Научная статья на тему 'Государственная политика в области специального (коррекционного) образования середины ХХ века'

Государственная политика в области специального (коррекционного) образования середины ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНВАЛИД / ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЛИЦА С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА / ЛИЦА С ОСОБЕННОСТЯМИ РЕЧЕСЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА / ЛИЦА С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ЛИЦА С ОСОБЕННОСТЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крыгина Н. М.

В данной работе изложены основные моменты государственной политики середины ХХ века в отношении лиц с особыми образовательными потребностями. Указанный период явился трудным и сложным этапом развития советского общества. Именно в это время наблюдается резкий рост граждан с беспощадным приговором «инвалид». Но, несмотря ни на что государство предпринимало разнообразные попытки для выхода из столь затруднительного положения. Научный анализ архивных и ряда других материалов позволил выявить главные тенденции в развитии системы специального (коррекционного) образования середины ХХ века, на основе которых возможно дальнейшее построение рассматриваемой области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Крыгина Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области специального (коррекционного) образования середины ХХ века»

УДК 376 (091)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ СЕРЕДИНЫХХВЕКА

Курский государственный технический университет

Н.М. КРЫГИНА

В данной работе изложены основные моменты государственной политики середины ХХ века в отношении лиц с особыми образовательными потребностями. Указанный период явился трудным и сложным этапом развития советского общества. Именно в это время наблюдается резкий рост граждан с беспощадным приговором «инвалид». Но, несмотря ни на что государство предпринимало разнообразные попытки для выхода из столь затруднительного положения. Научный анализ архивных и ряда других материалов позволил выявить главные тенденции в развитии системы специального (коррекционного) образования середины ХХ века, на основе которых возможно дальнейшее построение рассматриваемой области образования.

Ключевые слова: специальное (коррекционное) образование, лица с особыми образовательными потребностями, инвалид, органы социального обеспечения, лица с особенностями зрительного анализатора, лица с особенностями речеслухового анализатора, лица с особенностями интеллектуального развития, лица с особенностями опорнодвигательного аппарата.

В современных условиях, когда образовательная система Российской Федерации находится в состоянии реформирования, необходимо учесть, что именно образование, в том числе специальное (коррекционное) определяет положение отечественного государства в современном мире, а также каждого российского человека в мировом сообществе как непосредственного представителя и выразителя основных демократических преобразований. Не вызывает сомнения тот факт, что система коррекционного образования является институтом государства, которая возникает и развивается как особая форма отражения реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап развития рассматриваемой системы соотносится с определенным периодом в эволюции отношения общества и государства.

Казалось бы, развитие политики, экономики, социальной и образовательной сфер, а также ряда других - неумолимый процесс. Нельзя с определенной уверенностью смоделировать ситуацию, идентичную той, которая уже была в истории. Однако, несмотря на разительные различия в существующей российской действительности и условиях советского государства, по мнению автора, все же можно найти общие точки соприкосновения. Вместе с тем, в предлагаемой читателю работе предпринята попытка не простого изложения фактов, отражающих социально-политическую деятельность отечественного государства означенного периода, а на основе богатого исторического опыта, выявления особенностей и констатации недостатков проводимой образовательной политики, определить направления совершенствования государственной системы специального (коррекционного) образования.

В это сложное время, когда страна буквально задыхалась от нищеты, разрухи, голода, когда даже трудоспособные граждане не могли полноценно жить и работать, государство, осознавая приоритетность таких вопросов, как сохранение завоеваний революции, территориальной целостности страны, восстановление разрушенного войной хозяйства и ряда других, все же находило средства и время позаботиться о тех, кого война не только обездолила, но и лишила самого главного - здоровья.

Нельзя умалить заслуг государства в вопросе предоставления образовательных услуг лицам с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. В тяжелейших условиях Великой Отечественной войны на территориях не занятых немецко-фашистскими оккупантами ни на минуту не прекращалось обучение указанных категорий граждан. Кроме того, буквально сразу после изгнания противника из деревень,

сел, городов, областей на освобожденных территориях с завидным упорством начинались мероприятия по развитию системы специального (коррекционного) образования. В подтверждение данного утверждения автор хотел бы привести некоторые факты. Так Курский областной отдел народного образования возобновил свою деятельность с 20 февраля 1943 года1. А уже 29 марта 1943 года свою деятельность возобновила Курская средняя школа-интернат и стала называться «Школа - детский дом для глухонемых».

