения проблем, препятствующих развитию государственно-частного партнерства в Свердловской области, был проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ГЧП, бюджетное законодательство и другие документы в которых отражено взаимодействие органов власти с бизнесом и выделены вопросы инвестирования [3].

- Указом Губернатора от 28.03.2012 №180-УГ был создан Инвестиционный совет при Губернаторе Свердловской области в целях улучшения инвестиционного климата в Свердловской области. Одной из ключевых задач Инвестиционного совета является организация взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Свердловской области, органов местного

самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, общественных объединений, кредитных и других организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в инвестиционных процессах. Именно эта задача и предусматривает организацию взаимодействия органов власти и частных инвесторов, которые являются ключевыми участниками государственно-частного партнерства.

Инвестиционный совет действует с 2012 года, последнее заседание Совета было проведено 5 августа 2015 года. Автором исследования был проведен анализ протоколов заседаний Совета по инвестициям Свердловской области за 3 года действия Совета и было выявлено следующее:

- на заседаниях Совета по инвестициям не было рассмотрения вопросов, связанных с привлечением частных инвестиций в сферу переработки ТБО Свердловской области;

- косвенно были рассмотрены вопросы экономического стимулирования частных инвесторов (Протокол заседания Совета по инвестициям в Свердловской области от 15 ноября 2012 года) - на заседании Совета было предложено направить предложения в Министерство экономики Свердловской области предложение о механизмах развития ГЧП при реализации проектов в курируемых отраслях, предусматривающих участие в их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области. Отчета об исполнении данного предложения нет.

Хотя тематика исследования очень актуальна и проекты, связанные с переработкой отходов производства и потребления перспективны они не нашли отражения в деятельности Совета по инвестициям в Свердловской области, что можно обозначить как одну из проблем в реализации данных проектов [2].

- В рамках реализации инвестиционной политики и повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области был сформирован перечень инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития региона («губернаторская сотня») проведенное исследование показало, что списка проектов, входящих в «губернаторскую сотню» нет в открытом доступе. Это снижает информированность бизнеса о планируемых к реализации

проектах и невозможность инвестирования в них. Данная ситуация можно негативно отразится на привлечение частного капитала в том числе и в ГЧП в сфере переработки отходов.

- В бюджетном послании Губернатора Свердловской области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области в 2016 году и плановом периоде 2017-2018 годов» указывается, что для поддержки бизнес-сообщества законодательством Свердловской области определен ряд налоговых преференций для субъектов инвестиционной деятельности, в том числе налоговые льготы по налогу на имущество для организаций, имеющих статус участника приоритетного инвестиционного проекта, в отношении новых построенных объектов недвижимого имущества, льготы по налогу на прибыль для вновь созданных организаций.

Но тут инвесторы, желающие вложить денежные средства в переработки ТБО так же могут столкнутся с трудностями, так как в реестр приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области по новому строительству (приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов основных фондов) не входит ни один инвестиционный проект, направленный на переработку отходов.

Поэтому даже если бизнес и захочет инвестировать в данную отрасль, то он сталкивается с огромным количеством проблем, что препятствует привлечению инвестиций и порождает не желание инвесторов участвовать в реализации таких проектов (из-за отсутствия налоговых льгот и других проблемных зон).

- Постановлением Правительства Свердловской области от 14 декабря 2012 г. N 1432-ПП «О сопровождении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Свердловской области» и Постановлением Правительства Свердловской области от 15.07.2015 № 585-ПП «О создании Правительственной комиссии Свердловской области по рассмотрению инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Свердловской области» создан «проектный офис Свердловской области», ключевым элементом которого является упорядочивание межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской

области, Корпорации развития Среднего Урала, фондов, созданных с участием Свердловской области, по содействию реализации инвестиционных проектов, в том числе обеспечению безусловного выполнения целевых параметров проектов, признанных стратегически важными для Свердловской области, и, как следствие, улучшение делового климата в регионе.

«Проектный офис Свердловской области» как указано в данных нормативно-правовых актах создан в целях активизации инвестиционной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности, создания благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Свердловской области Правительство Свердловской области. Это может благоприятно способствовать взаимодействию бизнеса и власти, но к сожалению по данным открытых источников функционирование «Проектного офиса Свердловской области» еще не осуществляется. И можно сделать вывод, что это так же является проблемой для развития Свердловской области, увеличения притока инвестиций в том числе в изучаемую автором отрасль. Меры государственной поддержки отрасли (на региональном уровне) так же отражены в Постановлении Правительства Свердловской области "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2020 года" № 1269-ПП от 21.10.2013 года.

