Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ТРЕНДЫ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ТРЕНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1750
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NON-FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / OUTDOOR EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION / EDUCATIONAL STRATEGY / TENDENCIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курдюмова Ирина Михайловна, Мясников Владимир Афанасьевич, Шапошникова Татьяна Дмитриевна

В статье представлены результаты анализа основных параметров дополнительного образования детей в различных странах: сущность понятия, цели, структура деятельности, программные документы, кадры, финансирование, а также причины, затрудняющие становление дополнительного образования и ограничивающие доступ к нему детей. Авторы отмечают, что исследование с целью сравнения данного феномена в образовательных системах различных стран позволило увидеть, что дополнительное образование отличается значительным разнообразием, имеет не только различные определения (термины, его обозначающие), но и различную организацию социокультурной и образовательной сфер, к которым дополнительное образование относится. Усиление значимости (и доли) дополнительного образования в сфере образовательных услуг рассматривается авторами как тенденция в мировом образовании, что находит отражение в документах стратегий образования и государственной образовательной политике мировых стран. Евросоюз в стратегических программах по вопросам образования и обучения на период 2016-2020 гг. выдвинул ряд приоритетов современного образования, выделив среди них и дополнительное образование, призванное решать задачи общего развития личности; формировать у детей навыки и компетенции для реальной жизни; способствовать трудоустройству; воспитывать активную гражданскую позицию; обеспечивать благоприятное вхождение во взрослую жизнь; выполнять цели инклюзивного образования; обеспечивать равные для всех образовательные возможности и результаты; препятствовать дискриминации. Опыт реализации данных приоритетов дополнительного образования ряда стран и проанализирован в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN: MODERN FOREIGN TRENDS

The article deals with the results of analysis of some basic parameters of non-formal children education in different countries: the concept, the aims, the structure, the activity, the programme documents, the finance, staff, and also the causes which hinder the formation of non-formal education and accessibility of children to it. The authors note that the research, whose aim was to compare this phenomena in the systems of education in different countries makes it possible to state that non-formal education is distinguished by a great variety of forms, has not only different definitions (terms) but also different organization of this sociocultural and educational sphere. Increasing the share and meaningfulness of non-formal education in the educational sphere is looked upon by the authors as a tendency in global education which is reflected in documents of education strategies and national education policy in most countries of the world. EU in its strategic programmes for the period of 2016-2020 years concerning education and instruction put forward some priorities of modern education. Among those non-formal education is set off, which calls upon: to solve the tasks of general personal development, to form children’s skills and competences for real life, and provision of employment, to form an active civic position, to secure favourable conditions for entering adult life; to develop inclusive education (in a broad context of the word); to provide equal educational opportunities for everyone, excluding discrimination. Some examples of non-formal education different countries are as it is realized included in the article.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ТРЕНДЫ»

И.М. Курдюмова, В.А. Мясников, Т.Д. Шапошникова ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ТРЕНДЫ

Исследование выполнено в 2019 году в рамках государственного задания Института: № 073-00086-19-00ПР по теме «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в сфере ведения Минпросвещения России)».

Ключевые слова: дополнительное образование, стратегия, тенденции, неформальное образование, информальное образование, образование вне школы.

Аннотация. В статье представлены результаты анализа основных параметров дополнительного образования детей в различных странах: сущность понятия, цели, структура деятельности, программные документы, кадры, финансирование, а также причины, затрудняющие становление дополнительного образования и ограничивающие доступ к нему детей. Авторы отмечают, что исследование с целью сравнения данного феномена в образовательных системах различных стран позволило увидеть, что дополнительное образование отличается значительным разнообразием, имеет не только различные определения (термины, его обозначающие), но и различную организацию социокультурной и образовательной сфер, к которым дополнительное образование относится. Усиление значимости (и доли) дополнительного образования в сфере образовательных услуг рассматривается авторами как тенденция в мировом образовании, что находит отражение в документах стратегий образования и государственной образовательной политике мировых стран. Евросоюз в стратегических программах по вопросам образования и обучения на период 2016-2020 гг. выдвинул ряд приоритетов современного образования, выделив среди них и дополнительное образование, призванное решать задачи общего развития личности; формировать у детей навыки и компетенции для реальной жизни; способствовать трудоустройству; воспитывать активную гражданскую позицию; обеспечивать благоприятное вхождение во взрослую жизнь; выполнять цели инклюзивного образования; обеспечивать равные для всех образовательные возможности и результаты; препятствовать дискриминации. Опыт реализации данных приоритетов дополнительного образования ряда стран и проанализирован в статье.

