Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / коррупция / антикоррупционная политика / малый и средний бизнес / административные барьеры / государственная поддержка предпринимательской деятельности / инновационный тип развития / public-private partnership / corruption / anti-corruption policy / small and medium business / administrative barriers / state support for entrepreneurial activity / innovative type of development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.И. Шустров, О.А. Минаева, А.В. Артемов

В статье рассматриваются основные направления реализации антикоррупционной политики страны, осуществление которых способствует не только развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в системе государственного управления, но и дальнейшей модернизации экономик субъектов федерации и страны в целом. Развитая и высокопродуктивная система ГЧП в сфере антикоррупционной политики страны способна стать не только эффективным механизмом обеспечения поступательного экономического развития государства, субъектов федерации, но и действенным инструментом перевода экономики страны на инновационный тип развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л.И. Шустров, О.А. Минаева, А.В. Артемов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE ANTI-CORRUPTION POLICY OF THE STATE

The article discusses the main directions of the implementation of the country’s anti-corruption policy, the implementation of which contributes not only to the development of public-private partnerships in the public administration system, but also contributes to the further modernization of the economies of the subjects of the federation and the country as a whole. A developed and highly productive PPP system in the field of the country’s anti-corruption policy can become not only an effective mechanism for ensuring the progressive economic development of the state, subjects of the federation, but also an effective tool for transferring the country’s economy to an innovative type of development.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 338.22

doi:10.52210/2224669X_2022_4_120

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Л.И. Шустров, О.А. Минаева, А.В. Артемов

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления реализации антикоррупционной политики страны, осуществление которых способствует не только развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в системе государственного управления, но и дальнейшей модернизации экономик субъектов федерации и страны в целом. Развитая и высокопродуктивная система ГЧП в сфере антикоррупционной политики страны способна стать не только эффективным механизмом обеспечения поступательного экономического развития государства, субъектов федерации, но и действенным инструментом перевода экономики страны на инновационный тип развития.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, коррупция, антикоррупционная политика, малый и средний бизнес, административные барьеры, государственная поддержка предпринимательской деятельности, инновационный тип развития.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL

FOR IMPLEMENTING THE ANTI-CORRUPTION POLICY

OF THE STATE

L.I. Shustrov, O.A. Minaeva, A.V. Artemov

Abstract. The article discusses the main directions of the implementation of the country's anti-corruption policy, the implementation of which contributes not only to the development of public-private partnerships in the public administration system, but also contributes to the further modernization of the economies of the subjects of the federation and the country as a whole. A developed and highly productive PPP system in the field of the country's anti-corruption policy can become not only an effective mechanism for ensuring the progressive economic development of the state, subjects of the federation, but also an effective tool for transferring the country's economy to an innovative type of development.

Keywords: public-private partnership, corruption, anti-corruption policy, small and medium business, administrative barriers, state support for entrepreneurial activity, innovative type of development.

В современных условиях российская экономика в целом, а также экономики регионов стоят перед необходимостью решения

целого комплекса технических, социально-экономических и иных задач, которые имеют приоритетное значение для эффективного и поступательного развития страны. В то же время отсутствие необходимых инфраструктурных объектов, в том числе инновационных, либо их низкая эффективность на региональном уровне не обеспечивают быстрого роста темпов социально-экономического развития страны [8].

Соответственно для экономического развития субъектов Федерации необходимо изыскивать и в полной мере использовать материальные и финансовые ресурсы, а также современные механизмы и инструменты государственного управления.

В мировой практике эти вопросы успешно решаются путем взаимодействия органов государственной власти и частных инвесторов на основе использования государственно-частного партнерства (ГЧП).

В самом общем виде, государственно-частное партнерство -это особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса. Основная цель ГЧП - привлечение частных ресурсов и капитала для создания и развития наиболее значимых для национальной и региональной экономик объектов инфраструктуры, а также обеспечение населения и субъектов финансово-хозяйственной деятельности услугами надлежащего качества.

В России термин «ГЧП» впервые упомянут на официальном уровне в 2003 г. В 2004 г. экспертом в области ГЧП В.Г. Варнавским (ИМЭМО РАН) было сформулировано одно из первых российских определений ГЧП: «Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [9].

По мнению специалистов, наиболее содержательное и емкое понятие государственно-частного партнерства дается Центром ГЧП Внешэкономбанка. С соответствии с данным подходом, учитываются не только принцип эффективности, но и условия сотрудничества сторон на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, а также компетенций. В данной трактовке под государственно-частным партнерством подразумевается привлечение органами государственной власти ресурсов частного сектора на контрактной

основе для более эффективного и качественного исполнения государственных задач, относящихся к публичному сектору экономики.

