Научная статья на тему 'Государственная стратегия развития интеллектуальной собственности Сингапура: нормативно-правовые и институциональные аспекты'

Государственная стратегия развития интеллектуальной собственности Сингапура: нормативно-правовые и институциональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
462
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ / ПАТЕНТ / СИНГАПУР / АСЕАН / ВОИС / DISPUTE RESOLUTION / IP COMMERCIALISATION / IP MANAGEMENT / NATIONAL STRATEGY / INTELLECTUAL RIGHTS / INTELLECTUAL PROPERTY / PATENT / SINGAPORE / ASEAN / WIPO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горян Элла Владимировна

Объектом исследования являются отношения, возникающие при реализации государственной стратегии развития интеллектуальной собственности Сингапура. Раскрывается значение нормативно-правового и институционального элементов государственного механизма обеспечения интеллектуальных прав в реализации стратегии. Выделяются ключевые аспекты реализации стратегии по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии, детерминирующие координационную роль государства в данном процессе. Исследуется Генеральный план создания центра интеллектуальной собственности 2013 года, формирующий содержание государственной стратегии развития интеллектуальной собственности Сингапура. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Генеральный план по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество всех институциональных элементов национального механизма обеспечения интеллектуальных прав. Нормативной основой реализации этого плана выступает законодательство, имплементирующее международные стандарты в сфере интеллектуальной собственности. Государственная стратегия развития Сингапура направлена на занятие лидирующей позиции в регионе и мире путем развития системы способов альтернативного разрешения споров, качественного и количественного усиления пула специалистов в сфере интеллектуальной собственности, привлечения частного сектора, подключения государства к международным базам и системам, пересмотру налоговых льгот и преференций, стимулирования научных исследований и распространения опыта стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горян Элла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGAPORE STATE STRATEGY ON DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY: NORMATIVE-LEGAL AND INSTITUTIONAL ASPECTS

The objects of this research is the relations emerging in implementation of state strategy on development of intellectual property in Singapore. The work expounds the significance of normative-legal and institutional elements of state mechanism of protection of intellectual rights in realization of the strategy, The author highlights the key aspects of implementation of the strategy on transforming Singapore into a hub of intellectual property in Asia that determine the coordinative role of the state in this process. Research is conducted on the Intellectual Property Hub Master Plan of 2013, forming the content of state strategy for development of intellectual property in Singapore. The Singapore’s Intellectual Property Hub Master Plan intends close cooperation and interaction between all institutional elements of national mechanism of protection of intellectual rights. The normative framework for implementation of this plan consists in the legislation, which employs international standards in the area of intellectual property. Singapore’s state development strategy is aimed at attaining the leading position in the region and the world by creating the system of alternative settlement of disputes, qualitative and quantitative strengthening of the pull of specialists in the sphere of intellectual property, involvement of private sector, connecting the state to international bases and systems, reexamination of tax breaks and preferences, as well as stimulation of scientific research and proliferation of the experience of strategic planning.

Текст научной работы на тему «Государственная стратегия развития интеллектуальной собственности Сингапура: нормативно-правовые и институциональные аспекты»

Административное и муниципальное право

Правильная ссылка на статью:

Горян Э.В. — Государственная стратегия развития интеллектуальной собственности Сингапура: нормативно-правовые и институциональные аспекты // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 1. - С. 10 ■ 21. DOI: 10.7256/2454-0595.2020.1.31490 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=31490

Государственная стратегия развития интеллектуальной собственности Сингапура: нормативно-правовые и институциональные аспекты

Горян Элла Владимировна

кандидат юридических наук .

доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Л

690014, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, каб. 5502 ^Н^н ^В

И [email protected] *

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

DOI:

10.7256/2454-0595.2020.1.31490

Дата направления статьи в редакцию:

25-11-2019

Дата публикации:

02-01-2020

Аннотация.

Объектом исследования являются отношения, возникающие при реализации государственной стратегии развития интеллектуальной собственности Сингапура. Раскрывается значение нормативно-правового и институционального элементов государственного механизма обеспечения интеллектуальных прав в реализации стратегии. Выделяются ключевые аспекты реализации стратегии по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии, детерминирующие координационную роль государства в данном процессе. Исследуется Генеральный план создания центра интеллектуальной собственности 2013 года, формирующий содержание государственной стратегии развития интеллектуальной собственности Сингапура. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Генеральный план по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество всех институциональных элементов национального механизма обеспечения интеллектуальных прав. Нормативной основой реализации этого плана

