Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент развития инновационного и экономического потенциала АПК региона (на примере Ставропольского края)'

Государственно-частное партнерство как инструмент развития инновационного и экономического потенциала АПК региона (на примере Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АПК / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / AGRICULTURE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS (PPPS) / INNOVATION / INVESTMENT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байчерова Анжелика Рашитовна, Вайцеховская Светлана Сергеевна, Орел Юлия Викторовна, Гунько Александр Юрьевич

Рассмотрены особенности инновационного развития отечественного АПК в современных условиях, выявлены цели, направления, а также сдерживающие и стимулирующие факторы перехода сельского хозяйства на инновационные рельсы. Также в данной статье рассмотрены аспекты государственно-частного партнерства как современного ключевого элемента инновационного развития АПК на примере ветеринарной службы Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership as an instrument of development of innovative potential of agro industrial complex of region (on the example of Stavropol territory)

The peculiarities of innovative development of the agro industrial complex in modern conditions, identify goals, direction, and constraining and enabling factors for transitions of agriculture in an innovative way. Also this article discusses aspects of state-private partnership as a key modern element of the innovative development of agriculture on the example veterinary service of the Stavropol territory.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития инновационного и экономического потенциала АПК региона (на примере Ставропольского края)»

экологического, при одновременном повышении информированности об истинных масштабах сектора, который зачастую недооценивается "[8].

Примечания:

1.Young G. Blessing or blight. URL: http://jtr.sagepub. com/content/13/1/25.extract (дата обращения: 15.04.2016).

2. Kaspar С. Die Tourismuslehre im Erundriss, Bern, 1991.- 146 p.

3. Krippendorf J. The holiday makers. Butterworth-Heinemann,1999. - 150 p.

4. Richard W. Butler. Sustainable tourism: a state-of-the-art review. University of Surrey, UK, 1999. - 30 p.

5. Инскип Э. Национальное и региональное планирование туризма / Э. Инскип. - Мадрид : ВТО, 1994. - 115 с.

6. Ritchie J.R.B., Crouch G.I. The competitive destination: a sustainable perspective. Tour. Manag., 21 (1) (2000).-30 p.

7. Higgins-Desbiolles F. More than an "industry": the forgotten power of tourism as a social force. Tour. Manag., 27 (6) (2006). - 1289 p.

8. Организация Объединенных Наций провозглашает 2017 год Международным годом устойчивого туризма в интересах развития. Press re lease. URL: http://media. u nwto.org/ru/pre ss-release/2015-12-15/organizatsiya-obedinennykh-natsii-provozglashaet-201 7-god-mezhdunarod nym-go (дата обращения: 15.04.2016).

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF AGRO INDUSTRIAL COMPLEX OF REGION (ON THE EXAMPLE OF STA VROPOL TERRITORY)

Baycherova Anzhelika Rashitovna, PhD of Economics, Associate Professor, Stavropol State Agrarian University Vaytsehovskaya Svetlana Sergeevna, PhD of Economics, Associate Professor, Stavropol State Agrarian University Orel Yuliya Viktorovna, PhD of Economics, Associate Lecturer, Stavropol State Agrarian University Gunko Alexandr Yurevich, PhD of Economics, Senior Professor, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The peculiarities of innovative development of the agro industrial complex in modern conditions, identify goals, direction, and constraining and enabling factors for transitions of agriculture in an innovative way. Also this article discusses aspects of state-private partnership as a key modern element of the innovative development of agriculture on the example veterinary service of the Stavropol territory.

Keywords: agriculture;public-private partnerships (PPPs); innovation; investment; infrastructure.

ГОСУДАРСТВЕННО- ЧА CTHOE ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Рассмотрены особенности инновационного развития отечественного АПК в современных условиях, выявлены цели, направления, а также сдерживающие и стимулирующие факторы перехода сельского хозяйства на инновационные рельсы. Также в данной статье рассмотрены аспекты государственно-частного партнерства как современного ключевого элемента инновационного развития АПК на примере ветеринарной службы Ставропольского края. Ключевые слова: АПК; государственно-частное партнерство (ГЧП); инновации; инвестиции; инфраструктура.