Именно в это время государство нашло возможности дальнейшего развития системы специального (коррекционного) образования, причем не только финансовоэкономической стороны вопроса, но и законодательного совершенствования. Уже 27 февраля 1946 г. Совнарком РСФСР принял Постановление за номером 120 «Об улучшении обучения и медицинского обслуживания детей, получивших различные уве-чья»2. Данная законодательная инициатива позволяла организовать учебнопроизводственные мастерские, издать большими тиражами учебники. В соответствии с этим же нормативным актом сеть специальных школ-интернатов для аномальных детей подлежала расширению.

В частности, архивные данные свидетельствуют, что в Курской области на 01.01.1946 г. образовательным процессом системы Министерства просвещения РСФСР было охвачено 3520 детей, которые обучались в 45 детских домах. Из них 289 школьников проживали и учились в пяти детских домах для глухонемых детей, 53 - в одном учебном заведении для слепых детей3. К сожалению, источники за данный период не содержат сведений о численности и контингенте учащихся с особенностями интеллектуального развития. Однако к октябрю месяцу этого же года образовательным процессом было охвачено уже 600 детей, обучающихся в шести детских домах-интернатах для детей с особенностями речеслухового анализатора4.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что за столь короткий промежуток времени - девять месяцев, наблюдается значительное численное повышение обучающегося контингента и числа учреждений. Причем выявленная тенденция относится к большинству городов, краев и областей РСФСР (см. таблицу 1)5.

Таблица 1

Сеть и контингенты детских домов-интернатов для детей с нарушением речеслухового анализатора на начало и конец 1946 г.

Наименование городов, краев, областей и АССР Сеть учреждений на 01.01.46 г. Контин гент на 01.01.46 г. Сеть уч-режде ний на 01.10.46 г. Контин гент на 01.10.46 г. Статистичес кие изменения

сеть учреж дений кон тин гент

1 2 3 4 5 6 7

г. Горький 1 101 1 200 0 +99

г. Куйбышев 1 121 2 270 +1 +149

Ленинград 1 130 3 500 +2 +370

г. Москва - - 3 550 +3 +550

г. Молотов - - - - - -

г. Новосибирск 1 130 2 200 +1 +70

г. Саратов 1 173 2 300 +1 +127

г. Свердловск - - - - - -

г. Челябинск - - - - - -

г. Ростов - - - - - -

Всего по городам 5 655 13 1960 +8 +1305

1 Государственный архив Курской области (в дальнейшем - ГАКО), Ф.Р - 3605, оп. 1, д. 4, л. 8

2 Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение, 1980. - С. 372

3 Государственный архив Российской Федерации (в дальнейшем - ГАРФ), Ф. А - 2306, оп. 70, д. 5864, л. 1

4 Там же, л. 17

5 Таблица составлена автором по материалам архивных источников: ГАРФ, Ф. А - 2306, оп. 70, д. 5864, лл. 1, 11

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Алтайский край - - 5 400 +5 +400

