Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
251
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Асадуллин Раиль Мирваевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

P.M. Асадуллин

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для такой многонациональной и поликультурной страны, как наша, одной из главных стратегических задач государственной политики и политики в сфере образования является укрепление общероссийского гражданского самосознания при сохранении этнокультурного многообразия и гармонизации национальных и межнациональных отношений [1]. В соответствии с данной стратегией языковая политика государства направлена на формирование и укрепление гармоничного русско-национального и национально-русского двуязычия. В этом случае обеспечивается знание русского языка как государственного языка Российской Федерации всем населением и поддерживается изучение родных языков1 народов страны.

Таким образом, эффективность языковой политики России связана с реализацией двух разновекторных задач: с одной стороны, распространение и укрепление функций государственного языка, обеспечение на этой основе гражданской консолидации, а с другой - сохранение и развитие родных языков народов, проживающих в Российской Федерации. При этом родные языки на региональном уровне имеют одинаковый статус с русским общефедеральным языком, который имеет большое практическое значение для механизма государственного управления с обеспечением баланса между федеральным и региональным языками в регионах - субъектах России. В этой связи, научные исследования по определению теоретических и методологических подходов к решению данной проблемы весьма актуальны и значимы. В то же время решение проблемы серьезно усложняется по причине невозможности определить универсальный способ реализации социального двуязычия, а в некоторых случаях и многоязычия, при таком федеральном устройстве, в котором субъекты неравноценны по размеру, многоликости национального состава, устойчивости традиций национальной культуры, политического и государственного устройства. Современная Российская Федерация разделена на 86 субъектов, которые, в свою очередь, распадаются на края, республики, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993), Федеральными законами «О языках народов Российской Федерации» (1991) и «О государственном языке Российской Федерации» (2005) государственным языком страны является русский, всем народам гарантируется «право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Республики в составе Российской Федерации получили право устанавливать статус

статье термин «родной язык» используется как эквивалент термину «этнический язык» или «материнский язык», а также термину «национальный язык» советского времени.

пеппготический ЖУПНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(81), Я019

национальных языков на своей территории. В нормативных актах также указано, что создание условий для сохранения и развития малочисленных народов и этнических групп, не имеющих своих национально-государственных образований или проживающих за их пределами, находится в компетенции высших органов государственной власти России, которые должны разрабатывать программы по их сохранению и развитию. Иными словами, Конституция Российской Федерации устанавливает право не только на сохранение, но и на развитие национальных языков народов, населяющих страну. Не всегда это удается - только за последние годы Россия потеряла восемнадцать национальных языков населения страны.

Для осуществления целенаправленной языковой политики в стране был принят Закон РФ «Об образовании» (1992), который гарантировал право граждан на получение основного общего образования на родном языке. Аналогичные законы были приняты и в субъектах федерации. В результате в современной Российской Федерации сложилась многокомпонентная модель языковой политики со своеобразным сочетанием «одной общегосударственной функциональной доминанты - русского языка и республиканских языков, т.е. функциональных доминант республиканского значения» [2, 26-27]. Кроме того, решалась проблема сохранения и развития языков народов, язык которых в регионах и в стране не получил статуса государственного языка.

В образовательном пространстве Республики Башкортостан языковая мозаика образовательного процесса выглядит следующим образом: обучение в школах ведется на шести языках - русском, башкирском, татарском, чувашском, удмуртском и марийском. В 2018/2019 учебном году охват обучением на родных (нерусском) языках составил 9,05% (43148 чел.), что больше по сравнению с 2017/2018 учебным годом. Доля учащихся, охваченных обучением на родном (нерусском) языке и изучением родных языков (нерусского), составляет 34,46% (164271 чел.). Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучают 66,3% обучающихся.

В школах республики школьники изучают одиннадцать родных языков: русский, башкирский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, украинский, немецкий, белорусский и латышский. Изучение родных языков также ведется в системе дополнительного образования. В республике функционирует пятнадцать национальных воскресных школ (с охватом 4311 обучающихся), в которых изучаются девять родных языков: башкирский (168 чел.), татарский (401 чел.), чувашский (329 чел.), марийский (78 чел.), украинский (296 чел.), польский (104 чел.), армянский (105 чел.), немецкий (30 чел.), иврит (67 чел.).

