УДК 343.98
Е.А. Тамбовцев, Н.И. Труфанов ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ВЗРЫВООПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ШТАТНЫХ БОЕПРИПАСОВ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
В статье рассмотрены особенности безопасного поведения сотрудников органов внутренних дел при обнаружении подозрительных взрывоопасных предметов или штатных боеприпасов в ходе проведения осмотра места происшествия. Авторами сделаны выводы о необходимости строгого соблюдения мер личной безопасности, умении тактически правильно действовать в подобных ситуациях, знании признаков взрывного устройства и зон безопасности.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, взрывчатые вещества и взрывные устройства, подозрительные предметы, личная безопасность сотрудников органов внутренних дел.
E. A. Tambovtsev, N. I. Trufanov CONDUCT SECURITY FEATURES OF THE LAW-ENFORCEMENT
OFFICERS IN THE DETECTION OF SUSPECTED EXPLOSIVE ORDNANCE OR STANDARD AMMUNITION DURING THE CRIME
SCENE OBSERVATION
This article describes conduct security features of law enforcement officer in the detection of suspicious explosive objects or standard ammunition during the crime scene observation. The authors made conclusions about the need for strict observance of personal security measures, the ability to tactically act in such situations, knowledge of signs of the explosive device and the security zones.
Keywords: observation of the crime scene, explosives and explosive devices, suspicious objects, personal safety of law enforcement officer.
В настоящее время возросла значимость эффективной борьбы с различными видами терроризма, который стал серьёзной общегосударственной проблемой. Лица, осуществляющие террористическую деятельность, для достижения своих преступных целей широко используют взрывные устройства как промышленного, так и кустарного производства, в связи с чем возникает необходимость выработки определённого алгоритма грамотных действий сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД).
С целью успешного раскрытия и расследования подобных преступлений особое внимание необходимо уделять первоначальным неотложным следственным действиям и оперативно-розыскным мероприятиям.
Осмотр места происшествия является неотложным следственным действием, направленным на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника, иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и обстоятельствах расследуемого события [1, с. 532]. Эффективно проведенный осмотр места происшествия на первоначальном этапе расследования в дальнейшем способствует созданию объективной доказательственной базы [2, с. 188]. Кроме того, поиск носителей информации об обстоятельствах совершения и сокрытия преступлений является необходимым элементом как организационной, так и всей информационно-познавательной деятельности [3, с. 326].
В случае обнаружения сотрудником ОВД подозрительного взрывоопасного предмета в ходе осмотра места происшествия необходимо прекратить осмотр до прибытия специалистов ввиду того, что предметы могут быть замаскированы (скрыты) и нести в себе более серьёзную угрозу для окружающих.
При обнаружении подозрительного взрывоопасного предмета или боеприпаса сотруднику ОВД рекомендуется выполнить следующие действия:
1. Контролировать ситуацию на месте обнаружения подозрительного предмета, действовать уверенно и не допускать паники.
2. Необходимо визуально убедиться в наличии данного предмета и определить степень его опасности. Для этого сотруднику необходимо знать степень опасности боеприпасов, а также признаки, характеризующие взрывное устройство, такие как:
- присутствие на предмете проводов, антенн, изоляционной ленты, скотча и т. п.;
- присутствие шума (тиканье, щелчки, электронный писк и т. п.);
- наличие на предмете элементов питания, переключателей;
- наличие натянутой проволоки, верёвки, лески (растяжка), находящихся в контакте с подозрительным предметом;
- необычное расположение предмета (преступники размещают взрывное устройство в местах, где их разрушительное и поражающее действие будет более эффективным);
- видимые изменения на местности (наличие участков с засохшей травой, взрыхлённой почвой, приподнятым дёрном и т. п.);
- специфический химический запах, который исходит от подозрительного предмета и иные признаки.
Сотруднику ОВД также необходимо помнить, что внешний вид обнаруженного подозрительного предмета, боеприпаса может скрывать его настоящее назначение и степень разрушительного воздействия.
3. Необходимо зафиксировать время обнаружения подозрительного предмета, боеприпаса.
4. Перед приближением к обнаруженному объекту отключить все средства связи.
5. Удалить с места обнаружения подозрительного предмета, боеприпаса граждан и не допускать проезда транспортных средств.
6. Немедленно сообщить об обнаруженном предмете, боеприпасе по телефону 112 или в дежурную часть ближайшего ОВД.
7. Осуществить эвакуацию людей из опасной зоны на безопасное расстояние (см. табл.).