выступает законодательство, имплементирующее международные стандарты в сфере интеллектуальной собственности. Государственная стратегия развития Сингапура направлена на занятие лидирующей позиции в регионе и мире путем развития системы способов альтернативного разрешения споров, качественного и количественного усиления пула специалистов в сфере интеллектуальной собственности, привлечения частного сектора, подключения государства к международным базам и системам, пересмотру налоговых льгот и преференций, стимулирования научных исследований и распространения опыта стратегического планирования.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, интеллектуальные права, национальная стратегия, менеджмент интеллектуальной собственности,

коммерциализация интеллектуальной собственности, разрешение споров, патент, Сингапур, АСЕАН, ВОИС

Актуальность темы исследования. Осознание ценности интеллектуальной собственности (далее - ИС) как существенного нематериального актива, способного повысить стоимость компании до 50%, происходит не только в частном секторе, но и на государственном уровне. Частный сектор все активнее осуществляет стратегическое управление ИС

(Intellectual Property Management)!^, а государство стимулирует деловую активность и экономический рост путем разработки правовых механизмов обеспечения прав ИС и создания благоприятных условий для развития инноваций и регистрации прав на них. Не стал исключением и Сингапур, поставивший цель стать глобальным центром ИС в Азии к 2023 году. Для этого в 2013 году была начата реализация государственной стратегии по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии в рамках десятилетного Генерального плана создания центра интеллектуальной собственности

2013 (IP Hub Master Plan 2013, далее - Генеральный план Центр ИС-^. Этот документ определил мероприятия в сфере ИС, необходимые для достижения трех стратегических результатов: становление Сингапура как центра трансакций и управления ИС, центра качественных заявок на регистрацию ИС и центра разрешения споров в сфере ИС. В качестве ключевых факторов достижения этих результатов правительство определило квалифицированные кадры, интегрированные в региональный и международный пул специалистов, а также благоприятную и прогрессивную среду для осуществления деятельности в сфере ИС.

По прошествии половины срока, отведенного на выполнение плана, можно судить о значительном прогрессе в реализации государственной стратегии. Была разработана государственная система поддержки сингапурских компаний в сфере оценки и управления ИС, а также монетизации ИС через соответствующую схему финансирования. Успех сингапурской модели развития ИС более чем примечателен на фоне замедления роста мировой экономики и международной торговли, повлекших за собой изменения моделей потребления и соответственно бизнес-моделей. Сингапур в числе первых государств сделал ставку на инновации в качестве современного двигателя экономического прогресса и признал ИС одним из самых важных стратегических активов для бизнеса. Вслед за ним многие государства Юго-Восточной Азии начали активно привлекать инвестиции в сектор научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР, R&D), а компании стали больше внимания уделять нематериальным активам (в частности товарным знакам и технологиям), обеспечивая их охрану и получая прибыль от капиталовложений. В результате азиатские государства занимают первое

место в мире по количеству заявок на регистрацию прав ИС что является следствием эффективности национальных правовых режимов и результатом государственной

политики в сфере ИС. В Российской Федерации количество заявок на регистрацию прав ИС (особенно в сфере промышленной собственности) до сих пор неоправданно мало, о чем исследователи говорили еще в 2010 году Среди причин сложившейся ситуации

можно отметить как отсутствие «культуры патентования» так и слабую мотивацию авторов, и неосведомленность предпринимателей о широких возможностях, которые предоставляет коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности.

В августе 2019 года глава Роспатента на совещании в Министерстве науки и высшего образования представил концепцию Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности разработанную на основе анализа аналогичных национальных стратегических документов Японии, Сингапура, США, Индии. На наш взгляд, исследование ведущих государств мира позволит выделить ключевые аспекты государственной стратегии развития И С, которые необходимо применить при разработке аналогичной российской стратегии. Это и обусловило актуальность нашего исследования.

Постановка проблемы исследования. Развитие инноваций тесно связано не только с уровнем науки и техники, но и степенью правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, а также уровнем государственной поддержки сферы ИС.

Цели и задачи исследования. Цель нашего исследования - охарактеризовать государственную стратегию развития интеллектуальной собственности Сингапура в аспекте вовлеченности институциональных и нормативно-правовых элементов механизма регулирования ИС. Задачи исследования заключаются в определении нормативно-правовой и институциональной основ регулирования ИС, а также выявлении ключевых аспектов государственной стратегии.

Методология. С целью получения наиболее достоверных научных результатов будет использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы).

