Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ («ЗЕЛЕНОЕ») РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ПРАВОВОЙ ОПЫТ РОССИИ И ИНДИИ'

УСТОЙЧИВОЕ («ЗЕЛЕНОЕ») РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ПРАВОВОЙ ОПЫТ РОССИИ И ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИНДИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ ЗЕЛЕНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ К КЛИМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Воронина Н. П.

В современных условиях климатических и иных глобальных изменений актуальными вопросами являются снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду при увеличении производства сельскохозяйственной продукции, а также адаптация сельского хозяйства к климатическим изменениям. В статье исследован правовой опыт построения модели устойчивого («зеленого») сельского хозяйства двух стран БРИКС - России и Индии. Рассмотрены современное состояние сельского хозяйства, экологические проблемы, обусловленные климатическими изменениями. Проанализированы нормативные правовые акты и документы стратегического планирования в сфере сельского хозяйства России и Индии, международные документы ООН и Продовольственной и сельскохозяйственной организации, направленные на адаптацию сельского хозяйства к климатическим изменениям. Обосновано, что в качестве инструментов адаптации сельского хозяйства России и Индии к климатическим изменениям могут выступать цифровизация и органическое производство сельскохозяйственной продукции. Сформулированы направления правового регулирования устойчивого развития сельского хозяйства на основе концептуальной модели правового регулирования устойчивого («зеленого») развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE («GREEN») DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE CONTEXT OF CLIMATE CHANGE: LEGAL EXPERIENCE OF RUSSIA AND INDIA

In modern conditions of climate and other global changes, topical issues are the reduction of the anthropogenic load on the environment with an increase in agricultural production, as well as the adaptation of agriculture to climate change. The paper examines the legal experience of building a model of sustainable («green») agriculture of the two BRICS countries - Russia and India. The current state of agriculture, environmental problems caused by climate change are considered. The regulatory legal acts and documents of strategic planning in the field of agriculture in Russia and India, international documents of the UN and FAO aimed at adapting agriculture to climate change are analyzed. The author substantiates that digitalization and organic production of agricultural products can act as tools for adapting agriculture in Russia and India to climate change. The directions of legal regulation of sustainable development of agriculture are formulated based on the conceptual model of legal regulation of sustainable («green») development of agriculture.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ («ЗЕЛЕНОЕ») РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ: ПРАВОВОЙ ОПЫТ РОССИИ И ИНДИИ»

001: 10.17803/1994-1471.2022.140.7.177-186

Н.П.Воронина*

Устойчивое («зеленое») развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии1

Аннотация. В современных условиях климатических и иных глобальных изменений актуальными вопросами являются снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду при увеличении производства сельскохозяйственной продукции, а также адаптация сельского хозяйства к климатическим изменениям. В статье исследован правовой опыт построения модели устойчивого («зеленого») сельского хозяйства двух стран БРИКС — России и Индии. Рассмотрены современное состояние сельского хозяйства, экологические проблемы, обусловленные климатическими изменениями. Проанализированы нормативные правовые акты и документы стратегического планирования в сфере сельского хозяйства России и Индии, международные документы ООН и Продовольственной и сельскохозяйственной организации, направленные на адаптацию сельского хозяйства к климатическим изменениям. Обосновано, что в качестве инструментов адаптации сельского хозяйства России и Индии к климатическим изменениям могут выступать цифровизация и органическое производство сельскохозяйственной продукции. Сформулированы направления правового регулирования устойчивого развития сельского хозяйства на основе концептуальной модели правового регулирования устойчивого («зеленого») развития сельского хозяйства.

Ключевые слова: Россия; Индия; сельское хозяйство; устойчивое развитие; модель зеленого сельского хозяйства; климатические изменения; адаптация к климатическим изменениям; цифровизация; органическое производство; концептуальная модель правового регулирования.

Для цитирования: Воронина Н. П. Устойчивое («зеленое») развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 7. — С. 177-186. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.140.7.177-186.

1 Статья подготовлена на основе доклада на Международной научно-практической конференции «Эко-право — новая реальность юридической науки и вызов в условиях глобальных климатических изменений: опыт России и Индии» (проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030») (Москва, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 15 марта 2022 г.).

