УДК 316
Брыкова Татьяна Юрьевна
аспирант кафедры социологии социальной сферы
Российского государственного социального университета
strannica20@gmail. com
Tatyana Yu. Brykova
graduate student of chair of sociology
of the social sphere of the Russian state social university
Социальная поддержка молодых семей в России Social support for young families in Russia
Аннотация. В статье проанализированы основные меры по укреплению и стабилизации молодой семьи, реализуемые на уровне государственной и муниципальной власти.
Ключевые слова: государственная семейная политика, молодая семья, муниципальная семейная политика, стабильность семьи.
Abstract. The article analyzes the main measures to strengthen and stabilize the young family, sold at state and municipal authorities.
Keywords: state family policy, young family, municipal family policy, .family stability.
Современная молодая семья не имеет того уровня стабильности и благополучия, который необходим для ее оптимальной жизнедеятельности и реализации в полной мере возложенных на нее функций. Доказательством этого служат: высокий процент разводов, ма-лодетность, супружеская неверность, насилие.
По данным Росстата, с января по июль 2013 г. в России было создано 623,3 тысяч новых семей и зафиксировано 376,5 тысячи разводов [3]. При этом число разводящихся молодых пар достаточно велико, около 70% разводов приходится на молодые семьи.
Среди ученых и исследователей рост разводов отмечается как одна из сложных психологических и социальных проблем, приводящей к нарушению процессов воспроизводства населения, воспитания подрастающих поколений, формированию деструктивных типов поведения, невротизации детей и других членов семьи [9].
По целому ряду причин молодая семья способна определять пути развития и существования самого института семьи. В то же время, она содержит в себе кризисный потенциал, связанный с незначительным опытом молодоженов в организации семейной жизни, в связи с чем молодая семья более, чем другие ее типы, нуждается в поддержке со стороны государства и общества для предотвращения негативных явлений и укрепления основ ее жизнедеятельности.
В настоящее время необходимо на различных уровнях власти обеспечивать преодоление неблагоприятных тенденций в динамике развития молодой семьи и стабилизировать все ее жизненно важные устои.
В настоящее время на федеральном уровне уделяется особое значение укреплению и развитию института молодой семьи. Существует ряд нормативных документов и государственных программ, особое внимание в которых уделено вопросам становления, укрепления и развития благополучной молодой семьи, улучшения качества ее жизни, обеспечения условий для выполнения молодой семьей социальных функций, стимулирования рождаемости детей и т.д. К ним относятся: Концепция государственной политики в отношении
молодой семьи, утвержденная Минобрнауки России, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, разработанная на период до 2016 г., Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Жилище».
Концепция является ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся социальной поддержки молодой семьи. Под благополучной молодой семьей в концепции понимается семья, которая осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на детей, имеет их в количестве, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения, занимается их воспитанием и развитием, проявляет социальную активность и реализует свое существование в рамках нравственных норм и ценностей культуры Российского государства. [8]. Кроме того, модель успешной молодой семьи включает в себя полноту семьи, т.е. она должна состоять из супружеской пары (родителей) и детей, иметь экономическую обеспеченность (среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего душевого дохода в целом по данному региону).
На первый взгляд, ничего предосудительного в этом определении нет. Однако такой идеальный тип семьи, по М. Веберу, подменяет реальные культурные, социальные и экономические потребности людей интересами государства, связанными с приростом населения [11].
Семейная политика, основанная на консервативном взгляде на построение семей-но-брачных отношений, не может быть эффективной. Необходимо пересмотреть отношение к семье, так как современный брак существенно отличается от традиционного, а требования к нему остались прежними. Еще древнегреческий философ отметил в свое время, что если человек не встречает по жизни свою половину, то в этих случаях «поиск (и вместе с тем ошибки - временные связи) должен продолжаться сколь угодно долго до тех пор, пока в результате свободного выбора не будет найдена именно своя половина» [6]. А что уж говорить о нашем времени, где субъективное благополучие ставится на первое место.
В докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2015 годы были определены следующие приоритетные направления государственной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей [4]:
- повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей);
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
- развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
- поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.
