Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство и развитие культурно-познавательного туризма'

Государственно-частное партнерство и развитие культурно-познавательного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
566
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Латыпов В. С.

Статья посвящена одной из актуальных тем развитию государственно-частного партнерства в туризме. В качестве примера взяты проблемы развития культурно-познавательного туризма в России. Целью статьи является показать, что данная сфера реализации института государственно-частного партнерства для страны с огромной территорией и региональным многообразием является приоритетной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство и развитие культурно-познавательного туризма»

Инвестиционная политика

3 (27) - 2010

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

в. с. ЛАТЫПОВ,

заместитель директора Центра государственно-частного партнерства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» E-mail: latypov@veb. ru

Статья посвящена одной из актуальных тем—развитию государственно-частного партнерства в туризме. В качестве примера взяты проблемы развития культурно-познавательного туризма в России. Целью статьи является показать, что данная сфера реализации института государственно-частного партнерства для страны с огромной территорией и региональным многообразием является приоритетной.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, культурно-познавательный туризм.

Сегодня идея государственно-частного партнерства (ГЧП) находится на пике активности обсуждения. Финансовый кризис 2008 г. вновь породил дискуссию о роли государства, как в развитии национальной экономики в целом, так и о его возможностях способствовать качественному формированию социальной инфраструктуры и альтернативному финансированию традиционно бюджетных отраслей.

Механизмы ГЧП являются базовой конструкцией для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных типов инфраструктуры и объектов непроизводственных отраслей. В общих чертах ГЧП принято определять как возможность вовлечения частного сектора в зону ответственности государства при том, что органы государственного и муниципального управления готовы нести риски по возврату привлеченных ресурсов.

В условиях недостаточного финансирования объектов культуры именно культурно-познавательный туризм, реализуемый в рамках ГЧП, может стать важнейшим средством развития внутреннего

туризма, активизации потенциала культурно-исторических центров и обеспечения сохранности памятников исторического наследия. О необходимости развития внутреннего туризма в России говорил 1 сентября 2009 г. Президент Российской Федерации на совещании с мэрами городов Золотого кольца в г. Угличе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, признано развитие инфраструктуры отдыха и туризма, включая содействие развитию культурно-познавательного туризма [3].

По оценкам Всемирной туристской организации, культурно-познавательный туризм является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов туристической деятельности в мире. Например, в США его доля составляет 81 % от общего числа внутренних туров. В странах Евросоюза эта доля сейчас составляет 24 %, а через 10 лет, по экспертным оценкам, она достигнет 50 % от общего числа внутренних туров. При этом создается мульпликативный эффект — создание одного рабочего места в инфраструктуре туризма создает три рабочих места в смежных областях, а также в сфере образования (обучение и подготовка персонала) [2].

Как показывает мировой опыт, культурно-познавательный туризм является одним из наиболее

3(27) - 2010

Инвестиционная политика

действенных механизмов защиты культурного наследия. Привлекательность объекта наследия увеличивает туристский поток, а это в свою очередь влечет за собою увеличение инвестиций и доходов, часть которых может и должна быть использована на содержание объекта наследия.

Однако средства предпринимательских структур не смогут решить всей проблемы. В первую очередь инициатива должна исходить от органов государственного и муниципального управления, так как именно они являются определяющим звеном в цепочке мер по обеспечению сохранности памятников истории и культуры (определение объекта, выработка мер сохранения памятника в процессе его эксплуатации, определение способов привлекательности для привлечения инвестиций бизнеса и т. д.) [5].

Задача государства состоит в создании и продвижении на внутреннем и мировом рынках качественного российского туристского продукта, созданного для целей культурно-познавательного туризма. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны: его цель — продвижение собственного продукта, в то время как создание благоприятного образа России является исключительно государственной задачей.

Это подтверждает и мировая практика. Большинство государств, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристического продукта.

Так, Греция на весь мир славится своим историко-культурным наследием: в ней насчитывается до 25 тыс. исторических памятников и достопримечательностей (это — четверть от общего числа памятников в России). Однако долгое время туристы стремились попасть в эту страну не столько ради памятников, сколько ради отдыха на средиземноморских курортах. Греческое правительство приняло решение развивать культурный туризм в регионе за счет вовлечения в туристические программы объектов историко-культурного наследия страны.