Картина изучения родных языков в Башкортостане в целом благоприятная и свидетельствует о том, что 94,8% обучающихся (452204 чел.) изучают родные языки. Однако в последние годы реализация языковой политики вызывает острые дискуссии в стране и в республике, что свидетельствует о наличии проблемы. Причем общество сталкивается с противоречивой ситуацией, когда одни родители и инициативные группы недовольны сокращением часов на изучение русского языка в школе, а другие - недостаточной поддержкой родных языков и нарушением их языковых прав. При этом дискуссии касаются не только качества нормативно-правового обеспечения современной языковой политики, но и

пеппготический ЖУПНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 2(81), Я019

теоретико-методологических оснований языкового образования, его содержания и способов реализации, подготовки кадров национального образования. Эти обстоятельства указывают на незавершенность работ по определению стратегических ориентиров модернизации языкового образования в стране и регионе. Мы полагаем, что эта проблема требует постоянного и всестороннего анализа всех аспектов развития и изучения языков. Для принятия обоснованных и продуманных решений по такому жизненно важному вопросу, необходим учет опыта языкового образования в контексте национально-языковой политики на разных этапах развития страны.

Историческая память хранит практику формирования новой исторической общности - «советский народ» с его социалистической идеологией и единым русским языком общения. Итог этой политики - ограничение родных языков в системе образования и перевод многих языков из общественной жизни в бытовую сферу. В конце 1980 года из 18,5% детей нерусских национальностей РСФСР только 9% посещали национальные школы, в которых преподавались сорок четыре родных языка. Обучение осуществлялось на восемнадцати языках, причем одиннадцать языков на протяжении 1-3 лет обучения, еще три языка - 4 лет. В той или иной степени сохранились средняя и старшая ступени школы на родном языке в Башкирии и Татарии на протяжении 10 лет обучения, а в Якутии и Тыве -7 лет [4]. Данная ситуация привела к игнорированию в обществе проблем родных языков, а усиленный перевод программ обучения на русский язык породил в среде нерусского населения страны ассиметричный русско-национальный билингвизм, инициировал процессы ассимиляции нерусских народов России, особенно среди коми, карелов, коренных малочисленных народов Севера [5, 140-141].

После распада СССР в Российской Федерации произошла принципиальная смена парадигмы урегулирования процессов межэтнических взаимодействий. В соответствии с проводившейся в 1990-е годы национальной политикой в виде институционализации и спонсирования «многонациональное™» («берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить») образовательная политика была направлена на ликвидацию монополии государства и на расширение прав субъектов образовательного процесса в плане удовлетворения своих интересов в изучении языков. Заметным изменением в образовательных программах стали преобразования в их структуре. Они состояли из федерального и национально-регионального компонентов, что на практике привело к дифференцированному спектру этнокультурных школ с восстановлением у многих народов преподавания на родном языке, а также к расширению этнокультурного компонента в учебных планах. В итоге во всех регионах страны выросло количество учеников, изучавших родные языки.

Однако очередной этап реформирования системы образования России, основаный на государственной национальной политике интеграции народов страны в единую общероссийскую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного многообразия [1], заметно обострил существующие противоречия в развитии этнокультурного образования. Основными механизмами данного этапа модернизации этнокультурного образования стали Федеральные законы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (2007) и «Об образовании в Российской Федерации» (2012), которые, в свою очередь, активизировали принятие региональных нормативно-правовых актов в образовательной сфере.

Отказ от национально-регионального компонента в структуре Федерального государственного стандарта (ФГОС) был обусловлен тем, что компонентный принцип структурирования содержания образования, использование различных линеек учебников по гуманитарным дисциплинам создали реальную угрозу единству российского социокультурного и образовательного пространства [7]. Эти новшества ухудшили ситуацию с обучением родным языкам в регионах.

В итоге по всей России из 14 млн. школьников национальные языки изучают 1,91 млн., то есть 13,6%, а из них только седьмая часть (258 тыс.) обучается на родных языках, тогда как большинство учеников (1,65 млн.) учат родные языки как один из школьных предметов. Кроме того, факультативно или в кружках по интересам изучают этнические языки 57 тыс. школьников [8; 9]. Из общего количества школьников, обучающихся на родных языках, большая часть учится в начальной - 60% и в основной средней школе - 33,5%, тогда как в 10-11 классах на родных языках обучаются только 6,5% школьников. В Башкортостане сохранилась относительно высокая доля обучающихся на родных языках - 34,2%. В целом по стране родной язык как предмет наиболее многочисленная категория школьников изучает также в объеме начальной (42%) и основной средней школы (50%), а в старших классах предмет по национальному языку есть только у 8% школьников.

