Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как фактор обеспечения устойчивости социально-экономического развития предприятия'

Государственно-частное партнерство как фактор обеспечения устойчивости социально-экономического развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / договор подряда / коэффициент конкурсного экономического потенциала / развитие предприятия / строительство / факторы производственной и финансово-экономической деятельности. / public-private partnership / contract agreement / coefficient of competitive economic potential / enterprise development / construction / factors of production and financial-economic activity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунченко Александр Валерьевич, Самкова Элла Рафаиловна, Черков Сергей Николаевич

В статье охарактеризованы формы реализации государственно-частного партнерства согласно действующему законодательству в ЛНР. Определено, что наиболее используемой является форма государственно-частного партнерства на основе договора подряда. Предложена методика расчета коэффициента конкурсного экономического потенциала как показателя, позволяющего выявить конкурентные преимущества среди претендентов предприятий частной формы собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кунченко Александр Валерьевич, Самкова Элла Рафаиловна, Черков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership as a factor of ensuring the sustainability of socio-economic development of the enterprise

The article describes the forms of implementation of public-private partnership in accordance with the current legislation in the LPR. It is determined that the most used form is a public-private partnership based on a contract agreement. The method for calculating the coefficient of competitive economic potential as an indicator that allows to identify competitive advantages among applicants of private ownership enterprises is proposed.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как фактор обеспечения устойчивости социально-экономического развития предприятия»

к.э.н., доц. Кунченко А. В.

(ДонГТИ, г. Алчевск, ЛНР, kounchenko@mail.ru),

к.т.н., доц. Самкова Э. Р., Черков С. Н.

(ЛГУ им. В. ДАЛЯ, г. Луганск, ЛНР)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье охарактеризованы формы реализации государственно-частного партнерства согласно действующему законодательству в ЛНР. Определено, что наиболее используемой является форма государственно-частного партнерства на основе договора подряда. Предложена методика расчета коэффициента конкурсного потенциала как показателя, позволяющего выявить конкурентные преимущества среди претендентов частных предприятий.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, договор подряда, коэффициент конкурсного экономического потенциала, развитие предприятия, строительство, факторы производственной и финансово-экономической деятельности.

УДК 338.2

Проблема и ее связь с научными и практическими задачами. Независимо от уровня развития страны существуют проекты национального масштаба, выполнение которых исключительно за счет государственных средств невозможно. Как правило, такие проекты связаны со строительством автомобильных, железных дорог, путепроводов, мостов, стадионов, промышленных и жилищных комплексов и т. п. В таких случаях одним из действенных механизмов является государственно-частное партнерство, реализация которого свидетельствует об эффективном взаимодействии бизнеса и государственных структур. Масштабные разрушения вследствие ведения военных действий, изношенность объектов инфраструктуры, промышленного и гражданского строительства актуализируют необходимость применения механизма государственно-частного партнерства в ЛНР.

В последние годы решению проблем реализации механизма государственно-частного партнерства в своих трудах уделяли внимание такие отечественные ученые: Е. В. Балабенко [4], О. И. Беляева и М. М. Мукушев [2], Н. В. Городнова [6, 7],

А. Г. Светилов [1], Д. А. Лепилин [9], Д. В. Пясецкая [3], И. В. Линев и Н. А. Федотова [10], П. В. Самылов и А. И. Волков [12], Д. И. Чернявский и К. С. Шапран [5], Н. В. Швыденко [11], Н. Ю. Яськова [8].

Анализ исследований авторов позволяет разделить их на две группы. В первой исследования направлены на совершенствование теоретических основ механизма государственно-частного партнерства (Е. В. Ба-лабенко, Н. В. Городнова, Д. В. Пясецкая, Н. Ю. Яськова); во второй — на практическую реализацию (П. В. Самылов и А. И. Волков, А. Г. Светилов, О. И. Беляева и М. М. Мукушев, Д. И. Чернявский и К. С. Шапран, Н. В. Швыденко).

