Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как форма финансирования в инвестиционно-строительном комплексе'

Государственно-частное партнерство как форма финансирования в инвестиционно-строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX / INVESTMENT PROJECTS / FINANCIAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Л. А., Исмаилова Ф. Н.

В статье раскрыта роль государственно-частного партнерства как перспективной формы финансирования в инвестиционно-строительном комплексе, рассмотрены факторы и предпосылки развития ГЧП, описаны основные схемы ГЧП в ИСК, обоснована значимость, принципы и содержание финансовой модели инвестиционного проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Л. А., Исмаилова Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FORM OF FINANCING IN THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX (FOR THE EXAMPLE OF THE RD)

The article reveals the role of public-private partnership as a promising form of financing in the investment and construction complex, considers factors and prerequisites for PPP development, describes the main PPP schemes in the ICS, substantiates the significance, principles and content of the financial model of the investment project

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как форма финансирования в инвестиционно-строительном комплексе»

дополнены выгодами, получаемыми предприятиями от участия в кластере как таковыми, покажет лишь время.

Список литературы:

1. Шильченко, Т.Н. Потенциал развития кластеров в экономике региона. // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2014 - № 1.

2. http://akitrf.ru/about_association/description/

3. http://www.consultant.ru

4. http://www.mintesrd.ru/

УДК 334.021.1 ББК 65.1

Борисова Л.А. - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Налоги и налогообложение, старший научный сотрудник НИИ УЭПС, Дагестанский государственный университет народного хозяйства Исмаилова Ф.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинг и коммерция, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Borisovа L.A. - Candidate of economic science, docent, associate professor Taxes and taxation, senior research assistant, Research Institute of Management, Economics and Sociology SAEI, Dagestan State University of National Economy

Ismailova F.N. - Candidate of economic science, senior lecturer of Department «Marketing and commerce» Department Dagestan State University of National Economy

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОМ

КОМПЛЕКСЕ

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FORM OF FINANCING IN THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX (FOR THE EXAMPLE OF THE RD)

В статье раскрыта роль государственно-частного партнерства как перспективной формы финансирования в инвестиционно-строительном комплексе, рассмотрены факторы и предпосылки развития ГЧП, описаны основные схемы ГЧП в ИСК, обоснована значимость, принципы и содержание финансовой модели инвестиционного проекта. Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционно -строительный комплекс, инвестиционный проекты, финансовая модель.

The article reveals the role of public-private partnership as a promising form of financing in the investment and construction complex, considers factors and prerequisites for PPP development, describes the main PPP schemes in the ICS, substantiates the significance, principles and content of the financial model of the investment project.

Key words: public-private partnership, investment and construction complex, investment projects, financial model.

Наличие развитой инфраструктуры является важным фактором инвестиционной привлекательности и показателем уровня социально-экономического развития региона. Более того, инфраструктурное развитие стало одной из ключевых тем новой политической повестки. Важность инфраструктурного развития отмечается и в послании Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию на 2018 год. В качестве отдельных приоритетных направлений инфраструктурного развития регионов, прежде всего, упоминается внедрение цифровых технологий и модернизация инфраструктуры.

В условиях дефицита бюджетных средств государственно-частное партнерство становится, пожалуй, единственным действенным механизмом развития инфраструктуры. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, именно в сфере инфраструктуры государственно-частное партнерство показала свою высокую эффективность. Именно поэтому актуальность ГЧП сегодня уже обсуждается не только в экспертной среде, но и на высшем правительственном уровне.

ГЧП основано на нескольких важных предпосылках. Во-первых, сохранение государственной собственности на сооружаемые объекты; во-вторых, привлечение частного капитала под гарантии государства; в-третьих, обеспечение частным компаниям прибыльности при условии жесткого государственного контроля.

Развитие процесса ГЧП определяется рядом факторов:

- бизнес в большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений;

- государство может облегчать условия реализации совместных с бизнесом проектов посредством принятия на себя части рисков, предоставлении земли под производимые объекты инфраструктуры, лицензий, разрешений, а также за счет финансово-экономических рычагов: субсидий, дотаций и других видов поддержки [3].