© Воронина Н. П., 2022

* Воронина Наталья Павловна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 79315016167@yandex.ru

Sustainable («Green») Development of Agriculture in the Context of Climate Change: Legal Experience of Russia and India2

Natalya P. Voronina, Dr. Sci. (Law), Associate Prrofessor, Professor, Department of Environmental and Natural Resources Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 79315016167@yandex.ru

Abstract. In modern conditions of climate and other global changes, topical issues are the reduction of the anthropogenic load on the environment with an increase in agricultural production, as well as the adaptation of agriculture to climate change. The paper examines the legal experience of building a model of sustainable («green») agriculture of the two BRICS countries — Russia and India. The current state of agriculture, environmental problems caused by climate change are considered. The regulatory legal acts and documents of strategic planning in the field of agriculture in Russia and India, international documents of the UN and FAO aimed at adapting agriculture to climate change are analyzed. The author substantiates that digitalization and organic production of agricultural products can act as tools for adapting agriculture in Russia and India to climate change. The directions of legal regulation of sustainable development of agriculture are formulated based on the conceptual model of legal regulation of sustainable («green») development of agriculture.

Keywords: Russia; India; Agriculture; sustainable development; green agriculture model; climate change; adaptation to climate change; digitalization; organic production; conceptual model of legal regulation. Cite as: Voronina NP. Ustoychivoe («zelenoe») razvitie selskogo khozyaystva v usloviyakh klimaticheskikh izmeneniy: pravovoy opyt Rossii i Indii [Sustainable («Green») Development of Agriculture in the Context of Climate Change: Legal Experience of Russia and India]. Aktual'nyeproblemy rossijskogoprava. 2022;17(7):177-186. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.17803/1994-1471.2022.140.7.177-186.

Согласно программе ООН «Цели развития тысячелетия» в XXI в. необходимо искоренить голод, одновременно решая накопившиеся в прошлом столетии экологические проблемы. Международное сообщество выход видит в развитии зеленой экономики, составной частью которой является сельское хозяйство.

В документах ООН и Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) отмечается, что производимая сельскохозяйственная продукция должна быть безопасной для здоровья людей, а сельскохозяйственная деятельность минимально влиять на состояние окружающей среды. Поэтому на международном уровне обосновывается необходимость формирования и развития модели устойчивого («зеленого») сельского хозяйства, позволяющая производить безопасную сельскохозяйственную

продукцию с минимальным негативным влиянием на окружающую среду.

ФАО выделила пять принципов устойчивого производства продовольствия и ведения сельского хозяйства: повышение эффективности использования ресурсов; сохранение, защита и улучшение природных ресурсов; социальное благополучие сельских жителей; повышение устойчивости людей, общин и экосистем к внешним воздействиям (в первую очередь к климатическим изменениям); механизмы ответственного и эффективного управления.

В рамках климатической проблемы сельское хозяйство играет двойную роль. С одной стороны, оно само является значительным источником изменения климата, с другой — в сельском хозяйстве происходят негативные процессы в связи с изменением климата.

2 The paper was prepared following a report delivered at the International Scientific and Practical Conference «Ecopravo — A New Reality of Legal Science and a Challenge in the Context of Global Climate Change: The Experience of Russia and India». The project is a part of the strategic academic leadership program «Priority 2030». Moscow, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)), March 15, 2022.

Анализ современных технологий производства сельскохозяйственной продукции позволяет сделать вывод о наличии как минимум двух тенденций, направленных на устойчивое развитие сельского хозяйства. Первая — применение инновационных методов осуществления сельскохозяйственной деятельности, биотехнологий, позволяющих получить сельскохозяйственную продукцию с заранее обозначенными характеристиками, адаптировать ее выращивание и производство к неблагоприятным природным условиям. Вторая — производство органической сельскохозяйственной продукции.

В России принято значительное число политико-правовых актов, направленных на развитие сельского хозяйства в условиях глобальных изменений, в том числе и климатических.

Согласно п. 25 Стратегии национальной безопасности3, среди национальных интересов на современном этапе выделены развитие человеческого потенциала; повышение качества жизни и благосостояния граждан; устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе; охрана окружающей среды; сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование; адаптация к изменениям климата.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2015 г.4 отмечено, что «необходимо поставить задачу национального уровня... и обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания». В 2019 г. Президент РФ дал поручение «создать защищенный бренд отечественной чистой, "зеленой" продукции»5.

