Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент реализации национальной экономической стратегии'

Государственно-частное партнерство как инструмент реализации национальной экономической стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА / МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Людмила Львовна

В статье отмечено, что развитие национальных экономик происходит с учетом разных целевых ориентиров. Для достижения поставленных целей многие страны широко используют различные модели партнерства государства и частного бизнеса (концессии, совместные предприятия, делегированное управление и др.). Каждая страна адаптирует имеющиеся модели к своим условиям. Автор считает, что в настоящее время в РФ создана основа для формирования системы национальных интересов, объединяющих бизнес и государство в целях реализации стратегии экономического развития, базирующейся на экономике знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public private partnership as an instrument to realize the national economic strategy

The article claims that development of national economies depends upon their different national target points. To achieve their goals many countries apply extensively various models of public private partnership between government and private business (concessions, joint ventures, delegated management etc). Each country adjusts the models available to its conditions. The author believes that the Russian Federation has currently laid the foundation for forming a system of national interests uniting business and government in order to realize the economic development strategy based on knowledge-driven economy.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент реализации национальной экономической стратегии»

Взаимодействие государства, крупного и малого бизнеса в российской экономике

Л.Л. Калинина

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

В статье отмечено, что развитие национальных экономик происходит с учетом разных целевых ориентиров. Для достижения поставленных целей многие страны широко используют различные модели партнерства государства и частного бизнеса (концессии, совместные предприятия, делегированное управление и др.). Каждая страна адаптирует имеющиеся модели к своим условиям. Автор считает, что в настоящее время в РФ создана основа для формирования системы национальных интересов, объединяющих бизнес и государство в целях реализации стратегии экономического развития, базирующейся на экономике знаний.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, механизмы партнерства, модели партнерства.

Кардинальные преобразования в экономических отношениях между странами, процессы либерализации, происходящие в современной глобализирующейся экономике, привели к значительным изменениям во взаимоотношениях между государством и бизнесом. Появились новые формы экономических связей, отвечающие современным потребностям национальных экономик. Однако реалии современного периода вызывают необходимость перманентно анализировать, обобщать накопленный опыт, что позволит обеспечить преимущественное развитие, более полно задействовав национальные производственные возможности. Осознание значительных экономических и социальных потерь, которые понесла Россия вследствие реализации политики свободного рынка в ходе трансформации экономической системы на рубеже 80-90-х гг. ХХ в., требует поиска оптимального соотношения между государством и рынком. В настоящее время более 90% российских предприятий находится в частной собственности, однако в отдельных сферах экономики наиболее эффективной является именно государственная собственность.

В российской практике государство всегда играло важную роль в экономике, в том числе осуществляя предпринимательскую деятельность в рамках государственного сектора. Тем не менее в настоящее время активизацию процесса трансформации государственной собственности как неотъемлемого элемента построения рыночной экономики зачастую ошибочно возводят в ранг приоритетов в общей системе экономических преобразований.

Безусловно, в условиях рынка экономическая составляющая деятельности государства меняется. Однако роль государства как самостоятельного субъекта экономики, обеспечивающего реализацию стратегических общенациональных целей, остается по-прежнему определяющей.

Целью управления экономикой является обеспечение устойчивого, сбалансированного развития. Достижение указанной цели обеспечивается путем нахождения оптимального варианта партнерского взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, а именно - государства и бизнеса.

Партнерские отношения активизируют развитие институтов рынка, предпринимательской инициативы, позволяют правильно распорядиться национальным богатством, являются основой функционирования смешанной экономики. Формы частно-государственного партнерства многообразны - это концессии, совместные предприятия, делегированное управление, государственные контракты и др.

Латинское слово «шпсеээю» переводится как «разрешение», «уступка». В современной практике государство может предоставлять концессионеру различные виды ресурсов: землю, технологии, здания, сооружения и др., но концессионер, получивший эти ресурсы, не получает прав собственности на них. Органы государственной власти делегируют концессионеру права по принятию и реализации административно-хозяйственных решений, связанных с управлением объектом концессии. Этим обеспечивается независимость концессионера. Он уполномочен государством получать от других участников экономической деятельности плату за оказанные услуги, которая является его собственностью. Это положение закрепляется в концессионном договоре. Собственностью концессионера является и продукция, выпущенная на концессионном предприятии.