Предмет исследования, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция. Предмет исследования составляют основные нормативно-правовые акты в сфере ИС Сингапура, а также генеральный план по становлению Сингапура в качестве центра ИС Азии. Поиск в электронной библиотеке научных публикаций eLIBRARY.RU показал, что проиндексированные в РИНЦ исследования по теме представлены единственной научной статьей И.В. Полонской,

охарактеризовавшей состояние ИС в Сингапуре по состоянию на 2009 год ^ Некоторые аспекты регулирования ИС в Сингапуре были затронуты в исследованиях Т.В. Лежениной о международной интеграции Т.А. Сутыриной о состоянии ИС в России А.А. Наку о международном сотрудничестве ЕС и Сингапура-9 и Ж.О. Кулжабаевой о ведущих странах в сфере ИС

Однако следует отметить, что проблема слабого государственного стимулирования ИС (путем развития, прежде всего, институциональных основ регулирования И С) является насущной для российского научного сообщества, что выражается в разноаспектности и количестве исследований этого вопроса, представленных в eLIBRARY.RU. Например, Б.Б. Леонтьев указывает на важность принятия государственной стратегии развития ИС-11^, Л.П. Королева отмечает необходимость налогового стимулирования патентной активности П^!, Р. Галифанов и Р. Карлиев провели сравнительное исследование

состояния изобретательства в России и странах мира а К.Ю. Казанцев привел

результаты анализа статистики инвестиционной активности на рынке интеллектуальной собственности России и корреляционного анализа влияния инвестиционной политики на патентную активность: по его мнению, изменение патентной активности не коррелирует с

динамикой роста инвестиций и динамикой роста затрат на НИОКР1"14, с- 1311. Однако автор отмечает «колоссальное отставание инвестиционной политики в наукоемких отраслях экономики от общемировых тенденций» - в России на долю инвестиций в основной капитал приходится всего лишь около 2% от валового показателя по

сравнению, например, с 30% в США с 127], а доля частных инвестиций в результаты интеллектуальной деятельности составляет 17%, в то время как в КНР (мировом лидере патентной активности в 2018 г.) уже сегодня этот показатель равен 85% и продолжает

расти [14, с 1281. И хотя причины низкого уровня частных инвестиций лежат, помимо прочего, и в политической плоскости (с этим связан отток зарубежных инвестиций из России в последние годы), тем не менее, стимулирование российских частных инвесторов зависит, прежде всего, от состояния правовой системы государства и эффективности задействованных механизмов. Поэтому Российской Федерации необходимо ориентироваться на уже опробованные зарубежные модели правового регулирования института ИС и государственных программ развития ИС.

Основная часть. В отчете Всемирного экономического форума о конкурентоспособности за 2019 год Сингапур занял первое место в Азии и второе место в мире по уровню защиты ИС I-15!. Такие впечатляющие результаты стали возможны благодаря эффективному национальному правовому механизму регулирования интеллектуальной собственности. Рассмотрим его структурные элементы подробнее.

Институциональный механизм представлен Ведомством интеллектуальной собственности Сингапура (Intellectual Property Office of Singapore, IPOS, далее - ВИСС), Судом по интеллектуальным правам (The Intellectual Property Court, IP Court, далее - СИП), Сингапурским бюро Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству (WIPO Arbitration and Mediation Center Singapore Office, далее - Сингапурское бюро ЦАП ВОИС) и Академией интеллектуальной собственности Сингапура (IP Academy of Singapore, далее - Академия ИС)).

Ведомство интеллектуальной собственности Сингапура является государственным ведомством, подчиненным Министерству юстиции (Ministry of Law) Сингапура. ВИСС действует на основе Акта о Ведомстве интеллектуальной собственности Сингапура

(Intellectual Property Office Of Singapore Act) 2001 года в редакции 2002 года116! и осуществляет широкий набор функций с целью реализации государственной политики в сфере ИС (раздел 6 Акта), начиная от регистрации ИС, координации взаимоотношений субъектов в сфере ИС (например, правообладателей с юристами и экспертами), заканчивая оказанием образовательных услуг в сфере ИС (бесплатных семинаров). Кроме того, ВИСС уполномочен рассматривать споры в сфере ИС по поводу регистрации товарного знака, патента, промышленного дизайна, географического наименования и селекционных достижений, а также оказывать услуги по медиации как самостоятельно, так и в сотрудничестве с Сингапурским бюро ЦАП ВОИС.

Структура ВИСС определена возложенными на него функциями117!. Непосредственно исполнительному директору по совместительству регистратору (Chief Executive/Registrar) подчиняется два департамента: Департамент слушаний и посредничества (Hearings and Mediation Department) и Департамент СМИ и коммуникаций (Media and Communications

Department). Первый способствует разрешению споров, связанных с регистрацией прав на РИД, а также рассматривает все промежуточные вопросы, возникающие из споров, такие как заявления о продлении срока, заявления о внесении изменений в заявки и заявления о подаче дополнительных доказательств. Второй укрепляет репутацию ВИСС как глобального партнера в области ИС и продвигает свои инициативы через корпоративные коммуникации и прочные связи со СМИ.

