Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы'

Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIALLY IMPORTANT PROJECTS / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манько Николай Николаевич

В статье рассматривается понятие государственно-частного партнерства, описаны функции основных институтов развития, призванных стать инструментами поддержки национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-Private Partnerships as an Effective Tool to Support the National Innovation System

The paper discusses the concept of public-private partnership and describes the functions of the major development institutions, aimed to become a tool to support the national innovation system.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы»

государственно-частное партнерство и институты

развития

государственно-частное партнерство

как эффективный инструмент поддержки

национальной инновационной системы

__Аннотация

В статье рассматривается понятие государственно-частного партнерства, описаны функции основных институтов развития, призванных стать инструментами поддержки национальной инновационной системы.

_Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации,

_инвестиции, общественно значимые проекты, механизм государствен_но-частного партнерства, институты развития

Манько Николай Николаевич

зав. кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Международный славянский институт, г. Москва [email protected]

На современном этапе одним из механизмов реализации национальной инновационной политики является деятельность по созданию программ и проектов с помощью государственно-частного партнерства. Перечислим основные признаки государственно-частного партнерства:

1) стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;

2) взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и т.п.);

3) взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, то есть равноправный характер;

4) стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

5) стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;

6) стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.

Под государственно-частным партнерством (ГЧП) будем понимать:

- совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях;

- систему эффективного взаимодействия между органами государственного управления и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов социально-экономического развития территорий, направленных на улучшение качества жизни;

- правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия государства и бизнеса;

- механизм, посредством которого возможна реализация приоритетных инвестиционных проектов, развитие инфраструктуры, совершенствование социальной сферы региона.

Государственно-частное партнерство имеет широкий спектр различных форм. В их числе:

- система разнообразных контрактов;

- арендные (лизинговые) отношения;

- соглашения о разделе продукции;

- государственно-частные предприятия;

- концессионные соглашения о взаимодействии бизнеса и государства.

Государственно-частное партнерство: механизм и проекты

Механизм государственно-частного партнерства позволяет преодолеть ограниченные возможности государства и муниципальных органов по финансированию социальных и инфраструктурных проектов, перенести часть рисков на бизнес, а также использовать управленческие навыки и опыт частного сектора для повышения качества предоставляемых социальных услуг и увеличения эффективности управления объектами общественной инфраструктуры.

Можно предложить простейшую схему механизма ГЧП (см.рис. на с. 14).

За последние годы накоплен опыт реализации на основе государственно-частного партнерства федеральных и региональных проектов в различных

институты развития -

специализированные государственные

корпорации,

деятельность

которых направлена на устранение

«провалов рынка»,

сдерживающих

экономическое

и социальное

развитие страны

Рис. Схема механизма ГЧП

в России

специальным

органом,

институтом

развития,

принимающим

_участие в реализации _государственно_частного

партнерства,

является

Внешэкономбанк

отраслях экономики, таких, как подготовка г. Сочи к принятию зимних Олимпийский игр в 2014 г.; строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки; строительство в Санкт-Петербурге нового морского пассажирского порта, способного принимать крупнотоннажные круизные лайнеры и паромы по проекту «Морской фасад»; уже реализованные в Санкт-Петербурге проекты «Городской водный туристско-экскурсионный автобус» и «Городской экскурсионный автобус Сити-тур»; участие в международных и отечественных туристских выставках и другие проекты.

В настоящее время Торгово-промышленная палата РФ является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов с государственными органами власти. Это позволяет ей выступать мощным инструментом российского бизнеса для защиты своих интересов и создания четкой системы взаимодействия с государством, оперативно транслировать свои интересы в государственные органы и обеспечивать их защиту при принятии решений властными структурами.

Институты развития - специализированные государственные корпорации, деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны. Речь идет о решении четырех задач:

- преодоление провалов рынка в сфере инноваций («квазиинноваций»);

- устранение институциональных провалов (формирование отсутствующих, но необходимых сегментов рынка);

- развитие экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктуры;

- элиминирование существенных региональных дисбалансов развития. Основные различия между типами институтов развития определяются сферами их деятельности и набором используемых инструментов.

Внешэкономбанк - Банк развития

Наиболее масштабной является деятельность универсальных банков развития, как правило, реализующих весь спектр перечисленных задач. Такие банки часто выполняют роль штаба, координирующего деятельность других национальных институтов развития.

