Научная статья на тему 'Рынок труда и проблемы занятости в РФ'

Рынок труда и проблемы занятости в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4175
462
Поделиться
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT POTENTIAL / EMPLOYMENT / MIGRATION / EMPLOYMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вукович Галина Григорьевна, Хилько Дарья Алексеевна

В статье дан анализ проблемам совершенствования в отечественной экономике управления трудовыми ресурсами, что предполагает непрерывное развитие и накопление трудового потенциала, полное и эффективное использование рабочей силы на всех уровнях хозяйствования.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вукович Галина Григорьевна, Хилько Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LABOUR MARKET AND EMPLOYMENT PROBLEMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper analyzes the problems of the improvement in the domestic economy, human resource management, which involves the continuous development and accumulation of labor potential, full and effective use of the labor force at all levels of management.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и проблемы занятости в РФ»

УДК 331.5 (470+571)

Вукович Галина Григорьевна

доктор экономических наук,

профессор кафедры прикладной экономики

и управления персоналом

Кубанского государственного университета

dom-hors@mail.ru

Хилько Дарья Алексеевна

студентка экономического факультета Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

РЫНОК ТРУДА

И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РФ

Vukovich Galina Grigoryevna

D.Phil. in Economics, Professor of the Applied Economy and Human Resources Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

Khilko Daria Alekseevna

Student of the Economics Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

LABOUR MARKET AND EMPLOYMENT PROBLEMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

В статье дан анализ проблемам совершенствования в отечественной экономике управления трудовыми ресурсами, что предполагает непрерывное развитие и накопление трудового потенциала, полное и эффективное использование рабочей силы на всех уровнях хозяйствования.

Ключевые слова:

безработица, трудовой потенциал, занятость населения, миграции населения, политика занятости.

The summary:

The paper analyzes the problems of the improvement in the domestic economy, human resource management, which involves the continuous development and accumulation of labor potential, full and effective use of the labor force at all levels of management.

Keywords:

unemployment, employment potential, employment, migration, employment policy.

Человеческий фактор производства, трудовой (кадровый) потенциал имеют в современных условиях развития рыночных отношений ключевое значение для функционирования всех предприятий и регионов, для подъема российской экономики и ее вхождения в мировое хозяйство. За годы рыночных реформ в отечественной экономике накоплен определенный опыт рационального использования трудовых ресурсов на различных уровнях управления: федеральном, региональном и внутрифирменном.

Очевидно, что эффективное использование трудовой силы (трудовых ресурсов) является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности страны. Для отдельного предприятия это означает: чтобы противостоять конкуренции, оно должно производить продукцию с наименьшими затратами и высоким качеством. Вывод же для сферы персонала гласит: трудовой потенциал (в частности, численность и качество персонала) должен обеспечивать достижение целей предприятия.

Рациональное использование возможностей людей, т. е. их психических и физических сил, профессиональных навыков, опыта работы - это предпосылка нового возрастания их кадрового потенциала. Человек, работающий с полной отдачей своих сил, не только производит больше продукции, но и приумножает свой опыт, вовлекает в сферу своей трудовой активности новых людей. Тем самым активизируется использование человеческого фактора ради роста эффективности всего производства.

Численность экономически активного населения РФ постепенно растет. Так, численность экономически активного населения выросла с 74 156 тыс. чел. в 2006 г. до 75 440 тыс. чел. в 2010 г., т. е. на 1284 тыс. чел. Уровень занятости вырос на 1,0 %.

Однако вырос и показатель безработицы. За рассматриваемый период уровень безработицы вырос на 0,8 % и составил 5636 тыс. чел. в 2010 г., что на 667 тыс. чел. больше, чем в 2006 г. Уровень зарегистрированной безработицы в 2010 г. составил 2,1 %, что на 0,3 % меньше, чем в 2006 г.

Рост безработицы в России пришелся на начало 90-х гг. XX в. и был обусловлен такими причинами, как приватизация государственных предприятий и, как следствие, массовые увольнения работников; сокращение вооруженных сил и численности предприятий военно-промышленного комплекса; отмена системы планового распределения выпускников учебных заведений; усиление процессов миграции, сопровождающееся появлением значительного количества беженцев и вынужденных переселенцев, и рядом других.

Известно, что ТК РФ [1] к числу принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относит принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, т. е. занятости населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы согласны с мнением исследователей [2], что в настоящее время рынок труда восстановился практически полностью. Потребность компаний в персонале сравнима с 2008 г. Дальнейший рост будет обусловлен прогнозом МВФ по росту ВВП России на 3,5 %. Таким образом, рост отраслей экономики в формальном секторе отразится на появлении новых рабочих мест на рынке труда.