Кластер корпоративных служб (Corporate Services Cluster) включает департаменты, обеспечивающие деятельность ВИСС: финансовый (Finance Department), человеческого капитала (Human Capital Department), информационных технологий (Information Technology Department), организационно-технический (Knowledge & Workspace Department) и юридический (Legal Department).

Кластер политики и взаимодействия (Policy and Engagement Cluster) объединяет три департамента. Департамент международного взаимодействия (International Engagement Department) отвечает за налаживание и поддержание отношений ВИСС с зарубежными заинтересованными сторонами, включая правительственные учреждения, организации, изобретателей, авторов, предпринимателей, венчурных инвесторов и др. Он также занимается позиционированием Сингапура как оживленной площадки для заключения сделок и коммерциализации ИС. Департамент стратегического планирования и политики (Strategic Planning and Policy Department) определяет стратегические направления деятельности ВИСС.

Заслуживает интерес деятельность Департамента партнерства и программ (Partnership and Programme Department), координирующего деятельность ВИСС и заинтересованных субъектов с помощью различных платформ, информационно-пропагандистских мероприятий и программ. Одной из таких платформ является портал электронных услуг

IP2SG, доступный также в мобильном приложении, облегчающий поиск по реестрам и базам ВИСС и предоставляющий возможность подачи электронных заявок на регистрацию прав ИС и других необходимых документов (например, можно подать заявку на регистрацию товарного знака за 10 минут с одновременным поиском сходных с заявленным обозначением товарных знаков и заявок). Функционал мобильного приложения позволяет отслеживать статус регистрации, получать уведомления о процессе и подавать заявления на продление существующих товарных знаков ÜSI.

Департамент также организовывает деятельность бизнес клиники (IP Business Clinic) и юридической клиники (IP Legal Clinic). В бизнес клинике частный консультант информирует по вопросам стратегии ИС, в том числе франчайзинга и лицензирования, аудита и оценки нематериальных активов. В юридической клинике можно получить предварительную консультацию профессионального юриста по интересующему вопросу, в том числе по вопросам нарушения и оспаривания прав ИС.

В стадии разработки находится глобальная рыночная платформа Surf IP, целью которой является объединение субъектов ИС и заинтересованных лиц (потенциальных покупателей и лицензиатам) с целью коммерциализации прав ИС. Функционал платформы позволяет найти контрагента и заключить соглашение с соответствующим лицензиатом или деловым партнером, определиться с типом лицензирования и оценить стоимость активов ИС. Целевая аудитория Surf IP - малые и средние предприятия, испытывающие недостаток финансирования для вывода продукта на рынок, а также желающие коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности. Платформа содержит реестры объектов ИС, доступных для лицензирования, и субъектов ИС, открытых к сотрудничеству. Пользователи, желающие представить свой объект ИС

потенциальным контрагентам, могут использовать специально разработанную форму для краткого и лаконичного описания функций и преимуществ объекта ИС. Глобальный характер платформы определяет комплексный информационный модуль, соединяющий базы данных патентных ведомств зарубежных стран (например, Бюро по патентам и товарным знакам США (US Patent and Trademark Office, USPTO)) и международных организаций (ВОИС и Европейского патентного ведомства). Функционал модуля позволяет выполнять многоязычный поиск по множеству патентных, технических и коммерческих баз данных.

Реестровый кластер (Registries Cluster) охватывает три реестра, осуществляющих непосредственную регистрацию прав ИС. Реестр патентов, промышленных образцов и селекционных достижений (Registries of Patents, Designs & Plant Varieties) действует в соответствии с положениями Акта о патентах (Patents Act), Акта о промышленных образцах (Registered Designs Act) и Акта о селекционных достижениях (Plant Varieties Protection Act). Реестр товарных знаков (Registry of Trade Marks) реализует положения Акта о товарных знаках (Trade Marks Act), а Реестр географических указаний (Registry of Geographical Indications) действует в соответствии с нормами Акта о географических указаниях (Geographical Indications Act).

Академия интеллектуальной собственности Сингапура является образовательным подразделением ВИСС и единственным специализированным центром образования и обучения в сфере ИС в Сингапуре. Обучение проводят международно признанные представители академических и профессиональных кругов по следующим направлениям: право интеллектуальной собственности, менеджмент интеллектуальной собственности, менеджмент нематериальных активов, коммерциализация интеллектуальной собственности.