Среди определений дополнительного образования в документах международных организаций большинста стран мира насчитываются десятки понятий, которые характеризуют сферу дополнительного образования в мире: в англоязычных странах - это supplementary education (послешкольное образование), additional education (образование вне школы), afterschool education (внешкольное образование), extracurricular activities (внеклассное образование), outdoor education (наружное образование), non-formal education (неформальное образование), supplementary education (программы свободного времени), собственно «дополнительное образование», во французском - éducation supplémentaire, в немецком - zusätzliche Ausbildung, в эстонском - täiendavharidus и т.д.

Совет Европы и Европейский союз относят дополнительное образование к сфере неформального образования (термин «неформальное образование» объединяет все вышеназванные дефиниции). Международная стандартная классификация образования (МСКО), которая применяется для классификации и составления отчетов по статистике образования, а также документ ЮНЕСКО «Международный стандарт классификации в образовании (ISCED 2011)» определяют дополнительное образование детей как неформальное. В МСКО-2011 раскрывается суть определения неформального образования и дается характеристика его типов и видов (пункт 39 и пункт 40).

28

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини

Дополнительное образование относится к институционализированному, оно характеризуется тем, что, как правило, бывает целенаправленным и спланированным определенными лицами или организациями, которые предоставляют образовательные услуг [15]. Важнейшая особенность неформального образования заключается в том, что оно является дополнительным и/или альтернативным формальному образованию и обучению, которые осуществляются на протяжении всей жизни человека. Таким образом, дополнительное образование обеспечивает решение проблемы всеобщего права доступа к образованию (для всех) и способствует реализации важнейшего принципа мирового образования - образование для всех.

В каждой национальной системе образования неформальное образование включает, как правило, программы, ликвидирующие неграмотность молодежи и взрослых, обучение детей, которые по тем или иным причинам не посещают образовательные организации. Среди программ есть также и такие, в соответствии с которыми происходит развитие жизненных и трудовых навыков, формирование социальных и культурных компетенций. В многообразии терминов, которые относятся к дополнительному образованию, отчасти дается лишь некоторое представление о его сути, в то время как в большинстве из них не дана его точная характеристика. Определение расплывчато называется «дополнительным» или «внешкольным», поэтому, исходя только из названия, нельзя точно определить специфику этого вида образования. Дополнительное образование зачастую харакетризуют как образование «вне школы», что предполагает «необязательность» участия в дополнительном образовании (довольно часто в документах оно записано как «необязательное» или «желаемое», за редким исключением - «обязательное», например, в Сингапуре, где все ученики средней школы обязательно должны пройти хотя бы один курс дополнительного обучения).

Наряду с термином «неформальное обучение» употребляется термин «информальное обучение», которое ключевое в концепции обучения в течение всей жизни. Концепция информального обучения обычно понимается как «распространенные практики получения знаний и умений, предпринятые индивидами и группами при изучении и экспериментировании вне формального окружения и обучения» [16]. «Информальное обучение» никогда не организуется, не имеет целей в виде учебных результатов и никогда не является намеренным с точки зрения ученика (в терминах учебных результатов и намеренных целей). Часто к нему относятся как к получению опыта. Идея заключается в том, что жизнь постоянно ставит индивида в различные учебные ситуации на работе, дома или во время отдыха» [23]. Широкий спектр информального обучения характеризуется акцентом на создание и совершенствование принципов построения демократических связей, а также структур, которые позволяют людям быть в обществе, использовать и совершенствовать опыт, обмениваться им. Информальное учение к тому же вносит вклад в персонально более значимое обучение, которое строится на индивидуальных потребностях, целях и ожиданиях [24].

