С. В. Дружинина
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РОССИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ
(Статья написана в поддержку гранта «Исследование трансформации российской образовательной системы как концептуальной основы устойчивого экономического развития страны» № 11/08 — ЕЗН)
Статья посвящена проблеме взаимодействия государственной политики занятости населения (ГПЗН) и российской образовательной системы. В статье рассматривается ряд факторов, влияющих на уровень этого взаимодействия: формирование трудовых ресурсов, уровень базовой квалификации работников, профессиональная специализация и распределение специалистов по отраслям промышленности.
Ключевые слова: занятость населения, образование, трудоспособное население, квалификация, профессиональная специализация, рабочие места, образовательная система.
THE STATE POLITICS IN EMPLOYMENT AND RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM: THE LEVEL OF INTERACTION, INDICATORS
S. Druzhinina
The issue of interaction of the state politics in employment and the Russian educational system are regarded. A range of factors influencing the level of that interaction are described: creating labour resources, level of proficiency, professional specialization and allocation specialists to branches of industry.
Keywords: employment, education, people able to work, proficiency, professional specialization, jobs, educational system.
Государственная политика занятости населения (ГПЗН) — это часть социальноэкономической политики развития страны, направленная на развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы и на повышение гибкости рынка труда.
Существует определенный механизм реализации ГПЗН, состоящий из трех звеньев. Первое звено — принятие и претворение в жизнь соответствующих нормативных и законодательных документов. Второе звено — создание государственных и негосударственных служб занятости. Третье звено — финансирование политики занятости. В зависимости от того, как действует данный механизм, можно судить об эффективности ГПЗН.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и функционирует в условиях трансформации российской образовательной системы как основы развития национальной экономики. В настоящее время изменились показатели конкурентоспособности национальной экономики в целом и регионов в частности. Соответственно изменились способы реализации ГПЗН. На первое место ставится уровень образования и квалификации работников, высокая произво-
дительность труда, качество жизни основной массы населения.
Образование должно иметь опережающий характер. Его задача состоит в том, чтобы подготовить людей к будущей ситуации на рынке труда. Система образования должна научить людей принимать решения в условиях постоянно меняющихся правил игры на рынке труда. Для этого необходимо определить уровень взаимодействия ГПЗН и российской образовательной системы и его влияние на развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Наша задача состоит в том, чтобы попытаться выявить факторы и показатели, с помощью которых ГПЗН может воздействовать на развитие российской образовательной системы.
Определим факторы взаимодействия реально проводимой ГПЗН и российской образовательной системы. К ним относятся:
1) формирование трудовых ресурсов;
2) уровень базовой квалификации работников;
3) профессиональная специализация;
4) распределение трудовых ресурсов по регионам и отраслям промышленности;
5) рейтинг качества рабочей силы и эффективность осуществления программ занятости.
Первый фактор. Основой формирования трудовых ресурсов является воспроизводство населения. Воспроизводство населения предполагает рождаемость, смертность, продолжительность жизни и прирост населения, то есть определенную демографическую ситуацию в обществе.
Численность населения в РФ сокращается: если в 2001 году оно составляло
146.3 млн человек, то к концу 2008 года
— 141,8 млн человек. Сокращение численности населения происходило и происходит из-за естественной убыли населения. Превышение числа умерших над числом родившихся в 2008 году составило 1,3 раза. При этом число умерших в трудоспособном возрасте составило 6,7 млн человек. Численность населения в трудоспособном возрасте также сокращается: если в 2006 году численность трудоспособного населения была
90.3 млн человек, то в 2007 году —
90,1 млн человек [5, с. 2].
Существует такое понятие, как естественный прирост населения (превышение рождаемости над смертностью). В России он прекратился в 1992 году, в Санкт-Петербурге — еще раньше. Обратимся к табл. 1.
Неутешительная картина в этом плане и в Санкт-Петербурге. На 1 января 2000 года численность населения в Санкт-Петербурге составила 4694 тыс. человек, а в начале 2008 года — 4564,7 тыс. человек [1, с. 4]. В 1992 году кривые рождае-
мости и смертности в России пересеклись. Тогда и возникло понятие «русский крест». Примечательно, что таким клеймом не отмечена ни одна страна в мире. В С.-Петербурге этот демографический «крест» появился на два года раньше, чем в России — в 1990 году.
