Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:
Мухлынина М.М. — Государственная политика в сфере развития сельского хозяйства: актуальные вопросы права и практики // Сельское хозяйство. - 2022. - № 4. - С. 9 - 16. DOI: 10.7256/2453-8809.2022.4.39485 EDN: TTIFGY URL: https://nbpublish.com/lfcrary_read_article.php?id=39485
Государственная политика в сфере развития сельского хозяйства: актуальные вопросы права и практики
Мухлынина Мария Михайловна
кандидат юридических наук
старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права, Института
государства и права Российской академии наук
119019, Россия, г. Мзсква, ул. Знаменка, 10 [email protected]
Статья из рубрики "Управление сельским хозяйством"
DOI:
10.7256/2453-8809.2022.4.39485
EDN:
TTIFGY
Дата направления статьи в редакцию:
22-12-2022
Дата публикации:
29-12-2022
Аннотация: В статье анализируются некоторые правовые аспекты государственной политики в сфере развития сельского хозяйства. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие государственную политику в сфере сельского хозяйства. Целью работы является анализ международного и национального законодательства и формулирование на основе данного анализа выводов и предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере развития сельского хозяйства в нашей стране. Исследование проводилось с использованием общенаучных, частных и специальных методов, таких как: индукция, дедукция, синтез, анализ, аналогии, формально-юридический и других. Актуальность исследования связана с разработкой важнейшего вопроса - достижение продовольственного суверенитета страны. В статье анализируются положения новой Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года, где серьезный акцент сделан на импортозамещение как один из ключевых ориентиров развития России. Представляется очевидным, что необходимо продолжить совершенствовать нормативное правовое регулирование и стратегическое
планирование в исследуемом направлении. Для обеспечения среднегодового темпа роста АПК на уровне 3 %, как планируется, необходимо, определить факторы роста и внедрять новые или расширять действующие механизмы государственной поддержки. Принятие Стратегии считаем одним из важнейших шагов в рамках реализации государственной политики в сфере развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса, однако работа в этом направлении продолжается. Ключевой результат, который должен быть достигнут - это устойчивое развитие сельского хозяйства. Автором отмечается активизация работы по реализации российской научно-технической программы развития сельского хозяйства и перспективные направления государственной политики.
Ключевые слова:
государственная политика, сельское хозяйство, устойчивое развитие,
агропромышленный комплекс, национальные интересы, стратегия развития,
законодательство, правовое регулирование, закон, стратегическое планирование
Вопросы государственной поддержки и правового регулирования сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в настоящее время приобретают небывалую актуальность, так как именно этот сектор экономики призван обеспечить продовольственный суверенитет России, и даже несмотря на ограничения со стороны некоторых иностранных государств, показывает позитивную динамику. Импульс этому развитию придает во многом Президент Российской Федерации, который уделяет большое значение вопросам отраслевого характера, обращая свое внимание на важность создания, например, собственного селекционно-генетического резерва и в птицеводстве, и в животноводстве. Поддержка агропромышленного комплекса (далее -АПК), отраслевой науки, рассматривается государством как вопрос технологического, научного и продовольственного суверенитета страны, устойчивости и наполнения российского рынка доступными и качественными продуктами питания. Все это, несомненно, влияет на повышение суверенитета России в целом.
На международном уровне все острее звучит тема глобальных продовольственных вызовов, особенно болезненная для беднейших стран мира, на которых в первую очередь отражается дефицит продовольствия из-за политических и экономических дисбалансов. Что же касается нашей страны, то Россия, даже несмотря на все свои преимущества в данной сфере и статус крупнейшей аграрной державы мира, в последние годы подвергается сильнейшему санкционному давлению, целью которого является разрушить торговые цепочки, вызвать дефицит продовольствия или затормозить развитие отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства. Однако, отметим, что эти негативные процессы в отношении Российской Федерации запущены уже давно. Начиная с конца 1990-х - начала 2000-х гг. и в мировом масштабе, и в нашей стране, происходит агрессивное завоевание рынков сбыта глобальными корпорациями, которые для сдерживания конкурентов использовали все имеющиеся у них преимущества, монополизируя производство генетических материалов и сферу селекции.