nenn готический жупнпл спшнортостпнп ы a(ai). so 19

Итак, понимание сути дополнительного образования в мировом образовательном пространстве складывается из его многочисленных интерпретаций в рамках различных культур, философии и местных особенностей каждого общества. Главной же отличительной чертой дополнительного образования как внешкольного является его акцент на образование «вне» (outdoor) - «за пределами школы», подразумевая его как «приключенческое образование» (adventure education), сфокусированное на развлечении, интересе обучающихся («школа по интересам»), приключениях; «средовом образовании» (environmental education), осуществляемом в окружающей среде; «экспедиционном» (expeditionary education) обучении, предполагающим «экспедиции в дикую природу, где человек - только лишь посетитель». Все эти виды деятельности обычно входят в «эмпирическое обучение» (experiential learning) - процесс обучения через опыт [7]. Результат - преимущественно разностороннее развитие ученика, расширение его кругозора, повышение академических успехов, вовлечение детей в основное обучение, обеспечение их занятости, формирование самостоятельности и уверенности детей, развитие коммуникативных и лидерских качеств, социальная адаптация и эмоциональная разгрузка детей. Эти ожидания по отношению к дополнительному образованию сформулированы в документах международных организаций (ЮНИСЕФ, ОЭСР), в законодательных документах различных стран об образовании и молодежной политики, в законах о дополнительном образовании [8, 20]. В Англии, например, подобная цель - всестороннее развитие ученика, повышение академических успехов - отражена в соответствующем Манифесте департамента образования [б]. В США целями внеклассного обучения, обучения после школы, за ее пределами (где акцент делается на физической активности детей, играх), выступают всестороннее развитие учеников и стремление к повышению успехов в основном обучении. В Австралии внеклассное обучение, дополнительное образование подразумевает использование программ, которые позволяют расширять и выходить за рамки основных школьных программ по предметам, а также включают в себя разнообразную внеклассную активность (музыку, спортивные мероприятия, путешествия и др.).

Возраст. Еще одна общая характеристика сферы дополнительного образования - объединение детей в возрасте от 4-5 лет до 16-17 лет. Практически везде лидирует младший школьный возраст, но в последние годы отмечается тенденция к повышению возраста детей, вовлекаемых в дополнительное образование.

Охват детей. Общей тенденцией для всех стран является стремление привлечь к сфере дополнительного образования как можно больше детей, в связи с этим увеличивается доля детей, которые имеют различного рода проблемы, связанные с особенностями здоровья, низким социальным статусом, как у детей мигрантов, в трудных жизненных ситуациях и так далее. Так, например, в Законе об основной школе и гимназии (Эстония) указано, что для улучшения обучения школьников, которые имеют особые образовательные потребности, допустимо и даже желательно создавать школы, которые будут объединять детей с ООП. Государство таким образом берет на собственное обеспечение образовательные

bsss&s§§sss§ssass§ss§ssss проблшы современной психологии и пеппгогики

организации для детей, у которых имеются проблемы со зрением и слухом, нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства. Программы для этих детей предусматривают обучение навыкам самообслуживания, также предусматривается создание специальных медико-педагогических классов и дальнейшее доступное трудоустройство детей [2].

В статье 37 Закона об основной школе и гимназии (Эстония) предлагаются меры, способствующие развитию обучающихся. Важная роль при этом отводится учителям, которые призваны осуществлять наблюдение за развитием детей, следить за тем, как они справляются со своими обязанностями в школе, помогать адаптировать обучение к потребностям детей с особым развитием. Цель школы -помочь обучающимся справиться с возникшими трудностями, с отставанием в учебе; учителя предпринимают различные меры для достижения школьником необходимых положительных результатов. Государство предоставляет для этих целей бесплатно, как минимум, услуги специального педагога (это может быть учитель-предметник, логопед, психолог, социальный работник, опорный специалист). Администрация школы имеет право специально заказать услуги таких специалистов в Министерстве образования и науки. В законе также прописана организация работы с талантливыми детьми, отмечая необходимость работы по их выявлению. Крайне важна деятельность педагогов для развития способностей и талантов школьников. Педагоги должны уметь не только выявлять индивидуальные учебные потребности школьников, но и выбирать комплекс индивидуальных мер и методов для последующего развития каждого ученика (организация дифференцированного обучения) [2].

Во Франции, например, в последние годы также уделяется много внимания детям, имеющим трудности в обучении, что является сферой детяельности педагогов по специальному педагогическому сопровождению (accompagnement pédagodique) неуспевающих учеников. Особенно важным такое дополнительное педагогическое сопровождение на начальном этапе обучения является для детей из семей иммигрантов, основная цель такого сопровождения - выравнивание стартовых образовательных возможностей школьников. Занятия эти бесплатные, проводятся чаще всего после уроков. Практика показывает, что такая работа в сфере дополнительного образования позволяет бороться с отсевом обучающихся из школ и искореняет второгодничество [4].

