Научная статья на тему 'Перспективы развития государственно-частного партнерства в России'

Перспективы развития государственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2996
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / ГЧП-институты / ГЧП-инструменты / ИНВЕСТИЦИИ / институциональная среда / цели / задачи / проблемы / факторы развития / Public-Private Partnership (PPP) / PPP-institutes / PPP-instruments / investments / institutional environment / Goals / objectives / development factors / problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горобняк Ангелина Анатольевна, Сызранцев Григорий Александрович

Охарактеризованы структура, особенности и перспективы развития государственно-частного партнерства в России. Выделен ряд проблем, препятствующих его нормальному формированию. Рассмотрено влияние экономического кризиса на российский рынок государственно-частного партнерства и сформулированы основные факторы, оказывающие воздействие на его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горобняк Ангелина Анатольевна, Сызранцев Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the Russian public-private partnership (PPP) structure, features and development prospects. The authors mark out a number of problems interfering its normal functioning, reveal the economic crisis influence on the Russian public-private partnership market and formulate the major factors influencing its development.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития государственно-частного партнерства в России»

УДК 334.021+ 69.003 A.A. ГОРОБНЯК

ББК 65 аспирант Московского государственного строительного университета

e-mail: Linchik_super@mail.ru

Г.А. СЫЗРАНЦЕВ

аспирант Московского государственного строительного университета

e-mail: gruzd85@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

Охарактеризованы структура, особенности и перспективы развития государственно-частного партнерства в России. Выделен ряд проблем, препятствующих его нормальному формированию. Рассмотрено влияние экономического кризиса на российский рынок государственно-частного партнерства и сформулированы основные факторы, оказывающие воздействие на его развитие.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП-институты, ГЧП-инструменты, инвестиции, институциональная среда, цели, задачи, проблемы, факторы развития.

A.A. GOROBNYAK

post-graduate student, Moscow State Construction University

e-mail: Linchik_super@mail.ru

G.A. SYZRANTSEV

post-graduate student, Moscow State Construction University

e-mail: gruzd85@mail.ru

RUSSIAN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP DEVELOPMENT PROSPECTS

The article is focused on the Russian public-private partnership (PPP) structure, features and development prospects. The authors mark out a number of problems interfering its normal functioning, reveal the economic crisis influence on the Russian public-private partnership market and formulate the major factors influencing its development.

Keywords: public-private partnership (PPP), PPP-institutes, PPP-instruments, investments, institutional environment, goals, objectives, problems, development factors.

В России государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) развивается активно начиная с 2004 г. Подтверждением тому служит принятие ряда нормативных актов, которые регулируют взаимоотношения частного бизнеса и государства в этой сфере: федерального закона «О концессионных соглашениях», постановлений Правительства РФ об Инвестиционном фонде РФ и поправок к Постановлению 134, федеральных законов «О банке развития», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и др.

Сегодня арсенал российских инструментов и институтов ГЧП включает в себя Инвес-

тиционный фонд РФ, особые экономические зоны, концессионные соглашения, Российскую венчурную компанию, федеральные целевые программы России, Федеральную адресную инвестиционную программу России, региональные фонды развития, государственные корпорации (к примеру, Внешэкономбанк) и т.д. Каждый из этих инструментов и институтов предоставляет бизнесу определенные возможности для укрупнения, а российской экономике — для развития приоритетных отраслей. Тем не менее рынок ГЧП в России до сих пор находится в начальной стадии развития. Действительно, реализовано лишь несколько проектов ГЧП

© АА. Горобняк, ГА. Сызранцев, 2011

(на базе регионального законодательства). Деньги на реализацию проектов из Инвестиционного фонда РФ получены, а дальше что? Почему российские проекты ГЧП предполагают только софинансирование со стороны государства и не предусматривают создание инновационной структуры экономики?

Единой классификации форм ГЧП на сегодняшний день не существует, однако эксперты разграничивают понятия «ГЧП-инс-трументы» и «ГЧП-институты» (рис.).

