Научная статья на тему 'Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные принципы и направления'

Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные принципы и направления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2576
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные принципы и направления»

Паршина Валентина Викторовна,

Российский государственный социальный университет (филиал), кафедра социальной работы и социального права, ассистент, г.Люберцы

Государственная семейная политика в отношении молодой семьи: основные принципы и направления

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей, из которых молодые семьи составляют более 17 % от общего числа семей.

С точки зрения перспективного развития общества молодая семья представляет собой перемены, происходящие на этапе перехода к рыночным отношениям.

«Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 35-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 35 лет и несовершеннолетнего ребенка» [4, с.7].

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализацией семейного союза в обществе как самостоятельного субъекта и выполнении в той или иной степени функций как социального института.

Кроме того, молодая семья имеет несколько особенностей. Во-первых, - это недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, так как в своем большинстве молодые супруги еще не добились высокой квалификации и получают сравнительно низкую зарплату, а также не имеют соответствующего опыта в планировании бюджета семейной жизни.

В связи с этим молодая семья не может в полной мере выполнять репродуктивную функцию. К тому же, в большинстве своем молодая семья имеет малолетних детей, которым необходимы особая пища и одежда, забота об укреплении здоровья и воспитании. Имеется повышенная возрастная потребность в дополнительных досуговых затратах.

Во-вторых, молодая семья имеет повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью осуществления процесса становления семейной жизни: приобретения жилья, организации быта и т.д.

В качестве особенности становления молодой семьи выделяется и то, что сами молодые супруги должны проходить определенные ступени социализации, связанные с отсутствием опыта социальных отношений, получением образования и профессиональным статусом. Это требует дополнительных затрат различного рода ресурсов.

Еще одна особенность молодой семьи заключается в том, что супруги проходят психологическую адаптацию к семейной жизни, осваивают новые для них социальные роли. Насколько успешно они пройдут данный этап семейной жизни, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, так как до 70 % всех разводов происходит в течение первых 5 лет совместной жизни.

Также, во многих молодых семьях во внутрисемейных отношениях имеют место невнимание и безразличие друг к другу, грубое отношение.

Таким образом, можно сказать, что специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем и выделения данного типа семьи в качестве особого объекта при реализации государственной семейной политики.

«Государственная семейная политика - это составная часть социальной политики, направленная на институт семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав и интересов, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством» [2, с. 134].

«Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, реализующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения» [1, с. 38].

Кроме того, «государственная семейная политика - представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи» [5,с.1].

Объектом государственной семейной политики является семья. Реализация государственной семейной политики по отношению к молодой семье имеет свои особенности, которые определяются ее спецификой по сравнению со стабильной семьей.

Государственная политика в отношении молодой семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, а направлена на создание условий для активного инновационного участия семейного союза в жизни российского общества.

Основной стратегической целью реализации семейной политики государства по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры российского общества, укрепления семейного образа жизни и в полной мере выполнения семьей функций как социального института.

Достижение данной цели предполагает становление молодой семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, поддержку благоприятного психологического климата в молодой семье и осуществления полноценного процесса воспитания и социализации детей.

Концептуальная же задача заключается в том, чтобы содействовать успешной социальной адаптации молодой семьи в обществе.

Важно отметить, что государственная семейная политика в отношении молодой семьи должна базироваться на ряде основных принципов. Приведем некоторые из них:

1.Принцип взаимодействия молодой семьи и государства, осуществляемый исходя из партнерских взаимоотношений, позволяет обеспечить не только соблюдение государством всего комплекса прав семьи, но и повысить ответственность семьи как социального института перед обществом за выполнение своих социальных функций.

Государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, где им законодательно предоставляется самостоятельный статус и обеспечивается соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Это проявляется в разработке и реализации федеральных и региональных социально-экономических программ, например, Московская программа «Молодой семье - доступное жилье» и др.

Молодая семья, в свою очередь, обязана полноценно осуществлять свои основные функции: репродуктивную, эмоциональную, коммуникативную, социокультурную.

1.Принцип гуманизма, предполагающий ориентацию по отношению к молодой семье не как средству воспроизводства рабочей силы, а как институту воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека. Исходя из данного принципа семейная политика должна быть ориентирована на решение проблем сохранения и укрепления семьи.

2.Принцип развития, лежащий в основе процесса становления молодой семьи. Предполагает ее динамичное развитие от момента создания до стабильного функционирования.

3.Принцип социальной преемственности, который обеспечивает взаимосвязь поколений, передачу и преемственность социокультурных ценностей.