Суд по интеллектуальным правам был создан в 2002 году в связи с ростом количества споров в сфере ИС 1221. Конституцией Сингапура предусмотрено осуществление судебной власти Верховным судом (Supreme Court) и иными государственными судами, которые могут быть предусмотрены любым действующим законом. Верховный суд включает Апелляционный (Court of Appeal) и Высокий (High Court) суды.

Апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы на решения Высокого суда по гражданским и уголовным делам в составе трех (в редких случаях двух или пяти) судей.

Высокий суд рассматривает уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции и апелляционные жалобы на решения окружных (District Courts) и магистратских (Magistrate's Courts) судов. Исключительно Высоким судом рассматриваются дела морского судоходства (admiralty matters), процедуры ликвидации компаний (company winding-up proceedings), процедуры банкротства (bankruptcy proceedings), заявления о допуске адвокатов (applications for the admission of advocates and solicitors).

Подразделением Высокого суда является Международный коммерческий суд Сингапура (Singapore International Commercial Court, SICC, далее - МКС), рассматривающий международные коммерческие споры, а также те споры, которые передаются ему Высоким судом. Апелляционной инстанцией МКС выступает Апелляционный суд

В связи с увеличением сложности коммерческих споров, поступающих на рассмотрение в

Высокий суд, были составлены списки судей I^U, имеющих опыт рассмотрения дел по следующим специализациям: 1) строительство, судостроение, сложные и технические

случаи; 2) финансы, ценные бумаги, банковское дело, сложные коммерческие случаи; 3) корпоративное право, несостоятельность, трасты; 4) арбитраж; 5) перевозки и страхование; 6) деликты (клевета, профессиональная халатность, уставные деликты); 7) деликты (медицинская халатность); 8) интеллектуальная собственность / информационные технологии; 9) налоговое право; 10) публичное право и судебный контроль.

Таким образом СИП представляет собой коллегию судей, назначаемую для рассмотрения дел в сфере нарушения прав ИС в соответствии с регламентом I22!.

Сингапурское бюро Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству было создано в 2010 году и является единственным в мире центром арбитража и посредничества ВОИС за пределами Женевы (где находится штаб-квартира ВОИС). Сингапурское бюро ЦАП ВОИС тесно сотрудничает с ВИСС, что позволяет разрешать споры в сфере ИС, не прибегая к судебным разбирательствам, существенно сокращая таким образом время и расходы сторон.

Сингапурское бюро ЦАП ВОИС продвигает услуги альтернативного разрешения споров в сфере И С в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В дополнение к своим услугам по администрированию процедур разрешения споров в соответствии с Правилами ВОИС, Сингапурское бюро ЦАП ВОИС проводит образовательные сессии и тренинги по альтернативному разрешению споров в сфере ИС.

Нормативный механизм регулирования ИС представлен следующими актами законодательства: 1) Акт об авторском праве (Copyright Act) 1987 года в редакции 2006 года i23!, сфера его регулирования включает не только авторские и смежные права, но и коммерческую тайну (ноу-хау); 2) Акт о патентах (Patents Act) 1994 года в редакции

2005 года i24!, при его создании авторы ориентировались на Акт о патентах Соединенного Королевства 1977 года; 3) Акт о промышленных образцах (Registered

Designs Act) 2000 года в редакции 2005 года [25!; 5) Акт о селекционных достижениях (Plant Varieties Protection Act) 2004 года в редакции 2006 года [26!; 6) Акт о товарных знаках (Trade Marks Act) 1998 года в редакции 2005 года [27!; 7) Акт о географических указаниях (Geographical Indications Act) 2014 года [28!; 8) Акт об интеллектуальной собственности (разрешение споров) (Intellectual Property (Dispute Resolution) Act) 2019 года i29!; 9) Акт об интеллектуальной собственности (пограничный контроль) (Intellectual Property (Border Enforcement) Act) 2018 года [30!.

На основе институционального и нормативного механизмов обеспечения прав ИС Сингапур реализует уже упоминавшуюся государственную программу, направленную на повышение своей роли в Азии в сфере ИС - Генеральный план Центр ИС 2013 (IP Hub Master Plan 2013). Остановимся подробнее на ключевых моментах этого документа.

Как мы указывали ранее, Генеральный план Центр ИС 2013 поставил три стратегических результата, достижение которых позволит Сингапуру считаться центром ИС Азии: получение статусов центра трансакций и управления ИС, центра качественных заявок на регистрацию ИС и центра разрешения споров в сфере ИС.