Основной документ стратегического планирования в сфере обеспечения продовольственной безопасности — Доктрина продовольственной безопасности 2020 г.6 В ней сформулированы национальные интересы российского государства, в том числе развитие производства

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, соответствующих экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным требованиям.

Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции при минимальном воздействии на окружающую среду требует пересмотра организации сельскохозяйственной деятельности в части экологического состояния используемых природных ресурсов, технологий, удобрений и т.д.

В сельском хозяйстве России в настоящее время можно видеть переход от модели экспорта первичной сельскохозяйственной продукции к модели ее глубокой переработки, технологическому обновлению сельского хозяйства, использованию низкоуглеродных технологий. Это должно обеспечить повышение конкурентоспособности и устойчивости российской сельскохозяйственной продукции. Это возможно путем реализации ряда задач, таких как создание высокотехнологичных производств; повышение производительности труда путем цифровиза-ции, использования технологий искусственного интеллекта, создания высокотехнологичных рабочих мест; интенсивное технологическое обновление сельского хозяйства; преодоление критической зависимости от импорта в области племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства); укрепление единства экономического пространства РФ, развитие кооперации и хозяйственных связей между субъектами Федерации; сокращение дифференциации субъектов РФ по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности; обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, сельских территорий; совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

4 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 // Российская газета. 2015. 4 декабря.

5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. 2018. 21 февраля.

Реализация этих стратегических задач обуславливает необходимость модернизации системы управления сельским хозяйством, основанной на управлении климатическими, агроэкологическими, ветеринарными, техногенными, экономическими, социальными и внешнеполитическими рисками. Следовательно, необходим инновационный путь развития сельского хозяйства и переход к модели эколого-ори-ентированного устойчивого сельского хозяйства.

Правительство РФ 14 июля 2021 г. определило несколько направлений устойчивого (в том числе и «зеленого») экономического развития7. Сельское хозяйство — одно из них, поэтому при осуществлении сельскохозяйственной деятельности необходим учет таких целей, как сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды; снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ или предотвращение их влияния на окружающую среду; сокращение выбросов парниковых газов; энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.

29 октября 2021 г. Правительство РФ утвердило Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года8. Данный документ стратегического планирования направлен и на дальнейшее развитие отрасли сельского хозяйства.

Предусмотрены два сценария развития российской экономики: инерционный и целевой (интенсивный).

В инерционном сценарии доля традиционных отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, в структуре валового внутреннего продукта к 2050 г. снизится на 4,9 процентных пункта по сравнению с 2020 г. за счет снижения добычи полезных ископаемых.

Целевой (интенсивный) сценарий предусматривает обеспечение глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического роста РФ в условиях глобального энергоперехода. Реализация данного сценария в сфере сельскохозяйственной деятельности требует внедрения ряда механизмов, в том числе распространения применения медленно действующих минеральных удобрений и удобрений с ингибиторами процессов нитрификации, соблюдения норм и сроков внесения удобрений в почву, изменение способов внесения удобрений; дифференцированного внесения на возделываемых землях агрохимикатов, развития «точного» земледелия (использование наилучших доступных технологий в сельском хозяйстве), применения дистанционного зондирования Земли для наблюдения за состоянием почв и мониторинга посевов; использование прогрессивных агрономических методов (регенеративных технологий), повышающих урожайность и способствующих более интенсивному поглощению остаточного углерода; противоэрозионные и полезащитные мероприятия; повышения продуктивности сельскохозяйственных животных; развития направленной селекции; производства биотоплива в животноводстве и растениеводстве, внедрение биогазовых комплексов в целях утилизации органических отходов; обеспечения накопления углерода в почвах сельскохозяйственных земель. Это требует применения инновационных способов ведения сельского хозяйства, в том числе и на основе цифровых технологий.

Вопросы цифровизации агропромышленного комплекса должны иметь приоритетное значение, так как от уровня развития сельского хозяйства зависит продовольственная безопасность и суверенитет государства9. В России с 2019 г.

Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности

Российской Федерации» // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.01.2020).

Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 30. Ст. 5814. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» // URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2021).

См.: Попова О. В. Проблемы правового регулирования цифровизации в агропромышленном комплексе // Аграрное и земельное право. 2018. № 9. С. 96.

6

7

8

9

реализуется ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»10. Планируется «внедрение цифровых технологий в целях технологического прорыва в АПК путем повышения производительности труда в 2 раза в 2024 г.». Это требует создания и развития национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство», модуля «Агрорешения», отраслевой электронной образовательной среды «Земля

знаний»11.

Цифровизация сельского хозяйства, в том числе и как инструмент адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям, предусмотрена и в Индии. В этой стране сельское хозяйство играет важную роль, поскольку в АПК работает более 50 % населения. Отмечается, что основными отраслями сельского хозяйства являются мясомолочное животноводство, птицеводство, выращивание фруктов и овощей, зерновых культур, специй, чайного и табачного листов, кофейных зерен, различных сортов орехов, сахарного тростника, производство морепродуктов, рыболовство и др.12 Вместе с тем в этой стране остро стоят проблемы обеспечения продовольственной и экологической безопасности. Основные экологические проблемы: недостаток воды, деградация почв, загрязнение окружающей среды биологическими и химическими веществами, выбросы углекислого газа. Отмечается, что основное противоречие Индии — при необходимости увеличения производства продовольствия одновременно тре-

буется снижение негативного воздействия на окружающую среду13.

В Индии процессы цифровизации сельского хозяйства обусловили необходимость повышения образовательного уровня и квалификации крестьян. Это стратегическая задача развития сельского хозяйства Индии. Активно государство участвует и в организации и финансировании научных исследований природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве. В частности, «на основе дистанционного зондирования ведется крупномасштабное картирование земель; совершенствуется система оценки хозяйственного воздействия на окружающую среду, изучается воздействие потепления климата на сельское хозяйство»14. Применяются системы геопозиционирования, электронная база учета производственных показателей домашних животных, самоходная сельскохозяйственная техника без машиниста при использовании системы точного земледелия, отслеживание сельскохозяйственной продукции по принципу «от поля до стола», формируется национальная платформа мониторинга сельскохозяйственных культур15. Используемые цифровые технологии увеличили производительность труда, но кардинально показатели продовольственной безопасности в Индии пока не улучшили: по-прежнему более половины индийского населения испытывает дефицит сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, по прогнозам ФАО, через три — пять лет Индия станет крупнейшим производителем молока и пшеницы в Азиат-

10 Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» : официальное издание. М. : ФГБНУ «Росинформ-агротех», 2019. 48 с.

11 См.: Воронина Н. П. Правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства // Право и цифровая экономика. 2021. № 3. С. 22.

12 См.: Сальникова О. В., РожковаЛ. В. Основные направления развития агропромышленного комплекса стран БРИКС // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 4 (56). С. 162.

13 См.: Дерюгина И. В. Цель сельского хозяйства Индии — экспортная ориентация: 25 лет экономической реформы (1991-2016) // Восток (Oriens). 2018. № 5. С. 165.

14 Сдасюк Г. В. Индия: обострение природно-экологических проблем и изменение сельскохозяйственной политики // Труды Института востоковедения РАН. 2018. № 2. С. 255.

15 См.: Меденников В. И., Райков А. Н. Анализ опыта цифровой трансформации в мире для сельского хозяйства России // Тенденции развития Интернет и цифровой экономики. Труды III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 59.

ско-Тихоокеанском регионе16. На повестке дня и смягчение последствий изменения климата для экономики Индии, поэтому в 2021 г. индийский премьер-министр объявил нынешнее десятилетие «десятилетием борьбы с изменением климата»17.

В РФ также актуальной задачей является определение механизма адаптации экономики к климатическим изменениям. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030-е гг.18 Одно из ее направлений — адаптация природных систем, населения и отраслей экономики к изменениям климата. Необходимы системные адаптационные меры с учетом региональной и отраслевой специфики. Это позволит обеспечить экологическое и климатическое обслуживание отраслей экономики, в том числе и сельского хозяйства; оптимизацию климатически обусловленных решений в части стратегического планирования адаптации к климатическим изменениям различных отраслей экономики, включая сельское хозяйство; выработку решений в части стратегического планирования и безопасности сельского хозяйства на территориях распространения многолетней мерзлоты; разработку рекомендаций по принятию решений в инвестиционной политике и эффективный учет социальных рисков и возможностей.

