Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
семейная политика / традиционные семейные ценности / семья / брак / дети / правосудие / семейные суды / защита / family policy / traditional family values / family / marriage / children / justice / family courts / protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летова Наталия Валерьевна

В статье рассматриваются ключевые направления семейной политики государства, направленные на защиту института семьи, брака, основанные на традиционных семейных ценностях. Определено влияние правового статуса субъектов семейных правоотношений на порядок осуществления правосудия в указанной сфере, выявлены проблемы обеспечения защиты отдельных категорий членов семьи, семейных ценностей, систематизированы видовые особенности дел, рассматриваемых судами в сфере семьи. Показано, что способы защиты семейных прав традиционно подразделяются на меры защиты и меры ответственности. При этом объединяющим признаком и мер защиты, и мер ответственности является их правовое назначение, обеспечиваемое применением государственного принуждения, состоящих в возложении обязанности исполнить свои обязательства в сфере семейных отношений (уплатить алименты), либо напротив воздержаться от их исполнения (не заключать сделку, которая не отвечает интересам ребенка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROTECTION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES: PROBLEMS AND FEATURES

The article examines the key directions of the state's family policy, aimed at protecting the institution of family, marriage, based on traditional family values. The influence of the legal status of subjects of family legal relations on the procedure for administering justice in this area has been determined, problems of ensuring the protection of certain categories of family members and family values have been identified, and the specific features of cases considered by courts in the family sphere have been systematized. It is shown that methods of protecting family rights are traditionally divided into measures of protection and measures of responsibility. At the same time, the unifying feature of both measures of protection and measures of responsibility is their legal purpose, ensured by the use of state coercion, consisting in imposing the obligation to fulfill one’s obligations in the sphere of family relations (pay alimony), or, on the contrary, to refrain from fulfilling them (not to enter into a transaction that is not is in the best interests of the child).

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ»

9. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF №2 28-P ot 11.11.2014 g. // Oficial'nyj sajt KS RF. - URL: https://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx (data obrashcheniya: 28.05.2024).

КОРШАКОВА КАТАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и административного судопроизводства, Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал. KORSHAKOVA, KATARINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Civil and Administrative Litigation, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (katarina_krr@mail.ru).

УДК 347.61 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-168-173

ЛЕТОВА Н.В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ:

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ

Ключевые слова: семейная политика, традиционные семейные ценности, семья, брак, дети, правосудие, семейные суды, защита.

В статье рассматриваются ключевые направления семейной политики государства, направленные на защиту института семьи, брака, основанные на традиционных семейных ценностях. Определено влияние правового статуса субъектов семейных правоотношений на порядок осуществления правосудия в указанной сфере, выявлены проблемы обеспечения защиты отдельных категорий членов семьи, семейных ценностей, систематизированы видовые особенности дел, рассматриваемых судами в сфере семьи. Показано, что способы защиты семейных прав традиционно подразделяются на меры защиты и меры ответственности. При этом объединяющим признаком и мер защиты, и мер ответственности является их правовое назначение, обеспечиваемое применением государственного принуждения, состоящих в возложении обязанности исполнить свои обязательства в сфере семейных отношений (уплатить алименты), либо напротив воздержаться от их исполнения (не заключать сделку, которая не отвечает интересам ребенка).

LETOVA, N.V.

STATE PROTECTION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES: PROBLEMS AND FEATURES Key words: family policy; traditional family values; family; marriage; children; justice; family courts; protection.

The article examines the key directions of the state's family policy, aimed at protecting the institution of family, marriage, based on traditional family values. The influence of the legal status of subjects of family legal relations on the procedure for administering justice in this area has been determined, problems of ensuring the protection of certain categories of family members and family values have been identified, and the specific features of cases considered by courts in the family sphere have been systematized. It is shown that methods of protecting family rights are traditionally divided into measures of protection and measures of responsibility. At the same time, the unifying feature of both measures of protection and measures of responsibility is their legal purpose, ensured by the use of state coercion, consisting in imposing the obligation to fulfill one's obligations in the sphere of family relations (pay alimony), or, on the contrary, to refrain from fulfilling them (not to enter into a transaction that is not is in the best interests of the child).