Как в первой, так и второй группе приводится решение актуальных проблем государственно-частного, муниципально-частного партнерства в условиях нормативно-правового регулирования и сложившихся социально-экономических условий РФ, Республики Беларусь. Нами определено, что действующая законодательная база и инфраструктура строительной отрасли ЛНР не позволяет перенять результаты исследований ученых РФ и Республики Беларусь в предлагаемом ими виде.

Постановка задачи. Экономико-математическое обоснование выбора партнера-представителя частного бизнеса при реализации механизма государственно-частного партнерства в ЛНР.

Изложение материала и его результаты. Фрагментарная реализация механизма государственно-частного партнерства реализуется в Луганской Народной Республике в таких формах:

- инвестиционной (в виде инвестиционного договора);

- концессионной (в виде договора концессии);

- подрядной (в виде договора строительного подряда).

Инвестиционная форма государственно-частного партнерства осуществляется на основе договора преференциального инвестиционного проекта, существенные условия которого регулируются законом ЛНР «Об инвестиционной деятельности» [13]. Согласно тексту закона одной стороной такого договора является государство, в лице государственного органа ЛНР, а другой — частный партнер.

Данным законодательным актом регулируются не только права и обязанности сторон, но и предоставляется определенный перечень преференций частному партнеру в виде освобождения или снижения процента уплаты по земельному налогу; арендной платы за пользование государственным имуществом; таможенной пошлины при ввозе товаров, необходимых для реализации преференциального инвестиционного договора.

Концессионная форма государственно-частного партнерства осуществляется на основе договора концессии и регулируется законом ЛНР «О концессионной деятельности» [14]. При реализации такой формы государственного партнерство представителем государства является Фонд государственного имущества ЛНР (концессиеда-тель), а концессионером может быть юридическое лицо любой организационно-правовой формы, резидент или нерезидент.

Ст. 3 закона «О концессионной деятельности» представлен широкий перечень объектов концессии, среди которых «строительство (комплекс дорожно-строительных работ, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом) и/или эксплуатация автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства, других дорожных сооружений; строительство и/или эксплуатация железных дорог, аэропортов, взлетно-посадочных полос на аэродромах, мостов, путевых эстакад, тоннелей, других путей сообщения, метрополитенов, морских и речных портов и их инфраструктуры» [14].

В законе «О концессионной деятельности» описывается механизм конкурсного отбора претендентов, проведение концессионного конкурса, существенные условия концессионного договора, права и обязанности сторон договора концессии, государственные гарантии.

Взаимодействие при осуществлении государственно-частного партнёрства осуществляется в ЛНР также и в форме исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, по которому заказчик передаёт подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание также может быть подготовлено подрядчиком по поручению заказчика.

Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непро-

изводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы, в том числе государственные органы власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые учреждения, иные получатели средств Государственного бюджета Луганской Народной Республики при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счёт бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счёт бюджетных средств внебюджетных источников финансирования.

Государственный или муниципальный контракт содержит условия об объёме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках её начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работы, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В случае если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

Таким образом, в Луганской Народной Республике существует государственный

запрос на объективную оценку, предварительный анализ и аудит предприятий, претендующих на выполнение государственных или муниципальных заказов на капитальное строительство в рамках исполнения государственных целевых программ.

Однако следует признать, что критерии отбора в настоящее время не сформированы, и единственным фактором, влияющим на определение будущего подрядчика на конкурсных торгах, является минимальная конечная стоимость работ, что зачастую искажает объективную картину и влечёт в дальнейшем очевидные дополнительные прогнозируемые риски от сотрудничества с подрядчиком, предложившим меньшую стоимость контракта.

Для количественного оценивания потенциальных возможностей предприятий, претендующих на получение государственного или муниципального заказа на выполнение строительного подряда на условиях конкурсного отбора, предложен показатель (коэффициент) конкурсного экономического потенциала.