Каковы же причины сокращения трудоспособного населения в стране?
Во-первых, резкое омоложение рождаемости. Рожают 14-16-летние подростки, еще учась в школе. В детские дома сдаются дети, родители которых лишены родительских прав. Таким образом, увеличивается количество сирот при живых родителях, что явно не способствует воспроизводству физически здоровых и умственно развитых членов общества, которые впоследствии могут пополнить трудовые ресурсы.
Во-вторых, на демографические процессы в обществе и на формирование трудовых ресурсов влияет продолжительность жизни, которая зависит от многих факторов. В частности, от уровня жизни населения и от его доходов; от условий труда, от безопасности в стране и наличия стрессовых ситуаций; от состояния окружающей среды, от уровня здравоохранения.
В настоящее время продолжительность жизни в России составляет 59 лет у мужчин и 72 года у женщин и отстает не только от индустриально развитых стран, но и от европейских стран бывшего социалистического лагеря. И в первую
Таблица 1
Показатели естественного движения населения в России (тыс. чел.)
Годы Число родившихся Число умерших Естественный прирост
1992 1587,6 1807,4 -219,8
2005 1457,4 2303,9 -846,5
2006 1479,6 2166,7 -687,1
2007 1502,1 2147,04 -644,9
2008* 679,7 902,8 -223,1
Источники: Российский статистический ежегодник. М., 2000. С. 76; Демографический ежегодник России. М., 2008. С. 407.
* Январь-май 2008 г.
очередь на этот показатель влияет уровень жизни населения. Определяется он на основе величины прожиточного минимума и численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В 2008 году прожиточный минимум в РФ составлял 4856 руб., в Санкт-Петербурге — 5453,6 руб. для трудоспособного населения. Но в РФ экономический рост равен нулю, официальная инфляция оценивается в 13%, а численность безработных в РФ — 1,7 млн человек, у которых минимальный размер пособия по безработице не дотягивает до прожиточного минимума, а количество безработных продолжает увеличиваться. В Санкт-Петербурге число безработных
— 17 тыс. человек, минимальный размер пособия — тот же [3, с. 6]. Таким образом, увеличивается потенциальная часть трудовых ресурсов и уменьшается их активная часть.
На продолжительность жизни в стране влияют также причины смертности людей. Начиная с 1998 года, 2/3 общего прироста смертности происходит за счет гибели трудоспособного населения. На 40% чаще умирают молодые люди 15-19 лет. В России по причине смертности вышли на первое место болезни системы кровообращения (ранние инсульты, инфаркты и т. д.) — 58% в 2008 году [3, с. 12]. Все это говорит о тенденции к сокращению продолжительности жизни.
На показатель продолжительности жизни влияет и такой немаловажный фактор, как состояние окружающей среды. В условиях бюджетного дефицита 90-х годов в России средства, идущие на охрану природы, постоянно сокращались. В результате этого и сейчас процветает браконьерство, уничтожается рыба, дичь, леса, лекарственные травы. Гибнут заповедники, увеличивается эрозия почв. Загрязняются реки и озера.
Кроме этих процессов на продолжительность жизни влияет тот факт, что
удельный вес людей, работающих во вредных и опасных условиях труда увеличивается. И продолжает увеличиваться, так как увеличивается число рабочих мест в добывающих отраслях промышленности, где работа связана с риском воздействия экологических катастроф. В этих отраслях промышленности не только высок профессиональный травматизм и заболеваемость, но развитие указанных отраслей промышленности оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и на здоровье населения в целом. В этом случае ГПЗН необходимо сконцентрировать на создании не просто новых рабочих мест, а рабочих мест с условиями труда ХХ1 века.
Немаловажный фактор продолжительности жизни — уровень здравоохранения в стране. По расчетам Всемирной организации здравоохранения, расходы на здравоохранение должны составлять, как минимум, 5-6% ВВП. В России же они составляют около 3% ВВП.
Таким образом, мы рассмотрели демографические факторы, непосредственно влияющие на формирование трудовых ресурсов. И пришли к выводу, что формирование трудовых ресурсов носит проблематичный характер. В ближайшем будущем Россия столкнется с абсолютным уменьшением численности трудовых ресурсов и численности трудоспособного населения. Все это говорит о том, что нужна продуманная ГПЗН, и ее надо рассматривать и как часть социальной политики, которая, в свою очередь, зависит от эффективности экономической политики.