Стремительно меняющиеся условия развития современного общества потребовали пристального внимания государства к вопросам охраны институтов семьи, брака, традиционных семейных ценностей, потребность в защите которых на постоянной основе необходима в целях сбережения народа Российской Федерации, сохранения его исторической идентичности. Их особое значение и влияние на формирование духовно-нравственной основы государства было отмечено В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент подчеркнул, что «сбережение народа России - есть высший национальный приоритет, что подтверждается положениями Конституции о защите семьи, важнейшей роли родителей в воспитании детей, укреплении социальных гарантий семей и сохранении традиционных семейных ценностей, которые не зависят от общественного уклада и технологического прогресса и являются общими для стран с разными культурами, обычаями» [1].

Следует подчеркнуть, что проводимая на современном этапе политика нашего государства отличается сбалансированностью. Ее направления определяются сочетанием и фундаментальных основ права, и традиционных представлений граждан о морали, нравственности и духовности, сформировавшихся на протяжении не просто многих лет, а многих поколений. Их разумное сочетание в нормах законодательства не только не оспаривается, но и позволяет обеспечить приоритетное значение нравственных основ, закрепить за ними превалирующее значение. Именно такие высшие ценности как крепкая семья, нравственное воспитание детей, забота о старшем поколении, милосердие наполнены особым смыслом для нашего народа, имеют первостепенное значение в жизни каждого человека.

Заинтересованность государства в сохранении семьи, основанной на союзе мужчины и женщины, браке, зарегистрированном в органах записи актов гражданского состояния, определяет фундаментальные направления его политики, содержание которых отличается сущностным влиянием на них публичных элементов. Реализация таких положений на практике осуществляется

посредством тех нормативных условий, которые направлены на обеспечение защиты традиционных семейных ценностей на системной основе, в содержании которых воплощены положения Конституции Российской Федерации о семье и браке (ст. ст. 38, 67.1, 72). Такие изменения были направлены на поддержку семьи, создание условий для воспитания детей, включая детей, оставшихся без попечения родителей, что в определенной степени определило обязательства государства в сфере семейных отношений.

Защита и поддержка семьи, семейных ценностей, отдельных членов семьи, уделяя особое внимание наиболее уязвимым категориям в силу их возраста, состояния здоровья, имущественного положения, позволяет сформировать не только духовно - нравственный фундамент общества необходимый для его полноценного функционирования, но и определить правовое и социальное назначение соответствующих институтов. В этом смысле принятие Указа Президента № 809 позволило дать четкий «правовой ориентир» всем органам власти на безусловное соблюдение тех основ, которые традиционно сложились и поддерживаются в обществе, определив, общие целевые направления для развития законодательства в указанной сфере [2].

Институты семьи, брака, принцип приоритетной защиты прав и законных интересов детей, сущностно представляют собой традиционные семейные ценности, которые определяют морально-нравственную основу каждого гражданина, формируют его как личность с учетом воспитания, культуры, религии, социальной среды. Принципиально важно, что законодатель рассматривает ценности, в том числе и семейные как фундаментальную морально-нравственную основу общества, всемерная защита которых позволит обеспечить духовное его развитие на долгие годы вперед. Комплекс применимых мер отличается разнообразием, они могут быть не только сугубо правовыми, но и организационными, информационными и др.

В целях достижения эффективности в регулировании семейных отношений, обеспечения полноценной защитой отдельных членов семьи, необходимо решение сугубо теоретической задачи, а именно достичь единства морали, нравственности, воплотив их в нормах права, что позволит обеспечить искомый баланс между ними. Решение такой задачи на практике осуществимо посредством процессов как «самонастраивания», так и путем воздействия определенных регуляторов, определяющих некие социальные ориентиры в обществе. В их основе ключевое значение имеют традиционные представления о морали и нравственности. При этом если нравственность по сути воплощает идеальное представление общества и каждого отдельного человека о добре, зле, общечеловеческих отношениях, то мораль, как отмечают отдельные авторы «смягчает» жёсткость высоких идеалов, делая их более досягаемыми для значительной массы людей, а право, со своей стороны «поднимает свои нормы на высшие нравственные позиции» [3, с. 84; 4, а 59].