УДК338.43 (470.630) ВАК РФ 08.00.05

> Байчерова А.Р., 2017

»Вайцеховская С. С., 2017 Юрел Ю.В., 2017

> ГунькоА. Ю., 2017

В настоящее время одним из условий устойчивого развития сельскохозяйственного производства является интенсификация его инновационной составляющей. Данный фактор является залогом институциональных преобразований в отрасли и направлен на достижение оптимального баланса между способностью современного российского АПК выйти из тени сырьевого рынка и вести эффективную производственную деятельность, в том числе переработку и производство готовой продукции. В данной связи возникает необходимость консолидации научных разработок, использование имеющегося опыта ведения хозяйства, а также использование внутренних и внешних связей рыночных агентов.

В последние годы, в условиях действующих санкционных ограничений и прослеживающейся рецессии национальной экономики, отечественный аграрный сектор продемонстрировал устойчивый

рост и развитие. Благодаря мерам, предпринятым в 2008-2011 гг., отечественное сельское хозяйство не только создало запас прочности для обеспечения внутренних рынков, ведения экспортных сделок, но и для участия России и ведения бизнеса в рамках во Всемирной торговой организации.

При этом, нельзя утверждать, что АПК в Российской Федерации не имеет структурных проблем, напротив, современные реалии выявили и обострили их значимость, в современной научной литературе уделено много внимания данным проблемам. Мы лишь обозначим их, выделив наиболее острые, такие как: социально-экономическое развитие сельских поселение; недостаточная инвестиционная привлекательность АПК; отраслевые диспропорции; сырьевая специализация сельскохозяйственного производства; технико-технологическая отсталость и другие.

Для преодоления ряда сложившихся проблем, в рамках национального проекта "Развитие АПК" функционирует "Государственная программа развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг." среди основных целей -повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутренних рынках на основе инновационного развития АПК.

О си

к

0-<

си си

кк" С

Ё

103

БАИЧЕРОВА Анжелика Рашитовна, кандидат экономических наук, доцент

ВАИЦЕХОВСКАЯ Светлана Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент

ОРЕЛ Юлия Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент

ГУНЬКО Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель

Рисунок 1 - Система целей и факторов инновационного развития АПК

Таким образом, повышение эффективности инновационной деятельности в сельском хозяйстве является одним из ключевыхусловий

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

# *

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

104

развития аграрного производства в рыночной экономике. Целью инновационной деятельности является создание нового продукта,услуги, технологии - новшества, которое должно иметь уникальные конкурентные преимущества. Таким образом, в контексте аграрного сектора инновационная стратегия сельского хозяйства тесно связана с разработкой и освоением инноваций, которые дают возможность совершенствования структуры производства и обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутренних и внешних рынках [1].

На современном этапе существует ряд факторов и условий, сдерживающих инновационное развитие в АПК, к их числу можно отнести:

- недостаточность научного потенциала аграрной науки;

- специфика сельскохозяйственного производства и его зависимость от сезонных и природно-климатических факторов;

- недостаточный уровень развития и технического оснащения перерабатывающей промышленности в АПК;

- высокие риски в АПК;

- невысокий уровень финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий;

- дефицит государственного субсидирования научно-исследовательских программ в АПК;

- сложность системы кредитования инновационно-инвестиционных проектов [2,3].

Как показывает рисунок, переход сельского хозяйства на инновационный путь развития и широкое внедрение инноваций в производственные процессы, в переработку аграрной продукции, в управленческие процессы АПК, что определяет стратегическую важность и необходимость формирования соответствующей государственной политики, в том числе и в регионах.

Инновационная политика в агропромышленном комплексе Ставропольского края осуществляется в соответствии со стратегией развития инновационной деятельности в Ставропольском крае на период до 2020 года, разработанная на основе Стратегии развития агропромышленного комплекса Ставропольского края на период до 2025 года. В соответствии с данной стратегией, инновационная деятельность в АПК Ставропольского края осуществляется согласно приведенной ниже схеме (рис. 1, см. выше: с. 103).

Как показывает российский и зарубежный опыт эффективное освоение и внедрение инноваций невозможно без привлечения инвес-

тиции, в данной связи актуализируется вопрос о создании условий для привлечения финансовых ресурсов. Для сегодняшних экономических реалий, в Российской Федерации основным источником привлечения денежных средств в проекты, связанных с АПК, является государственная поддержка в виде субсидий, а также банковские займы и кредиты. Остановим внимание на процессах взаимодействия государства и участников аграрного производства.