С целью получения статуса центра трансакций и управления ИС правительством Сингапура совместно с ВИСС осуществляются следующие мероприятия: 1) привлечение ведущих международных посредников в сфере И С для содействия транзакциям посредством схем стимулирования; 2) сотрудничество с представителями деловых кругов

для создания единой платформы лицензирования, которая облегчит получение лицензий на охраняемые в Сингапуре объекты ИС и с течением времени будет поддерживать лицензионные рынки в регионе; 3) поддержка и совместное финансирование

разнообразных проектов на рынке ИС [2, с 101; 4) внедрение схемы финансирования ИС, при которой правительство частично покрывает стоимость объектов ИС, используемых в качестве обеспечения; 5) создание Центра передового опыта по оценке ИС (Centre of Excellence for IP Valuation) для распространения передового опыта оценки для поддержки сделок с объектами ИС; 6) поддержка деятельности по секьюритизации (привлечению финансирования) ИС; 7) привлечение субъектов по управлению фондами ИС в Сингапур для расширения возможности финансирования ИС и создания спроса в других секторах; 8) сотрудничество с деловыми кругами с целью поощрения положительной практики повышения прозрачности транзакций с объектами ИС [2, с 11].

На сегодняшний день Сингапуру удалось создать необходимую систему поддержки отечественных предприятий путем повышения уровня осведомленности и управления ИС, а также государственного финансирования ИС. Непосредственное внимание уделяется наращиванию потенциала отечественных предприятий и финансовых учреждений в коммерциализации и транзакции активов ИС [2, с- 12].

Достижение цели становления Сингапура как центра качественных заявок на регистрацию ИС опосредуется следующими мероприятиями: 1) создание пула отечественных экспертов, способных осуществлять поиск и экспертизу результатов интеллектуальной деятельности на условиях не хуже, чем международно признанные эксперты [2, с- 12]; 2) активное сотрудничество с организациями и ведомствами других государств в сфере ИС с целью объединения рынков ИС; 3) увеличение количества патентных агентов Сингапура с необходимым опытом для удовлетворения потребностей

международных компаний и привлечения патентных работ в Сингапур [2, с 13]. Сингапур добился заметного прогресса в достижении этого стратегического результата и создал большую часть необходимой инфраструктуры, необходимой для того, чтобы выступать в качестве главного центра подачи заявок на патенты в регионе и за его пределами. ВИСС является хорошим примером: заявители могут обратиться в это ведомство для проведения международного поиска и предварительной экспертизы. И хотя заявители могут не включить Сингапур в число стран, где будет испрашиваться патентная защита, тем не менее, это позволяет Сингапуру использовать своих высококвалифицированных патентных экспертов и провайдеров услуг для монетизации их деятельности [2, с 14]. Таким способом государство реализует возможность коммерциализации чужих объектов ИС путем предоставления услуг по юридическому оформлению результатов интеллектуальной деятельности.

Становление Сингапура в качестве центра разрешения споров в сфере ИС основывается на реализации следующих мероприятий по привлечению потенциальных клиентов, желающих разрешить спор: 1) увеличение количественного и качественного состава СИП; 2) формирование в Сингапуре группы ведущих международных арбитров для расширения возможностей использования альтернативных средств разрешения споров Г2, с. 151.

Первым фактором, влияющим на достижение стратегических результатов, является привлечение квалифицированных трудовых ресурсов (патентных агентов, менеджеров ИС, стратегов ИС, аналитиков ИС). Отмечается, чтоСингапур должен стать главным образовательным центром Азии в сфере ИС, ведущим подготовку специалистов,

обладающих навыками и опытом работы в разных юрисдикциях региона [2, с- 16].

Следующим фактором выступает благоприятная и прогрессивная среда для деятельности в сфере ИС. Для этого государство внедряет налоговый режим IP-Box-^31! или аналогичный налоговый режим для обеспечения большей прозрачности и определенности налогообложения. Например, правительство Сингапура предоставляет гранты для развития ИС малым и средним предприятиям (с минимальной долей 30% местного участия) или компаниям, которые хотят открывать дочерние предприятия за рубежом. Оно также предлагает инновационный кредит компаниям, привлекающим инвестиции на развитие ИС, в форме 400% налогового вычета на сумму до 400 тыс. сингапурских долларов или выплаты наличными до 100 тыс. сингапурских долларов. Такой кредит выдается дополнительно к сниженной общей ставке корпоративного налога в 17%. Еще Сингапур заключил двусторонние соглашения со многими государствами о преференциальном налоговом режиме в отношении доходов от ИС. В случае отсутствия такого соглашения правительство предоставляет налоговые льготы для доходов от ИС,

полученных из-за рубежа (например, в случае с США) -I32!.

Еще одним направлением является проведение флагманских международных конференций по ИС и инновациям, поощрение азиатских междисциплинарных научных исследований в сфере ИС, а также создание международной консультативной группы для руководства развитием Сингапура как глобального центра ИС в Азии [2, с 17].