В качестве основных мер совершенствования социальной поддержки семьи и детей в докладе были перечислены денежные выплаты, воплощенные в различного рода пособиях и материнском (семейном) капитале.
Незначительное место в докладе посвящено социальной поддержке семей с детьми, осуществляемой путем организации их социального обслуживания на базе различного рода учреждений по работе с населением.
По представленным данным, социальные услуги семьям с детьми предоставлялись 3,3 тыс. учреждениями социального обслуживания семьи и детей, в 371 отделении по ра-
боте с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения и в отделениях по работе с семьей и детьми комплексных центров социального обслуживания населения [4].
Таким образом, система государственных мероприятий по поддержке молодой семьи носит комплексный характер, основными целями которых являются: поддержание достойного качества жизни молодой семьи, укрепление института семьи, улучшение демографической ситуации в обществе.
В то же время политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована и имеет ряд отрицательных моментов. «Среди них можно выделить бессистемный характер осуществления этой политики на различных уровнях, а, следовательно, невысокую степень ее эффективности» [2]. Отмечаются факты противоречивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях [1]. «В программных документах не всегда четко обозначена типовая модель семьи, достижение которой будет выступать результатом деятельности различных служб и организаций, оказывающих поддержку и помощь семье в ее становлении и жизнедеятельности как социального института и самостоятельного социального субъекта» [2].
Формирование субъектности, активности молодой семьи должно стать реальной стратегической целью для проведения государственной семейной политики. В настоящее время задача государства, общества и самих индивидов заключается в том, чтобы сделать более прочными внутренние семейные силы, развить и укрепить их.
Следует отметить, что повышение уровня стабильности семьи реализуется в самодеятельной активности ее членов, даже деструктивные семьи обладают собственным ресурсом и возможностями к изменению кризисной ситуации, созданию в семье благоприятных и крепких отношений. Супружество потенциально длительно, конструктивно и функционально, если оба партнера стремятся к созданию эффективных, поддерживающих и привносящих чувство радости и полноты жизни внутрисемейных отношений.
Говоря об уровне субъектности семьи в государственной политике, профессор А.Д. Плотников приходит к мнению о необходимости грамотной системы подготовки молодежи к семейной жизни, формировании культуры супружеских и детско-родительских отношений. «Вопросы семьеведения должны грамотно открывать глаза молодому поколению на все трудности семейного «бытия», особенно в период создания молодой семьи, рождения детей и обустройства семейного очага» [10].
Однако среди всех этих важных аспектов семейной жизни актуальным остается вопрос межличностных взаимоотношений. Острота психологической неустойчивости брачных отношений, инфантильность и эгоистические склонности молодых супругов актуализируют принятие мер (образовательных, психологических, психотерапевтических, педагогических) по их подготовке к будущему успешному супружеству.
В связи с вышеизложенными проблемами очевидными становятся приоритетные роли различных социальных служб помощи молодой семьи в ее укреплении и стабилизации:
Социальная поддержка молодой семьи на муниципальном уровне;
Укрепление института семьи является одним из главных факторов социально-экономического развития территории. Отсюда важно оптимизировать семейную политику муниципального образования. Для того, чтобы реализовывать принципы адресности, комплексности и гуманности, семейная политика в муниципалитетах должна всесторонне учитывать потребности семей в различного рода услугах, быть ближе к реалиям повседневной жизни людей;
Социальное обслуживание, на наш взгляд, является наиболее востребованным направлением семейной политики и предполагает новый вид социальной помощи, который носит нематериальный характер и выступает в виде индивидуальной поддержки молодой семьи в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-
социальных и других проблем, возникающих в процессе реализации ими семейных функций, и осуществляется через сеть специализированных социальных служб.
На местном уровне получили распространение территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону. Работа в подобных центрах должна строиться на комплексном подходе в решении проблем семьи, и быть направлена на профилактику семейного неблагополучия, улучшение внутрисемейных отношений [5].