Изменение естественного движения населения обусловливает различия в соотношении численности трудоспособных и нетрудоспособных возрастов, то есть детей и лиц старше трудоспособного возраста. А также оно обусловливает формирование различных возрастных групп трудоспособного населения, кото-
рые впоследствии выходят на рынок труда с тем или иным уровнем образования. В зависимости от структуры трудоспособного населения и уровня образования различных возрастных групп формируется ГПЗН, которая оказывает непосредственное влияние на национальную экономику. Рассмотрим динамику численности различных возрастных групп населения в составе трудовых ресурсов в России.
По данным табл. 2 можно сделать следующие выводы. В 2001 году абсолютная численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась. Это увеличение шло за счет двух возрастных групп: 16-29 и 30-44. То есть выросла численность молодежи и лиц среднего возраста. Рост численности молодежи объясняется тем фактом, что момент их рождения приходится на 1966-1979 годы, когда существовал естественный прирост населения и уровень жизни населения был выше нынешнего. С 2001 по
2006 год сокращается численность занятого населения. Это объясняется, во-первых, высокой долей лиц, обучающихся с отрывом от производства, во-вторых— высокой долей лиц, занятых в неформальном секторе экономики (неформальная занятость увеличивается, но при этом уровень образованности занятых в этом секторе экономики не увеличивается). В-третьих, налицо снижение трудовой активности женщин, не имеющих конкурентоспособного образования и занятых домашним хозяйством, уходом
за детьми и имеющих возможность уйти на пенсию в возрасте 55 лет. В условиях экономического кризиса в стране падает спрос на труд, увеличивается общая и скрытая безработица, ряд работников отправляется на досрочную пенсию.
Можно выявить ряд закономерностей в формировании трудовых ресурсов, присущих российской экономике. Первое: в России сложилась непростая демографическая ситуация, которая повлекла за собой сокращение трудоспособного населения. Второе: наблюдается невысокий рост численности занятого населения за счет старших возрастных групп, у которых не всегда достаточный уровень квалификации. Доля лиц пенсионного возраста, входящих в состав ЭАН, колеблется в пределах 45-50% [5, с. 3]. Высокий уровень работающих пенсионеров объясняется несоответствием размера пенсий прожиточному минимуму: на
пенсию не прожить. Третье низкий уровень жизни в стране является причиной формирования низкой стоимости рабочей силы. В конце ХХ века в России появляется проблема беспризорников, которой вынуждены заниматься верхние эшелоны власти. А это — потенциальные работники, которые вряд ли станут высококвалифицированными специалистами.
Подводя итог, отметим достаточно сложную ситуацию с формированием трудовых ресурсов в обществе. Какие же пути выхода можно предложить?
1) Необходимо создавать условия для формирования у человека способностей
Таблица 2
Население трудоспособного возраста в 2001-2007 годы
Годы Доля возрастной группы трудоспособного возраста во всем населении (%) Численность населения в трудоспособном возрасте (тыс. чел.) Численность занятого населения (тыс. чел.)
16-29 30-44 45-59/54
2001 38,0 38,2 29,7 88040 65124
2006 35,2 30,7 31,3 90328 69189
2007 34,9 42,3 31,9 90152 70520
Источники: Российский статистический ежегодник. М., 2001 С. 87; Российский статистический ежегодник. М., 2007. С. 77; Труд и занятость в России. М., 2007. С. 208.
к труду, отвечающих современным требованиям высокотехнологичного производства материальных и духовных благ. И здесь на первый план в стране выходит такой показатель, как уровень образованности. Развитие высоких технологий, внедрение инноваций в производство возможно только на соответствующей материально-технической базе с привлечением высококвалифицированных трудовых ресурсов.
2) Улучшение условий формирования трудовых ресурсов создает предпосылки увеличения и совершенствования социально-культурных потребностей, увеличивает сроки сохранения трудоспособности, создает возможности повышения квалификации, а следовательно, существенным образом влияет на эффективность использования трудовых ресурсов в процессе производства и на сам процесс производства трудовых ресурсов.
3) Необходимо сохранять те людские ресурсы, которые уже имеются. Необходимо заботиться о поддержании здоровья и возможностях повышения квалификации людей среднего возраста, то есть потенциальных пенсионеров, которым через непродолжительное время придется работать «за себя и за того парня».
