УДК 331.5 (571.13)
Т.И. Захарова
Тарский филиал Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТАРСКОМ РАЙОНЕ:
ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье исследован уровень безработицы, выявлены основные возможности обеспечения занятости населения, сделаны выводы, способствующие решению вопросов снижения напряженности на рынке труда на региональном уровне.
Ключевые слова: рынок труда, проблемы безработицы, занятость населения, государственное регулирование.
Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы является безработица.
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда (последнее связано с отсутствием подходящих рабочих мест) [1].
Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Безработица - не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей [2].
Так, целью исследования явились изучение и анализ проблемы рынка труда, рассмотрение путей развития занятости населения в Тарском муниципальном районе Омской области.
Объект исследования - рынок труда Тарского муниципального района Омской области. Предметом исследования являются занятость населения и уровень безработицы.
В целом текущую ситуацию на рынке труда Тарского района можно охарактеризовать как достаточно напряженную. С одной стороны, в настоящее время проблема безработицы не так остра и не требует принятия безотлагательных мер. С другой - в районе, по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было бы использовать для обеспечения дальнейшего роста экономики.
Таким образам, в Тарском районе при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве, количество безработных, не имеющих источника дохода, не так велико.
По данным рис. 1, мы видим, что численность безработных в течение последних трех лет постоянно увеличивалась (на 3% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. и почти на 4% в 2011 г. по сравнению с 2010 г.). Однако если рассматривать численность безработных помесячно в каждом исследуемом году, то видим, что численность безработных то возрастает, то уменьшается, это прослеживается в таблице.
Проведенный анализ структуры безработного населения по возрасту и полу показал, что наибольшую долю безработного населения занимает группа лиц в возрасте от 29 до 58 лет у мужчин и 53 лет у женщин. При этом практически всегда преобладающий удельный вес имеют в группе мужчины. Так, в 2011 г. на долю мужчин приходится 55% безработного населения в возрасте 29-58 лет. Вторую большую по численности группу составляют безработные в возрасте от 16 до 29 лет (молодежь). Здесь ситуация обратная, наибольший удель-
ный вес в группе молодежи имеют безработные женского пола. В 2009 г. удельный вес женщин в группе молодежи составил 63%, в 2010 г. - 57%, в 2011 г. - 55%.
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Уровень безработицы в Тарском районе за 2008-2011 гг.
Численность безработных в Та рском районе за 20 Ю9-20 11 гг.
Год 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 Всего
2009 910 943 990 1010 988 921 890 870 860 870 890 890 899
2010 800 876 955 1073 1141 1076 998 971 918 889 872 890 979
2011 959 960 1039 1062 1061 1064 1014 1048 968 913 891 915 979
В 2011 г. структура безработного населения по возрасту в Тарском районе выглядела следующим образом: безработные в возрасте 16-19 лет - 1,1% от общего числа безработных, молодежь в возрасте 20-24 лет - 8,9%, молодежь в возрасте 25-29 лет - 10,5%, безработные в возрасте 29-58 лет - 7,8%, безработные в возрасте 58-60 лет - 8,8%. Наименьший удельный вес в структуре безработного населения занимает молодежь в возрасте 16-19 лет.
Важным показателем социальных последствий безработицы является уровень безработицы среди различных по образованию групп населения. Проводимые расчеты на основании имеющихся данных об уровне безработицы среди населения трудоспособного возраста свидетельствуют о сильной корреляционной связи между образованием и уровнем безработицы: уровень безработицы падает с повышением образовательной подготовки населения.
Проведенный анализ численности безработного населения по уровню образования показал, что наибольшее число безработных составляют люди со средним общим образованием. За исследуемый период их число динамично увеличивается: с 328 человек в 2009 г. до 347 человек в 2011 г. Также достаточно высок удельный вес безработных с начальным и средним профессиональным образованием, причем удельный вес этих категории с каждым годом увеличивается в общей структуре безработных. Таким образом, более высокому уровню образования соответствует более низкий риск безработицы.