Управление и финансирование. Известны различные формы управления дополнительным образованием. В одних странах оно относится к сфере образования, иногда к социокультурной сфере; финансируется государственными структурами, общественными организациями, бизнесом или частными лицами на принципах партнерских отношений. В Швеции дополнительное образование относится к муниципальному и контролируется национальным агентством по образованию (Skolverket) [28], в Испании - Министерством образования; во многих странах оно создается по территориальному признаку: в Швеции дополнительное образование относится к коммунам (муниципалитетам), а в США и Австралии - к штатам, в Германии его контролируют органы власти федеральных земель, в Испании - автономные области и так далее. Государственные организации утверждаются, финансируются и контролируются властями. «Смешанные»

пепп готический жупнпл спшкортостпнп ы z(ai), so 19 bS§s§s§

организации реализуют разные формы государственно-частного партнерства. Как правило, обучение там бесплатно или условно-бесплатно (Австралия, США) [1]. В Эстонии в Законе об образовании отмечена возможность выделения государственных пособий, которые дополняют соответствующие отчисления местных самоуправлений, однако ответственность за организацию и поддержку образования по интересам лежит на органах самоуправления [2].

Законы некоторых европейских стран устанавливают равные права для формального и неформального образования, но это не обеспечивает им одинаковое финансирование. Не исключается также финансовая поддержка спонсоров, попечителей или частного капитала. Распространены дополнительные занятия на частной основе, поддерживаемые различными фондами или отдельными спонсорами. В ряде стран (Великобритания) занятия, включенные в учебный план, являются бесплатными для учащихся, а не включенные -проводятся за дополнительную плату. Во многих странах мира государство в той или иной степени несет ответственность за дополнительное образование, именно поэтому организуются способы поддержки детей, получающих такое образование, причем на разных уровнях - на национальном, региональном и муниципальном. Дополнительное финансирование могут получать спортивные секции, библиотеки, музеи, кружки по интересам и дома творчества.

Основное преимущество дополнительного образования - его доступность. Оно помогает реализовывать в странах концепцию непрерывного образования (lifelong education). В европейских странах широко известны концепции попечения и развития, в рамках которых реализуется дополнительное образование [3]. Для стран в Западной Европе характерна концепция попечения, предполагающая организацию большей части финансовой помощи дополнительному образованию, поступающей от национальных и местных правительств. Концепция также предусматривает ориентацию в основном на молодежь и на детей с серьезными проблемами. Для стран Восточной и Центральной Европы главной выступает концепция развития, согласно которой финансовые средства расходуются, как правило, на интересы больших групп детей и молодежи, которые не имеют проблем в развитии (попутно решается проблема профилактики негативных явлений). Для этой концепции характерным является активное привлечение государственных органов к деятельности учреждений дополнительного образования, которые имеют статус государственных структур [3].

Международные организации видят важную роль неформального обучения в поддержке молодых людей, особенно с ограниченными возможностями, с особыми образовательными потребностями, в сфере их интеграции в общество. В новой Молодежной стратегии Евросоюза 2019-2027 [31] всем государствам предлагается поделиться успешным опытом организации эффективных систем валидации и признания умений и компетенций, полученных в процессе такого обучения [24].

Многие страны не имеют официальных регламентирующих документов и контролирующих органов. В Сингапуре, Великобритании, Эстонии, напротив, власти контролируют деятельность в сфере дополнительного образования. В Эстонии на организацию в школах занятий по интересам распространяются

bS§sbs§§sss§ss§§s§s§ss§ss проелемы современной психологии и пеппгогики

положения Закона о школах по интересам, регулирующие организацию учебного процесса, права и обязанности учащихся, а также финансирование обучения. Дополнительное обучение в школе в Эстонии происходит в обычных школах в свободное от учебных занятий время (хобби). У директора школы есть право при необходимости организовать в школе при поддержке попечительского совета группы продленного дня, в которых школьники будут иметь возможность заниматься в группах по интересам, выполнять домашние задания [11].