При реализации Генерального плана Центр ИС 2013 были выявлены проблемы, возникающие на этапах 1) создания, 2) защиты и 3) коммерциализации объектов ИС, и предложены варианты их решения.

Так, на этапе создания объектов ИС субъекты не уделяют должного внимания исследованию данных (например, базы патентов) для обеспечения критерия новизны инноваций. Для этого необходимо развивать опыт технологического прогнозирования и патентной аналитики. Следующей проблемой является отсутствие координации между правительственными агентствами по поддержке инновационных компаний, для решения которой предлагается налаживание и усиление сотрудничества по поддержке инновационных компаний. Разобщенность заинтересованных субъектов наблюдается не только на государственном уровне, но и в самом профессиональном сообществе, в связи с чем государственной программой предусмотрено стимулирование роста и укрепление

сотрудничества [2, с- 50].

На этапе защиты объектов ИС у правообладателей возникают трудности, связанные с недостатком знаний о защите ИС на экспортных рынках. Для решения этой проблемы предлагается принятие мер по повышению квалификации патентных агентов и разработка рекомендаций по защите объектов ИС на международном уровне. Высокая стоимость защиты прав ИС обуславливает разработку альтернативных экономически эффективных вариантов разрешения споров. Малые и средние предприятия зачастую испытывают недостаток инструментов развития и защиты ИС. Для этого планируется распространение информации о существующих стратегиях развития и использования ИС.

На этапе коммерциализации ИС субъекты не имеют соответствующего опыта, используют устаревшие модели финансирования инновационных компаний и редко применяют нематериальные активы, в результате чего инвестиции в НИОКР имеют слабую отдачу, а деятельность по НИОКР прекращается после создания объекта ИС. Поэтому взаимодействие исследовательского и производственного сегментов практически

отсутствует. Для решения этих проблем предлагается внедрение пилотных моделей финансирования активов ИС, государственное субсидирование оценки объектов ИС, создание системы отчетности о нематериальных активах, разработка национального протокола в области ИС и общегосударственного генерального соглашения о сотрудничестве в области исследований, а также применение налоговых льгот для стимулирования осуществления деятельности в Сингапуре.

Выводы. Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Генеральный план по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество всех институциональных элементов национального механизма обеспечения интеллектуальных прав. Нормативной основой реализации этого плана выступает законодательство, имплементирующее международные стандарты в сфере интеллектуальной собственности. Государственная стратегия развития Сингапура направлена на занятие лидирующей позиции в регионе путем развития системы способов альтернативного разрешения споров, качественного и количественного усиления пула специалистов в сфере интеллектуальной собственности, привлечения частного сектора, подключения государства к международным базам и системам, пересмотру налоговых льгот и преференций, стимулирования научных исследований и распространения опыта стратегического планирования. На наш взгляд, опыт Сингапура должен быть широко использован и при разработке российской стратегии развития интеллектуальной собственности.

Библиография

1. Brant J. Enhancing intellectual property management and appropriation by innovative SMEs / J. Brant, S. Lohse // ICC innovation and intellectual property series. 2014. -URL: https://iccwbo.org/publication/enhancing-inteMectual-property-management-appropriation-innovative-smes/

2. IP Hub Master Plan 2013 [Electronic resource] // Intellectual Property Office of Singapore. - URL: https://www.ipos.gov.sg/docs/default-source/about-ipos-doc/full-report_update-to-ip-hub-master-plan_final.pdf

3. Платонова Е. И. Сравнительный анализ патентной активности в России и за рубежом в контексте перехода на инновационный путь развития [Электронный ресурс] / Е.И. Платонова // Высшая школа экономики: официальный сайт. - Режим доступа : https ://www.hse.ru/org/hse/isiez/press/20788235.html

4. Медведев отметил необходимость патентования научных разработок [Электронный ресурс] // РИА Новости. - Режим доступа:https://ria.ru/20191112/1560839532.html

5. Роспатент представил цели, показатели и структуру Национальной стратегии развития интеллектуальной собственности на совещании в Минобрнауки [Электронный ресурс] // Роспатент: официальный сайт. - Режим доступа: https ://rupto.ru/ru/news/21-08-2019-rospatent-predstavil-koncepciyu-stru ktury-nacionalnoy-strategii-razvitiya-intellektualnoy-sobstvennosti-na-soveshchanii-v-minobrnauki

6. Полонская И.В. Интеллектуальная собственность в Сингапуре / И.В. Полонская // Патенты и лицензии.-2009.-№10.-С. 29-31.