По данным службы занятости, численность экономически активного населения в Тар-ском районе за исследуемый период возрастала. В 2009 г. она составляла 24 972 человека, в 2010 г. - 25 763 человека, а в 2011 г. - уже 26 459 человек.
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы. Существует достаточно большое количество причин безработицы, которые мы проанализировали.
В общей численности безработных 61 человек не имели опыта трудовой деятельности в 2009 г., в 2010 г. - 50 человек и в 2011 г. - 46 человек. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 40% составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 22% - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Наряду с этим за исследуемый период постоянно увеличивались показатели:
численность лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;
• численность лиц, уволенных с военной и государственной гражданской службы.
Безработица, с одной стороны, является позитивным моментом рыночной экономики, стимулируя конкуренцию за лучшие места на рынке труда. Однако, вместе с тем, она приносит немало социальных проблем, поскольку безработный теряет законный источник доходов, с течением времени ослабевает его квалификация, снижается самооценка - растет напряженность в обществе в целом.
Для снижения напряженности на рынке труда в Тарском муниципальном районе можно предложить следующие меры [3]:
- предоставление консультационных услуг в сфере предпринимательской деятельности. Бизнес-консультационные пункты открыты во всех муниципальных районах Омской области, в том числе в Тарском районе. Это дает возможность оказывать помощь в развитии предпринимательства через предоставление доступных и качественных услуг. Безработные граждане, представители малого бизнеса могут получить всю необходимую информацию, касающуюся выбора вариантов предпринимательской деятельности; обучаться основам предпринимательства, получать консультации по профессиональной ориентации, вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, бизнес-планирования, рекламы. Предоставление всего спектра информационных и организационных услуг обеспечивают специалисты государственных учреждений службы занятости населения, областного бизнес-инкубатора с использованием образовательных и информационных возможностей ресурсных центров информатизации образования;
- создание условий для обеспечения занятости инвалидов, в т.ч. создание специальных рабочих мест для инвалидов. Центр занятости населения информирует работодателей о численности и индивидуальных возможностях инвалидов, состоящих на учете в центре занятости населения, о характере работы и условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида. Необходимо предусмотреть создание (оснащение) специальных рабочих мест на условиях возмещения затрат работодателя на приобретение, монтаж и установку оборудования рабочего места. Возмещение затрат работодателя на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида производить в соответствии с договором между центром занятости населения и организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
- использование механизма социального партнерства для содействия последовательному росту заработной платы, ликвидации просроченной задолженности, усиления контроля соблюдения трудовых прав работников. Важнейшим условием реализации эффективной политики занятости населения является становление и развитие социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. В этом плане особую значимость приобретает более активное использование коллективно-договорного механизма в регулировании оплаты труда, занятости, трудовых конфликтов. Практика показывает, что эффективно работающее предприятие предоставляет своим работникам такие льготы и гарантии, как путевки в санатории и дома отдыха, беспроцентные ссуды, материальную помощь нуждающимся, вознаграждение за долгую и безупречную службу, выплата пособия рабочим, трудоустроенным на предприятие после службы в Вооруженных силах, предоставление путевок в оздоровительные лагеря детям работников предприятий и т.д.
Правовое регулирование вопросов социального партнерства в сфере занятости осуществляется на основе Конституции РФ, ратифицированных Российской Федерацией Конвенций и рекомендаций МОТ, в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, федеральных законов «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и ряда других законов.
Четко выделим основные направления развития института социального партнерства:
• определение и стимулирование приоритетных направлений экономического развития района;
• разработка и утверждение комплексной программы содействия занятости населения с приоритетами мер активной политики занятости и адекватным развитию рынка труда финансированием из страховых, бюджетных и внебюджетных источников;
• разработка и утверждение программы развития человеческих ресурсов, в которую вошли бы системы профессиональной ориентации населения, непрерывного профессионального образования как неотъемлемой составляющей государственной политики занятости;
- участие в мониторинге потребности в специалистах и рабочих работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области. Мониторинг текущей и перспективной потребности в специалистах и рабочих работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, представляет собой систему регулярного наблюдения соответствия рынка образовательных услуг профессионального образования требованиям рынка труда.