Существует четыре коммерческие схемы ГЧП-проектов в области инфраструктуры.

Схема «Плата за доступность» (availability payment), которая основывается на "доступности" для использования вновь созданного или реконструированного объекта инфраструктуры. Выплаты производятся государством в пользу частной компании ежеквартально, ежемесячно, раз в полгода или ежегодно. Расчет размера ведется пропорционально произведенным частным партнером капитальных и операционных затрат при реализации проекта в течение срока контракта. При этом возможно сокращение выплат в случае невозможности использования всего или части созданного объекта инфраструктуры [1].

Схема «Теневые платежи» (shadow tolls), которые используются в тех случаях, когда в проекте технически существует возможность сбора платы частным сектором с пользователей, но государство принимает решение установить бесплатное пользование инфраструктурным объектом [1]. В связи с этим государственный партнер производит оплату в адрес частной компании пропорционально фактическому количеству потребителей. В таких проектах интенсивность использования объектов напрямую зависит от качества работ. Такой вид платежей распространен при возведении автомобильных дорог.

Схема «Гарантия минимального дохода» (minimum revenue guarantees), которая используются в тех случаях, когда окупаемость проекта для частного сектора зависит от количества пользователей объекта. [1] В этом случае выплаты со стороны государственного партнера необходимы только тогда, когда снижается спрос и доход коммерческого партнера падает ниже оговоренного минимума. Такая схема платежей применяется в проектах, где частный сектор способен окупить свои затраты по созданию объекта и/или оказанию услуг за счет сбора платы с пользователей или за счет организации дополнительной коммерческой деятельности в рамках проекта.

Схема «Прямая плата пользователей» (user tolls) за услуги применяется в том случае, когда потребители готовы платить за услугу [1 ]. Частный сектор взимает плату с пользователей и может окупать свои затраты без доплат со стороны государства.

Часто в контракте присутствует и оговорка «no service no fee», согласно которой компания должна выполнить определенные работы так, как это точно прописано в контракте. [1] При этом компания теряет право на часть платежей в случае несоблюдения ею установленных стандартов качества до тех пор, пока она не обеспечит надлежащее качество. Также существует возможность расторжения контракта государственным органом в том случае, если компания не выполнит работу по оговоренным стандартам в установленные сроки.

Отметим, что в рамках проекта может использоваться как одна из перечисленных схем, так и сочетаться несколько из них, что нередко встречается в практике ГЧП.

Выбор в пользу той или иной коммерческой схемы осуществления ГЧП-проекта производится на основе сравнительного анализа показателей финансовых моделей, которые формируются для каждой из возможных коммерческих схем.

Финансовая модель представляет собой математическую модель будущего или действующего проекта, которая позволяет оценить преобразование финансово-экономических показателей его деятельности и эффективности при изменении исходных параметров.

Значимость финансовой модели для инвестиционного проекта сложно переоценить. Финансовая модель - сложный документ, на который опираются все субъекты проекта при его реализации, поэтому от уровня подготовки данного документа и учета в нем всех факторов зависит результативность проекта.

Финансовая модель - это важный инструмент, используемый при финансовой оценке проекта для выполнения следующих задач:

- структурирование финансов проекта;

- отражение выгод, получаемых участниками проекта;

- имитация денежных потоков планируемой деятельности;

- отражение структуры источников и объектов финансирования;

- создание основы для анализа рисков и построения и системы управления рисками проекта;

- создание основы для бюджетирования.

При разработке финансовой модели обязательно учитывается ряд базовых принципов:

- реалистичность, подразумевающая использование достоверных данных и строгий учет последовательности, результатов и условий прохождения всех процессов;

- систематизация вводных данных (сбор в единой таблице и привязка всех расчетов друг к другу с помощью ссылок);

- использование типового шаблона с модулями для финансового моделирования;

- открытый характер модели, позволяющий корректировать формулы, приспосабливая модель к условиям проекта.