4.Принцип социальной субъектности молодой семьи выступает одним из основополагающих в настоящее время; молодая семья должна выступать субъектом социальной жизни, проявлять активность при решении всех своих проблем, а государственная семейная политика должна, при этом, создавать необходимые условия, в которых молодая семья может проявлять самостоятельность и активность.

5.Принцип самодеятельности тесно связан с вышеуказанным принципом, так как обретение самостоятельности для любой семьи возможно только в процессе ее активной деятельности во всех сферах социальной жизни общества и при выполнении своих функций.

Кроме вышеперечисленных принципов государственной семейной политики в отношении молодой семьи автор может выделить основные направления реализации семейной политики в отношении вышеуказанного типа семей.

1.Создание необходимых условий, позволяющих молодой семье обеспечить уровень доходов, достаточный для ее стабильного существования. Важнейшая проблема стабилизации и укрепления современной молодой семьи - это ее материальное обеспечение на достаточном уровне.

Основным источником благосостояния значительной части семей остается заработная плата, которая, как правило, в каждый конкретный момент отстает от стремительно растущих

цен. Кроме того, большинство молодых семей сталкивается с проблемой трудоустройства, что является препятствием для достаточного уровня материальной обеспеченности.

В связи с этим важным условием является установление гарантий занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи путем стимулирования процесса создания для них рабочих мест, осуществления профессиональной подготовки и переподготовки.

2.Оказание содействия молодой семье в реализации ее воспитательной функции по социализации и формированию гражданственности подрастающего поколения, к примеру, издание и распространение литературы по воспитанию детей и по проблемам семейных отношений.

Здесь можно отметить, что в последнее время происходит «отчуждение» молодой семьи от государства; ослабевает связь государства и молодой семьи по таким важным показателям как материальная помощь и финансирование молодой семьи в целях усиления ее воспитательной функции.

Тем самым государство своими недостаточными мерами или их отсутствием по материальному обеспечению молодой семьи вынуждает родителей отдавать все свои физические и духовные силы производительной деятельности, ничего почти не оставляя на воспитательные функции.

В результате физических и нервно-психологических перегрузок, низкого уровня материального благосостояния молодой семьи, разрушения семейных ценностей увеличивается число разводов в таких типах семей.

3.Совершенствование налоговой политики государства в отношении членов молодой семьи, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития.

4.Проведение кредитования и частичного субсидирования молодых семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья.

5.Осуществление кардинального улучшения охраны здоровья молодой семьи путем обеспечения доступности для всех молодых семей медицинской помощи на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания.

Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что реализация семейной политики в отношении молодой семьи должна опираться на блок федеральных законов и нормативных актов, обеспечивающих деятельность органов государственно-общественной системы, осуществляющей целенаправленную деятельность по укреплению и развитию семьи, для чего необходимо, прежде всего, утвердить законопроект «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» в качестве федерального закона, провести экспертизу законодательства Российской Федерации на предмет его соответствия положениям, изложенным в Основных направлениях государственной семейной политики, разработать и принять закон «О государственной поддержке молодой семьи в Российской Федерации».

Целесообразно повышать правовую культуру молодой семьи, для чего необходимо создать программу и систему правового просвещения, обеспечивающую информированность о правах на государственную поддержку всех членов молодой семьи в сфере труда, здравоохранения, образования и других прав.

Важно постоянно и систематически исследовать демографические, социальноэкономические, правовые, социально-психологические и другие проблемы молодой семьи, осуществляя координацию научных исследований в данной сфере различных научных учреждений.

Государственным структурам, осуществляющим организацию научных исследований по изучению социальных проблем, включать научные исследования по проблемам молодой семьи и семейной политики в число важнейших фундаментальных тем с их обязательным финансированием за счет средств федерального бюджета.

Необходимо также регулярно осуществлять подготовку национальных докладов о положении российских семей, выделяя в них раздел о молодых семьях, с целью информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для подготовки вышеуказанных докладов надо осуществлять мониторинг положения российской семьи в целом, и состоянии молодой семьи, в частности.

Литература

1. Глоссарий социальной работы / автор-составитель Е.И. Холостова. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. с.220.

2. ДивицынаН.Ф. Семьеведение. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. 325 с.

3. Зритнева Е.И. Социология семьи. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 150 с.

4. Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. с.204.

5. Об основных направлениях государственной семейной политики // Указ Президента РФ № 712 от 14 мая 1996г. (с изм. Указа Президента РФ № 1129 от 05 октября 2002г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.