Большой вклад на международном уровне всовершенствование управления в интересах обеспечения устойчивого развития продовольствия и сельского хозяйства и, как следствие, ускорение достижения ЦУР внесли ООН и Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). В документах Продовольственной и
сельскохозяйственной организации (ФАО) отмечается, что продовольственные системы сейчас сталкиваются с серьезными рисками, которые, в свою очередь, угрожают будущему самих продовольственных систем: «Несмотря на глобальное улучшение производства калорий и существенное развитие рынков продовольствия и сельскохозяйственной продукции, возникло огромное неравенство в доступе к продовольствию и перераспределении добавленной стоимости, что привело к новым
серьезным проблемам в области питания и социальным проблемам» -Ш.
Несомненно, ФАО оказывает государствам-членам помощь в определении, анализе, формулировании и решении проблем в области управления в целях обеспечения устойчивого развития продовольствия и сельского хозяйства на глобальном, региональном и национальном уровнях, но несмотря на это, каждое государство реализует свою продовольственную политику самостоятельно.
Российская Федерация занимает активную позицию в решении продовольственных проблем как на международном, так и на национальном уровнях, развитию сельскохозяйственной отрасли в нашей стране посвящено значительное число политико-правовых актов. В частности, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 27) устанавливаются основы реализации государственной политики в сфере развития сельского хозяйства в целях обеспечения населения отечественными продовольственными товарами. Если говорить про понимание термина «обеспечение» население, то А.Е. Епифанов, А.Ю. Мохов видят самообеспеченность продовольствием как долю производимой отечественными субъектами АПК пищевой продукции к количеству необходимого для потребления гражданами Российской Федерации продовольствия -2, с- 69].
08 сентября 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года (далее - Стратегия) (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 12 сентября 2022 г.), обновленную по поручению Президента Владимира Путина с учетом новых экономических и политических реалий. «Глава государства ставил задачу учесть в ней актуальные вызовы и создать условия для расширения отрасли по всем основным направлениям, - напомнил премьер-министр М.В. Мишустин. - Необходимо добиться устойчивого среднегодового роста производства в секторе на уровне 3%, для чего потребуется финансирование в размере не менее 900
млрд руб. ежегодно» Превентивно Россия предпринимала меры, направленные на поддержку АП К и отраслевой науки, что позволило ей преодолевать турбулентность, связанную со стремительно меняющейся макроэкономической средой, перестроить цепочки товародвижения, вести поиск внутренних резервов для снижения импортозависимости - все это позволило ей сохранить одно из ведущих мест в числе мировых производителей сельскохозяйственной продукции, обеспечивая не только свои потребности, но и помогая странам, которые сталкиваются с дефицитом продовольствия. И даже несмотря на очевидные перечисленные успехи в Стратегии озвучена необходимость внедрения новой модели экономического развития. Специалисты из числа практиков поддерживают законодательные новеллы, отмечая их актуальность: «Мы считаем своевременным и верным обновление Стратегии развития АПК с учетом изменения рыночной конъюнктуры и действующих ограничений, - отмечает гендиректор агрохолдинга «Степь» А. Недужко, - Задачи обеспечения продовольственной безопасности, импортозамещения, цифровой трансформации, развития новых направлений экспорта сейчас становятся еще более актуальными для обеспечения дальнейшего развития АПК»-4!. Законодательное закрепление в Стратегии внедрения
новой модели экономического развития очень важный шаг вперед к новым заявленным приоритетам. Сельское хозяйство в России является ключевой отраслью экономики, оно обеспечивает стабильность, безопасность и самодостаточность страны. Основным признаком продовольственной независимости страны, по оценкам исследователей, в частности, Х.У. Белхароева, является состояние защищенности - как личности, так и в
целом государства [5, с- 111].