Для этого в стране начала развиваться инфраструктура поддержки и развития туризма, которая сегодня имеет два уровня. Первый — Министерство туризма Греции и Греческая национальная туристическая организация (GNTO), занимающиеся продвижением греческого туризма на международном, общенациональном и региональном уровнях и координацией крупных проектов в туристической сфере. GNTO имеет 21 региональное представи-

тельство и 25 зарубежных офисов в 18 странах мира. Второй уровень — малые и средние организации. В их числе — Учебный центр по подготовке кадров в сфере туризма, Агентство по управлению госсобственностью в сфере туризма и специально созданное Агентство по развитию культурного туризма, которое работало в двух направлениях: запускало, координировало программы культурных мероприятий и продвигало историко-культурное наследие Греции в мировых средствах массовой информации, используя все возможности современных информационных технологий.

С 1998 г. в Великобритании осуществляется поддержка со всех уровней власти на привлечение частного капитала на развитие творческой индустрии, обеспечивающей комплексное сочетание туризма, посещение памятников истории культуры, музеев, различных фестивалей и т. д. Сейчас только в Лондоне действует 20 агентств развития творческих индустрий.

Богатейшее культурно-историческое наследие России — один из наиболее привлекательных мировых ресурсов для развития туризма в Российской Федерации. Например, только на территории Костромской области зафиксировано до 20 тыс. памятников культуры федерального и местного значения.

Однако богатейший природный и историко-культурный потенциал Российской Федерации используется недостаточно. Это связано в первую очередь с тем, что культурно-исторические центры России плохо представлены в мировом информационном пространстве и лишь малая часть культурно-исторических центров охвачена туристической инфраструктурой. Анализ показывает, что в 60 % из 40 исторических малых и средних городов Российской Федерации отсутствуют благоустроенные гостиничные учреждения, а комфортабельные условия размещения созданы менее чем в 10 городах [1].

Очевидно, что география культурно-познавательного туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Существующие в туризме технологии позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город. Уникальные объекты культурного наследия являют собой неисчерпаемый источник для создания оригинальных масштабных проектов туристического использования. Огромный потенциал имеют даже небольшие исторические городские поселения. Примером может служить город Мышкин (Ярославская область, 6 500 жителей).

Инвестиционная политика

3 (27) - 2010

В исторических городах целесообразно формирование культурно-туристических зон, включающих не только памятники истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др.

Неотъемлемая часть культурно-туристических зон — театрально-концертные и досуговые учреждения, а также районы проведения традиционных фестивалей. Особенностью таких мест является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями развития исторических городов.

В развитии культурно-познавательного туризма исключительную роль играют региональные органы власти. В их силах сделать это направление ключевым для развития регионов, обладающих значительным историко-культурным и природным потенциалом. На территории каждого региона может и должна быть выработана собственная стратегия формирования государственно-частного партнерства в целях развития туризма, учитывающая местную специфику и дополняющая стратегию развития других регионов России.

Например, этнотуризм, основанный на фольклорных традициях, обычаях и рекреационном потенциале природных территорий, может стать эффективным средством сохранения национально-культурной самобытности и развития экономик регионов, где традиционно проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации.

Для координации усилий ведомств, частного бизнеса и региональных властей целесообразно разработать долгосрочную программу развития внутреннего и въездного культурно-познавательного туризма в России и широко привлечь к участию в ней культурно-исторические центры.

В России есть положительные примеры, указывающие на то, что широкое сотрудничество в этой сфере способно давать впечатляющие результаты. Так, в Великом Новгороде создано некоммерческое партнерство «Офис туризма Великого Новгорода»: это первый туристское учреждение России, основанное на партнерстве бизнеса и муниципальной власти. Оно объединяет и координирует туристическую деятельность 37 предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса, администрации, учреждений культуры, 157 турфирм.

Цель партнерства — увеличение числа туристов и продолжительности их пребывания в Великом Новгороде через расширение информации и создание информационного комфорта для всех, кто приезжает в город. Для этого были введены в действие информационный центр и волонтерская мобильная туристическая служба, интернет-портал для туристов на русском и английском языках, значительно расширен спектр изданий с информацией о Великом Новгороде и окрестностях.