Защита семьи, брака, отдельных членов семьи возможна при условии сбалансированного учета специфики семейных отношений, их социальной сущности, юридической оценки фактов, лежащих в основе их возникновения, что позволяет осуществить выбор в пользу тех форм и способов их защиты, которые наиболее эффективны. Представляется, что в сфере семейных отношений наиболее оптимальными являются охранительные процедуры, назначение которых позволяет обеспечить не только защиту прав участников семейных отношений, но и в приоритетном порядке защитить права наиболее уязвимых категорий, в частности, детей. В этой связи, решения, принимаемые судом в отношении ребенка, как позитивные, например, восстановление родительских прав, установление отцовства, усыновление ребенка или, направленные на лишение тех или иных прав (лишение родительских прав, отобрание ребенка, отмена усыновления), обеспечивают защиту его прав и гарантируют ему право на судебную защиту. Вместе с тем, полагаю, что их такая условная дифференциация не лишает их свойства, направленного на защиту его прав в приоритетном порядке. Объединяющей особенностью таких решений является наличие такого критерия как отвечающее интересам ребенка (ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ - далее СК РФ), что не характерно для иных решений, принятых в пользу других субъектов семейных правоотношений, что позволяет признать за ними наличие особого процессуального статуса.

Отличительной особенностью правосудия в сфере семейных отношений является обеспечение защитой наиболее уязвимых субъектов, незащищенность которых обусловлена возрастом, состоянием здоровья, финансовым положением, а своеобразие юридических фактов, лежащих в основе их взаимоотношений предопределяет порядок его осуществления [5, с. 12; 6, с. 90; 7, с. 28]. Кроме того, меры и способы защиты их прав должны соотноситься с их индивидуальными особенностями, потребностями и нуждами, что позволит принять не только законное, обоснованное решение, но и отвечающее правам таких субъектов [8, с. 33; 9, с. 72; 10, с. 52; 11, с. 78; 12, с. 9].

Правосудие в нашей стране, в том числе в сфере семейных отношений, осуществляется только судом, полномочия которого определены положениями специального и отраслевого законодательства. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации (ч. 1, 2, 3 ст. 118 Конституции Российской Федерации) [13]. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом, в том числе по семейным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Отправляя правосудие по конкретным семейно-правовым спорам, Верховный Суд РФ осуществляет надзорные функции, пересматривает решения нижестоящих судебных инстанций в кассационном порядке [14].

Положения специального закона конкретизируют указанные положения, определяют принципы функционирования судебной власти в нашей стране, осуществляемая судами в лице судей, является самостоятельной и не зависит от законодательной и исполнительной властей (ст.1). Следует особо подчеркнуть, что независимо от отраслевой принадлежности прав, подлежащих защите, правосудие отличается от иных способов защиты последовательным соблюдением определенных этапов, совокупность которых обеспечивает эффективную защиту прав граждан. Важно, что функции по осуществлению правосудия возложены только на суды и они не могут быть переданы ни одному юрисдикционному органу (ст. 10 Конституции РФ). Такое законодательное решение сущностно отвечает принципу разделения властей и позволяет с учетом имеющейся у суда компетенции, определяемая нормами института подсудности (ст. 22 ГПК РФ), рассматривать дела в сфере семейных отношений тем судом, который наделен такими полномочиями [15, с. 427; 16, с. 25, 30].

Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства (ч. 1. ст.8 СК РФ). Содержание отраслевых норм позволяет признать, что в отношении защиты семейных прав предусмотрен особый порядок, предполагающий не только участие суда, но и иных специальных органов, например, органов опеки и попечительства, уполномоченные по правам ребенка, прокурор, комиссии по делам несовершеннолетних. Их упоминание обусловлено практической реализацией принципа приоритетной защиты прав детей, судебные дела с участием которых требуют предварительной подготовки. Полагаю, что особенность рассмотрения таких дел обусловлена с одной стороны, отраслевыми особенностями семейных отношений, их лично - доверительной основой, с другой, отсутствием отдельного судопроизводства по таким делам, что предполагает их разрешение в рамках межсистемной подсудности.

Полагаю, что содержание таких решений тоже отличается от иных, принимаемых в связи с защитой других прав, поскольку они учитывают и статус субъектов, и их конкретную жизненную ситуацию, в которой они оказались, что позволяет обеспечить таким решением индивидуальное правовое регулирование соответствующих семейных отношений. Кроме того, принимаемый судебный акт является в некотором смысле источником предписаний для сторон, определяя форму их поведения по отношению друг к другу в целях исключения дальнейшего нарушения прав. Следует особо подчеркнуть, что в таких случаях суд не применяет т.н. дискреций, напротив, целевое назначение решений, как и отдельных норм законодательства (ч. 3 ст. 37 ГК РФ) ориентированы на выполнение функций по защите прав несовершеннолетних, в частности, имущественных с тем, чтобы не допустить их нарушения и предотвратить злоупотребления со стороны третьих лиц. Практически это необходимо по причине того, что сам суд не может

применить такие механизмы защиты прав детей, так как лишен возможности выяснить все обстоятельства той жизненной ситуации, в которой оказался ребенок [17, с. 5; 18, а 9; 19, а 44; 20, с. 43].