В данном Постановлении Правительства Свердловской области так же не предусмотрено поддержка инвесторов занимающихся переработкой отходов производства и потребления, хотя обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления является стратегической целью развития экологии и природопользование на территории Свердловской области до 2030 года.

Учитывая большую капиталоемкость проектов по переработке отходов, реализовать такой проект без привлечения заемных средств практически невозможно. Мало того, что кредиты берутся под высокий процент (14-24 %) и государство не способствует выделению льготных кредитов на эти цели, оно еще и регулирует тарифы на обращение с отходами, минимизируя их инвестиционную составляющую. То есть погашение кредитов за счет тарифов в такой ситуации осложняется.

Тариф на услугу устанавливается в соответствии с федеральным законом №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В каждом регионе Российской Федерации сумма, которую платит потребитель за пользование услугой разная и кардинально различается даже в пределах Свердловской области (таблицы 1).

Таблица 1 - Тарифы на утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов в Свердловской области

Муниципальное образование Ставка тарифа в период до 31.06.2016 руб/м

Алапаевск 120,34

Артемовск 94,83-106,15

Артинск 97,84

Асбест 55,43

Белоярский округ 100,31

Берёзовский 186,08

Бисерть 85,73

Верхнее Дуброво 110

Верхняя Салда 29,50

Верхние Серги 219,96

Верхняя Тура 94,19

Екатеринбург 214,47

Заречный 73,61

Ирбит 60

Каменск-Уральский 100,3

Камышлов 95,94

Карпинск 31,68-34,27

Качканар 44,38

Кировоград 78,45

Краснотурьинск 73,21

Красноуральск 73,74

Красноуфимск 56,35

Кушва 47

Лесной 43,39

Нижнетуринск 80

Нижний Тагил 48,03-48,28

Новая Ляля 94

Новоуральск 85,89-174

Первоуральск 51,6-98,11

Полевской 56,05

Ревда 42

Реж 85,04-126

Серов 36,99

Сухой Лог 31,71

Сысерть 68,2-184,08

Тавда 57,2

Талица 100,82

Туринск 97,5

Как видно из таблицы размер тарифа существенно различается даже в пределах Свердловской области. Самый высок тариф за утилизацию ТБО в городе Екатеринбурге и составляет 214 рублей 47 копеек.

Для сравнения в Москве данный тариф находится на отметке 437 руб/м в Санкт-

3 3 3

Петербурге 389,51 руб/м в Новосибирске 149,86 руб/м , в Перми 370 руб/м . По данным показателям видно, что плата за утилизацию ТБО существенно ниже, чем в других городах «миллионниках» России. Она не покрывает расходы, которые затрачивает бизнес при утилизации и захоронении отходов производства и потребления.

Таким образом эти цифры подтверждают заключению, что для развития ГЧП в сфере переработки отходов производства и потребления частному партнеру недостаточно средств, которые он получает с оплаты тарифов населением. Это так же можно отнести к проблемам, мешающим развитию ГЧП проектов по переработке отходов в регионе.

Из всего рассмотренного можно сделать вывод, что в Свердловской области развитие государственно-частного партнерства в сфере обращения и переработки отходов производства и потребления находится в «зачаточном» состоянии. Хотя данная сферы указывается в нормативно-правовых актах как Российской Федерации, так и Свердловской области, в частности, как стратегическая, но, к сожалению должной проработки организации государственно-частного партнерства, поддержки бизнеса, желающего инвестировать в данную отрасль, еще нет [1].

Решению проблем, по мнению представителей органов власти, должны способствовать следующие меры:

- создание на федеральном и региональных уровнях специализированных структур (своеобразных центров компетенций), координирующих вопросы ГЧП, задачами которыми являлись бы поиск инвесторов, продвижение региональных проектов, консультирование и т.п.;

- выработка единой политики и оптимальной схемы взаимодействия федеральных и региональных органов власти при реализации проектов ГЧП;

- повышение уровня подготовки специалистов, принимающих участие в реализации ГЧП-проектов;

- восполнение дефицита практической информации и другие. Кроме того, важно понимать, что заинтересовать бизнес в принятии участия в имеющих

государственное значение инвестиционных проектах можно, создав для него благоприятные правовые условия.

Данные способы решения существующих проблем можно отнести скорее к обобщенным решениям без дальнейшей конкретизации, которые носят теоретический характер.