В Польше наряду с внешкольными учреждениями работают ассоциации, фонды и центры неформального образования, дворцы молодежи, иорданские сады, молодежные центры. В Чешской Республике в деятельности по дополнительному образованию участвуют свыше 6700 учреждений (из которых около 2000 - неправительственные некоммерческие организации), школьники могут также проводить свое свободное время в специальных центрах, школьных группах продленного дня, школьных клубах. Все они осуществляют работу с различными возрастными категориями детей и молодежи (от дошкольников до студенчества) [3]. Одна из наиболее распространенных форм дополнительного образования в средних школах развитых стран - обучение за стенами школы (Outdoor education). «Использование реального мира есть способ учения, который используется в 99,9 % в процессе существования человечества» [17] В философии и теории образования вне стен школы существует акцент на влияние природного окружения на человека, на снятие стресса, а также на эмпирическое обучение (experiental learning) [22]. В той или иной форме обучение за стенами школы встречается повсеместно, но его внедрение происходит с учетом национально-культурного контекста. В некоторых странах оно является синонимом образования в рамках окружающей среды (environmental educathn), в других - вне школы. Образование вне школы и образование в рамках окружающей среды различаются. Например, в Англии Комитетом по образованию Палаты общин британского Парламента отмечается, что цель первого обучения - развитие социальных умений, улучшение школьных академических показателей [7]. А цель обучения «вне стен школы» - проведение занятий, проходящих на природе, на территории сада или поля, или в социальной среде [22]. В Британии по традиции пространство вокруг школы представляет собой самую большую «классную комнату», в которой ученики проводят время ланча и перемены между уроками, что составляет около 28% учебного времени. Если есть возможность, то на этом пространстве создаются места для летних игр - футбола, и зимних - хоккея. Приветствуются различные формы туризма. Разрабатываются рекомендации, призванные минимизировать возможный риск во время походов и других форм активности вне стен школы. Все организации, в которых реализуются занятия учеников различными видами спорта - вне стен школы, подлежат обязательному лицензированию [12]. «Обучение за стенами школы» часто используется как средство для понимания места людей в общине. Так, Английский Совет по образованию вне стен школы (English Outdoor Council) видит в таком образовании возможность наиболее полного погружения школьников и педагогов в окружающий их мир, что способствует физическому, спортивному развитию, приобретению социальных навыков [22].

пеппготический ЖУПНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 2(81), Я019

В Канаде существуют лагери специальных программ дополнительного образования. Цель таких программ - формирование навыков для путешествий и кемпинга (эко-занятия), навыков обучения жизни и деятельности в группах [13]. В Дании также практикуется такой опыт обучения наряду с процессом фундаментального обучения, школьники в рамках дополнительного образования обучаются в лесу, в полях с целью приобретения базовых навыков взаимодействия с окружающей природой [9]. В Финляндии дополнительное образование реализуется в соотвтетствии с национальными учебными планами базового образования. В старшей средней школе (16-18 лет) при изучении разделов общей темы «Постоянное развитие» [26] школьники организовывают и сами участвуют в акциях и мероприятиях социальной направленности - по экологии или в сфере туризма [18]. В Нидерландах организацией досуга молодежи занимаются волонтеры - жители городов или районов, в том числе родителей учеников. Каждый из них вносит свою лепту в общее дело и мероприятия дополнительного образования [17]. Следует отметить и такую особенность последних лет в сфере дополнительного образования, как участие в нем бизнеса и рост его влияния и, особенно в досуговом секторе, появление так называемых «расширенных школ» [1], в которых реализуется интеграция на базе школы, а также нескольких других организаций (в основном детских): самой школы, дневных центров, детских учреждений здравоохранения, библиотек, полицейских участков, общественных центров, «послешкольных» клубов, спортивных секций и так далее.

В области дополнительного образования в разных странах практически не существует отработанной системы отбора и подготовки педагогических кадров

[27]. Остановимся на примерах четкой организации этого вопроса. Так, в Швеции, в целом, не предъявляются четкие требования к преподавателям дополнительного образования. Специалист по музыке может не иметь педагогического образования, только профильное. Однако существуют довольно жесткие требования применительно к сотрудникам частных образовательных организаций в дополнительном образовании: система тестов, проверка умений в преподавании своей области, получение сертификата преподавателя, выдаваемого Шведским национальным образовательным агентством ^ко^егке{)

[28]. В Великобритании же необходимо обязательно пройти курсы повышения квалификации и курс эффективного преподавания по программам Национального ресурсного центра дополнительного образования, получить «сертификат учителя в секторе дополнительного образования» [6, 14].