В сфере сельского хозяйства определение комплекса адаптационных мер возложено на Министерство сельского хозяйства РФ (Мин-сельхоз России) и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Минсельхоз

России разрабатывает мероприятия по управлению почвенными и водными ресурсами, применению сберегающих технологий, внедрению новых районированных сортов сельскохозяйственных культур. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 25.12.2019 № 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года»19 Минсельхоз России 30 декабря 2021 г. утвердил отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса в области рыболовства на период до 2022 г.20

Вместе с тем нельзя не отметить и определенную разрозненность положений документов стратегического планирования в сфере адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям и переходу к устойчивому («зеленому») сельскому хозяйству. Необходим единый отраслевой документ стратегического планирования в сфере устойчивого («зеленого») развития сельского хозяйства.

Важная роль в адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям возложена на производство органической продукции.

В 2017 г. Международный комитет по развитию органического сельского хозяйства (IFOAM) принял решение о переходе на новый этап развития Organic 3.0, производство которой должно ориентироваться на решение таких глобальных проблем, как смягчение негативных последствий изменения климата, сохранения биоразнообразия, борьба с голодом21.

Основной принцип органического сельского хозяйства — производство и оборот органической продукции без причинения вреда здоровью людей и нарушения состояния окружающей

16 См.: Меденников В. И., Райков А. Н. Указ. соч. С. 165.

17 URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya panorama/11219725?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic& utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 01.03.2022).

18 Постановление Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030-е годы» // СЗ РФ. 2022. № 8. Ст. 1151.

19 СЗ РФ. 2020. № 1 (ч. II). Ст. 115.

20 Распоряжение Министерства сельского хозяйства РФ от 30.12.2021 № 716-р «Об утверждении отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства на период до 2022 года» // СПС «КонсультантПлюс».

среды22. Производство органической продукции требует применения научно обоснованной системы севооборота, использования органических удобрений и минеральных удобрений натурального типа.

Развитие правового регулирования производства органической продукции в России осуществлялось постепенно. На первоначальном этапе были приняты лишь государственные стандарты по производству, хранению и транспортировке органической продукции, сертификации и маркировке. Их подзаконный уровень и фрагментарный характер не позволили обеспечить комплексное правовое регулирование производства и оборота органической продукции23. Эти факторы обусловили принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»24. Вместе с тем по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов: объединение общими правовыми требованиями всех стадий оборота органической продукции без учета их особенностей; отсутствие указания на применение указанного Закона к продукции пчеловодства; определение органического сельского хозяйства без указания на применение инновационных технологий, современные научно-технические разработки, сохранение биоразнообразия (основной недостаток этого определения — отсутствие указания на системный характер органического сельского хозяйства); отсылочный характер норм о сертификации органической продукции и т.д.25

Производство органической сельскохозяйственной продукции требует применения органических удобрений, в частности побочных продуктов животноводства.

3 марта 2022 г. в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект № 79874-8 «О побочных продуктах животноводства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»26.

Как отмечается в пояснительной записке, производители сельскохозяйственной продукции сталкиваются с проблемой неоднозначного толкования законодательства об отходах производства и потребления применительно к побочным продуктам животноводства. Контрольно-надзорные органы трактуют побочные продукты животноводства как отходы. Между тем в большинстве зарубежных стран, например в ЕС, обращение с навозом и пометом исключено из сферы законодательства об отходах, если они используются сельскохозяйственными организациями в производстве собственной продукции. Предполагается, что в случае принятия этого законопроекта побочные продукты животноводства будут исключены как из сферы действия законодательства об отходах, так и законодательства о безопасном обращении с пестицидами и агро-химикатами. Полагаем, что принятие данного закона окажет положительное влияние как на развитие органического сельского хозяйства, так и производства сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками.