4) Необходимо изменить ситуацию с рождаемостью. Не секрет, что традиционные ценности семьи и брака утратили
свою силу. Женщины все чаще реализуют себя в деловой сфере, бизнесе, политике, а это подавляет материнский инстинкт. Современный институт семьи переживает кризис. Количество заключаемых браков уменьшается, а число одиноких, обеспеченных, образованных женщин увеличивается. Следует больше пропагандировать извечные ценности семьи и брака. С точки зрения ГПЗН, необходимо создавать такие рабочие места, условия труда и оплату труда, которые не только не мешали бы функционированию института семьи, а способствовали бы его укреплению.
Таков первый фактор взаимодействия ГПЗН и российской образовательной системы.
Второй фактор — уровень базовой квалификации. ГПЗН направлена на использование в экономике лиц с высшим образованием, с одной стороны, использование высококвалифицированных специалистов, с другой стороны, и на преобладание в экономике численности лиц, занятых умственным трудом. А для этого необходима определенная система подготовки работников с оптимальным общеобразовательным и профессиональным уровнем.
Рассмотрим, как выглядит структура трудоспособного занятого населения в России по уровню образования. На основании табл. 3 можно сделать следующие
Таблица3
Распределение численности трудоспособного занятого населения в России
по уровню образования
Уровень образования Годы
1980 1990 1998 2000 2004 2007
Численность занятого трудоспособного населения, всего (%)
100 100 100 100 100 100
Высшее 11,1 14,1 20,7 21,6 24,9 27,8
Незаконченное высшее 2,4 2,1 1,9 4,5 2,0 1,5
Среднее общее 18,1 23,8 25,2 34,5 22,6 21,5
Среднее профессиональное 29,3 34,0 33,4 28,7 26,1 25,9
Неполное среднее 38,9 26,1 18,8 11,0 17,6 17,6
Источники: Образование в Российской Федерации. Госкомстат. М., 1992. С. 10; Российский статистический ежегодник. М., 2001. С. 145. Федеральная служба государственной статистики — www.gks.ru. разд. «Экономическая активность населения России — 2008 г.».
выводы. Численность трудоспособного занятого населения с высшим образованием выросла с 1980 по 2007 годы в 2,5 раза. Высокий показатель трудоспособного населения с незаконченным высшим образованием пришелся на 2000 год (4,5%), а затем он снизился в три раза; численность лиц со средним образованием была максимальной в 1998 году, в 2007 году произошло ее снижение; численность занятого населения со средним профессиональным образованием снизилась к 2004 году и примерно на таком же уровне сохранилась в 2007 году, число лиц с неполным средним образованием сокращалась с 1980 по 2000 год, а затем увеличилось в 1,6 раза. То есть сохранялась тенденция к увеличению численности занятого населения с высшим образованием. В то же время число лиц со средним и средним профессиональным образованием уменьшалось среди занятого населения. С одной стороны, это связано с призывом в армию после окончания среднего учебного заведения, а с другой стороны, — с сокращением числа профессиональных училищ в 2000-е годы.
Третий фактор — профессиональная специализация, связанная, по сути, с профессиональной структурой занятых в экономике. Структура занятых в РФ включает три группы: работники с высокой, средней и низкой профессиональной квалификацией. Обратимся к табл. 4.
В период с 1997 по 2005 годы ГПЗН носила активный характер: создавались новые рабочие места, в том числе и требующие высококвалифицированных специалистов, реализовывались программы занятости, проводилась профилактика безработицы, службы занятости занимались направлением безработных и работающих на переобучение и переквалификацию, в результате чего и выстроилась приведенная структура занятых по уровню квалификации. За эти годы число специалистов высшей квалификации выросло почти на 1/3, руководителей — на 1/4, специалистов средней квалификации и квалифицированных рабочих — почти на 10%. Численность полуквалифицированных рабочих изменилась незначительно в сторону уменьшения, неквалифицированных рабочих стало также меньше на 15%. То есть темпы роста продемонстрировали наиболее квалифицированные профессиональные группы, что свидетельствовало об увеличении ВВП и повышении конкурентоспособности российской экономики.
Четвертый фактор связан с распределением занятых по отраслям промышленности с учетом уровня образования. На основании табл. 5 можно сделать следующие выводы. Наиболее наукоемкими отраслями экономики являются промышленность, образование, наука и управление. Здесь на долю специалистов с высшим образованием приходится 53%.