Количество школьников, изучающих родные языки, с 2005 по 2016 годы уменьшилось с 2,43 млн. до 1,91 млн. человек, то есть на 21,4%. Количество школ, в которых осуществляется обучение родным языкам, за это время уменьшилось с 16,9 тыс. до 12,7 тыс. школ (24,9%).

Наиболее интенсивно уменьшается количество школ, в которых организовано обучение на родных языках, и сокращается количество учеников, обучающихся в них. Причем эта тенденция характерна для всех национальных регионов РФ.

Таким образом, подавляющее большинство школьников России изучают родные языки в пределах начальной и основной средней школы. Новые образовательные стандарты общего среднего образования немного изменили ситуацию, предоставив возможность изучать родные языки в полной средней школе. В результате этнокультурная школа не может полностью реализовать свою системообразующую функцию по социализации подрастающего поколения и формированию этнокультурной идентичности в контексте национально-языковой политики государства.

Теоретический анализ проблемы и изучение практики общеобразовательной школы показывают, что отрицательная динамика обучения родным языкам обусловлена многими факторами:

- отсутствием эффективного механизма реализации языковой политики в сфере образования;

- несоответствием научно методического обеспечения и организационно-педагогических условий образовательного процесса современной школы

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

изменившимся языковым и образовательным потребностям обучающихся и их родителей;

- нежеланием молодежи изучать этнические языки в связи с их функциональной ограниченностью и непрестижностью;

- стремлением родителей и детей облегчить учебную нагрузку школьников [10].

В решении вопроса регулирования изучения республиканских государственных

языков в системе образования региональные законодательства вариативны. Так, в некоторых республиках, в том числе и в Республике Башкортостан, существовала норма изучения республиканского государственного языка как обязательного учебного предмета. В 2016/2017 учебном году в Республике Башкортостан изучение государственного башкирского языка было организовано для 87,1% обучающихся, а доля школьников, изучающих его как родной язык, составляла 63,4% от общего количества.

С одной стороны, введение нормы обязательного изучения всеми обучающимися республиканского государственного языка людьми не титульной национальности было воспринято как принуждение к изучению неродного языка, вторжение в личное пространство индивида. Но с другой стороны, она (норма) отражала право республики, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, регулировать обучение государственным языкам.

В ряде других республик для изучения республиканского государственного языка должны быть созданы условия с учетом пожеланий родителей и детей. Такой характер организации языкового законодательства, по мнению экспертов, с одной стороны, способствует сохранению межэтнического согласия, а с другой -снижению социальной престижности и востребованности родного языка у подрастающего поколения.

Однако, как показала практика, «норма обязательности» не гарантировала достижение стопроцентного охвата школьников региона обучением республиканскому государственному языку и не обеспечивала достаточного уровня языкового образования. Также, что немаловажно, не было достигнуто ожидаемое качество образования. Все эти недостатки указывают на необходимость дальнейшего поиска баланса при изучении русского и родных языков, принятия дополнительных мер по сохранению и развитию национальных языков.

Анализ языковой политики показывает, что важным направлением поддержки и сохранения равных возможностей государственных языков республик Российской Федерации (помимо совершенствования нормативно-правовой базы) является создание соответствующих социально-экономических и организационно-педагогических условий изучения языков и повышение престижа родного языка. Во многом решение этой сложной задачи зависит от политики в области образования, деятельности социальных институтов общества, средств массовой информации.