В настоящее время существует большой перечень определений ГЧП, но все они сходятся в главном: государственно-частное партнерство - это форма взаимодействия государства и бизнеса в реализации совместного социально-значимых проектов, в которых варьируется уровень участия сторон в предоставлении общественных благ. При этом заостряется внимание на том аспекте, что для реализации совместного ГЧП-проекта необходимы в первую очередь государственные ресурсы, так как их участие стимулирует рост социальной значимости проекта. В противном случае у государства не возникает необходимости направлять национальные ресурсы частной стороне - участнице проекта [9].

Как показывает мировая практика, ГЧП реализуется через следующие формы: государственные контракты, концессионные соглашения, аренду государственной собственности, создание совместных предприятий, соглашение о разделе продукции.

На данном этапе государственно-частное партнерство получило широкое распространение в экономически развитых, а также развивающихся странах. Наиболее активное использование инструментов и механизмов ГЧП имеет место в таких странах Евросоюза, как Великобритания, Франция и Германия, а также в Австралии, США, Канаде. В настоящее время в развитых зарубежных странах реализуются проекты с участием ГЧП в самых разных отраслях экономики как на национальном, так и на муниципальном уровнях. В этих странах, характеризующихся значительным уровнем доходов и качества жизни, высокой социальной защитой населения, ГЧП-проекты смещаются в социальную сферу. При этом каждое государство вырабатывает свой подход к пониманию и использованию ГЧП. В этих странах для стимулирования частных инвестиций к реализации менее привлекательных для частного бизнеса проектов вместе со своим материальным вкладом государство предоставляет общественно значимым проектам бюджетное финансирование, а также квазиденьги - налоговые льготы, дотации. Однако самым ценным вкладом государства в ГЧП-проект является, по нашему мнению, само право на его осуществление - гарантируемая государством монополия на использование выделенного ресурса только

предприятием-участником, реализующим одобренный сторонами проект, выполняемый с участием ГЧП.

В развивающихся странах, вследствие их более низкого уровня социально-экономического развития, на первое место выдвигается транспортная инфраструктура: строительство, реконструкция железных дорог, аэропортов, портов.

В странах с переходной экономикой - таких как Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния - по применению ГЧП лидируют автодороги, наземное метро, строительство мостов и тоннелей, аэропортов. В эти сферы в первую очередь вкладываются средства.

Такие страны, как Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты выделяют приоритетным направлением: автодороги (более 25 % проектов), второе место занимают аэропорты, водоочистительные сооружения, тюрьмы [8].

В постсоветской России, в отличие от развитых стран Запада, ГЧП находится в процессе формирования и становления, ГЧП-проекты осуществляются в основном в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуре.

В качестве отечественных положительных примеров в сфере взаимодействия между государством и бизнесом можно привести так называемые экономические зоны и территории опережающего развития.

В настоящее время наиболее привлекательными формами ГЧП в регионах РФ являются государственные (муниципальные) контракты с инвестиционным обременением частного бизнеса. Они предполагают высокую степень заинтересованности для обеих сторон. Это объясняется доступностью и простотой схемы организации, включая гибкость в объемах инвестиций и сроках действия контрактов.

Таким образом, современный этап развития ГЧП на территории РФ характеризуется кардинальными изменениями взаимоотношений органов государственной власти и предпринимательских структур. Осуществляется системный переход от отдельных контактов между сторонами ГЧП к комплексному взаимодействию. Этот процесс требует формирования единой системы управленческих процессов в сфере ГЧП, включающей в себя формирование согласованных целей, приоритетов, задач, принципов, структур, а также законодательных и нормативно-правовых документов. В этом процессе государству необходимо обеспечить единообразный подход, на-

правленный на создание государственной системы управления ГЧП за счет структурирования процесса управления и выделения в нем типовых этапов и регламентов осуществления ГЧП-проектов. Формирование четких и понятных правил участия сторон в лице государственных органов исполнительной власти и предпринимательских структур в государственно-частном партнерстве минимизирует риски для обеих сторон, придает легитимность заключаемым соглашениям. Следует учитывать, что осуществление ГЧП-проектов касается не только выгод и преимуществ для обоих партнеров, но и связано со значительным количеством различных рисков. Государство, как правило, отвечает за политические и экологические риски, в то время как частный партнер отвечает за операционные риски [8].

Использование инструментов и механизмов государственно-частного партнерства в управлении экономикой создает возможности комплексного решения проблем инновационного развития региональных экономик, эффективного ресурсного обеспечения субъектов предпринимательства, а также создания благоприятных условий для увеличения объемов привлекаемых инвестиций в инновационную среду.