Количественно уровень конкурсного экономического потенциала выражается интегральным показателем, получившим наименование «коэффициент конкурсного экономического потенциала» (Ккэп). Величина этого показателя характеризует потенциальные возможности предприятия одержать победу в конкурсных торгах при определении исполнителя строительных работ за государственные средства. Т. е. предприятие, получившее по результатам расчетов наибольшее значение коэффициента, приобретает преимущественное право на победу в конкурсе и заключение контракта с распорядителем государственных средств.

С точки зрения системного подхода, конкурсный экономический потенциал может быть выражен в виде его составных частей (компонентов), взаимодействие которых позволяет в процессе адаптации предприятия к влиянию внешней среды сохранить жизнеустойчивость и обеспечить конкурентные преимущества на ос-

нове устойчивого развития. Совокупность этих составляющих, в зависимости от специфических условий функционирования частных предприятий в строительной отрасли, формирование целей и задач, характеризующих его производственно-хозяйственную систему, определяет величину этого потенциала.

Рассчитанный показатель конкурсного экономического потенциала должен характеризовать наличие и степень использования ресурсов, объемы выполненных работ, выполненные при существующем уровне управления и имеющихся возможностях, а также иные факторы, влияющие на способность выполнить государственный (муниципальный) заказ при меньших ресурсных затратах, в более короткий срок, за меньшую стоимость и лучшего качества.

Анализ работ [15, 16] позволил сформировать понимание основных составных частей, комбинаторная совокупность которых формирует структуру такого потенциала. К таким компонентам следует относить производственный, инновационный, инвестиционный, финансовый, трудовой и организационно-управленческий, каждый из которых позволяет решить конкретные задачи.

Оценивая показатель (коэффициент) конкурсного экономического потенциала, необходимо исходить из того, что его структура представляет определенную взаимозависимую совокупность его составляющих, рациональное объединение которых обеспечивает эффективную реализацию долгосрочных целей и стратегических направлений развития предприятия, а также позволяет оценить привлекательность субъекта хозяйствования с точки зрения удовлетворения общественного запроса на привлечение его при конкурсном отборе в целях реализации государственных и муниципальных заказов в капитальном строительстве.

В связи с этим структуру конкурсного экономического потенциала целесообразно рассматривать как компоненту многоуровневой системы во взаимосвязи с дру-

гими составляющими, которые характеризуют предприятие как систему.

Количественно уровень конкурсного экономического потенциала выражается интегральным показателем — коэффициент конкурсного экономического потенциала (Ккэп). Величина этого показателя характеризует потенциальные возможности предприятия одержать победу в конкурсных торгах при определении исполнителя строительных работ за государственные средства. Частное предприятие-претендент, получившее по результатам расчетов наибольшее значение коэффициента, приобретает преимущественное право на победу в конкурсе и заключение контракта с распорядителем государственных средств.

Для решения задачи конкурсного ранжирования конкурирующих субъектов хозяйствования предлагается иерархическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов конкурсного экономического потенциала, которая представлена на рисунке 1. Условно, рисунок 1 можно разделить на три взаимосвязанных уровня: наивысший — первый уровень определяет коэффициент конкурсного экономического потенциала, на втором — находятся факторы его составляющие: производственные и финансово-экономические. Третий уровень представляют показатели, влияющие на формирование производственных и финансово-экономических факторов деятельности, а именно показатели: производственной деятельности; финансовой устойчивости; деловой активности; рентабельности.

В таблице 1 нами определены конкретные показатели, которые характеризуют формирование производственных и финансово-экономических факторов. Основным критерием выбора таких показателей является публичная доступность эмпирических данных для их расчета. Таким образом, расчет показателей возможен по данным статистической и финансовой отчетности частных предприятий, претендентов государственно-частного партнерства.

Рисунок 1 Иерархическая система определения значения коэффициента конкурсного

экономического потенциала

Таблица 1

Производственные и финансово-экономические показатели, используемые в расчете коэффициента конкурсного экономического потенциала

Обознач. Наименование показателя Алгоритм расчета ^тах/ тт

Производственные показатели

Кп1 Производительность труда Объем произведенной продукции, руб. тах

Среднесписочное количество работников, чел.