Необходимо также отметить, что улучшение языковой ситуации в республике и решение проблем языкового образования и политики идентичности может быть достигнуто путем повышения социальной ответственности самих народов, усиления и конструирования мотивационных механизмов гражданского поведения населения. Весьма важным аргументом в этом является положение о том, что предметы этнокультурного и регионального содержания образования,

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), 2019

преподавание национальных языков не только прививают любовь к малой родине, но и обладают большим потенциалом формирования патриотизма у российской молодежи. Весь опыт отечественного образования свидетельствует, что без воспитания любви к малой родине невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота России. Наличие этнокультурной составляющей в содержании образования повышает уровень гражданской зрелости учащихся, способствует развитию толерантной личности, формирует интерес к другим языкам и культурам, что позволяет преодолевать негативные этнические стереотипы и снижает межнациональную напряженность. Поэтому формирование и развитие сбалансированного социального билингвизма в республике может стать основой укрепления межнационального согласия и гармоничной общероссийской гражданской идентичности. В условиях, когда президентом страны В.В. Путиным патриотизм обьявляется национальной идеей, данный тезис может стать мощным аргументом для сохранения и развития национальных языков.

Сегодня отечественная система образования располагает богатым опытом обучения национальному языку как родному. Однако работа по научно-методическому обеспечению и формированию кадров национального образования остается актуальной. Язык как важнейшая составная часть культуры является, по словам Д.С. Лихачева, «творцом и созидателем народа», а «культура - это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» [13]. Следовательно, проблема изучения родных языков и обучения на них крайне чувствительна для общества, а ее эффективное решение затруднительно без обновления подходов как к содержанию образования, так и к педагогическим технологиям.

В то же время совершенно ясно, что в качестве одного из ключевых механизмов реализации национально-языковой политики необходима единая стратегия развития этнокультурного (этноязыкового) образования в Российской Федерации, обоснование ее общих целей, принципов и приоритетов. При этом важно, чтобы право каждого человека на родной язык было осуществимым, необходима ответственная и скоординированная политика федерального Центра и регионов, а также научно-обоснованная, комплексная, системная деятельность по сохранению и развитию языков народов России.

1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. - 11Р1_: http://aovernment.ru/news/26013/ (дата обращения: 21.11.2017 г.).

2. Михальченко, В.Ю. Варьирование национально-языковой политики в современной Российской Федерации [Текст] // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире: Междунар. конференция (Москва, 16-19 сентября 2014) / отв. ред. А.Н.Биткеева, В.Ю.Михальченко; Институт языкознания РАН, Научно-исследовательский центр по национально-языковым отношениям. -Москва, 2014.

3. Борисова, Н. Политизация языка и языковая политика в этнических территориальных автономиях [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. - №9.

4. Кузьмин, М.Н. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования [Текст] // Теория и практика образовательной политики в условиях модернизации полиэтнического общества: сб. статей, посвященный 75-летию чл.-корр. РАО М.Н.Кузьмина: в 2 ч. -Москва : ИНПО, 2006. - Ч. 1. - 236 с.

nenn готический жупнпл спшкортостпнп ы z(ai), so 19

5. Население России 2010-2011: Восемнадцатый-девятнадцатый ежегодный демографический доклад [Текст] / отв. ред. А.Г. Вишневский. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 530 с.

6. Артеменко, О.И. Полиэтничность России: государственная образовательная и языковая политика [Текст] // Вестник образования. - 2008. - №2.

7. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2006 г. № 201 [Текст] // Вестник образования. Полиэтничность России: государственная образовательная и языковая политика. - 2008. -№2.

8. Сведения о распределении учреждений, реализующих программы общего образования, и обучающихся по языку обучения и по изучению родного (нерусского) языка. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http: opendata/mon.gov.ru /opendata/7710539135-D7 (дата обращения: 06.08.2017 г.).

9. Тишков, В.А., Степанов, В.В. Национальные языки и этнокультурное образование в регионах России [Текст] // Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / ред. В.А.Тишков, В.В.Степанов. Москва : ИЭА РАН, 2016. - 297 с.

10. Боргояков, С.А., Бозиев, Р.С. Этнокультурное образование как важный фактор укрепления единства многонационального народа Российской Федерации [Текст] // Педагогика. - 2018. - №2.

11. Башиева, С.К., Улаков, М.З., Хамдохова, Ж.М. Формирование языковой компетенции в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики [Тектс] // Педагогика. - 2015. - № 8.

12. Каторова, А.М. Проблемы преподавания родных языков и литератур в местах компактного проживания финно-угорских народов Российской Федерации [Тектс] // Финно-угорский мир. - 2015. - №1.

13. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда [Тектс] // Новый мир. - 1994. - №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.