7. Леженина Т.В. Транстихоокеанское партнерство (Trans-Pacific Partnership, ТРР) и блок TICKS-новые глобальные организации международной интеграции / Т.В. Леженина // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право.-2016.-№1.-С. 85-90.

8. Сутырина Т.А. Аналитический обзор состояния интеллектуальной собственности в России / Т.А. Сутырина // Наука. Инновации. Образование.-2018.-№2(28).-С. 93-

113.

9. Наку А.А. Соглашение о зоне свободной торговли между Европейским Союзом и Сингапуром / А.А. Наку, А.К. Макаренко // Вопросы российского и международного права.-2018.-Т.8.-№1А.-С. 186-194.

10. Кулжабаева Ж.О. Международный опыт ведущих стран по рейтингу глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по защите права собственности и интеллектуальной собственности / Ж.О. Кулжабаева // Вестник Института законодательства Республики Казахстан.-2019.-№1(55).-С. 120127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Леонтьев Б.Б. Государственная стратегия интеллектуальной собственности Российской Федерации / Б.Б. Леонтьев // Правовая информатика. - 2015.-№2. - С. 23-40.

12. Королева Л.П. Обоснование необходимости налогового стимулирования патентной активности и оборота объектов интеллектуальной собственности в России / Королева Л.П. // Международный бухгалтерский учет.-2019.-Т. 22.-№5(455).-С. 557578.

13. Галифанов Р. Состояние изобретательства в России и странах мира / Р. Галифанов, Р. Карлиев // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.-2019.-№8.-С. 39-50.

14. Казанцев К.Ю. Проблемы инвестиционной активности на рынке интеллектуальной собственности России / К.Ю. Казанцев // Интерэкспо Гео-Сибирь.-2019.-Т.3.-№ 1.-С. 126-133.

15. Global Competitiveness Report 2019 [Electronic resource] // World Economic Forum. -URL: https://www.weforum.org/reports/how-to-end-a-decade-of-lost-productivity-growth

16. Intellectual Property Office Of Singapore Act 2001 (revised in 2002) [Electronic resource] // Singapore Statutes Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/IP0SA2001

17. IPOS Organisational Chart [Electronic resource] // Intellectual Property Office of Singapore. - URL: https://www.ipos.gov.sg/who-we-are/organisational-chart

18. Legal Tech, который заслужили... не мы [Электронный ресурс] // CLAIMS. - Режим доступа:

https ://www.facebook.com/groups/ipwbyclaims/permalink/2410182595756669/

19. IP Academy of Singapore [Electronic resource] // IP Academy of Singapore. - URL: https ://ipacademy.iposinternational.com/

20. The Intellectual Property Court [Electronic Resource] // Supreme Court of Singapore. -URL: https://www.supremecourt.gov.sg/default.aspx?pgID=43

21. Structure of the courts [Electronic Resource] // Supreme Court of Singapore. - URL: https ://www.supremecourt.gov.sg/about-us/the-supreme-court/structure-of-the-courts

22. The Intellectual Property Court Guide [Electronic Resource] // Supreme Court of Singapore.-URL: https://www.supremecourt.gov.sg/docs/default-source/default-document-library/about-us/ip-court-guide.pdf

23. Copyright Act 1987 (revised in 2006) [Electronic resource] // Singapore Statutes Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/CA1987

24. Patents Act 1994 (revised in 2005) [Electronic resource] // Singapore Statutes Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PA1994

25. Registered Designs Act 2000 (revised in 2005) [Electronic resource] // Singapore Statutes Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/RDA2000

26. Plant Varieties Protection Act 2004 (revised in 2006) [Electronic resource] // Singapore

Statutes Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/PVPA2004

27. Trade Marks Act 1998 (revised in 2005) [Electronic resource] // Singapore Statutes

Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/TMA1998

28. Geographical Indications Act 2014 [Electronic resource] // Singapore Statutes Online. -URL: https://sso.agc.gov.sg/Act/GIA2014

29. Intellectual Property (Dispute Resolution) Act 2019 [Electronic resource] // Singapore Statutes Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Acts-Supp/23-2019/Published/20190911?DocDate = 20190911

30. Intellectual Property (Border Enforcement) Act 2018 [Electronic resource] // Singapore Statutes Online. - URL: https://sso.agc.gov.sg/Acts-Supp/23-2019/Published/20190911?DocDate = 20190911

31. Королева Л.П. Налоговый режим IP-Box: основные элементы и тенденции трансформации в зарубежных странах / Л.П. Королева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016.-№5. - С. 152-164

32. Intellectual Property Protection in Singapore [Electronic resource] // StartupDecisions. - URL:https://www.startupdecisions.com.sg/singapore/business-laws/intellectual-property-protection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.