Вместе с тем, можно предположить, что точная дифференциация условий для осуществления судебного контроля в обязательном порядке и когда такие функции могут быть возложены на иные органы, обусловлены отсутствием в нормах СК РФ четкого механизма, предусматривающего порядок его осуществления. Дополнительно были обозначены основные принципы такого правосудия, как то общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка [21].

Защита прав ребенка, как и других субъектов семейных отношений, предполагает выбор форм защиты, включая альтернативные (медиация), что отвечает сущности гарантированного каждому гражданину права на судебную защиту. Каждый гражданин, защищая свое право в сфере семейных отношений, может применить как неюрисдикционные способы, то есть самостоятельно защитить свое право, так и юрисдикционные, посредством обращения в суд [22, с. 19; 23, с 243; 24, а 48].

В первом случае речь идет о реализации гражданином своих прав самостоятельно, по своему усмотрению путем совершения действий, направленных на обеспечение неприкосновенности его прав, пресечение нарушения и ликвидацию последствий такого нарушения. В случае, когда речь идет о защите прав ребенка, учитывая их специфику и особенности его правового положения, можно предположить, что именно неюрисдикционная форма защиты является наиболее приемлемой и востребована именно в сфере семейных отношений, поскольку ориентирует субъектов семейных отношений предпринять, в первую очередь, все возможные усилия для урегулирования разногласий на взаимной основе, исключая защиту семейных прав специальными органами. Как справедливо отмечал председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев, особая социальная ценность семейных отношений, их правовая природа требует учета при рассмотрении соответствующих гражданских дел, по которым необходимо расширять применение в обязательном порядке соблюдение досудебной процедуры урегулирования споров, особенно это касается споров в отношении детей.

Очевидно, что защита прав субъектов семейных правоотношений, применение того или иного способа защиты, их разнообразие обусловлено спецификой отраслевых отношений, особенностями правового статуса отдельных членов семьи и юридических фактов, лежащих в основе их возникновения. Определение способа защиты семейных прав зависит от вида защищаемого права - в отношении имущественных применимы такие как взыскание алиментов (ст. 106), возмещение убытков (ст. 115), компенсация морального вреда (ст. 30); личных неимущественных - ограничение родительских прав, ограничение права на личное общение, пресечение действия, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка (ст. 77). Применяемые способы защиты семейных прав традиционно подразделяются на меры защиты и меры ответственности. В литературе нет единства и по этому критерию разграничения соответствующих мер, одни авторы считают, что меры защиты не относятся к мерам юридической ответственности, другие убеждены, что меры защиты в семейном праве значительно шире, чем понятие меры ответственности, поскольку не каждая мера защиты является мерой ответственности, например, в случае невиновного неисполнения семейных обязанностей отдельными субъектами правоотношений, например, когда родители ребенка не могут надлежащим образом исполнять свои обязанности по состоянию здоровья [25, а 44; 26, с 106; 27, а 35] .

Полагаю, что объединяющим признаком и мер защиты, и мер ответственности является их правовое назначение, обеспечиваемое применением государственного принуждения, состоящее в возложении обязанности исполнить свои обязательства в сфере семейных отношений (уплатить алименты), либо напротив воздержаться от их исполнения (не заключать сделку, которая не отвечает интересам ребенка).

Изложенное позволяет сделать вывод, что рассмотрение дел, возникающих в сфере семейных отношений, отличается спецификой, определяемая правовым положением участников по делам, возникающим в сфере семейных отношений, своеобразием юридических фактов, лежащих в основе возникновения соответствующих отношений, что должно быть учтено в соответствующих нормах процессуального вида посредством выделения семейного производства в качестве самостоятельного, которое не должно «поглощаться» гражданским судопроизводством.

Эффективность защиты прав субъектов семейных правоотношений зависит и от уровня профессиональной подготовки судей, квалификация которых требует не только знаний правовых норм, их точного применения и толкования, но и широких познаний в области детской психологии, педагогике, педиатрии с тем, чтобы в полном объеме учесть особенности правового положения отдельных участников процесса, в частности несовершеннолетнего, что позволит обеспечить защиту его прав в приоритетном порядке.