Кп2 Трудоёмкость Количество отработанных часов работниками, чел. ч тт

Объем произведенной продукции, руб.

Показатели финансовой устойчивости

КГ1 Коэффициент автономии Собственный капитал, руб. тах

Валюта пассива баланса, руб.

К2 Коэффициент маневренности собственного капитала Собственные оборотные средства, руб. тах

Собственный капитал, руб.

^3 Коэффициент покрытия оборотных активов Оборотные активы, руб. тах

Текущие обязательства, руб.

Показатели деловой активности (оборачиваемости)

К <1 Коэффициент дебиторской задолженности Чистый доход, руб. тах

Среднегодовая величина дебиторской задолженности, руб.

К <2 Коэффициент кредиторской задолженности Чистый доход, руб. тах

Среднегодовая величина кредиторской задолженности, руб.

К <3 Коэффициент оборачиваемости активов Чистый доход, руб. тах

Среднегодовая стоимость активов, руб.

Продолжение таблицы 1

Обознач. Наименование показателя Алгоритм расчета ^тах/ тт

К <4 Коэффициент оборотных активов Чистый доход, руб. тах

Среднегодовая стоимость оборотных активов, руб.

К <5 Коэффициент собственного капитала Чистый доход, руб. тах

Среднегодовая стоимость собственного капитала, руб.

Е оказатели рентабельности

КР1 Рентабельность предприятия Валовая прибыль, руб. тах

Полная себестоимость, руб.

Кр2 Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль, руб. тах

Средняя стоимость собственного капитала, руб.

Кр3 Рентабельность заёмного капитала Чистая прибыль, руб. тах

Долгосрочные и текущие обязательства, руб.

КР4 Рентабельность по основным фондам Чистая прибыль, руб. тах

Среднегодовая стоимость основных средств, руб.

Оценка степени влияния двух элементов второго уровня иерархической системы проведена на основании личных суждений авторов, базирующихся на объективном восприятии особенностей ведения хозяйственной деятельности строительными предприятиями при выполнении подрядных работ, где производственный и сопутствующий ему трудовой потенциал превалирует над его производными: финансовыми и экономическими результатами деятельности предприятия. Квалификация работников, эффективность их работы, передовые технологии производства строительных работ обусловлены творческим и организаторским потенциалом руководителя предприятия, который должен быть способен принимать взвешенные и эффективные управленческие решения, позволяющие предприятию достигать высоких производственных результатов, формируя результаты финансово-экономической деятельности. Таким образом, производительность труда и трудоемкость обладают приоритетным влиянием на формирование конкурсного экономического потенциала предприятия.

Для определения степени влияния двух элементов второго уровня иерархической модели (производственные и финансово-экономические факторы) сформулирована логическая взаимосвязь: насколько силь-

ным ощущается влияние каждого элемента на конечную цель — равное (50 %), слабое (25 %), сильное (75 %) либо абсолютное (100 %) и определен вектор приоритетов таким образом: W11 = {0,75; 0,25}.

Для апробации расчета коэффициента конкурсного потенциала по вышеприведенной методике отобраны однородные конкурирующие субъекты хозяйствования малой организационной структуры, осуществляющие деятельность в сфере капитального строительства при выполнении муниципальных и государственных заказов за государственные средства: ООО «НПЦ „Сваркон"» и ООО «Лига Строй», зарегистрированные в г. Алчевск ЛНР.

Рассчитанные 14 значений согласно таблице 1 за 2020 г. для ООО «НПЦ „Сваркон"» и ООО «Лига Строй» сведены в квадратные матрицы с последующим расчетом их определителей (детерминантов) с применением онлайн-матричного калькулятора (рис. 2-3). Полученные значения будут являться коэффициентами конкурсного экономического потенциала, которые подлежат сравнению между ООО «НПЦ «Сваркон» и ООО «Лига Строй» за каждый год.