Таблица 4
Распределение занятых по профессиональным группам в РФ (%)
Занятые в российской экономике 1997 2005
Руководители 6,3 7,2
Специалисты высшего уровня квалификации 14,8 17,5
Специалисты среднего уровня квалификации 15,0 14,7
Квалифицированные рабочие промышленности 17,0 16,5
Квалифицированные рабочие сельского хозяйства 2,8 4,9
Полуквалифицированные рабочие 14,8 13,3
Неквалифицированные рабочие 15,2 11,6
Источник: Вопросы экономики. 2006. № 10. С. 26.
Таблица 5
Распределение занятых в российской экономике по отраслям и уровню образования в 2004 г. (%)
Отрасли Группы работников в зависимости от уровня образования
Высшее Неполное высшее Среднее Среднее профессио- нальное Основ- ное общее
Промышленность 18,3 20,5 26,0 23,0 22,1
Сельское и лесное хозяйство 2,7 4,4 14,2 5,5 31,1
Транспорт 4,3 6,4 9,2 7,1 6,2
Связь 1,4 2,0 1,6 1,9 1,2
Строительство 5,4 6,2 6,5 5,6 6,6
Здравоохранение 8,7 4,9 3,9 13,1 4,3
Образование 19,4 9,8 4,5 9,1 4,4
Наука и научное обслуживание 3,5 0,9 0,5 0,7 0,3
Управление 11,8 10,3 5,8 6,9 3,1
Источник: Вопросы экономики. 2006. № 10. С. 31.
Специалисты со средним профессиональ- о
ным образованием преобладают в про- р
мышленности, здравоохранении и в обра- т
зовании, их 45,2%. Работники с началь- т
ным образованием трудятся в основном в т
промышленности и сельском хозяйстве. д
На их долю приходится 53,2%. Это гово- с
рит о возросшем спросе на этих работни- т
ков. В зависимости от образованности с
работников, предлагающих свои услуги ц
на рынке труда, формируются региональ- п
ные программы занятости. Конечным ре- I
зультатом реализации этих программ является увеличение темпов роста нацио- п нальной экономики. Налицо взаимосвязь с ГПЗН и образовательной системы. Рост образовательного потенциала способствует росту экономики. г
Пятый фактор — рейтинг качества и рабочей силы и эффективность программ к занятости. О рейтингах качества рабочей силы написали многие авторы, поэтому т
мы остановимся на эффективности про- в
грамм занятости. Для обеспечения эф- н
фективной занятости необходимо учиты- э
вать специфику развития и размещения производительных сил по регионам. Для ч
регионов с избытком трудовых ресурсов в
приемлемо создание трудоемких произ- з
водств. Необходимо развитие надомного э
труда, народных промыслов с целью д
охвата работников с разным уровнем образования. Для регионов с дефицитом трудовых ресурсов целесообразно развитие высокопроизводительных отраслей и технологий, обеспечивающих высвобождение работников, расширение практики совместительства. Оптимальным вариантом является осуществление программ сотрудничества предприятий, организаций, вузов, обеспечивающих целевую подготовку кадров с частичным возмещением затрат за счет работодателей.
Конечным результатом реализации программ занятости является баланс спроса и предложения на рынке труда. Кроме того, программы занятости эффективны только тогда, когда они направлены на определенные группы лиц, имеющих конкретную подготовку и конкретную специализацию.
Все эти факторы влияют на приобретение трудоспособным населением РФ высококлассных профессионально-технических навыков и предопределяют эффективное развитие экономики.
В этом формате необходимо обозначить ступени вышеуказанного уровня взаимодействия ГПЗН и российской образовательной системы. Первая ступень — это оптимальная взаимозависимость между образованием и дальнейшим получе-
нием квалификации. Вторая ступень — это подготовка и переподготовка необходимого числа работников определенных профессий и квалификации для различных отраслей экономики. Третья ступень
— это зависимость между числом выпускников вузов и средних специальных заведений и объемом производства товаров и услуг в отдельных отраслях промышленности. Четвертая ступень — степень мотивации труда. Здесь учитываются, во-первых, потребности и ценности самого человека, которые формируются при получении образования, а во-вторых, условия производства и уровень заработной платы как в образовательных учреждениях, так и на производстве.