Таблица
Зоны безопасности при обнаружении взрывоопасного предмета, боеприпаса
Промышленные (штатные) боеприпасы Иные взрывоопасные предметы (объекты)
Вид боеприпаса Минимальное Вид предмета Минимальное
расстояние (объекта) расстояние
(с учётом (с учётом
воздействия воздействия
осколков) осколков)
Граната РГД-5 50 метров Жестяная банка 0,33 литра 60 метров
Граната Ф-1 200 метров Чемодан (кейс) 230 метров
Граната РГН 24 метра Дорожный чемодан 350 метров
Граната РГО 150 метров Легковой автомобиль 600 метров
Тротиловая шашка 45 метров Микроавтобус 920 метров
массой 200 гр.
Тротиловая шашка 55 метров Грузовая 1240 метров
массой 400 гр. автомашина (фургон) до 5 тонн
Мина МОН-50 85 метров Грузовая автомашина (фургон) свыше 5 тонн 1785 метров
Указанные расстояния, являются примерными, так как на местности точно их определить сложно, исходя из этого при определении безопасных зон эвакуации необходимо осуществлять эвакуацию на более дальние расстояния с учётом защитных свойств объектов, расположенных на местности (железобетонные конструкции, монолитные строения, естественный рельеф местности и т. п.). В любом случае минимальное расстояние от обнаруженного подозрительного предмета, боеприпаса небольшого размера должно быть не менее 300 м [4, с. 79].
8. Обеспечить охрану места обнаружения подозрительного предмета, боеприпаса и дождаться приезда оперативных служб.
9. Действовать по указанию руководителей оперативных служб, оказывать необходимую помощь.
На месте обнаружения подозрительного предмета, боеприпаса, категорически запрещается:
1) использовать любые средства связи, которые подают радиосигнал или генерируют электромагнитное поле (рация, пейджер, мобильный телефон, радиотелефон и т.п.);
2) близко приближаться, трогать или перемещать подозрительный предмет, боеприпас;
3) трогать или перемещать объекты, которые находятся в непосредственной близости от обнаруженного предмета, боеприпаса;
4) заливать, засыпать, накрывать чем-либо обнаруженный предмет, боеприпас;
5) допускать вблизи обнаруженного предмета, боеприпаса проезд транспортных средств;
6) оказывать температурное, механическое, звуковое, световое или электромагнитное воздействие на обнаруженный предмет, боеприпас;
7) курить, пользоваться зажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;
8) осуществлять поиск других взрывоопасных объектов до прибытия специалистов;
9) допускать в опасную зону кого-либо из числа гражданского населения, кроме сотрудников оперативных служб.
Любая полученная при осмотре места происшествия информация увеличивает объем сведений необходимый для всестороннего раскрытия и расследования совершенного события [5, с. 189].
Кроме того, сотруднику ОВД, находящемуся на месте обнаружения подозрительного предмета, боеприпаса, необходимо осуществлять охрану места происшествия, письменно фиксировать все, что имеет отношение к данному происшествию, принять меры к розыску и задержанию подозрительных лиц, установлению свидетелей, докладывать в дежурную часть ОВД об изменениях оперативной обстановки и строго выполнять установленные правила безопасности [6, с. 41].
В заключение необходимо отметить, что в случае обнаружения подозрительных предметов или объектов, внешне похожих на взрывные устройства, сотрудник ОВД должен помнить, что проявленное хладнокровие, быстрая реакция и соблюдение указанных рекомендаций гарантирует не только безопасность лиц, участвующих в осмотре места происшествия, гражданского населения, находящегося на опасном расстоянии к взрывоопасному предмету, боеприпасу, но и успех дальнейшего раскрытия и расследования преступления.
Список использованной литературы
1. Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 944 с.
2. Грибунов О.П. Всеобщая дактилоскопическая регистрация граждан как элемент реализации криминалистического предупреждения преступлений // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402. С. 188-191.
3. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография / О. П. Грибунов. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 360 с.
4. Лаухин В. Е. Действия сотрудников органов внутренних дел по выявлению взрывоопасных предметов. Н. Новгород: Нижегород. академия МВД России, 2005. 87 с.
5. Грибунов О.П., Нарыжный Е.В. Технический и процессуальный регламент использования цифровой фотосъёмки при проведении осмотра места происшествия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3-2. С. 62-67.
6. Личная безопасность сотрудников ОВД: учебное пособие / авт.-сост. А.А. Каримов, А.К. Иванов. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2014. 96 с.