Абсолютные значения коэффициентов конкурсного экономического потенциала для ООО «НПЦ „Сваркон"» и ООО «Лига Строй» за 2020 г. сведены в таблицу 2.

Экономика предприятий

Вычисление определителя матрицы

1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1

50 100 20 20 100 100 100 100 25 25

5273 1 1 1 17 239 11 31 10 7 0 11 197 111

100 20 20 50 100 4 100 50 20 100 25 100 50

1098 1041 1 101 711 1244 2859 647 167 720 47 459 2047 1147

50 100 100 25 50 100 25 100 25 50 50 25

106523 1С20 99 1 351 4916 5651 32 779 721 93 907 4047 907

100 50 100 50 100 100 5 100 100 50 ",00 100 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3863 293 7 7 1 7 161 91 111 103 -з 120 ■44 323

25 100 Е0 Е0 20 100 100 "00 Е0 100 26 Е0

1103 21 1 1 7 1 23 -з 4 3 1 9 41 23

50 50 50 50 50 20 "00 25 20 26 50 50 25

96 9 1 1 3 87 1 11 7 13 3 18 4

5 25 50 50 25 100 100 50 100 100 25 25 5

16969 -61 3 11 769 221 1 61 113 29 71 633 709

100 50 20 25 10 100 25 50 100 100 50 100 100

1393 66 13 13 9 631 29 41 1 93 а 29 519 291

10 25 100 100 10 100 4 50 100 25 25 100 50

15053 57 7 7 97 341 "96 89 27 1 -.3 03 561 629

100 20 50 50 100 50 25 100 2-5 50 50 100 100

58331 553 53 27 189 1361 1519 86 419 97 1 122 87 1219

100 50 100 50 50 25 50 25 100 25 25 4 50

2383 227 11 11 77 271 623 71 43 70 21 1 223 5

20 100 100 100 100 50 100 100 50 100 100 50

1341 51 1 1 17 61 7 4 19 9 1 11 1 28

50 ■,оо 50 50 •00 50 5 25 100 50 20 50 25

2393 9 1 1 3 27 5 7 '7 4 1 1 89 1

100 20 50 50 20 25 4 50 100 25 25 5 100

13

5000000000000000000000000000

Рисунок 2 Результат расчета определителя матрицы ООО «НПЦ „Сваркон"» за 2020 г.

Вычисление определителя матрицы

1

977 5

25467 10 279143 100 20517 100 15031 50 2931 25 21711

25 14211 20 75330 100 2377 20 3641 50 174 25 733 50

1 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 7 7

100 100 100 "00 50 •00

<| 2 7 83 13 167 23 7 13 34 6.7 702 1281

25 100 100 20 100 100 25 50 25 25 25 100

326 ^ 91 609 212 1087 293 350 337 443 35 3663 16707

25 100 50 25 50 100 100 100 25 10 100

1429 11 <1 267 920 2381 321 393 389 97 3833 40110 0140

100 10 20 100 100 100 -00 100 5 100 100 50

107 2 7 1 7 89 6 20 7 20 287 1503 1371

100 25 •00 10 50 25 100 25 20 100 50 "00

77 3 11 36 ] 64 7 21 2 200 413 4321 1971

50 25 -100 25 25 20 50 5 ■■00 "00 '00 100

3 1 1 14 30 7 17 4 41 161 337 760

5 20 25 25 100 50 100 25 50 100 20 100

111 17 31 83 280 741 ^ 61 23 151 1103 1248" 56.93

25 50 100 20 100 100 50 20 25 100 100 100

91 7 1 17 50 303 41 47 247 244 2553 2320

25 25 4 5 25 50 50 50 50 25 25 50

387 3 27 181 63 129 87 53 <| 26.3 1039 10871 2470

100 10 100 50 25 20 100 50 50 100 "00 50

37 3 1 69 12 123 17 1 10 <| 90 2087 043

50 50 20 100 25 100 100 5 100 50 100 '■00

37 3 3 7 6 31 2 1 1 51 -( 1047 477

100 100 100 20 25 50 25 10 10 100 100 100

1 0 0 3 1 3 1 1 1 1 1 1 23

25 100 50 50 100 100 100 20 10 50

2 1 1 7 1 13 1 1 1 11 21 210 1

25 100 100 100 20 100 50 50 50 100 100 100

143

5000000000000000000000000000

Рисунок 3 Результаты расчета определителя матрицы ООО «Лига Строй» 2020 г.