Заслуживает внимания исторический опыт реализации концессионной политики в послереволюционной России в 20-е годы XX в. Необходимость производственной кооперации с иностранными партнерами отмечал нарком внешней торговли Л.Б. Красин, который подчеркивал, что «...гораздо важнее создавать новые цен-

ности, чем только обменивать или перемещать существующие. Развитие производства - вот основа народной экономики и международных экономических отношений»1.

Вопрос о концессиях заслушивался на I съезде Совета народного хозяйства 26 мая 1918 г. Были рассмотрены общие условия предоставления концессий, предусматривавшие, что соглашения о концессиях заключаются на определенный срок для создания новых предприятий в соответствии с общим планом развития производительных сил в стране.

Условия сотрудничества с иностранными партнерами были конкретизированы в декрете Совнаркома от 23 ноября 1920 г. Государство принимало на себя следующие обязательства:

- предоставлять концессионеру вознаграждение долей произведенного продукта с правом вывоза его за границу;

- предоставлять льготы и преимущества концессиям, применяющим особые технологические усовершенствования в крупных размерах;

- предоставлять концессии на сроки, необходимые для полного возмещения затрат предпринимателя на организацию производства;

- гарантию имущества, вложенного в предприятие, от национализации, конфискации, реквизиции;

- предоставлять право найма советских рабочих и служащих;

- не допускать одностороннего изменения правительством концессионного договора.

Для руководства концессионной политикой был создан Концессионный комитет при ВСНХ, а затем данные функции перешли к Главному концессионному комитету при Совнаркоме РСФСР. Условия функционирования в СССР иностранного капитала регламентировались внутренним советским законодательством, в том числе законами и нормативными актами о концессиях. Все социальные, производственные и торговые нормы, действовавшие в стране, были обязательны для иностранных предпринимателей. Конкретизация условий деятельности концессий осуществлялась в концессионных договорах и уставах создаваемых предприятий.

Организационные формы концессий были различны:

- чистая концессия, когда иностранный инвестор полностью вносил необходимый капитал;

- акционерное общество (смешанное), когда капитал формировался соучредителями (иностранным партнером и советской организацией), которые в дальнейшем совместно участвовали в деятельности общества.

Имеющиеся неполные данные свидетельствуют, что по состоянию на 1 октября 1926 г. суммарный основной капитал концессионных предприятий составлял 59,4 млн руб., из которых 30,953 млн руб. были инвестированы концессионерами2.

Концессии действовали в различных отраслях промышленности, доминируя в добывающей отрасли. К концу 1927 г. на концессионных предприятиях добывалось 40% марганца, 35% золота, более 60% свинца, около 12% меди, производилось 22% одежды и предметов туалета3. В легкой промышленности объемы концессионной деятельности строго лимитировались государством. Концессии, действовавшие в данной отрасли (текстильные и др.), реализовывали свою продукцию на внутреннем рынке страны в условиях высоких цен на промышленные товары и репатриировали прибыль в денежной форме. Это являлось отраслевой особенностью, и валютно-финансовый аспект деятельности данных концессий был схож с импортом, который государство стремилось минимизировать.

Создавались концессии в торговле и сельском хозяйстве. На концессионной основе привлекался иностранный капитал и в оборонные отрасли. В частности, в целях создания собственной авиационной промышленности, руководство СССР подписало соглашение о концессии с заводами «Юнкерса». Немецкая сторона должна была построить в Филях под Москвой современный завод по производству металлических самолетов. Производительность предприятия должна была составлять 300 самолетов в год. Из общего объема выпуска половина реализовывалась фирмой, а вторая половина приобреталась государством.

В качестве условий сотрудничества «Юнкерс» принимал на себя обязательства:

- организовать в СССР добычу алюминия для отечественной промышленности;

- создать и оснастить научно-исследовательскую лабораторию такого же уровня, как на предприятиях «Юнкерс» в г. Десау;

- организовать на территории СССР производство авиамоторов;

- заменить всех иностранных рабочих и специалистов на концессионном предприятии в течение пяти лет на обученный русский персонал4.