Одной из сложнейших с точки зрения реализации задач, поставленных в Стратегии перед государством, на наш взгляд, является повышение качества и уровня жизни сельского населения и социально-экономического развития сельских муниципальных образований, что требует комплексного преобразования инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в сельской местности. Сельские территории, в данном стратегическом документе, названы ключевым ресурсом страны, так как именно они обеспечивают развитие агропромышленного комплекса, «важность их стремительно растет в условиях процессов глобализации и увеличении значения природных и территориальных ресурсов для России» (ч. I Стратегии). Законодатель основу государственной политики в исследуемой сфере, включая устойчивое развитие сельских территорий планируется сформировать из 8 целей Стратегии, направленных на достижение национальных целей, обозначенных в Указе Президента РФ от 21.07. 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (СЗ РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817), а именно: национальная цель № 3 «Комфортная и безопасная среда для жизни» и национальная цель № 4 «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» формируют цель Стратегии «Сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации» (ч. III Стратегии). Недооцененными ресурсами повышения урожайности названы эффективность использования и вовлечение в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения. Все эти меры нужны для дальнейшего эффективного решения задачи продовольственной безопасности.
Если обратиться к анализу заявленных целей и реальности их реализации, то стоит обратить внимание на одну из целей - увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса, однако по целевому и базовому сценарию Стратегии (ч. III) показатели самообеспеченности по всем основным продуктам питания планируются (в период с 2022 по 2030 гг.) ниже 100%, даже по основным экспортным продуктам: овощи и бахчевые культуры (90%), фрукты и ягоды (43%), мясо и мясопродукты (85%), зерно (95%), молоко и молокопродукты (85%), растительное масло (90%), сахар (90%), рыба и рыбопродукты (85%). Возникает вопрос: как обеспечить экспорт данной сельхозпродукции, если даже показатели самообеспеченности не будут реализованы в полном объеме? Президент России на встрече с аграриями отметил по этому поводу: «Конечно, мы знаем, над чем ещё надо работать: фрукты, овощи, молоко, молочные продукты, молочка в целом. Но повторю, потенциал для дальнейшего развития отрасли, учитывая наши земельные и другие ресурсы, очень большой», причем основа агропромышленного комплекса, по мнению главы государства, и база для роста урожайности российских полей и производительности ферм - это семенной и племенной фонд. Интересно, что В.В. Путин, говоря о молоке и молочных продуктах, помимо собственного потенциала, отмечает перспективность союзнических отношений с Белоруссией по всем направлениям, «эта часть в значительной степени закрывается
поставками из Белоруссии»
Не только Стратегия в 2022 году претерпела изменения, коррективы внесены и в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 -
2030 гг. (СЗ, 04.09.2017, № 36, ст. 5421), предполагающая снижение уровня импортозависимости за счет доведения до 35% уровня инновационной активности в сельском хозяйстве по направлениям реализации программы. Вторит этому положению и выводы исследователя Н.П. Ворониной о наличии двух тенденций, направленных на устойчивое развитие сельского хозяйства: первая - применение инновационных методов осуществления сельскохозяйственной деятельности, биотехнологий, позволяющих получить сельскохозяйственную продукцию с заранее обозначенными характеристиками, адаптировать ее выращивание и производство к неблагоприятным природным условиям;
вторая - производство органической сельскохозяйственной продукции [7, с- 178"".
В завершении необходимо отметить, что ключевой результат, который должен быть достигнут - это устойчивое развитие сельского хозяйства, а «фундаментальной задачей на перспективу в целом по отрасли АПК считаем снижение импортозависимости, для этого активизирована работа по реализации российской научно-технической программы развития сельского хозяйства». В 2022-2023 гг. планируется запуск сразу девять важных подпрограмм, в том числе, если говорить о животноводстве, это молочное и мясное направление, также уже действует подпрограмма по созданию отечественного кросса мясных кур. В 2022 году Минсельхозу были переданы 11 научно-исследовательских учреждений, которые занимаются селекцией, производством вакцин для животных, племенным птицеводством. Благодаря системе электронной ветеринарной сертификации обеспечивается прозрачность всей производственно-сбытовой цепочки и, соответственно, снижается доля фальсификата. Создаётся единая информационно-аналитическая система племенных ресурсов, которая в перспективе позволит получать полную информацию о количестве и качестве племенного поголовья J6".