Одним из механизмов взаимодействия государства и частного сектора является государственно-частное партнерство (ГКЧ). ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду. Основным преимуществом данного механизма является то, что ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения [4,5].

На сегодняшний день, активное использование инструментов ГЧП в нашей стране ведется в рамках совершенствования транспортной инфраструктуры, в здравоохранении, в системе ЖКХ и электроэнергетике.

В Ставропольском крае также используются инструменты ГЧП. Регион занимает лишь 43 место в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП. Учитывая тот факт, что Ставропольский край является регионом, специализирующимся на производстве сельскохозяйственной продукции, считаем актуальным развитие практики государственно-частного партнерства в сфере АПК. На наш взгляд, одним из направлений государственно-частного партнерства может выступать развитие ветеринарного предпринимательства на селе.

Как известно, существуют множество проблем, связанныхс осуществлением лечебно-диагностических мероприятий в личных подсобных, фермерскиххозяйствах, в результате чего, возникают очаги массовых заболеваний и падежа животных. Наглядным примером является ситуация, сложившаяся в ряде регионов из-за распространения особо опасного заболе-

Средства на целевые нужды

вания - африканской чумы свиней. Так, например, В Ставропольском крае в 2008-2011 гг. только прямой ущерб краевому бюджету составил более 200 млн рублей. А ведь первые очаги заболевания начались именно в частных подворьях и в фермерских хозяйствах. В данной связи, актуальным является создания частного ветеринара, работающего при государственных ветеринарных службах, через которые идет распространение вакцин, но при этом ветеринарный врач на хозрасчетной основе будет вести обслуживание частного животноводческого сектора, обеспечивая сохранность здоровья животных и населения. Для Ставропольского края такого рода преобразования являются актуальными и имеют все предпосылки для осуществления, так как ветеринарная служба региона за последние несколько лет усилила роль хозрасчетной составляющей, что связано с переходом службы на выполнение государствен н ых заказов [б].

Проведя анализ современной системы ветеринарной деятельности в Ставропольском крае, отметим, что сеть ветеринарных учреждений в регионе представлена преимущественно государственными ветеринар- ными учреждениями, деятельность которых направлена на предупреждение, профилактику и лечение заболеваний скота. На сегодняшний день в регионе насчитывается около 26 районных и 5 городских государственных ветеринарных учреждений и 8 частных ветеринарных клиник, действующих в сельской местности. Ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных организаций осуществляется 331 ветеринарным специалистом, при этом обслуживается около 6 тысяч поднадзорных ветери- нарной службе объектов.

Среднегодовой объем вакцинаций, исследований и обработок животных и птицы в 2015 году составил 658,3 млн манипуляций, более 10 млн лабораторно-диагностических исспедо-ваний и 132,1 млн ветеринарно-санитарных экспертиз [6]

В 2012 году был утвержден новый порядок формирования государственных заданий и их финансирования для государственных учреж-

дений, подведомственных Управлению ветеринарии Ставропольского края. На наш взгляд, данные преобразования несут в себе прямые признаки государственно-частного партнерства. При этом роль частного сектора недостаточно прослеживается, именно в данной связи возникает необходимость привлечения частной ветеринарной практики, основные функции которой будут сведены к обслуживанию малых форм хозяйствования, оказанию оперативной ветеринарной помощи в данной категории хозяйств. Для наглядности обратимся к схеме, представленной на рисунке 2.

Министерство финансов Ставропольского края Управление ветеринарии Ставропольского края

Рисунок 2 - Система взаимодействия государственных и частных ветеринарных учреждений в рамках ГЧП в Ставропольском крае

Предлагаемая система направлена на совершенствование существующей ветеринарной инфраструктуры путем детерминирования функций государственных и частных ветеринарных учреждений сточки зрения обслуживания различных категорий хозяйств, с одной стороны, и объединения их функционала в вопросах обеспечения ветеринарного благополучия региона, с другой стороны. Таким образом, действующие государственные ветеринарные учреждения смогут осуществлять свои функции преимущественно в отношении особо опасных заболеваний скота, а также на уровне крупных сельскохозяйственных предприятий. Малые формы хозяйствования пойдут под контроль частных ветеринарных учреждений (ветеринарных центров, клиники тд.). Данная система позволит снять нагрузку с государственной ветеринарной службы, создаст условия для привлечения мо-

лодых ветеринарных специалистов, будет способствовать внедрению инновационных подходов к лечению и обслуживанию современного животноводства.