Что касается неформального сектора, то к нему относятся граждане России, занятые индивидуальной или групповой хозяйственной деятельностью без регистрации и уплаты налогов. Лица, работающие на зарегистрированных предприятиях без официально оформленного трудового договора и получающие заработную плату неучтенными наличными деньгами, также относятся к этой категории.

В структуре занятости по отраслям преобладали сокращение в обрабатывающих отраслях промышленности, в науке. За счет увеличения спроса просматривается рост занятых в строительстве, государственном управлении, финансовом секторе, энергетики, строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе.

К середине 2011 г. рынок труда вышел на докризисные показатели по большинству отраслей экономики. Количество открытых позиций к концу года практически сравнимо с докризисным периодом. В 2011 г. количество запросов работодателей на подбор персонала увеличилось на 25 % по сравнению с 2010 г., что символизирует эффект отложенного спроса на персонал после кризиса. В основном это произошло за счет таких отраслей, как фармацевтика, промышленный сектор, информационные технологии и сфера товаров народного потребления. В настоящее время рынок труда восстановился практически полностью и спрос на рынке труда сравним с 2008 г.

В I квартале 2011 г. (см. табл.) численность безработных по сравнению с I кварталом 2010 г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008 г. на 0,3 млн чел. (на 5,8 %), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008 г. (99,9 %). В среднем за 2010 г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009 г. на 0,5 млн чел. (на 0,7 %). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн чел., или на 11,4 %.

Вместе с тем, к уровню 2008 г. численность занятых в среднем за 2010 г. была ниже (на 1,6 %), численность безработных - выше (на 17,8 %). Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2011 г. составил 62,6 % и был соответственно на 1,6 и 2,0 процентного пункта выше, чем в I квартале 2010 г. и феврале 2009 г., и на 0,5 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 г.

Таблица

Экономически активное население, занятые и безработные

Экономически активное население, тыс. чел. В том числе Уровень экономической активности, % Уровень занятости, % Уровень безработицы, %

занятые безработные

2008 г.

февраль 74 799 69 491 5308 66,8 62,1 7,1

в среднем за год 75 757 70 965 4791 67,7 63,4 6,3

2009 г.

февраль 74 816 67 760 7056 66,9 60,6 9,4

май 75 878 69 395 6483 67,8 62,0 8,5

III квартал 76 367 70 481 5886 68,5 63,3 7,7

IV квартал 75 570 69 503 6067 67,8 62,4 8,0

в среднем за год 75 658 69 285 6373 67,8 62,1 8,4

2010 г.

I квартал 74 560 67 998 6562 66,9 61,0 8,8

II квартал 75 667 70 034 5633 67,9 62,9 7,4

III квартал 76 279 71 066 5212 68,5 63,8 6,8

IV квартал 75 288 70 115 5172 67,6 62,9 6,9

в среднем за год 75 448 69 803 5645 67,7 62,7 7,5

2010 г. в % к:

2008 г. 99,6 98,4 117,8 х х х

2009 г. 99,7 100,7 88,6 х х х

2011 г.

I квартал 75 044 69427 5617 67,7 62,6 7,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I квартал 2011 г. в % к:

февралю 2008 г. 100,3 99,9 105,8 х х х

февралю 2009 г. 100,3 102,5 79,6 х х х

I кварталу 2010 г. 100,6 102,1 85,6 х х х

В регулировании рынка труда одинаково важно обеспечение занятости каждого потенциально трудоспособного члена общества. Поэтому нужно исходить из понимания предложения на рынке труда с учетом всего трудоспособного населения и занятых рабочих мест, т. е. экономически активного населения, которое в I квартале 2011 г. (в возрасте 15-72 лет - занятые + безработные) составила 75,0 млн чел. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7 %. По сравнению с I кварталом 2010 г. численность занятого населения увеличилась на 1,4 млн чел., или на 2,1 %, численность безработных сократилась на 0,9 млн чел., или на 14,3 %. Это можно характеризовать как положительные показатели.

В мировой практике выделяются три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всех трудящихся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами [3].

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации и в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В статье 1 ТК РФ обозначаются цели и задачи трудового законодательства. Главная его цель - установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации и управлению трудом; трудоустройству; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений [4].