В России специальным органом, институтом развития, принимающим участие в реализации государственно-частного партнерства, является Внешэкономбанк, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития». Внешэкономбанк является национальным институтом развития. По организационно-правовой форме он относится к государственным корпорациям. В его компетенцию входит, в частности, оказание финансовой поддержки инвестиционных проектов, являющихся приоритетными для развития экономики. В число приоритетных отраслей инвестиционной деятельности Внешэкономбанка включены отрасли промышленности, имеющие существенное значение для экономики государства и нуждающиеся в его финансовой поддержке из-за слабой активности частных инвесторов.

Внешэкономбанк является государственной корпорацией, выполняющей функции Банка развития,

Внешэкономбанк является государственной корпорацией, выполняющей функции Банка развития, и действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности российской экономики

в 2011 году

>едитный портфель

_Банка развития

_достиг почти

и действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации и стимулирования притока инвестиций.

Внешэкономбанк финансирует крупные инвестиционные проекты, направленные на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста. ВЭБ не конкурирует с коммерческими кредитными организациями и участвует только в тех проектах, которые не могут получить финансирование частных инвесторов. Согласно меморандуму о финансовой политике, Внешэкономбанк предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам, срок окупаемости которых превышает 5 лет, а общая стоимость - более 2 млрд рублей. Исполняя функции Банка развития, Внешэкономбанк также участвует в финансировании инвестиционных проектов, направленных на модернизацию моногородов; помогает малому и среднему предпринимательству; поддерживает российских экспортеров на мировых рынках; содействует привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию

По итогам 2010 года два проекта, в которых принимал участие Внешэкономбанк - модернизация Хабаровского НПЗ и строительство комплекса по производству полипропилена в Тобольске - получили премию «Сделка года» журнала Trade Finance. Данные проекты были реализованы на принципах экспортно-импортного и проектного финансирования с привлечением долгосрочного (до 10 и 13-ти лет соответственно) финансирования от синдиката иностранных банков под покрытие зарубежных экспортных страховых агентств.

Российский фонд прямых инвестиций и Российская венчурная компания

В 2011 году кредитный портфель Банка развития достиг почти 500 млрд рублей. Согласно новой стратегии Банка к 2015 году он увеличится до 850 млрд рублей, при этом доля инновационных проектов составит 20%.

Российский Фонд прямых инвестиций (РФПИ) -инвестиционный фонд, созданный Правительством РФ для инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов экономики. Капитал

раз

под управлением Фонда - 10 млрд долларов. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами - фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями. РФПИ играет важную роль в привлечении прямых инвестиций в экономику России. Основная цель РФПИ в совместных проектах с соинвестора-ми - обеспечение высокой доходности вложенных средств. Главный приоритет РФПИ - обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Высокая инвестиционная доходность обеспечит повышение эффективности предприятий, приведет к созданию новых рабочих мест и способствует усилению конкурентоспособности экономики - необходимому условию успешной модернизации. РФПИ осуществляет инвестиции, направленные на повышение эффективности производства и управления в компаниях-лидерах российской экономики. Помимо капитала от соинвесторов, объекты инвестиций РФПИ получат доступ к передовым технологиям и управленческому опыту, накопленным соинвесто-рами в соответствующих отраслях. Субъектом ГЧП является также Российская венчурная компания. Российская венчурная компания создана с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов. При создании ОАО «Российская венчурная компания» ей отведена роль государственного фонда венчурных фондов, через который будут осуществляться государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом.

Заключение

Таким образом, мировой финансовый кризис, затронувший рынок России, оказал значительное влияние на поведение и взаимодействие его основных участников, вынуждая их приспосабливаться к сложившейся ситуации и разрабатывать стратегию поведения в новых условиях, а также комплекс антикризисных мер. Необходимо тесное сотруд-

основная цель Российского фонда прямых инвестиций в совместных проектах с соинвесторами -обеспечение высокой доходности вложенных средств

ничество бизнеса и государства путем развития и углубления государственно-частного партнерства с целью выработки совместных действий для эффективного развития инновационных проектов в стране.

Литература

1. Белицкая А.В. Правовое определение государственно-частного партнерства // Законодательство. - 2009. - № 8. - С. 6-8.

2. Мочальников В.Н. Повышение стратегического потенциала экономики России на основе активизации системы государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. - М., 2010. - С. 27.

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М., 2005. -

Nikolay N. Manko

Head of Department General Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, International Slavonic Institute, Moscow

Public-Private Partnerships as an Effective Tool to Support the National Innovation System

Abstract

T

he paper discusses the concept of public-private partnership and describes the functions of the major development institutions, aimed to become a tool to support the national innovation system.

Keywords: public-private partnership, innovation, investments, socially important projects, mechanism of public-private partnership, development institutions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.