Таблица 2

Сравнительные значения коэффициентов конкурсного экономического потенциала

Коэффициент конкурсного экономического потенциала (х10-27) 2020

ООО «НПЦ „Сваркон"» 2,6

ООО «Лига Строй» -28,6

Таким образом, можно сделать вывод, что значение коэффициента конкурсного экономического потенциала, определенное в процессе расчетов по данным о деятельности субъектов строительной отрасли,

претендующих на заключение муниципального (государственного) контракта на выполнение подрядных работ за государственные средства в рамках осуществления государственного-частного партнерства,

позволило установить не очевидные на первоначальном этапе конкурентные преимущества ООО «НПЦ „Сваркон"» над ООО «Лига Строй».

Выводы и направление дальнейших исследований. Применение предложенной методики на практике позволит принимать взвешенные управленческие решения при определении победителя конкурсных торгов, что является наиболее актуальным при идентичном ценовом предложении конкурсантов.

В силу относительной простоты и доступности исходных данных, проведение расчетов и сравнительного исследования конкурсантов возможно силами специалистов экономического профиля организаторов торгов, которыми выступают государственные (муниципальные) органы.

С другой стороны, зависимость результирующего показателя от результатов производственной и финансово-экономической деятельности может послужить побуди-

Библиографический список

тельным мотивом для руководителей частных предприятий в проведении регулярного внутреннего контроля в целях достижения более высоких показателей деятельности, являющихся критерием государственного отбора, что позволит повысить рейтинг предприятия и в дальнейшем поднимет конкурентоспособность предприятия на строительном рынке.

Разработка на государственном либо муниципальном уровне соответствующих методических рекомендаций для проведения внутреннего контроля на основе предложенной методики позволит предприятию самостоятельно проводить подобный анализ с целью установления собственного экономического потенциала для отслеживания его в динамике, определения на его основе «проблемных» мест в организации деятельности и выработке стратегического направления развития предприятия, исходя из объективной оценки рассчитанного конкурсного экономического потенциала.

1. Светилов, А. Г. Государственно-частное партнерство как один их эффективных механизмов финансирования строительства инфраструктурных объектов в Республике Беларусь [Текст] / А. Г. Светилов // Вестник современных исследований. — 2018. — № 12.7 (27). — С. 418-421. — [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37111460.

2. Беляева, О. И. Развитие государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства (на примере города Астана) [Текст] / О. И. Беляева, М. М. Мукушев // Социально-экономические явления и процессы. — 2019. — № 105. — С. 47-59. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38059799.

3. Пясецкая, Д. В. Государственно-частное партнерство в строительстве [Текст] / Д. В. Пясецкая // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. — 2019. — № 16. — С. 49-55. — [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41663447.

4. Балабенко, Е. В. Элементы формирования механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в жилищном строительстве [Текст] / Е. В. Балабенко // Менеджер. — 2019. — № 3 (89). — С. 10-17. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42748950.

5. Чернявский, Д. И. Государственно-частное партнерство в сфере строительства / Д. И. Чернявский, К. С. Шапран // ОмГТУ. — 2014. — № 5. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-sfere-stroitelstva.

6. Городнова, Н. В. Совершенствование управления государственно-частными партнерствами в строительстве [Текст] / Н. В. Городнова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2011. — №24. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-gosudarstvenno-chastnymi-partnerstvami-v-stroitelstve.