Убеждена, что именно системный, комплексный подход к рассмотрению дел, возникающих в сфере семейных отношений, направленных на сохранение института семьи, основанного на традиционных семейных ценностях, позволит принимать такие судебные решения, которые отвечают интересам всех субъектов семейных отношений, а значит обеспечить искомый баланс частных и публичных интересов в сфере отраслевого правосудия.

Литература и источники

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. // Парламентская газета. 2019. 22 - 28 февраля.

2. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства РФ.2022. N 46. Ст. 7977.

3. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. 2-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. 480 с.

4. Зорькин В.Д. Право против хаоса: Монография / 2-е изд., испр. и доп. М., 2018. 385 с.

5. Летова Н.В. Семейный статус ребенка: проблемы теории и практики: монография. М.: Проспект, 2018. 220 с.

6. Левушкин А.Н. Концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 8. С. 90-100.

7. Летова Н.В. Деятельность нотариата как форма обеспечения защиты семейных прав граждан // Нотариальный вестник. 2023. № 10. С. 27-35.

8. Бахарева О.А. Урегулирование семейных споров посредством процедуры медиации // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 7. С. 32-36.

9. Борисова Е.А. Обязательная семейная медиация как предчувствие // Законодательство. 2021. № 5. С. 71-76.

10. Величкова О.И. Совершенствование семейного законодательства по вопросам медиации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. С. 50-55.

11. Чекмарева А.В. Проблемы примирения сторон при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству // Современное право. 2018. № 4. С. 77-82.

12. Надин И.Н. Оценочно-информационная встреча как условие реализации права на обращение в суд по семейным делам. Опыт Великобритании // Мировой судья. 2022. № 9. С. 8-13.

13. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Российская газета. 2014. N 163.

14. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СЗ РФ.1997. № 1. ст. 1.

15. Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства // Избранные труды по гражданскому процессуальному праву. Екатеринбург, 2018. 427 с.

16. Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография / Н.В. Алексеева, С.Т. Багыллы, А.В. Белякова и др./ отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2024. 400 с.

17. Пискарев И.К. Вступительная статья // Папкова О.А. Усмотрение суда. М., 2005. 200 с.

18. Михайлова И.А. Согласование сделок несовершеннолетних лиц: практические и теоретические проблемы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 1. С. 8-13.

19. Федорова О.А. Гарантии прав несовершеннолетнего при отчуждении принадлежащего ему жилого помещения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 5. С. 43-48.

20. Чашкова С.Ю. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства как способ защиты прав подопечных и его значение при удостоверении сделки по отчуждению недвижимого имущества подопечных // Нотариальный вестник. 2021. №4. С. 40-55.

21. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг.» // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994.

22. Шерстюк В.М. Теоретические проблемы развития гражданского процессуального, арбитражного процессуального права и исполнительного производства в Российской Федерации. М., 2021. 320 с.

23. Шакарян М.С. Гражданское процессуальное право России. М, 1996. С. 6; Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева. Ч.1. СПб.: ТЕИС, 1996. 400 с.

24. Чечот Д.М. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005. 350 с.

25. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учеб. для вузов. М., 2000. 400 с.

26. Ситкова О.Ю. Способы защиты семейных прав // Вестник ВГУ. Серия "Право". 2014. № 2. С. 106-115.

27. Субботина Е.В. Особенности осуществления прав и исполнения обязанностей в брачно-семейных отношениях // Семейное и жилищное право. 2012. № 3. С. 34-37.

References and Sources

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 20 fevralya 2019 g. // Parlamentskaya gazeta. 2019. 22 - 28 fevralya.

2. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» // Sobranie zakonodatel'stva RF.2022. N 46. St. 7977.

3. Mal'cev G.V. Nravstvennye osnovaniya prava. 2-e izd. M.: Norma: INFRA-M, 2019. 480 s.

4. Zor'kin V.D. Pravo protiv haosa: Monografiya / 2-e izd., ispr. i dop. M., 2018. 385 s.

5. Letova N.V. Semejnyj status rebenka: problemy teorii i praktiki: monografiya. M.: Prospekt, 2018. 220 s.

6. Levushkin A.N. Koncepciya legitimacii semejnogo predprinimatel'stva skvoz' prizmu chastnopravovogo i publichno-pravovogo regulirovaniya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023. № 8. S. 90-100.

7. Letova N.V. Deyatel'nost' notariata kak forma obespecheniya zashchity semejnyh prav grazhdan // Notarial'nyj vestnik. 2023. № 10. S. 27-35.