Представляется очевидным, что существует необходимость совершенствовать нормативное правовое регулирование и стратегическое планирование в исследуемом направлении, в частности, для того, чтобы обеспечить заявленные среднегодовые темпы роста АПК, внедрение новых или расширения действующих механизмов государственной поддержки, повышать показатели импортозамещения критически важных видов сельхозпродукции, а также продукции, используемой в АПК. Имеющиеся пробелы в правовом регулировании не способствуют обеспечению продовольственной безопасности. Реализация государственной политики в сфере сельского хозяйства может развиваться и в следующих направлениях:
- реализация программы по развитию овцеводства на Северном Кавказе, где овцеводство является традиционным видом деятельности и, в какой-то мере, основным источником дохода для многих семей;
- выстраивание более тесного диалога между наукой и бизнесом в сфере сельского хозяйства;
- проведение оценки эффективности и рыночных перспектив уже имеющихся научных на ра бото к в а гра рной с фе р е ;
- создание условий инвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса;
- законодательное регулирование сферы сельского хозяйства. Библиография
1. Food systems at risk - New trends and challenges // Food and Agriculture
Organization of the United Nations/ 2019.
http://www.fao.Org/3/ca5724en/ca5724en.pdf (дата обращения 01.12.2022).
2. Епифанов А.Е., Мохов А.Ю. Экономико-правовое содержание продовольственной безопасности Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 3. С. 67-72.
3. Правительство утвердило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. 12.09.2022 // Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/docs/46497/ (дата обращения 04.12.2022).
4. Кулистикова Т. Новая стратегия роста. Каких целей должен добиться АПК в 2030 году // Агроинвестор. 2022 № 11 https://www.agroinvestor.ru/markets/artide/39132-novaya-strategiya-rosta-kakikh-tseley-dolzhen-dobitsya-apk-k-2030-godu/ (дата обращения 07.12.2022).
5. Белхароев Х.У. Состояние и проблемы обеспечения продовольственной безопасности России (историко-правовой аспект) // Хозяйство и право. 2022. № 2. С. 111-118.
6. Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в запуске племенного центра по воспроизводству индейки в Тюменской области. 21 ноября 2022 // Официальный сайт Президента Российской Федерации
http://www.kremlin.ru/events/president/news/69901 (дата обращения 05.12.2022).
7. Воронина Н.П. Устойчивое («зеленое») развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 7. С. 177-186.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
РЕЦЕНЗИЯ на статью на тему «Государственная политика в сфере развития сельского хозяйства: актуальные вопросы права и практики».
Предмет исследования. Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам права и практике государственной политике «...в сфере развития сельского хозяйства...». Автором выбран особый предмет исследования: предложенные вопросы исследуются с точки зрения административного, аграрного и международного права, при этом автором отмечено, что «Вопросы государственной поддержки и правового регулирования сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в настоящее время приобретают небывалую актуальность, так как именно этот сектор экономики призван обеспечить продовольственный суверенитет России, и даже несмотря на ограничения со стороны некоторых иностранных государств, показывает позитивную динамику». Изучаются НПА России, Стратегия развития АПК, документы Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), имеющие отношение к цели исследования. Также изучается и обобщается определенный не очень большой объем (4 наименования) научной литературы по заявленной проблематике, анализ и дискуссия с данными авторами-оппонентами присутствует. Однако есть и другие авторы, которые также изучают данную проблему и пишут о ней. Но о них почему-то ни слова. При этом автор отмечает: «Поддержка агропромышленного комплекса (далее - АПК), отраслевой науки, рассматривается государством как вопрос технологического, научного и продовольственного суверенитета страны, устойчивости и наполнения российского рынка доступными и качественными продуктами питания».