В Сингапуре все преподаватели и инструкторы дополнительного образования проходят регистрацию на сайте Министерства образования Сингапура, в противном случае их деятельность будет считаться нелегальной [1, 19]. Для преподавателей сферы дополнительного образования ежегодно проводится аттестация учителей. В Австралии в настоящее время не сформулированы четкие требования к преподавателям дополнительного образования [27]. В Японии персоналом учреждений дополнительного образования также являются специалисты по социальной работе, которые оказывают профессиональную помощь другим сотрудникам; директорам и кураторам организаций; работникам коминкана, которые внедряют

bsss&s§§sss§ssass§ss§ssss проблшы современной психологии и пеппгогики

соответствующие программы; работникам музеев и библиотек, помогающим в проведении социальной работы [32].

Представленный в статье анализ феномена дополнительного образования детей в мире согласуется с результатами исследований многих отечественных ученых в этой области [1] и позволяет сделать вывод о том, что повышение роли дополнительного образования в социализации, обучении и воспитании молодежи сегодня следует рассматривать как устойчивую тенденцию в мировом образовательном пространстве, которая характеризуется осознанием обществом возросшего значения дополнительного образования в предоставлении образовательных услуг и пониманием того, что оно обладает необходимыми ресурсами для подготовки детей к жизни и труду в быстро меняющемся мире, преодолению социального неравенства и обеспечению равных возможностей для всех в получении образования. С развитием сферы дополнительного образования связаны и ожидания повышения конкурентоспособности страны. В большинстве стран Европы и США дополнительное образование отличается значительным разнообразием, институциональным устройством, расширением направлений в содержании, использованием инновационных форм и методов работы с детьми и молодежью. Во многом цели дополнительного образования уже сегодня определяются образовательной политикой, ориентированной на будущее десятилетие. Эта политика отражена в таких документах, как Europe 2020, Europe 2030, а также в рекомендациях Совета Европы и Европейской Комиссии. Она основывается на идеях концепций «образования на протяжении всей жизни» и «образования в обществе». Перспективными направлениями развития сферы дополнительного образования являются укрепление взаимосвязи с основным образованием.

1. Жулябина, Н.М. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование [Текст] / Н. М. Жулябина. - Москва : НИУ ВШЭ, 2017. - 40 с.

2. Закон Эстонской Республики об основной школе и гимназии (ЗОШГ). Объявлен постановлением Президента Республики от 21 июня 2010 г. № 698, RK, RTI, 05.07.2010, 41, 240 [Электронный ресурс]. - URL : http://pravfond.eu/?p=743 (дата обращения 23.02.2019).

3. Молоков, Д.С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей [Текст] // Журнал Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. - С. 225-231.

4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ac-grenoble.fr/ien.fv/spip.php?rubrique73) (дата обращения 24.02.2019)

5. Trudell, J., Cheffy, I. «We also wanted to learn»: narratives of change from adults literate in African languages [Электронный ресурс]. - URL : https://link.springer.com/article/10.1007/s11159-017-9664-z.

6. Department of Education and Skills (2006). Learning Outside the Classroom Manifesto, London: DfES [Электронный ресурс]. - URL : http://www.unesco.org/education/tlsf/mods/theme_d/mod26.html (дата обращения 24.01.2019)

7. DfES's leaflet on Learning Outside the Classroom. [Электронный ресурс]. - URL : www.slideserve.com/cera/teaching-and-learning-outside-the-classroom (дата обращения 23.02. 2019).

8. Commission staff working document [Электронный ресурс] / Europe 2020 - public consultation First overview of responses. - URL : http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/eu2020_public_consultation_preliminary_overview_of_responses.pdf (дата обращения 17.01. 2019).

пепп готический жупнпл спшкортостпнп ы я(в1). 2019 §s§s§së

9. Early Nature Lessons in Denmark's Forest Preschools - The official website of Denmark. denmark.dk. Retrieved2016-10-06 [Электронный ресурс]. - URL : https://denmark.dk/people-and-culture (дата обращения 23.01.2019).

10. Reverdy, C. L'accompagnement à l'école : dispositifs et réussite des élèves [Электронный ресурс]. - Lyon : ENS de Lyon, 2017. - URL : https://edupass.hypotheses.org/1162.

11. Закон эстонской республики об образовании [Электронный ресурс]. - URL : http://estonia.news-city.info/docs/sistemsf/dok_ierxxi.htm (дата обращения 25.01. 2019)

12. Adventure activities licence (England, Wales and Scotland) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.gov.uk/adventure-activities-licence (дата обращения 22.10.2018).