7. Городнова, Н. В. Новый теоретический подход к формированию государственно-частных партнерств в строительстве [Текст] / Н. В. Городнова // Национальные интересы:

Экономика предприятий

приоритеты и безопасность. — 2011. — № 34. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-teoreticheskiy-podhod-k-formirovaniyu-gosudarstvenno-chastnyh-partnerstv-v-stroitelstve.

8. Яськова, Н. Ю. Новые организационно экономические механизмы государственно частного партнерства в строительстве [Текст] /Н. Ю. Яськова // Вестник ИрГТУ. — 2011. — № 12 (59). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-organizatsionno-ekonomicheskie-mehanizmy-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-stroitelstve.

9. Лепилин, Д. А. Государственно-частное партнерство в строительстве как эффективный механизм привлечения инвестиций [Текст] / Д. А. Лепилин // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2008. — № 5. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-stroitelstve-kak-effektivnyy-mehanizm-privlecheniya-investitsiy.

10. Линев, И. В. О возможности применения зарубежного опыта использования государственно-частного партнерства в строительстве [Текст] / И. В. Линев, Н. А. Федотова // Вестник ВГУИТ. — 2018. — № 4 (78). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vozmozhnosti-primeneniya-zarubezhnogo-opyta-ispolzovaniya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-stroitelstve.

11. Швыденко, Н. В. Перспективы развития государственно-частного партнерства в жилищном строительстве Ростовской области [Текст] / Н. В. Швыденко // Kant. — 2017. — № 4 (25). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivy-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-zhilischnom-stroitelstve-rostovskoy-oblasti.

12. Самылов, П. В. Государственно-частное партнерство как механизм развития государственного управления на региональном уровне [Текст] / П. В. Самылов, А. И. Волков // Вестник евразийской науки. — 2020. — № 3. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-mehanizm-razvitiya-gosudarstvennogo-upravleniya-na-regionalnom-urovne.

13. Об инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] : Закон Луганской Народной Республики от 07.03.2017 № 154-II (с изменениями). — Режим доступа: https://nslnr.su/ zakonodatelstvo/ normativno-pravovaya-baza/4207/.

14. О концессионной деятельности [Электронный ресурс] : Закон Луганской Народной Республики от 06.08.2015 № 56-II (с изменениями) — Режим доступа: https://nslnr.su/ zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1731/.

15. Бузько, И. Р. Стратегический потенциал и формирование приоритетов в развитии предприятий [Текст] / И. Р. Бузько, И. Е Дмитренко, О. А. Сущенко /Монография. — Алчевск : Изд-во ДГМИ, 2002. — 217 с.

16. Воронкова, А. Е. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация [Текст] : монография / А. Е. Воронкова. — Луганск : Восточн.-украинск. нац. университет, 2000. — 315 с.

17. Матричный калькулятор [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://programforyou.ru/ calculators/calculator-matric.

© Кунченко А. В.

© Самкова Э. Р.

© Черков С. Н.

Рекомендована к печати д.э.н., проф. каф. ЭУ ДонГТИ Коваленко Н. В., к.э.н., доц. каф. ЭУ ЛГУ им. В.ДАЛЯ Белозерцевым О. В.

Статья поступила в редакцию 26.10.2021.

Экономика предприятий

PhD in Economics Kunchenko A. V. (DonSTI, Alchevsk, LPR, kounchenko@mail.ru), PhD in Engineering Samkova E. R., Cherkov S. N. (LSU named after V. Dahl, Lugansk, LPR) PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A FACTOR OF ENSURING THE SUSTAINABILITY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

The article describes the forms of implementation of public-private partnership in accordance with the current legislation in the LPR. It is determined that the most used form is a public-private partnership based on a contract agreement. The method for calculating the coefficient of competitive economic potential as an indicator that allows to identify competitive advantages among applicants of private ownership enterprises is proposed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: public-private partnership, contract agreement, coefficient of competitive economic potential, enterprise development, construction, factors ofproduction and financial-economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.