Кроме того, по источникам финансирования ГЧП-инструменты можно условно разделить на несколько групп:

- инструменты бюджетного инвестирования (федеральные целевые и федеральные адресные инвестиционные программы);

- инструменты бюджетного финансирования без признаков бюджетных инвестиций (сервисные контракты, контракты жизненного цикла — life cycle contracts);

- инструменты частного инвестирования (концессионные соглашения, иные виды инвестиционных соглашений, предполагающие инвестирование со стороны бизнеса;

- инструменты смешанного финансирования;

- кредиты и иные финансовые инструменты Внешэкономбанка [1].

В связи с усиливающейся тенденцией к активизации отношений государства и частного бизнеса в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности идеальным для благоприятного развития экономики может стать рынок, на котором присутствуют инновационно активные компании, активно работают финансовые институты и осуществляется взаимодействие бизнеса и

государства [5]. Это направление, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., соответствует задачам развития не только отдельных отраслей, но и в целом экономики страны.

Н.Ю. Яськова, формируя целевые установки национальной модели управления экономикой, отмечает целевую ориентацию модели управления национальной экономикой и ее отдельными сферами на развитие партнерства власти, бизнеса и науки [4]. Это связано с тем, что главная роль в решении проблем инновационного преобразования экономики и обеспечении выхода из кризиса принадлежит государству, которое осуществляет стимулирование научно-технической деятельности через разработку и использование системы прямых и косвенных мер.

Государственно-частное партнерство — это направленное на достижение общественно значимой цели устойчивое и институционально оформленное сотрудничество между субъектами хозяйствования и государством на основе гармоничного сочетания частных и общественных интересов [2].

Осуществление проектов ГЧП, обладающих склонностью к новациям и способствующих развитию интеллектуальных ресурсов, позволяет реализовать заложенные в системе такого сотрудничества синергетические эффекты. Но необходимым условием для того, чтобы мы могли говорить не просто о реализации проекта как отчета о потраченных государственных средствах, но и об эффективности использования этих самых средств, является формирование благоприятной институциональной среды.

Формы ГЧП

ГЧП-институты

ГЧП-инструменты

Формы государственно-частного партнерства в России

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

В мировой практике государственночастного партнерства имеются две схемы, которые принципиально отличаются друг от друга как по методике, так и по глубине проведения институциональных преобразований в сфере отношений государства и предпринимательских структур [4]:

- структурная адаптация сложившейся институциональной среды к изменившимся концепциям развития, приоритетам и условиям осуществления хозяйственной деятельности государства;

- формирование институтов, соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в хозяйственной жизни (схема реализуется, по сути, с нуля).

Россия идет вторым путем, предпринимая попытки создания эффективных механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства и сталкиваясь, в силу особенностей развития национальной экономики, с такими тормозящими факторами, как:

- пробелы в законодательстве;

- отсутствие координирующего и регулирующего органа;

- недостаточное количество специалистов в области государственного управления;

- недостаточное обеспечение экономической безопасности частных инвесторов при реализации проектов ГЧП;

- искаженное представление общества, власти и бизнеса о ГЧП.

Государство заинтересовано в развитии форм и механизмов ГЧП, так как реализация данных проектов служит достижению следующих целей и задач:

- повышение интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала системы профессионального образования в качестве условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики России;

- достижение относительной экономии в расходовании государственных средств;

- обеспечение конкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества;

- удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда и рост инновационной составляющей системы образования.

Интересами частного сектора в ГЧП являются:

- получение экономических и социальных выгод в результате осуществления партнерских проектов;

- повышение качества человеческого капитала;

- повышение эффективности бизнес-процессов за счет внедрения результатов научных разработок;

- расширение возможностей для инновационного бизнеса [7].

При реализации различных форм и методов ГЧП возможно использование совокупных преимуществ взаимодействия бизнеса и государства без глубоких социальных перемен и потрясений [3]. Однако экономический кризис оказал существенное влияние на структуру финансирования проектов ГЧП. Основные негативные тенденции, препятствующие развитию взаимодействия государства и бизнеса, состоят в следующем:

1. Ликвидность глобального и российского долгового рынка существенно сократилась; долгосрочное финансирование проектов ГЧП в России коммерческими банками не может быть осуществлено.

2. Структура финансирования (соотношение заемных и собственных средств) становится более консервативной: возможно уменьшение доли заемных средств с 70 до 50%.

3. Частные инвесторы испытывают трудности в привлечении инвестиций для реализации новых проектов.

