УДК 351.74.08-049.5(470) Н. В. ЗАЙЦЕВ, преподаватель кафедры огневой и
тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
N. V. ZAYTSEV, instructor of the Chair of Firing and Tactical-Special Training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ИХ БЛИЗКИХ
THE STATE SECURITY OF POLICE OFFICER AND THEIR RELATIVES
Аннотация. В данной статье анализируется степень государственной защищенности сотрудников полиции и членов их семей.
Ключевые слова и словосочетания: государственная защита, меры безопасности, сотрудник полиции.
Annotation. This article analyses the extent of the state security police officers and their families.
Keywords and phrases: public protection, security measures, police officer.
В ходе исполнения своих обязательств, предусмотренных законодательством РФ, сотрудники полиции ежедневно сталкиваются с активными ^ силовыми противодействиями со сторо-^ ны криминальной сферы общества.
В этом противостоянии весомую ® значимость имеет то, что вся деятель-§ ность сотрудников полиции связана с У определенным риском, в том числе: ^ - риск превышения законных
сд полномочий при проведении оператив-^ ной работы (ошибочное задержание § граждан при проведении ОРМ, не Л имеющих отношение к преступлению) | может повлечь за собой меры юридиче-§ ской ответственности;
§ - риск в процессе применения ©
^ оружия, при котором учитываются вопро-
¥ сы применения институтов необходимой
^ обороны и крайней необходимости;
^ - риск ухудшения здоровья, жиз-
§ ни как самих сотрудников, так и их
§ близких и др. и
| Больше всего хотелось бы обра-
^ тить внимание именно на тот фактор,
^ что близкие люди сотрудника могут
И прямым или косвенным образом повли-
| ять на ход событий. Ведь от семейного положения сотрудника зависит и эф-
фективность методов борьбы с преступностью.
Степень влияния семьи сотрудника на его работу следует рассмотреть в совокупности 2 составляющих.
С одной стороны, семья есть жизненно важное составляющее любого человека на планете. Обустроиться в мире, создать семью и радоваться, наблюдая, как растут свои дети, - в этом есть смысл жизни любого человека. Это заложено природой, и от этого никуда не деться. Соответственно, чем более хорошие взаимоотношения складываются в кругу родных людей, тем больше стимула дарить счастье своим близким. Мысль о том, что дома есть те, кто волнуется, переживает и ждет, помогает сотруднику увереннее, качественнее выполнять свои служебные обязанности, ведь он не может их подвести. Семья -некий энергоснабжающий источник, обеспечивающий всю деятельность ее членов.
Если рассматривать с другой стороны, то у каждого человека есть слабые места, надавив на которые можно достичь желаемого результата. Семья в этом плане наиболее уязвимое составляющее сотрудника. Для того, чтобы
обезопасить своих близких, под воздействием шантажа он может пойти на нестандартные поступки, в том числе и дать возможность скрыться преступнику, прикрыть его от ответственности, убить другого человека и т. д. Все привязанности делают человека предсказуемым, а предсказуемость равна слабости, выявление которой может привести к самым различным стечениям обстоятельств.
Семью сотрудника полиции нельзя рассматривать в обособлении от этих моментов. Это две крайности одной сущности. Они не могут существовать раздельно друг от друга. Соответственно, поднимается вопрос: как найти баланс между интересами сотрудника полиции и интересами государства?
На мой взгляд, необходимо установить правовые гарантии такой деятельности сотрудников, которые позволяли бы защитить себя, своих близких от незаконных посягательств, угроз со стороны преступного мира [1, с. 75-78].
В частности, Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» регламентирует основные меры безопасности, которые применяются органами, обеспечивающими безопасность в РФ, для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц [2]. Это такие меры, как:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
3) временное помещение в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
6) переселение на другое место жительства;
7) замена документов, изменение внешности.
УК РФ устанавливает повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье сотрудников:
- ст. 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование;
- ст. 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования;
- ст. 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа;
- ст. 318. Применение насилия в отношении представителя власти.
Федеральный закон № 247-ФЗ устанавливает меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей и т. д. [3].
Разумеется, существует нормативно-правовая база, которая регулирует данный круг общественных отноше- ^ ний, но в любом законе можно найти ^ свои пробелы, соответственно права и законные интересы сотрудников поли- <ч ции тоже подвергаются нарушениям. § Это связано с тем, что их деятельность ^ строго ограничена компетенциями, ^ прямо перечисленными в законодатель- N стве. Конечно, закрепление полномочий ^ легализирует любую деятельность и вы- § ступает неким гарантом для других лю- Ц дей, что их права не будут нарушены. | Однако в ходе осуществления своих § служебных и должностных обязанно- § стей, к примеру при проведении разы- ^ скных мероприятий по горячим следам | приходиться принимать оперативные Ц решения, что дает сильное эмоциональ- ^ ное напряжение [4, с. 51-56]. Ведь от § них будет зависеть не только собствен- | ная жизнь, но, возможно, и судьба дру- | гих людей. В эти моменты большую ^ роль играет человеческий фактор, ин- * стинкт самосохранения, и порой пред- | принятые действия могут выходить за ^ пределы компетенции сотрудников ^
щ
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
§
ОВД, что может повлечь соответствующие меры ответственности и наказания.