Методология исследования. Цель исследования определена названием и содержанием работы: «...каждое государство реализует свою продовольственную политику самостоятельно», «Российская Федерация занимает активную позицию в решении продовольственных проблем как на международном, так и на национальном уровнях, развитию сельскохозяйственной отрасли в нашей стране посвящено значительное число политико-правовых актов». Они могут быть обозначены в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов, связанных с вышеназванными вопросами и использованием определенного опыта. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана определенная методологическая основа исследования. Автором используется совокупность общенаучных, специально-юридических методов познания. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить некоторые подходы к предложенной тематике и отчасти повлияли на выводы автора. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором применялись формально-юридический и сравнительно-правовой методы, которые позволили провести анализ и осуществить толкование норм действующих НПА РФ, Стратегии развития АПК, документов Продовольственной и сельскохозяйственной организации. В частности, делаются такие выводы: «. Россия, даже несмотря на все свои преимущества в данной сфере и статус крупнейшей аграрной державы мира, в последние годы подвергается сильнейшему санкционному давлению, целью которого является разрушить торговые цепочки, вызвать дефицит продовольствия или затормозить развитие отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства» и др. Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели статьи, позволяет изучить многие аспекты темы.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Данная тема является одной из важных в мире и в России, с правовой точки зрения предлагаемая автором работа может считаться актуальной, а именно он отмечает «.существует необходимость совершенствовать нормативное правовое регулирование и стратегическое планирование в исследуемом направлении, в частности, для того, чтобы обеспечить заявленные среднегодовые темпы роста АПК, внедрение новых или расширения действующих механизмов государственной поддержки, повышать показатели импортозамещения критически важных видов сельхозпродукции, а также продукции, используемой в АПК». И на самом деле здесь должен следовать анализ работ оппонентов и НПА, и он следует и автор показывает умение владеть материалом. Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только приветствовать. Научная новизна. Научная новизна предложенной статьи явно не прослеживается. Она не выражается в конкретных научных выводах автора. Таким образом, материалы статьи в представленном виде не могут иметь интерес для научного сообщества, но интересны в практическом плане: «Реализация государственной политики в сфере сельского хозяйства может развиваться и в следующих направлениях:», в частности «. реализация программы по развитию овцеводства на Северном Кавказе.».
Стиль, структура, содержание. Тематика статьи соответствует специализации журнала «Сельское хозяйство», так как посвящена актуальным вопросам права и практике государственной политике «.в сфере развития сельского хозяйства.». В статье присутствует аналитика по научным работам оппонентов в ограниченном количестве, поэтому автор отмечает, что уже ставился вопрос, близкий к данной теме и автор использует некоторые их материалы, дискутирует с оппонентами. Содержание статьи соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели своего исследования. Качество представления исследования и его результатов следует признать доработанным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология, результаты исследования, но научная новизна не прослеживается. Оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенные
нарушения данных требований не обнаружены, кроме описок «усовершенствование», отсутствие возможности открыть некоторые ссылки.
Библиография. Следует не очень высоко оценить качество представленной и использованной литературы. Однако присутствие дополнительной современной научной литературы показало бы еще большую обоснованность выводов автора. Труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком определенной достаточности, способствуют раскрытию многих аспектов темы. Апелляция к оппонентам. Автор провел анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Автор описывает разные точки зрения оппонентов на проблему, аргументирует более правильную по его мнению позицию, опираясь на работы отдельных оппонентов, предлагает варианты решения отдельных проблем. Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы являются логичными, конкретными «Имеющиеся пробелы в правовом регулировании не способствуют обеспечению продовольственной безопасности». Статья в данном виде может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам. На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи рекомендую «опубликовать» с учетом замечаний.