О востребованности молодых семей в социальной помощи и услугах различных социальных служб свидетельствуют ответы опрашиваемых в рамках авторского исследования молодых семей, проведенного в 2011 году среди 110 супружеских пар, на вопрос: «В каких видах услуг больше всего нуждается Ваша семья».
Наиболее высока среди молодых семей потребность в таких услугах, как «кредитование на приобретение жилья, улучшение жилищных условий» (29,2%), «приобретение необходимых товаров на льготной основе» (28, 3%), «медицинское консультирование, комплексное медицинское обслуживание» (26, 2%), уходе и присмотром за детьми (16,8%), помощь в трудоустройстве (15, 9%). Приведенная выше иерархия отражает остроту проблем самоорганизации молодых семей в материально-бытовой сфере, сфере воспитания и социально-профессиональной сфере.
О недостатке информации о деятельности социальных служб у молодых семей и их востребованности свидетельствуют ответы на вопрос «Знаете ли Вы, что существуют специальные социальные службы помощи семьям». Среди вариантов ответов: «знаю, но не обращался», «не знаю», «обращался лично». Наиболее не востребованными оказались: социальные приюты для беспризорных и безнадзорных детей, службы по оказанию помощи детям-инвалидам, телефоны доверия, психолого-педагогические консультации. Популярными стали учебно-воспитательные комплексы «детский сад/начальная школа», учреждения социального обслуживания семьи и детей, юридические консультации, службы трудоустройства.
Надо отметить, что для мужей характернее всего обращаемость в службы трудоустройства, юридические консультации и детские сады/начальные школы. Объяснением востребованности первых двух служб служит необходимость молодых людей «встать на ноги», укрепить и улучшить свою социальное положение. Для последней это, скорее всего, совместное с женой обращение для устройства детей в соответствующие социальные службы. Жены, по разумным объяснениям, указали на востребованность в услугах, оказываемых учреждениями социального обслуживания (эти службы оказывают целый ряд различных социальных услуг, включая медицинские, психологические, педагогические, бытовые и др.), детскими садами/начальными школами и службами трудоустройства.
Что касается потребности молодых людей в психологическом консультировании, то надо иметь в виду, что, наряду с повседневными нуждами, личные проблемы уходят на второстепенный план. Лишь 7,4% опрошенных отметили данную позицию наряду с другими вариантами ответов. Однако нельзя однозначно расценивать низкую значимость этого показателя для супружеских пар. Следует учитывать, что многим людям свойственно скрывать свои истинные потребности психологического характера. «При этом психологический аспект семейных взаимоотношений следует отнести к числу важнейших доминант, которые способны определять судьбу всей семьи <...> И если еще до недавних пор в сохранении и укреплении семейных уз можно было полагаться на силу духовных ценностей и лучших народных традиций, то сегодня без глубоко научной системы психологической службы семьи невозможно добиться сколько-нибудь эффективной ее стабилизации» [7].
В целом исследование показало востребованность молодых семей в достаточном объеме социальных услуг и весьма низкий уровень их обращаемости в специализированные учреждения социального обслуживания. Связано это, на наш взгляд, либо с плохой работой социальных служб, неосведомленностью о наборе предоставляемых услуг, либо незнанием своих прав, и, по косвенным показателям - о скептическом отношении к эффективности работы учреждений, занимающихся молодыми семьями.
Задача местных властей и сотрудников социальных служб донести до будущих и нынешних супругов плодотворность и полезность предлагаемых мероприятий и программ для гармонизации и стабилизации семьи и брака. Важно, чтобы результат был ощутимым и наглядным, только тогда учреждения по работе с молодыми семьями будут восприниматься в качестве полноправного партнёра, способного реально содействовать семьям на пути к благополучию. О роли муниципальной семейной политики и ее достижениях можно судить по данным о реальных изменениях в личной жизни и настроениях людей в отношении настоящего и будущего своего брака и семьи.
Показателями эффективности работы социальных служб могут служить формирование у клиентов позитивных установок на брак и семью, приобретение навыков разрешения межличностных конфликтов, информированность по вопросам воспитания и адекватного поведения в кризисные периоды семейной жизни, а также активности, ответственности за судьбу всех членов семьи.