Финансовая модель инвестиционного проекта, как правило, включает следующие данные:

- допущения (inputs) - прогнозные параметры капитальных и эксплуатационных затрат, применяемые налоги, методы и сроки начисления амортизации, макроэкономические показатели;

- затраты на строительство (construction expenditures) -капитальные затраты на строительство по источникам финансирования и объектам расходования;

- операционные затраты (operational expenditures, OpEx) - данные об операционной деятельности проекта (структура доходов и затрат);

- налоги и амортизационные отчисления (tax & depreciation, T&D) - периоды, база начисления, суммы и сальдо начислений;

- финансовая деятельность (financial activities, FA) -структура объектов и источников финансирования, параметры долгового финансирования, анализ инвестиционной привлекательности проекта;

- счета (accounts) - план счетов из статей баланса, движения денежных средств, доходов и расходов, и ряда других статей;

- сводный финансовый отчет (Integrated Financial Statements, IFS) - три ключевых финансовых отчета (отчет о движении денежных средств, балансовый отчет, отчет о прибыли и убытках);

- вспомогательные данные - технические параметры (общие переменные и константы, описание счетчиков, проверяющих модель на ошибки, стили форматирования текста и ячеек таблицы), выходные данные для построения диаграмм и сами диаграммы.

Определяющее значение для модели имеют исходные данные, на которых она базируется. Допущения финансовой модели можно классифицировать по пяти областям:

1. макроэкономические (инфляция, процентные ставки, цены на товары, коэффициенты обмена, экономический рост);

2. проектные расходы и структура финансирования;

3. операционные доходы и расходы;

4. использование займа и обслуживание долга;

5. налогообложение и бухгалтерский учет.

Составные части модели тесно взаимосвязаны между собой математическими формулами. На основании этих вычислений получают следующие выводы финансовой модели: расходы на этапе строительства; использование собственного капитала; использование и возмещение займов; процентные выплаты; операционные расходы и доходы; налоги; счета прибыли и убытков; бухгалтерский баланс; денежный поток; ставки покрытия кредиторов и доходов инвесторов.

Практичность финансовых моделей заключается в их способности производить автоматический пересчет всех показателей при корректировке допущений, что открывает широкие возможности для проведения стресс-теста проекта (выявление слабых и сильных

сторон), определения его финансовой устойчивости и сценариев развития событий.

Определяющее значение при выборе коммерческой схемы имеет суммарная величина трех составляющих финансирования, отраженных в финансовой модели: объем акционерного финансирования; объем заемных средств; объем государственного финансирования.

Предпочтение отдается коммерческой схеме, финансовая модель которой требует наименьшего объема финансирования и способна обеспечить максимальное участие частного капитала, что свидетельствует о ее высокой финансовой эффективности.

Список литературы:

1. Былым, Е.С. Финансовое стимулирование государственно-частного партнерства в инвестиционном комплексе: дис... канд. эк. наук. 08.00.10: Былым Евгений Сергеевич - Москва: РУДН, 2015 - 258 с.

2. Делмон, Д. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. -Астана: ИЦ «Апельсин», 2010. - 261 с.

3. Идрисова, С.Ф. Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве // РППЭ. 2013. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-effektivnaya-forma-upravleniya-investitsionnymi-proektami-v-stroitelstve (дата обращения: 13.05.2018).

4. http://pppcenter.ru/ru/press-center/smi-o-centre/19032010 - официальный сайт Центра развития государственно-частного партнерства.

УДК 378:001 ББК 65

Савзиханова С.Э. - доктор экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность», Дагестанский государственный университет народного хозяйства Эминова Н.Э. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Информационные технологии и информационная безопасность», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Savzikhanova S.E. - Doctor of Economics, Professor of the Department «Information Technologies and Information Security» of the Dagestan State University of National Economy

Eminova N.E. - Candidate of economic sciences, associate professor of the department «Information technologies and information security» of the Dagestan State University of National Economy

РАЗВИТИЕ ИНННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT BASED ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

В статье обосновано, что использование новых механизмов создания и регулирования инновационной конкурентной среды в системе единого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.