Проведя исследование существующих проблем, препятствующих процессу активизации развития ГЧП в Свердловской области автор предлагает следующее (меры со стороны органов власти):

1) Упростить порядок попадания в реестр приоритетных проектов Свердловской области - большое количество документов и нечеткость требований к получению статуса «приоритетного» проекта вызывают отторжение у потенциальных инвесторов;

2) Внести завод по переработке ТБО в городе Нижний Тагил в реестр приоритетных инвестиционных проектов в Свердловской области и рассматривать его в качестве «пилотного». В дальнейшем с учетом опыта реализации данного ГЧП проекта внести в реестр отдельное направление с перечнем проектов строительства мусороперерабатывающих комплексов в других муниципальных образованиях.

3) Установить гарантии возврата частных инвестиций ко всем без исключения инвестиционным проектам ГЧП, реализуемым не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне (через пересмотр как федерального так и регионального закона об инвестиционной деятельности);

4) Обеспечить не только создание, но и функционирование «Проектного офиса Свердловской области» для взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП и инвестиционных проектов, поскольку сейчас «Проектный офис» существует только на бумаге;

5) Создать совет по ГЧП при Министерстве природных ресурсов и экологии (по опыту координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству);

6) Обеспечить финансовое стимулирование бизнеса для заключения концессионных соглашений с государством в сфере переработки отходов производства и потребления (в рамках областного бюджета):

- снижение налоговых ставок для частного партнера проекта ГЧП (например, снижение налога на прибыль до 13.5% - как это делается для ряда отраслей, перечисленных выше, которые указаны на сайте Министерства инвестиций и развития Свердловской области);

- предоставление налогового кредита (под ним понимается вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов организации, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений.) и проработка механизма получения налогового кредита частным партнером;

- предоставление инвестиционных субсидий частному партнеру (разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично, Так как имеется риск для бюджета как федерального так и регионального) - в целом данная мера, может увеличить привлекательность проектов государственно-частного партнерства для бизнеса;

- предоставление гарантий Свердловской области (Министерство инвестиций и развития Свердловской области), которые включают обеспечение государственных гарантий Свердловской области для обеспечения обязательств по кредитным договорам, предусматривающим предоставление этим субъектам кредитов для реализации ими инвестиционным проектам. Данная мера существует, но не распространяется на сферу экологии (переработки ТБО).

- предоставление дотации на погашение процентов по кредитным договорам бизнесу, участвующему в ГЧП.

- снижение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму затрат на реализацию проекта по переработке отходов (ФЗ-89 от 29.12.1998 в ред. от 29.12.2015)

- применение нормативов ускоренной амортизации для комплексов по переработке ТБО, реализуемых в форме государственно-частного партнерства;

7) рассмотреть возможность увеличения тарифов на утилизацию ТБО (с учетом инвестиционной составляющей) - данная мера будет непопулярна для населения, но приведет к существенному сокращению срока возврата инвестиций частным инвестором. Необходимо также пересмотреть тарифную и кредитную политику, которые в настоящее время не обеспечивают стимулирование потенциальных

инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса, связанного с переработкой отходов производства и потребления.

8) По каждому проекту государственно-частного партнерства, находящемуся в стадии «подготовки проекта» необходимо проводить анализ интересов ключевых стейкхолдеров (частного партнера, публичного партнера и общества) для снижения рисков каждого из них в ходе дальнейшей реализации. Для определения точек взаимодействия и их эффективности (при необходимости) может быть построена карта стейкхолдеров проекта.

9) Для реализации эффективного ГЧП проекта необходимо во время всех стадий проекта осуществлять управление рисками. Команда проекта должна выявить (идентифицировать) риски, провести анализ и оценку (для всех групп стейкхолдеров) которая включает в себя определение вероятности наступления рисков, максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисков.

Управление рисками позволит грамотно распределить риски между партнерами, учесть их интересы и минимизировать неблагоприятные последствия при их наступлении. Предложенные автором меры по совершенствованию механизма реализации государственно-частного партнерства (экономического стимулирования) в сфере переработки отходов производства и потребления окажут положительное влияние на все ключевые группы стейкхолдеров и будут помогать в удовлетворении интересов данных групп и достижении синергетического эффекта.

Библиографический список

1. Благинин В.А. Технология моделирования понятия "конкурентоспособность" и его структура // Мат. конф. «Конкурентоспособность территорий». - 2014. - С. 145-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Долматова И.Н. Реализация стейкхолдерского подхода в корпоративном управлении (эмпирическое исследование в компании закрытого типа) // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2013. - № 1 (45). - С. 8997.

3. Володина В.И. Стейкхолдерский подход управления бизнесом // Новая наука: От идеи к результату. - 2015. - № 5-1. - С. 78-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.