В заключение надо сказать, что каждая семья имеет свои особенности и свой путь развития. Очевидно, что от того, насколько семья способна справляться с жизненными трудностями, от ее внутренних ресурсов и возможностей во многом зависят ее стабильность и благополучие.
Стабилизирующим фактором для современной молодой семьи может стать научно обоснованная государственная семейная политика, проводимая на федеральном, региональном и местном уровне.
В современном мегаполисе функционируют специализированные и комплексные виды служб, которые оказывают населению широкий спектр услуг. Специалисты социальных служб поддержки молодых семей могут помочь членам семьи осознать существующие у них проблемы и направить их усилия на достижение взаимопонимания и гармонии в отношениях. Главная их задача заключается в стимулировании общего потенциала семьи, ее укреплении и стабилизации.
Литература:
1. Ахмедова, И.Г. Современное состояние и и направления социальной поддержки молодых семей России // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №3.
2. Бабочкин, П.И. Социальная поддержка молодой семьи // Управление мегаполисом. - 2009. - №1. - С. 18-23.
3. Демография на 1 августа 2013 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b13_00/IssWWW.exe/Stg/dk08/8-0.htm (дата обращения: 12.10.2013)
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2015 годы. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports/2013-2015 (дата обращения 08.05.2014)
5. Глухова, М.В. К вопросу о развитии благополучия в молодежной среде: меры социальной поддержки молодых семей // Социология и социальные технологии. - 2011. - № 8 (103). - Выпуск 16.
6. Голод, С.И. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. - М. - 2005. - С. 37.
7. Коряковцева, О.А., Рожков, М.И. Комплексная поддержка молодой семьи: учебное пособие. - М. - 2008. - 264 с.
8. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи // Официальный сайт Министерства образования и науки. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/3697/ (дата обращения: 12.05.12).
9. Носкова, А. В. Семейно-демографическая ситуация в России и мире: проблемы и противоречия. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=1783 (дата обращения 30.06.2011)
10. Плотников, А.Д. Проблемы трансформации семейной политики в России в современных условиях //Материалы X Международного конгресса «Российская семья» [Электронный ресурс]. - М. - 2014. - С. 155-164.
11. Чернова, Ж. Молодая семья как объект/субъект семейной политики. URL: http://polit.ru/analytics/2010/11/30/family.html (дата обращения 30.06.2011)
Literature:
1 . Akhmedova, I.G. Current state and and directions of social support of young families of Russia//Humanitarian and social sciences. - 2011 . - No. 3.
2 . Babochkin, P. I. social support of a young family/Management of the megalopolis. -2009 . - No. 1. - Page 18-23.
3 . Demography for August 1, 2013//Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b13_00/IssWWW.exe/Stg/dk08/8-0.htm (address date: 12.10.2013)
4 . The report on results and the main activities of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation for 2013 - 2015. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports/2013-2015 (date of the address 08.05.2014)
5 . Glukhova, M. V. To a question of wellbeing development in the youth environment: measures of social support of young families//Sociology and social technologies. - 2011 . - No. 8 (103). - Release 16.
6 . Golod, S. I. What was defects, became customs: Lectures on sexuality sociology. - M -2005. - Page 37.
7. Koryakovtseva, O. A. Rozhkov, M. I. Complex support of a young family: manual. - M -2008. - 264 pages.
8 . The concept of a state policy concerning a young family//the Official site of the Ministry of Education and Science. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/3697/(address date: 12.05.12).
9 . Noskova, A. V. Semeyno-demograficheskaya a situation in Russia and the world: problems and contradictions. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html? idR=20&idArt=1783 (date of the address 30.06.2011)
10 . A.D. carpenters of a problem of transformation of family policy in Russia in modern conditions/Materials X of the Mezhkdunarodny congress "Russian family" [An electronic resource]. - M - 2014. - Page 155-164.
11 . Chernova, Zh. Young family as object/subject of family policy. URL: http://polit.ru/analytics/2010/11/30/family.html (date of the address 30.06.2011).