В региональной экономике могут применяться любые формы ГЧП (государственные контракты, аренда, концессия, совместные предприятия и т.д.), кроме соглашений о разделе продукции, поскольку они заключаются на федеральном уровне [5].

В настоящее время одной из перспективных форм развития ГЧП является создание совместных предприятий. Данная форма ГЧП является наиболее интересной для частных инвесторов. Однако и эта форма имеет определенные недостатки - возможны противоречия при согласовании интересов сторон. В дотационных субъектах федерации, в отличие от регионов-доноров, перспективы создания совместных предприятий, по нашему мнению, незначительны и просматриваются только в случае высокой стратегической значимости для региона. Объясняется это тем, что бюджеты депрессивных регионов не способны предоставить достаточный объем ресурсов для создания крупного современного предприятия, а также принять на себя свою долю рисков в рамках функционирования данного предприятия. В данном случае частному инвестору можно рассчитывать лишь на предоставление ряда льгот, однако подобная форма партнерства государства и бизнеса не относится к ГЧП.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Все вышеизложенное нашло отражение в документах, направленных на долгосрочное социально-экономическое развитие субъектов федерации на перспективу. Эти документы акцентируют внимание на развитии и использовании различных форм ГЧП в регионах для повышения их инвестиционной привлекательности.

В настоящее время в ряде субъектов федерации созданы координационные советы и рабочие органы, в других регионах такие структуры в стадии формирования, в ряде регионов, лишь осознающих значимость ГЧП, деятельность в данном направлении находится в проектной стадии. Отдельные регионы ЦФО в целях экономии наделили дополнительными функциями по развитию ГЧП существующие подразделения региональных администраций.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно утверждать, что сферы по использованию ГЧП расширяются и эти механизмы можно применять и для решения такой проблемной сферы как коррупция.

В последнее время коррупция всё больше становится международной проблемой. Для пропаганды знаний о противодействии коррупции Организация объединенных наций учредила Международный день борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря. Ратифицированная Россией европейская Уголовно-правовая конвенция о коррупции (англ. Criminal Law Conventionon Corruption) относит коррупцию к уголовным преступлениям физических и юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Встречающееся в законе понятие «коррупционное преступление» не имеет отдельного определения. Коррупции может быть подвержено любое лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов

по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т.д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Коррупция приводит к снижению эффективности экономики любого уровня, нерациональному использованию ограниченных ресурсов, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, неверно принятым некомпетентными руководителями управленческим решениям, и, в конечном итоге, определяет место государства на международном уровне.

Коррупция - это явление, напрямую связанное с людьми, с системой управления кадрами, качеством принятого на работу персонала.

В качестве примера целесообразно привести высказывание такого известного менеджера, как Ли Якокка, который сказал, что любой бизнес можно свести к трем «П» - персонал, продукт, прибыль [7].

Экстраполируя данную формулировку на сферу государственного управления, любое дело это - персонал, услуги, развитие.

В обоих случаях, если с персоналом при найме проблемы, про продукт и прибыль, про услуги и развитие можно забыть - их просто не будет.

Другим примером является позиция одного из богатейших людей планеты Уоррена Баффетта. Уоррен Баффетт при найме сотрудников обращает внимание на три основных характеристики: профессионализм, работоспособность, честность. В этом ряду У. Баффеттом предпочтение отдается честности, так как работоспособный, но нечестный профессионал может принести большие проблемы для любого предприятия, для любой организации [7].

И наконец, в материалах семинаров по управлению персоналом, руководитель агентства по найму Владимир Сидоренко приводит данные исследований, проведенных экспертами-криминалистами, которое сводится к следующему выводу: «20 % общества всегда будут воровать, мошенничать и нарушать закон, 30 % - никогда не будут этого делать, а 50 % общества - не определившиеся, готовые действовать по обстоятельствам» [7]. По мнению В. Сидоренко только законодательными и административными мерами с коррупцией

не справиться. Для того, чтобы сократить коррупцию до максимально возможного уровня, необходимо 50 % «неопределившихся» перетянуть на сторону 30 % не склонных к нарушению закона.

Для решения вышеозначенных проблем, связанных с реализацией государственной антикоррупционной политики, по нашему мнению, целесообразно на первом этапе - на региональном уровне - осуществить следующие мероприятия:

1. Сформировать уполномоченный общественный орган в субъекте федерации, с наделением его соответствующими степени проблемы полномочиями в сфере реализации государственной антикоррупционной политики, либо возложить эти обязанности на уже действующий общественный орган.