Очевидно, необходимо учитывать то, что культурно-познавательный туризм и развитие туристской инфраструктуры культурно-исторических центров для актуализации их потенциала является одной из важнейших стратегических задач для Российской Федерации.

Естественно, реализация этих проектов требует значительных средств. В связи с этим логично отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития», Меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка одним из приоритетов его деятельности является использование инструментов ГЧП, а также предусматривается реализация интересов банка в сфере туризма [4]. Одним из важнейших стратегических ориентиров Внешэкономбанка (далее — банк) на период до 2012 г. является обеспечение доли проектов, финансируемых на принципах ГЧП, в портфеле проектов банка на уровне не ниже 30 % от совокупного объема финансируемых проектов.

Для реализации задач банка в области ГЧП создан Центр государственно-частного партнерства Внешэкономбанка (далее — центр ГЧП), деятельность которого направлена на создание и поддержку рынка проектов государственно-частного партнерства в регионах России.

Формирование этого рынка должно происходить в соответствии с отраслевыми и региональными стратегиями развития, причем основным механизмом их реализации будет запуск тендеров на заключение контрактов ГЧП и их последующее выполнение.

Ответственность за организацию проектов ГЧП, как видится, лежит на органах государственного и муниципального управления. В этой связи важнейшими партнерами Внешэкономбанка являются региональные или муниципальные органы власти, ответственные за организацию проектов ГЧП.

При всех формах государственно-частного партнерства в области культуры и сохранения культурного наследия успешной реализации

3(27) - 2010

Инвестиционная политика

проектов будет способствовать дополнительная поддержка инвесторов со стороны государства. Формами такой государственной поддержки могут быть предоставление налоговых льгот в рамках действующего законодательства, обеспечение возможности осуществлять социальную (бесплатную) рекламу, облегчение процедур получения необходимых согласований, разрешений при реализации проекта и пр.

Существенным фактором успешности государственно-частного партнерства в области сохранения объектов культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма является разработка и принятие комплексной программы ГЧП. Она должна включать следующие основные моменты:

— определение направлений работы с целью создания необходимых условий для реализации государственно-частного партнерства (в том числе создание условий для появления новых и развития имеющихся мощностей проектных и реставрационных мастерских, внедрение инновационных технологий, реформирование архивной отрасли, разработка программы сохранения объектов культурного наследия, оформление правоустанавливающих документов на эти объекты и т. д.);

— наделение компетенцией по реализации программы и проектов ГЧП государственных органов и структур;

— анализ международного опыта реализации проектов ГЧП в отношении объектов культурного наследия;

— разработка и принятие методики реализации проектов на принципах ГЧП, включающей принципы и систему формирования проектов, реализуемых на принципах ГЧП; определение критериев отбора приоритетных проектов, порядок выбора частного инвестора, организационные формы реализации планов, меры и виды государственной поддержки инвесторам, гарантии и обязательства органов власти при реализации программ;

— внесение в законодательство необходимых изменений, обеспечивающих исполнимость заложенных принципов и методов работы.

Без привлечения внебюджетных инвестиций в объекты культурного наследия 90 % памятников истории и культуры обречены на гибель. Развитие культурно-познавательного туризма напрямую зависит от сохранения этих памятников, а также от создания необходимой инфраструктуры для их посещения. Между тем без формирования системного подхода к реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, без создания благоприятного режима для частного бизнеса и инвестиций в данную отрасль, без определения понятных и четких правил со стороны государства привлечение частных инвестиций в объеме, способном решить насущные задачи, невозможно.

Список литературы

1. Баженов А. В., Кабашкин В. А. Новые финансовые возможности реализации региональных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства / Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 8. 2008.

2. Кабашкин В. А., Левченко А. А, Сидоров В. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. Белгород, По-литера, 2008.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р.

4. О Банке развития: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ.

5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ.

25 марта 2010 г. Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводят конференцию

«Актуальные потребности госсектора в ИКТ»

Дополнительная информация по телефонам: +7 (495) 363-11-57, доб. 50-35,50-78, 50-77 e-mail: [email protected] www.events.cnews.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.