В отличие от органической продукции, сельскохозяйственная продукция с улучшенными

21 См.: Занилов А. Х., Мелентьева О. С., Накаряков А. М. Научно-методические рекомендации для сельскохозяйственных консультантов «Организация органического сельскохозяйственного производства в России» // URL: https://soz.bio/organizaciya-organicheskogo-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-v-Rossii/ (дата обращения: 20.05.2021).

22 См.: Воронин Б. А. К вопросу о правовом регулировании развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2013. № 9. С. 80-83.

23 См.: Воронина Н. П. Производство и экспорт органической продукции как стратегическая задача российского государства // Аграрное и земельное право. 2019. № 6. С. 35.

24 Российская газета. 2018. 6 августа.

25 См.: Воронина Н. П. Производство и экспорт органической продукции как стратегическая задача российского государства // Аграрное и земельное право. 2019. № 6. С. 34-36.

26 URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/79874-8 (дата обращения: 19.03.2022).

характеристиками — это продукция и сырье, качественные и потребительские характеристики которых соответствуют требованиям действующего законодательства о сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками.

11 июня 2021 г. был принят Федеральный закон № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками»27. Он направлен на обеспечение производства сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками, т.е. экологически, биологически, генетически безопасной сельскохозяйственной продукции. Этот Закон предусматривает, что необходимо использовать при производстве сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками сельскохозяйственное сырье с улучшенными характеристиками, применять технологии, отвечающие экологическим, санитарно-эпидемиологическим и ветеринарным требованиям, использовать повторно перерабатываемую и биоразлагаемую тару и упаковку.

Полагаем, что производство органической продукции и продукции с улучшенными характеристиками внесет определенный вклад в процесс снижения негативного воздействия сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду.

В Индии производство органической продукции также признано стратегической задачей национального уровня. Правовую основу органического сельского хозяйства составляет Национальная программа по органическому производству. Кроме того, определены направления государственной политики Индии в сфере органического производства. Как и в России, основными направлениями государственной политики в сфере органического сельского хозяйства являются определение стандартов производства органической продукции и ее сертификация. Кроме того, разработаны государственные программы по обучению и повышению квалификации для товаропроизводителей органической продукции и организаций,

осуществляющих сертификацию органической продукции28.

Таким образом, опыт России и Индии в построении модели устойчивого («зеленого») сельского хозяйства позволяют сделать выводы об относительной общности экологических проблем и инструментов адаптации сельского хозяйства к климатическим изменениям. Можно видеть и определенный антагонизм между продовольственной и экологической безопасностью. И Россия, и Индия стремятся как к продовольственной независимости, так и потенциальному экспорту своей сельскохозяйственной продукции. Повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции обуславливает увеличение негативного воздействия на окружающую среду, что в условиях климатических и иных негативных экологических изменений приводит к обострению экологических проблем. Поэтому стратегической задачей любого государства является определение баланса между экономическими, экологическими и социальными интересами. Выход видится в применении инновационных методов ведения сельского хозяйства на основе цифровизации, а также производстве органической продукции, что позволяет снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. Это требует модернизации законодательства в сфере сельского хозяйства, а также определения стратегических направлений экологического и продовольственного развития государств. Эти изменения должны осуществляться на основе концептуальной модели правового регулирования устойчивого («зеленого») сельского хозяйства, которая с внутренней стороны представляет систему существенных признаков и характеристик правового воздействия на общественные отношения по производству сельскохозяйственной продукции, осуществляемого как с применением инновационных способов ведения сельского хозяйства, так и традиционными способами при соблюдении экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований, направленных на

27 Российская газета. 2021. 17 июня.

28 См.: Таран В. В., Соколова Ж. Е. Институциональный фактор развития мирового рынка органической продукции // Экономика и предпринимательство. 2017. № 11. С. 59-60.

обеспечение продовольственной, экологической, биологической, климатической безопасности, а с внешней стороной — это совокупность нормативных правовых актов и правовых норм,

направленных на обеспечение продовольственной, экологической, биологической, климатической безопасности при осуществлении сельскохозяйственной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Воронин Б. А. К вопросу о правовом регулировании развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. — 2013. — № 9. — С. 80-83.