В чем суть воздействия ГПЗН на российскую образовательную систему?
Наиболее острой проблемой современного рынка труда в России является неэффективная занятость. Одним из ее проявлений остается несоответствие профессионального уровня работников требованиям конкретного производства, требованиям международных стандартов; сокращение объемов профессиональной подготовки квалифицированных кадров на производстве. Налицо несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда.
В связи с этим можно предложить определенные показатели влияния ГПЗН на российскую образовательную систему. Первый показатель — прирост или уменьшение количества рабочих мест по отраслям и в связи с этим изменение объема производства товаров и услуг в ведущих отраслях производства. Второй показатель — удельный вес финансовых средств в федеральном бюджете, затраченных на внутрифирменную подготовку кадров из числа специалистов с высшим образованием, включающую профессиональную специализацию с учетом технологической специфики конкретного про-
изводства. Подготовка будет вестись в соответствующих научных и учебных центрах, но финансирование ее будет осуществляться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление ГПЗН.
Третий показатель — это количество безработных граждан, направленных службами занятости на профессиональное обучение и получивших соответствующие профессии. Профессии могут быть разными — и рабочими, и нерабочими, в зависимости от конкретной ситуации на рынке труда. Например, на конец февраля 2008 года в Петербурге на 14 тысяч зарегистрированных безработных приходилось 75 тысяч предложений от работодателей, при этом 70%
— вакансии рабочих специальностей. На 30 ноября 2008 года зарегистрировано
10,2 тысяч безработных, число вакансий
— 80,8 тысяч. Наибольший спрос — на обрабатывающих производствах, в организациях оптовой и розничной торговли, на транспорте и в связи. Рабочие вакансии — 71%. В 2008 году приступило к профессиональному обучению 3418 безработных — одна треть из числа зарегистрированных безработных [1, с. 5].
Четвертый показатель взаимовлияния ГПЗН на систему образования — количественное и качественное изменение кадрового потенциала в системе российского образования. В настоящее время происходит старение профессорско-преподавательского корпуса, падает социальноэкономический статус профессии «Преподаватель высшей школы». Проблема смены поколений приобретает весьма острый характер. Отток перспективных и молодых кадров в коммерческие структуры и за рубеж связано не только с низким уровнем заработной платы профессорско-преподавательского персонала, но и с тем, что для них утрачена перспектива профессионального развития, к которой молодые люди очень чувствительны.
Систему образования необходимо неуклонно приближать к потребностям рынка труда. Пока отсутствует учет потребностей рынка труда при подготовке специалистов как на уровне среднего специального образования, так и на уровне высшего образования. В Санкт-Петербурге, например, только 75% выпускников вузов остаются в профессии, государственные центры занятости в
2007 году направили на переподготовку 4 тыс. человек [2, с. 4]. Необходимо учитывать и тот факт, сколько выпускников средних специальных и высших учебных заведений оказываются безработными.
Следует тщательно разрабатывать и внедрять молодежную политику занятости населения, которая должна иметь опережающий характер для формирования современной, а значит, эффективной структуры рынка труда. С этой целью необходимо увязать подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием с потребностями каждого региона. Требуется грамотное прогнозирование развития региональных рынков труда. И на этой основе — разработка максимального баланса потребностей рынка труда в профессиональных кадрах и номенклатуры специальностей, по которым выпускаются бакалавры и магистры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга, официальный сайт — http://www.rspb. Ш^оЬтагсе^ раздел «Рынок труда».
2. Петербургский дневник. 2008, 25 февраля.
3. Российская газета. 2009, 5 февраля.
4. Труд и занятость в России: Статистический сборник. Госкомстат РФ. М., 2007.
5. Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт — http://www.gks.ru, раздел «Труд».
REFERENCES
1. Komitet po zanjatosti naselenija Sankt-Peterburga, oficial'nyj sajt — http://www.rspb.ru/jobmar-cet, razdel «Rynok truda».
2. Peterburgskij dnevnik. 2008, 25 fevralja.
3. Rossijskaja gazeta. 2009, 5 fevralja.
4. Trud i zanjatost' v Rossii: Statisticheskij sbornik. Goskomstat RF. M., 2007.
5. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki, oficial'nyj sajt — http://www.gks.ru,razdel «Trud».