2. Разработать либо совершенствовать на региональном уровне государственные программы антикоррупционной направленности. На начальном этапе, как вариант, следует включить программы развития малого и среднего предпринимательства -в качестве раздела в действующие государственные программы, предусмотрев в них дополнительные преференции участников в реализации антикоррупционных мер: гранты начинающим предпринимателям, субсидии по кредитам, лизинговым платежам, возмещение части затрат предпринимателей и т.д.

3. Вовлечь к реализации программы общественные объединения и союзы предпринимательского сектора экономики, представителей гражданского общества.

4. Использовать действующие универсальные механизмы и инструменты системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Владимирского региона, положительно зарекомендовавшие себя в конце 1990-х - начале 2000-х гг.:

- преодоление административных барьеров, возникающих на пути развития субъектов малого и среднего бизнеса;

- создание системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства регионального уровня.

5. Формировать механизмы построения конструктивного диалога между органами государственной, муниципальной власти, субъектами предпринимательской деятельности и гражданским обществом, через вовлечение их представителей в процесс управления мер антикоррупционной направленности.

6. Повышать качественный уровень образовательных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая системой высшего образования, предусматривающих решение проблем антикоррупционной направленности.

7. Совершенствовать законодательное, финансовое, налоговое стимулирование мероприятий и проектов, предусмотренных государственными программами антикоррупционной направленности, нацеленных на снижение уровня коррупции в регионах.

8. Содействие организации обучения и повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам ГЧП (проведение семинаров, тренингов, круглых столов, конференций и других мероприятий для участников ГЧП) в сфере реализации антикоррупционной политики.

9. Организация информационного сопровождения реализации государственной антикоррупционной политики, включая формирование информационных баз данных.

На втором этапе следует осуществить формирование и реализацию аналогичных систем управления мер антикоррупционной направленности на муниципальном уровне.

Принципиальным условием является тот аспект, что комплекс антикоррупционных мер должен приносить более значимые результаты, нежели затраты, направленные на их реализацию.

Таким образом, использование инструментов ГЧП в сфере реализации антикоррупционной политики государства способно стать базовой точкой в направлении качественного повышения уровня отношений между государством и обществом, государством и бизнесом. Инструменты ГЧП позволят дополнить сильные стороны государственных органов власти потенциальными возможностями частных предпринимателей и представителей гражданского общества в направлении решения социально значимых задач, стоящих перед государством: мобилизации ресурсов и инвестиций при решении приоритетных задач, реализации инновационных проектов, снижения рисков. Кроме того, совершенствование и развитие форм, инструментов, принципов, подходов, моделей и механизмов ГЧП в реализации государственной антикоррупционной политики позволит повысить, как минимум в 1,5 раза эффективность государственной экономики, а также уровень конкурентоспособности России в мире.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N° 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https:// base.garant.ru/12141177/ (дата обращения: 23.02.2022).

2. Беденко Н.Н., Досаева А.Л., Мошкова Л.Е. Государственно-частное партнерство в сфере туризма на территории присутствия: перспективные модели // Вестник ТвГУ Серия: Экономика и управление. 2017. Вып. 20.

3. Беседы об экономике. Т. I / под ред. С.Д. Бодрунова. М., 2017.

4. Габитов А.Ф. Инновационный процесс в современной России: региональный аспект. СПб., 2018.

5. Ковалев A.M. Развитие форм и методов государственно-частного партнерства в экономике регионов РФ: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2010.

6. Реализация проектов в туристической сфере с применением механизмов государственно-частного партнерства. Центр ГЧП Внешэкономбанк // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: http:// www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 23.02.2022).

7. Сидоренко В. Квалифицированный персонал. Жесткий отбор и собеседования без лжи. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CLqG6coGUzk (дата обращения: 23.02.2022).

8. Шустров Л.И. Государственно-частное партнерство как инструмент инновационного развития экономики региона. Владимир, 2018.

9. Шустров Л.И. Специфика форм государственно-частного партнерства в региональных институтах развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. № 4. Т. 5.

10. Официальный сайт Губернатора Владимирской области. URL: http:// gubernator33.ru/ (дата обращения: 23.02.2022).

Л.И. Шустров

кандидат экономических наук доцент кафедры экономики и менеджмента Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: shli281512@gmail.com

О.А. Минаева

кандидат экономических наук проректор

Московский финансово-юридический университет МФЮА Minaeva.O@mfua.ru

А.В. Артемов

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономики и менеджмента

Московский финансово-юридический университет МФЮА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.