Литература:

1. Глотова И.И. Совершенствование способов привлечения заемных ресурсов сельскохозяйственными организациями / И.И. Глотова, Е.П. Томилина, О.Н. Углицких // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5. - С. 198-203.

2. Углицких О.Н. Особенности развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Ставропольского края // Инновации в науке. - 2013. - №16-1. - С. 166-171.

3. Палий Т.И., Жевора Ю.И. Отраслевые и региональные особенности управления инновацион-

ной деятельностью в АПК // Техника в сельском хозяйстве. - 2011. - № 6. - С. 30-32.

4. Исследование "Развитие государственно-частного партнерства в России в 20015-2016 годах, рейтинг развития ГЧП"/ Ассоциация "Центр развития ГЧП", Министерство экономического развития Российской Федерации. - М. : Ассоциация "Центр развития ГЧП", 2016. - 36 с. Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/work/public-private-ра^пегэЫр-ррр (дата обращения: 20.01.2017 г., 13:18).

5. Ларцева С.А. Государственно-частное партнерство как инвестиционный ресурс социально-экономического развития сельских территорий // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2014. - № 5 (121). - С. 27-31

6. Годовой отчет государственной ветеринарной службы Ставропольского края за 2014-2015 годы.

METHODICAL BASES OF FORMATION OF STRATEGIC HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM Bolieva Inga Akhtemirovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and Management at the Enterprise, North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technical University), Vladikavkaz E-mail: bolieva.inga@mail.ru

Surkhaeva llita Navagovna, Under-graduate student, Faculty of Economics, North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technical University), Vladikavkaz E-mail: ilital3007@mail.ru

In the article the concept of an innovative human resources policy, identified the need for its implementation, as well as the basic priorities of its development; built innovative labor management process diagram and human resources, and signs are considered and principles of innovation management in the personnel policy.

Keywords: innovation; innovative HR policy; competitive advantage; labor potential; commercialization; motivation.

УДК 331.08 ВАК РФ 08.00.05

© Болиева И. А., 2017 © Сурхаева И.Н., 2017

БОЛИЕВА Инга Ахтемировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления на предприятии, СевероКавказский горнометаллургический институт (Государственный технический университет), Владикавказ ЬоНе /л да@таИ. г и

СУРХАЕВА Илита Наваговна, магистрант, Экономический факультет, Северо-Кавказский горно-ме таллургический институт (Государственный технический университет), Владикавказ Hita !3007@m a i!. ru

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАЦИОННО-КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

В статье раскрыто понятие инновационной кадровой политики, выявлена необходимость её внедрения, а также рассмотрены основные приоритеты её развития; построена схема инновационного процесса управления трудом и человеческими ресурсами и рассмотрены признаки и принципы управления инновациями в кадровой политике.

Ключевые слова: инновации; инновационная кадровая политика; конкурентное преимущество; трудовой потенциал; коммерциализация; мотивация.

I

В современном обществе эффективное функционирование предприятий в значительной степени обуславливается способностью быстро подстраиваться под изменяющиеся условия внешней среды. Одни фирмы стараются предвидеть предстоящие изменения и ликвидировать возможные негативные результаты, другие же сами провоцируют изменения, что зачастую способствует достижению конкурентного преимущества перед другими предприятиями на рынке. Большинство предприятий, не опасаясь, идут по пути внедрения инновационных изменений, обеспечивая тем самым конкурентоспособность и лидирующую позицию в долгосрочной перспективе. Однако, несмотря не привлекательность инновационных изменений, их внедрение несет в себе множество опасностей, которые способны снизить тот положительный эффект, на достижение которого они направлены. Одно из таких препятствий - это неэффективная, неспособная к инновационным изменениям кадровая политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.