8. Bahareva O.A. Uregulirovanie semejnyh sporov posredstvom procedury mediacii // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2017. № 7. S. 32-36.

9. Borisova E.A. Obyazatel'naya semejnaya mediaciya kak predchuvstvie // Zakonodatel'stvo. 2021. № 5. S. 71-76.

10. Velichkova O.I. Sovershenstvovanie semejnogo zakonodatel'stva po voprosam mediacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017. № 5. S. 50-55.

11. Chekmareva A.V. Problemy primireniya storon pri podgotovke grazhdanskogo dela k sudebnomu razbiratel'stvu // Sovremennoe pravo. 2018. № 4. S. 77-82.

12. Nadin I.N. Ocenochno-informacionnaya vstrecha kak uslovie realizacii prava na obrashchenie v sud po semejnym delam. Opyt Velikobritanii // Mirovoj sud'ya. 2022. № 9. S. 8-13.

13. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30 dekabrya 2008 g. N 6-FKZ, ot 30 dekabrya 2008 g. N 7-FKZ; ot 5 fevralya 2014 g. N 2-FKZ, ot 21 iyulya 2014 g. N 11-FKZ) // Rossijskaya gazeta. 1993. 25 dekabrya; Rossijskaya gazeta. 2014. N 163.

14. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 31.12.1996 N 1-FKZ (red. ot 16.04.2022) «O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023) // SZ RF.1997. № 1. st. 1.

15. Semenov V.M. Konstitucionnye principy grazhdanskogo sudoproizvodstva // Izbrannye trudy po grazhdanskomu processual'nomu pravu. Ekaterinburg, 2018. 427 s.

16. Problemy realizacii principov grazhdanskogo sudoproizvodstva v pravoprimenitel'noj deyatel'nosti: monografiya / N.V. Alekseeva, S.T. Bagylly, A.V. Belyakova i dr./ otv. red. V.M. Zhujkov, S.S. Zavriev. M.: NORMA, INFRA-M, 2024. 400 s.

17. Piskarev I.K. Vstupitel'naya stat'ya // Papkova O.A. Usmotrenie suda. M., 2005. 200 s.

18. Mihajlova I.A. Soglasovanie sdelok nesovershennoletnih lic: prakticheskie i teoreticheskie problemy // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2015. № 1. S. 8-13.

19. Fedorova O.A. Garantii prav nesovershennoletnego pri otchuzhdenii prinadlezhashchego emu zhilogo pomeshcheniya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2019. № 5. S. 43-48.

20. Chashkova S.Yu. Predvaritel'noe razreshenie organa opeki i popechitel'stva kak sposob zashchity prav podopechnyh i ego znachenie pri udostoverenii sdelki po otchuzhdeniyu nedvizhimogo imushchestva podopechnyh // Notarial'nyj vestnik. 2021. №4. S. 40-55.

21. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 iyunya 2012 g. N 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gg.» // SZ RF. 2012. N 23. St. 2994.

22. Sherstyuk V.M. Teoreticheskie problemy razvitiya grazhdanskogo processual'nogo, arbitrazhnogo processual'nogo prava i ispolnitel'nogo proizvodstva v Rossijskoj Federacii. M., 2021. 320 s.

23. Shakaryan M.S. Grazhdanskoe processual'noe pravo Rossii. M, 1996. S. 6; Grazhdanskoe pravo / Pod red. A.P. Sergeeva. Ch.1. SPb.: TEIS, 1996. 400 s.

24. Chechot D.M. Izbrannye trudy po grazhdanskomu processu. SPb., 2005. 350 s.

25. Pchelinceva L.M. Semejnoe pravo Rossii: ucheb. dlya vuzov. M., 2000. 400 s.

26. Sitkova O.Yu. Sposoby zashchity semejnyh prav // Vestnik VGU. Seriya \"Pravo\". 2014. № 2. S. 106-115.

27. Subbotina E.V. Osobennosti osushchestvleniya prav i ispolneniya obyazannostej v brachno-semejnyh otnosheniyah // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2012. № 3. S. 34-37.

ЛЕТОВА НАТАЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - доктор юридических наук, главный научный сотрудник сектора процессуального права, Институт государства и права РАН (letovanv@mail.ru).

LETOVA, NATALIA V. - Doctor of Law, Chief Researcher of the Sector of Procedural Law, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (letovanv@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.