Мониторинг необходимо проводить в форме регулярного наблюдения по всем крупным, средним, малым и микропредприятиям (с численностью свыше 10 человек) 1 раз в 3 года путем анкетных опросов работодателей (физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющих деятельность на территории Омской области, по видам экономической деятельности (в соответствии с разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 0292007).
Целями мониторинга являются:
• разработка прогноза потребности работодателей в квалифицированных специалистах и рабочих;
• выработка мер по снижению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, а также по своевременному формированию объемов и профилей подготовки специалистов и рабочих в образовательных учреждениях профессионального образования Омской области.
Участие работодателей в опросах является добровольным;
- организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации кадров. Опережающее профессиональное обучение работников предусмотрено для работников, находящихся под риском увольнения (на предприятии - неполное рабочее время, временная приостановка работ, предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, проводятся мероприятия по высвобождению работников).
Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или в другой местности.
Формы обучения:
• профессиональная подготовка;
• переподготовка;
• повышение квалификации.
Продолжительность обучения работников устанавливается профессиональными образовательными программами и не превышает 6 месяцев. Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.
Обучение может проводиться по месту жительства и в другой местности. Обучение работников может проводиться на учебно-производственной базе учебных заведений, предприятий, а также на рабочих (учебных) местах самих организаций в порядке индивидуальной профессиональной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией;
- обеспечение комплексного подхода в развитии региональной системы профориентации и психологической поддержки населения. Предлагается создание в Тарском районе центра профориентации и психологической поддержки населения.
В своей работе сотрудники центра будут выделять и использовать четыре подхода к профориентации:
•S информационный;
•S диагностико-консультационный;
•S развивающий;
•S активизирующий;
- стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Стажировку организовать для выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, а также освоения новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.
Стажировка в целях приобретения опыта работы осуществляется на основании договора между центром занятости населения и работодателем, предоставляющим рабочие места для стажировки выпускников. Работодатель:
•S контролирует реализацию стажировки и условия ее проведения, в т.ч. требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в т.ч. отраслевыми;
•S определяет наставников;
•S оценивает профессиональные компетенции, освоенные выпускниками в период прохождения стажировки, деловые качества выпускника;
•S обеспечивает безопасные условия прохождения стажировки;
•S проводит инструктаж участников по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности в организации;
•S выдает удостоверение по окончании стажировки.
Выпускник:
•S соблюдает действующие в организации правила внутреннего распорядка;
•S строго соблюдает требования охраны труда и пожарной безопасности;
•S получает удостоверение, подтверждающее оценку профессиональных компетенций, освоенных выпускником в период прохождения стажировки;
- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Содействие самозанятости безработных граждан будет организовано Главным управлением и центром занятости во взаимодействии с органом местного самоуправления Тарского муниципального района, Тарским центром государственного учреждения Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор», региональной общественной организацией Омской области «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства»:
•S оказание организационно-консультационных услуг гражданам, желающим организовать собственное дело;
•S участие в экспертизе технико-экономических обоснований проектов (бизнес-планов) безработных граждан, обратившихся в центр занятости с заявлением на предоставление выплаты на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, и осуществление сопровождения граждан, открывших собственное дело.
Библиографический список
1. Понятие и сущность безработицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// bezrabotitsa.fatal.ru.
2. Причины безработицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moycent.ru.
3. Программа комплексного социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области на среднесрочную перспективу (2011-2015).
© Захарова Т.И., 2012
Автор статьи - Татьяна Ивановна Захарова, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.
Рецензент - В.А. Кундиус, доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный университет.