Данный договор концессии был расторгнут в 1927 г., причем оба участника не выполнили первоначально оговоренные условия в полном объеме. Однако этот проект заложил основу для производства в СССР металлических авиационных конструкций, самолетов и авиационных моторов.

Концессионная политика послереволюционной России была попыткой решения задач догоняющего развития: технические, финансовые, интеллектуальные ресурсы экономически развитых стран использовались для эффективного управления государственным имуществом, которое не переходило к новым владельцам, а по-прежнему оставалось в государственной собственности.

Развитые страны (Великобритания, Франция, Германия, США и др.) широко использовали преимущества построения партнерских отношений государства и частного бизнеса, последовательно переосмысливая стратегические аспекты этих отношений, вводя новые механизмы регулирования. Первые упоминания о концессиях датируются XVI в., однако наибольшее развитие концессионная практика в этих странах получила в XIX в., в эпоху промышленной революции. Государство привлекало частный сектор к строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры: железных дорог, систем электро-, газо-, водоснабжения.

90-е годы XX в. ознаменовались качественными сдвигами в развитии производства в развитых странах, выдвижением человека в центр воспроизводственных процессов, что предопределялось изменениями в структуре экономики в целях реализации либеральной концепции развития. Новая экономическая политика предполагала перераспределение ролей между государственными органами и частным бизнесом, что инициировало рост масштабов государственно-частного партнерства. Частный сектор активно привлекался к управлению различными отраслями производственной инфраструктуры и естественными монополиями. В этот период был усилен теоретический и практический фундамент для обеспечения эффективной деятельности государственно-частного партнерства. Шла работа по обеспечению гармонизации интересов участников, совершенствовалась законодательная база.

Однако развитие национальных экономик различных стран происходило с учетом разных целевых ориентиров. В частности США выбрали в качестве главного стратегического императива обеспечение лидерства во всех направлениях научных знаний.

Инновационная стратегия правительства США опирается на развитие механизмов государственно-частного партнерства. Федеральное правительство считает, что инвестиции в НИОКР должны рассматриваться не как финансирование частного сектора или оплата выполненных работ (оказанных услуг) по государственным контрактам, а как инвестиции, имеющие значительную экономическую и общественно-социальную роль. Такая позиция связана с радикальной перестройкой научно-технической политики США, начавшейся в середине 90-х годов XX в. США активно используют

сотрудничество правительства, частного бизнеса, университетов в области разработки и коммерциализации инноваций в целях обеспечения экономического роста.

Статистка, имеющаяся в США, свидетельствует, что 1 долл., вложенный в НИОКР, обеспечивает 9 долл. роста ВВП.

Важная роль в реализации механизмов партнерства в США принадлежит Федеральной контрактной системе. Государство предоставляет компаниям-подрядчикам, выполняющим государственные заказы на создание новой техники и технологии, проведение гражданских и военных программ НИОКР, ряд значимых прав, в том числе:

- безвозмездного использования промышленного и технологического оборудования, лабораторной базы, экспериментальных и научно-исследовательских стендов, принадлежащих государству;

- безвозмездной аренды государственной земельной собственности;

- расходования средств на собственные НИР, относимые на общую стоимость государственного гражданского и военного контракта на НИоКр (от 10 до 12%);

- перестройки производства и профессиональной переподготовки работников при переходе на выполнение нового государственного научно-технического или военно-технического заказа или на выпуск новой военной или гражданской продукции с компенсацией всех затрат, необходимых для структурной перестройки производства или его перемещения в другие районы на территории США;

- приобретения сырья, материалов, промышленного оборудования, приборов, научных инструментов за рубежом, если их уровень превышает уровень национальных образцов;

- обучения и переподготовки кадров, выполняющих государственные программы НИОКР, на зарубежных фирмах, в университетах, научно-исследовательских центрах5.

Кроме того, данные компании имеют широкий спектр налоговых льгот, право досрочной амортизации основных фондов и др.