4. Практически не работают рынки валютных свопов и опционов, которые могли бы снизить валютные и процентные риски.

5. Из-за общего кризиса и значительной волатильности рубля иностранные инвесторы теряют интерес к финансированию проектов ГЧП [6].

В связи с изложенным в настоящий момент не совсем ясно, в каком направлении будут развиваться институты и инструменты ГЧП, так как в условиях кризиса многие российские компании свертывают свои инвестиционные проекты. Учитывая текущую экономическую ситуацию в России и в мире, эксперты прогнозируют, что в ближайшее время предприятия будут в первую очередь заинтересованы в эффективной реструктуризации своих финансовых схем, структуры управления, а также отношений по уже стартовавшим инвестиционным проектам и в их

успешном завершении, но не в инициировании новых проектов [1].

Для преодоления названных негативных тенденций, препятствующих развитию ГЧП в нашей стране, необходимо, чтобы частные инвесторы проявляли больший интерес к проектам ГЧП. Нами определены три основных фактора, которые позволят привлечь частные инвестиции в сферу ГЧП:

1. Создание объективной, учитывающей экономические интересы всех сторон нормативно-правовой базы. Действующие в настоящее время законы не обеспечивают в полной мере экономическую безопасность инвесторов.

2. Развитие институциональной среды. В отраслевых министерствах отсутствуют высокопрофессиональные эксперты для оценки проектов, реализуемых на принципах ГЧП. А существующие критерии отбора финансовых консультантов для подготовки заявок в Инвестиционный фонд РФ не отвечают интересам проектов.

3. Использование приемлемых для потенциальных инвесторов инструментов финанси-

рования. Принятие закона о концессионных соглашениях привело не к росту, а к сокращению финансирования частными инвесторами реализации региональных и муниципальных инфраструктурных проектов, в том числе из-за недостаточного обеспечения государством экономической безопасности частных инвесторов.

Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время еще не разработан единый федеральный закон о ГЧП, хотя в некоторых субъектах РФ (Санкт-Петербург, Томская область, Республика Дагестан) уже приняты такие законы. В состоянии принятия законодательство о ГЧП в Курганской, Кемеровской, Челябинской областях, Ставропольском крае, Республике Калмыкия. Однако представители других регионов отказываются самостоятельно разрабатывать подобные законы, так как сложность заключается как раз в отсутствии единого федерального закона.

По нашему мнению, принятие федерального закона о государственно-частном партнерстве необходимо для дальнейшего успешного развития его в России.

Список использованной литературы

1. Гусев И. ГЧП в условиях экономического кризиса: новые тенденции развития [Электронный ресурс] // Юрист. 2009. № 1. URL: http://www.vegaslex.ru/text/32426.html.

2. Евстафьев Э.Н. Частно-государственное партнерство как фактор инновационного развития экономики: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2009.

3. Матявина М.В. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.

4. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации / под общ. ред. Н.Ю. Ясь-ковой. М., 2009.

5. Токарев Н.Н. Инновационное развитие инвестиционно-строительного комплекса региона. СПб., 2002.

6. URL: http://www.anspa.ru/files/sem2009/bazhenov/bazhenov.pdf.

7. URL: http://dpr.ru/journal/journal_31_13.htm.

Bibliography (transliterated)

1. Gusev I. GChP v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa: novye tendentsii razvitiya [Elektronnyi resurs] //

Yurist. 2009. 1. URL: http://www.vegaslex.ru/text/32426.html.

2. Evstaf'ev E.N. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo kak faktor innovatsionnogo razvitiya ekonomiki: dis. ... kand. ekon. nauk. Kazan', 2009.

3. Matyavina M.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubezhnyi opyt i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v Rossii: dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2008.

4. Razvitie investitsionno-stroitel'nykh protsessov v usloviyakh globalizatsii / pod obshch. red. N.Yu. Yas'kovoi. M., 2009.

5. Tokarev N.N. Innovatsionnoe razvitie investitsionno-stroitel'nogo kompleksa regiona. SPb., 2002.

6. URL: http://www.anspa.ru/files/sem2009/bazhenov/bazhenov.pdf.

7. URL: http://dpr.ru/journal/journal_31_13.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.