Таким образом, я хочу отметить необходимость нововведений в законодательство РФ в данной сфере. При этом не обязательно расширить полномочия полиции. Необходимо детальнее рассмотреть права сотрудников в ходе исполнения своих обязанностей, затрагивая все аспекты возможных вариантов событий.
Наиболее эффективный подход в борьбе против преступности достигается путем устранения всяких преград и недостатков, которые могут оказать какое-нибудь воздействие на деятельность правоохранительных органов [5, с. 5356]. Действующее законодательство закрепляет ключевые положения, которые позволяют избегать хаоса, но этого мало. Рассмотрим ситуацию правомерности проникновения сотрудника полиции в жилище без разрешения суда с целью нахождения улик совершения преступления в случае, не терпящем отлагательства. Предположим, сотрудник думает, что в квартире имеются необходимые доказательства факта причастия гражданина к преступлению, которые могут в скором времени исчезнуть. Если наличие доказательств будет установлено, а затем предприняты необходимые действия [6], в частности, будет оповещен прокурор в течение 24 часов и т. д., правомерность будет оправдана. Другой вариант развития событий: гражданин причастен к преступлению, но
не оставляет за собой следов, доказательства его вины не обнаружены. Соответственно, действия сотрудника по законодательству не правомерны и его могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 139 УК РФ.
С одной стороны, такое положение законодательства делает приоритет на неприкосновенность жилища: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» [7], - и это очень важно. Но с другой стороны, в подобной ситуации сотрудник полиции мог выявить виновное лицо и предотвратить дальнейшие его планы или же ошибиться и подвергнуться юридической ответственности. Вроде бы мелочь, дождаться разрешения суда и проникнуть на законных основаниях в квартиру. Однако это требует затраты времени. В преступном мире оно на вес золота. Чем больше его у преступника, тем больше возможностей для маневров, позволяющих избежать наказания.
Таким образом, хочу выделить то, что деятельность сотрудников полиции в первую очередь направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих на территории РФ. Однако выполняя свои обязанности, они сами порой становятся «жертвами законодательства», ввиду его несовершенства.
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. Степанов Г. И. Аспекты обучения основам личной безопасности сотрудников внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. № 2.
2. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Российская газета. 1995. 26 апреля.
3. Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 21 июля.
4. Карамова Э. И. К проблеме повышения эмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних органов внутренних дел, выполняющих задачи в экстремальных условиях // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2010. № 3.
5. Кудина С. А. Проблемы законодательной регламентации оснований условий применения мер безопасности к участникам уголовного процесса // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 1.
6. Федеральный закон от 07.02. 011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. ст. 900.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
© Зайцев Н. В.
УДК 351.753.6
В. А. КЛЫЗБАЕВА, преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
V. A. KLYZBAEVA, instructor of the Chair of Firing and Tactical-Special Training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
АЛГОРИТМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВЧАТЫХ И ВЗРЫВООПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
ALGORITHM OF SAFE CONDUCT OF LAW ENFORCERS AT DETECTION OF
EXPLOSIVES AND EXPLOSIVE SUBSTANCES, EXPLOSIVE DEVICES
Аннотация. В данной статье раскрывается алгоритм безопасного поведения сотрудников ОВД при обнаружении взрывчатых и взрывоопасных веществ, взрывных устройств, основа которого - практика сотрудников ОВД.
Ключевые слова и словосочетания: алгоритм, сотрудники ОВД, взрывчатые и взрывоопасные вещества, взрывные устройства.
<ч а а
о
о $
Annotation. The article considers the algorithm of safe conduct of law enforcement officers when detecting explosives and explosive substances, explosive devices, the basis of which is the practice of law enforcement officers.
Keywords and phrases: algorithm, law enforcement officers, explosives and explosive substances, explosive devices.
Задержание преступника при закладке взрывного устройства (далее -ВУ) крайне затруднительно в связи с тем, что с момента закладки до момента детонации ВУ проходит некоторое время.
На сегодняшний день при серьезных и хорошо спланированных покушениях крайне редко используются детонаторы в виде будильников, химиче-
ских реагентов и т. д., так как временем срабатывания ВУ можно управлять дистанционно [1, с. 20-25], что приводит к низким показателям раскрываемости преступлений данной категории [2].
В большинстве случаев применение ВУ для успешного уничтожения жертвы может быть единственно приемлемым способом.
«
а
о
^
о «
¥ а -с а
t
о
^
0 «
1
£
а «
и