2. Воронина Н. П. Правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства // Право и цифровая экономика. — 2021. — № 3. — С. 20-26.

3. Воронина Н. П. Производство и экспорт органической продукции как стратегическая задача российского государства // Аграрное и земельное право. — 2019. — № 6. — С. 34-38.

4. Дерюгина И. В. Цель сельского хозяйства Индии — экспортная ориентация: 25 лет экономической реформы (1991-2016) // Восток (Oriens). — 2018. — № 5. — С. 154-166.

5. Занилов А. Х., Мелентьева О. С., Накаряков А. М. Научно-методические рекомендации для сельскохозяйственных консультантов «Организация органического сельскохозяйственного производства в России» // URL: https://soz.bio/organizaciya-organicheskogo-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-v-Rossii/ (дата обращения: 20.05.2021).

6. Меденников В. И., Райков А. Н. Анализ опыта цифровой трансформации в мире для сельского хозяйства России // Тенденции развития Интернета и цифровой экономики : труды III Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. — Симферополь, 2020. — С. 57-62.

7. Попова О. В. Проблемы правового регулирования цифровизации в агропромышленном комплексе // Аграрное и земельное право. — 2018. — № 9. — С. 96-102.

8. Сальникова О. В., Рожкова Л. В. Основные направления развития агропромышленного комплекса стран БРИКС // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2020. — № 4 (56). — С. 159-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сдасюк Г. В. Индия: обострение природно-экологических проблем и изменение сельскохозяйственной политики // Труды Института востоковедения РАН. — 2018. — № 2. — С. 242-256.

10. Таран В. В., Соколова Ж. Е. Институциональный фактор развития мирового рынка органической продукции // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 11. — С. 50-61.

Материал поступил в редакцию 17 апреля 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Voronin B. A. K voprosu o pravovom regulirovanii razvitiya rynka organicheskoj selskohozyajstvennoj produkcii v Rossijskoj Federacii // Agrarnyj vestnik Urala. — 2013. — № 9. — S. 80-83.

2. Voronina N. P. Pravovoe obespechenie cifrovizacii selskogo hozyajstva // Pravo i cifrovaya ekonomika. — 2021. — № 3. — S. 20-26.

3. Voronina N. P. Proizvodstvo i eksport organicheskoj produkcii kak strategicheskaya zadacha rossijskogo gosudarstva // Agrarnoe i zemelnoe pravo. — 2019. — № 6. — S. 34-38.

4. Deryugina I. V. Cel selskogo hozyajstva Indii — eksportnaya orientaciya: 25 let ekonomicheskoj reformy (1991-2016) // Vostok (Oriens). — 2018. — № 5. — S. 154-166.

5. Zanilov A. H., Melenteva O. S., Nakaryakov A. M. Nauchno-metodicheskie rekomendacii dlya selskohozyajstvennyh konsultantov «Organizaciya organicheskogo selskohozyajstvennogo proizvodstva v

Rossii» // URL: https://soz.bio/organizaciya-organicheskogo-selskohozyajstvennogo-proizvodstva-v-Rossii/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

6. Medennikov V. I., Rajkov A. N. Analiz opyta cifrovoj transformacii v mire dlya selskogo hozyajstva Rossii // Tendencii razvitiya Internet i cifrovoj ekonomiki: trudy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii c mezhdunarodnym uchastiem. — Simferopol, 2020. — S. 57-62.

7. Popova O. V. Problemy pravovogo regulirovaniya cifrovizacii v agropromyshlennom komplekse // Agrarnoe i zemelnoe pravo. — 2018. — № 9. — S. 96-102.

8. Salnikova O. V., Rozhkova L. V. Osnovnye napravleniya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa stran BRIKS // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. — 2020. — № 1 (56). — S. 159-168.

9. Sdasyuk G. V. Indiya: obostrenie prirodno-ekologicheskih problem i izmenenie selskohozyajstvennoj politiki // Trudy Instituta vostokovedeniya RAN. — 2018. — № 2. — S. 242-256.

10. Taran V. V., Sokolova Zh. E. Institucionalnyj faktor razvitiya mirovogo rynka organicheskoj produkcii // Ekonomika i predprinimatelstvo. — 2017. — № 11. — S. 50-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.