В развивающихся странах, которые испытывают недостаток бюджетных средств для поддержания, модернизации, расширения производственных мощностей предприятий государственной собственности, из возможных моделей партнерств наибольшее распространение получили концессии. В ряде случаев концессионная практика применялась как форма косвенной приватизации, обеспечивая формирование рыночной среды в ранее монополизированных отраслях, приток иностранных инвестиций, решение актуальных организационно-экономических проблем.

В основном механизмы государственно-частного партнерства использовались в отраслях производственной инфраструктуры и естественных монополий. В последнее десятилетние XX в. в дорожном хозяйстве развивающихся стран было реализовано 314 проектов с общим объемом частных инвестиций 71 млрд долл., в портовой инфраструктуре - 169 проектов с вложениями частных инвесторов в объеме 16 млрд долл., на железнодорожном транспорте - 70 проектов, в которых доля частных инвесторов составила 26 млрд долл. Учитывая долгосрочность и высокую капиталоспособность таких проектов, следует отметить, что эффективное использование схем государственно-частного партнерства требует определенной подготовленности участников, наличия и развитости институциональной среды, сформированного гражданского общества, действенного наличия общественного контроля за деятельностью государственного аппарата. Отсутствие данных условий приводит в ряде случаев к отрицательному результату. Изучение практики функционирования концессий, предоставленных частному бизнесу в автодорожном хозяйстве Аргентины, Мексики, Венгрии, Таиланда, показало, что успешными были лишь 9 из 10.

Опыт зарубежных стран, накопленный к настоящему времени, свидетельствует, что универсальной модели партнерства не существует. Каждая страна адаптирует имеющиеся модели к своим условиям с учетом национальных особенностей и интересов. Это связано со спецификой государственной и финансовой политики, юридической инфраструктуры, социальными и культурными факторами. Однако поиск специфических решений, подходящих для каждой страны, не исключает возможности использования «оптимального опыта». Поэтому можно выделить ряд необходимых условий, обеспечивающих достижение успеха в сотрудничестве государства и частного бизнеса:

- отношения между государством и частным бизнесом должны основываться на законе, быть прозрачны, приемлемы для участников, доступны для контроля со стороны общества;

- структура партнерства должна быть сбалансированной;

- интересы государства и бизнеса могут быть противоположными, поэтому возникающие противоречия необходимо решать на основе консенсуса, что обеспечивает позитивную динамику развития;

- для обеспечения прогресса национальной экономики партнерство должно способствовать укреплению, а не размыванию отечественного потенциала.

В России Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят лишь в 2005 г. Он сформировал основу для разви-

тия концессионной деятельности во всех приоритетных отраслях экономики. На концепции партнерства базируется Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.). Главное условие эффективной реализации этого механизма - готовность участников руководствоваться стратегическими перспективами развития страны, а не сиюминутными выгодами. Достигнутая в настоящее время в РФ социальная и политическая стабильность создает основу для формирования системы национальных интересов, объединяющих бизнес и государство, причем не на принципах «олигархии», характерных для развивающихся стран, а не базе долговременных интересов всего российского общества.

Отказ от стратегии догоняющего развития, когда все усилия сосредоточиваются на улучшении показателей одной отрасли народного хозяйства и переход к стратегии экономического развития, базирующейся на экономике знаний, требует разработки научно-практических подходов к этому сложному процессу. Общественная значимость государственно-частного партнерства заключается в том, что именно общество заинтересовано в повышении качества услуг, создании новых технологий, расширении находящейся в собственности государства инфраструктуры. Это способствует улучшению уровня и качества жизни населения, усилению конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке.

Примечания

1 Красин Л.Б. Вопросы внешней торговли. М., 1928. С. 342.

2 Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990. С. 18.

3 Там же. С. 55.

4 ЦГФСФ. Ф 4. Оп. 14. Д. 25. Л. 7.

5 Емельянов С.В. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 3.

Литература

Варнавский В. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 48-49.

Делягин М. Власть, бизнес и население - три составляющие современного общества // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 3. С 40.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 19.01.06 г. № 38-р. Сурков В. Управление рисками в сфере естественных монополий // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6. С. 52-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.