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ в статье 2 ТК РФ даны принципы правового регулирования трудовых отношений, в основе которых лежат: равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда [5].

С учетом вышеизложенного и в целях формирования эффективного рынка труда считаем целесообразным:

1. Усиление роль государства как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице.

В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должны быть показатели общей безработицы и количество созданных экономически эффективных рабочих мест с достойной оплатой труда не ниже среднего уровня по региону.

2. Внести изменение в статью 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» об отнесении к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих правовых документов о развитии сельской самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.

3. На уровне субъектов Российской Федерации иметь программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности

(в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.

4. На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях.

Все это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и ее регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема занятости. Экономический рост является основным фактором решения проблем с занятостью в РФ. Факторы роста экономики воздействуют на спрос на рынке труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы. Некоторые из них (ВВП) поддаются реальной оценке, поэтому рассмотрим воздействие на рынок труда динамики производства валового внутреннего продукта, через его влияние на уровень спроса на труд.

В России в 2010 г. восстановился экономический рост, но его темп был заметно ниже, чем в 2000-2007 гг. [6]. Как и в предыдущие годы, рост был выше, чем в развитых странах, но ниже, чем в Китае, Индии и Бразилии. Правда, из-за сильного спада в разгар кризиса (9 % ВВП и почти 15 % в промышленности) задача восстановления экономики существенно усложнилась (как и вхождения России в пятерку самых крупных по объему ВВП стран к 2020 г.).

Восстановление темпов роста ВВВ отразилось на уровне занятости населения. Ситуация на рынке труда к концу 2010 г. оказалась значительно лучше, чем ожидалось в начале года. К декабрю безработица снизилась на 0,7 млн и достигла 5,7 млн чел., зарегистрированная безработица снизилась на 183,1 тыс. - до 1,9 млн чел. [7]. Можно сказать, что феномен jobless recovery (восстановления производства при отставании в восстановлении занятости), характерный для системных кризисов, в России не наблюдается. С точки зрения социально-политической стабильности, такую ситуацию можно только приветствовать. Однако у нее есть два возможных объяснения, которые не позволяют оценивать восстановление рынка труда однозначно позитивно.

Во-первых, феномен jobless recovery - оборотная сторона, индикатор структурной трансформации экономики. Он означает усиление структурной безработицы, то есть появление новых рабочих мест и нехватку людей с нужной квалификацией. Иными словами, этот феномен выступает фактором модернизации, с которой связан выход из кризиса. При его отсутствии нужно специально обсуждать вопрос о наличии модернизации на выходе из кризиса. В этом же направлении на экономику воздействует и политическое давление на бизнес и регионы с требованием обеспечить занятость.

Во-вторых, в специфической демографической ситуации современной России отсутствие отставания занятости от восстановления экономики может свидетельствовать о более активном выходе работников на пенсию, то есть о снижении безработицы за счет не только роста занятости, но и сокращения рабочей силы в трудоспособном возрасте.

Ссылки:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Рынок труда в 2011 году. Прогнозы на 2012. Рынок замер в ожидании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rabotagrad.ru (дата обращения: 17.01.2012).

3. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм : дис. ... д-ра

юрид. наук. М., 2003.

5. Алпатов А.А. Право человека на вознаграждение за труд в контексте соотношения экономики, права и справедливости. (Теоретико-правовые вопросы) : дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.

6. Статистический бюллетень 2011 года // Росстат. M., 2012.

7. Мау В. Экономическая политика 2010 года. В поисках инноваций // Вопросы экономики. 2011. № 2 (февр).

References (transliterated):

1. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».

2. Rynok truda v 2011 godu. Prognozy na 2012. Rynok zamer v ozhidanii. [Electronic resource]. URL: http://www.rabotagrad.ru (date of access: 17.01.2012).

3. Adamchuk V.V., Kokin Y.P., Yakovlev R.A. Ekonomika truda. M., 1999.

4. Skachkova G.S. Rasshirenie sfery deystviya trudovogo prava i differentsiatsii ego norm : dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2003.

5. Alpatov A.A. Pravo cheloveka na voznagrazhdenie za trud v kontekste sootnosheniya ekonomiki, prava i spraved-livosti. (Teoretiko-pravovie voprosy) : dis. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2005.

6. Statisticheskiy byulleten' 2011 goda // Rosstat. M., 2012.

7. Mau V. Ekonomicheskaya politika 2010 goda. V poiskakh innovatsiy // Voprosy ekonomiki. 2011. № 2 (Feb.).