13. Henderson, B., Potter, G.T. (n.d.). Outdoor Adventure Education in Canada : Seeking The Country Way Back In. - рр. 227-242.

14. Health and safety in schools - exploring the perceptions of HSE's communications to promote and support sensible risk management [Электронный ресурс] / Prepared by the Health and Safety Laboratory for the Health and Safety Executive 2015. - URL : http://www.hse.gov.uk/research/rrpdf/rr1062.pdf.

15. International Standard Classification of Education ISCED 2011. С.13. [Электронный ресурс]. -URL : international-standard-classification-of-education-isced-2011-en.pdf (дата обращения 21.01.2019)

16. Jeffs, T., Smith, M. K. (1997, 2005, 2011), What is informal education? The encyclopaedia of informal education, available at [Электронный ресурс]. - URL : infed.org/mobi/what-is-informal-education/ (дата обращения 10.12.2018).

17. Leisure and Non-Formal Education / René Clarijs (ed.). - Prague: EAICY, 2008. - 358 p.

Linda Tallent, 'Outdoor Learning', 2007. - [Электронный ресурс]. - URL :: http://www.trunity.net/lifegermination/topics/view/23121/ (дата обращения 11.12.2018).

18. Luonto jaym paristoalan perustutkinto 2014" (PDF).finland.fi. Retrieved 2018-01-05 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.edusampo.fi/files/2737/Luonto_ja_ymparistoalan_pt_(002).pdf (дата обращения 22.01.2018).

19. Education programmes co-curricula activities [Электронный ресурс]. - URL : https://www.moe.gov.sg/education/programmes/co-curricular activities (дата обращения 12.02. 2019).

20. OESD library [Электронный ресурс]. - URL : www.oecd-ilibrary.org/education/schools-at-the-crossroads-of-innovation-in-cities-and-regions_9789264282766-en;(дата обращения 14.10.2018).

21. Programme for International student assessment [Электронный ресурс]. - URL : https://www.oecd.org/edu/pisa pdf (дата обращения 22.01.2019).

22. Outdoor recreation. (n.d.) [Электронный ресурс]. - URL :http://www.trunity.net/lifegermination/topics/view/23121/ (дата обращения 22. 01.2018).

23. Petkovic Sladjana. Desk study on the value of informal education, with special attention to its contribution to citizenship education, civic participation and intercultural dialogue and learning, European citizenship, peace-building and conflict transformation, 2018 / EU-CoE youth partnership. - 22 р.

24. Recognition of Non-formal and Informal Learning [Электронный ресурс]. - URL : http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/recognitionofnon-formalandinformallearning-home.htm (дата обращения 25.02. 2019).

25. Strategic framework for European cooperation in education and training "ET 2020 [Электронный ресурс]. - URL : http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/eu2020_public_consultation_preliminary_overview_of_responses.pdf (дата обращения 23.01. 2019).

26. Sustainable Development. ("Opetus suunn itelmajaymparistokasvatus - LYKE-verkosto".finland.fi. Retrieved 2018-01-05.) (дата обращения 22.01.2019).

27. Staff in Australia's Schools (SiAS) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.acer.org/sias (дата обращения 21.12.2018).

28. Swedish national agency for education [Электронный ресурс]. - URL : https://www.skolverket.se/om-skolverket/andra-sprak/in-english/the-swedish-national-agency-for-education-

1.61968 (дата обращения 10.02.2019).

29. Закон эстонской республики об образовании [Электронный ресурс]. - URL : http://www.venekool.eu/docs/zakony/zakon_ob_obrazovanii (дата обращения 11.02.2019).

30. International Standard Classification on Education ISCED 2011 [Электронный ресурс]. - URL : http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-standard-classification-of-education-isced-2011-en.pdf (дата обращения 13.12.2018).

bsss&s§§sss§ssass§ss§ssss проблшы современной психологии и пеппгогики

31. Молодежная политика в европейском союзе [Электронный ресурс] / Общественное объединение специалистов по работе с молодежью. - URL : https://youthworker.by/images/normativnie%20dokumenti/European_Union.pdf.

32. Outdoor Education in Japan [Электронный ресурс]. - URL : http://wilderdom.com/OEinternational/japan.htm (дата обращения 24.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.