Краснодарский край 3 229 3 500 0 +271

Красноярский край 3 223 4 400 +1 +177

Приморский край 2 150 2 200 0 +50

Ставропольский край 2 166 3 300 +1 +134

Хабаровский край 2 175 3 260 +1 +85

Всего по краям 12 943 20 2060 +8 +1117

Архангельская область 3 192 3 250 0 +58

Астраханская область 1 103 1 200 0 +97

Брянская область 1 66 3 270 + 2 + 204

Великолукская область 1 41 2 160 +1 +119

Владимирская область 3 187 5 500 + 2 +313

Вологодская область 6 433 7 600 +1 +167

Воронежская область 4 180 7 530 +3 +350

Горьковская область 7 439 9 675 + 2 +236

Грозненская область 1 94 2 190 +1 +96

Ивановская область 4 460 4 470 0 + 10

Иркутская область 2 159 3 250 +1 +91

Калининградская область - - 3 300 +3 +300

Калужская область 1 135 1 160 0 +25

Кемеровская область 7 422 7 400 0 -22

Кировская область 4 405 5 550 +1 +145

Костромская область 2 154 3 320 +1 +166

Крымская область 1 87 2 200 +1 +113

Куйбышевская область 1 98 1 200 0 + 102

Курганская область 1 69 2 150 +1 +81

Курская область 5 289 6 600 +1 +311

Ленинградская область 1 103 2 290 +1 +187

Молотовская область 2 148 3 400 +1 +252

Московская область 5 532 9 1105 +4 +573

Мурманская область 1 24 1 30 0 +6

Новгородская область - - 1 100 +1 + 100

Новосибирская область 1 47 1 50 0 +3

Омская область 3 201 4 500 +1 +299

Орловская область 1 85 5 460 +4 +375

Пензенская область 2 167 4 300 + 2 +133

Псковская область - - 1 100 +1 + 100

Ростовская область 2 168 3 460 +1 +292

Рязанская область - - 4 300 +4 +300

Саратовская область 1 84 2 250 +1 +166

Свердловская область 1 256 2 500 +1 +244

Смоленская область 2 160 3 400 +1 +240

Сталинградская область - - 2 210 + 2 + 210

Тамбовская область 6 343 7 600 +1 +257

Томская область 1 114 2 210 +1 +96

Тульская область - - 2 200 + 2 +200

Тюменская область 2 140 3 195 +1 +55

Ульяновская область 1 96 1 110 0 +14

Челябинская область 3 264 4 370 +1 + 106

Читинская область 2 77 2 100 0 +23

Чкаловская область 2 165 4 350 + 2 +185

Ярославская область 3 218 3 300 0 + 82

Всего по областям 97 7405 151 14865 +54 +7460

Башкирская АССР - - 18 1200 +18 + 1200

Бурят-Монгольская АССР 1 105 1 100 0 -5

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Дагестанская АССР 1 65 1 100 0 +35

Кабардинская АССР 1 48 1 60 0 + 12

Коми АССР 1 45 1 60 0 +15

Марийская АССР 2 106 3 200 +1 +94

Мордовская АССР 2 90 3 200 + 110

Северо-Осетинская АССР 1 112 2 150 +1 +38

Татарская АССР 4 416 4 500 0 +84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удмуртская АССР 3 249 5 400 +2 +151

Чувашская АССР 2 85 3 250 + 1 +165

Якутская АССР - - 1 25 + 1 +25

Всего по АССР 18 1321 43 3245 +25 + 1924

Всего по РСФСР 132 10324 227 22130 +95 11806

Таким образом, Постановление «Об улучшении обучения и медицинского обслуживания детей, получивших различные увечья» от 27 февраля 1946 г. № 120 официальными органами было реализовано на практике. Однако уже к 1954 году наблюдается несколько иная ситуация. Так, в Курской области по данным обзора за 1954 год действовало 14 детских домов. Из них - всего 3 специальных с контингентом детей - 3696.

Государственная политика по возрождению системы коррекционного образования нашла отражение и в Курской области. В соответствии с распоряжением СНК РСФСР № 11451 от 15 августа 1948 года, приказом ОБЛОНО № 21 от 9 февраля 1949 года был организован областной логопедический кабинет при 25 средней школе г. Курска со штатом 1 ед. - заведующий пунктом7. В связи с указанным фактом, автор хотел бы подчеркнуть, что организовывалась именно логопедическая помощь населению, а это, на первый взгляд обывателя, было простой тратой средств. Казалось бы, забота о гражданах с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, особенностями интеллектуального развития оправданна. Именно эта категория лиц в недалеком будущем должна была пополнить ряды советских рабочих, обеспечив тем самым экономическую стабильность государства. При этом какая у этих трудящихся будет дикция, будут ли они заикаться и т. д. вроде бы не имеет особого значения. Однако в подобном случае можно говорить о всеобщем, всестороннем внимании государственных чиновников к проблемам своих граждан.

Необходимо отметить, что государственная забота распространялась не только на детей с проблемами в развитии. Взрослое население также охватывалось системой специального (коррекционного) образования. В руководящих структурах государства отлично понимали, что численность лиц, вернувшихся с войны с различными увечьями огромна. Поэтому уже с 1941 г. уделялось большое внимание вопросам социальной и трудовой реабилитации этой категории граждан.

С сентября 1941 года на базе Пермского государственного педагогического института были организованы курсы по подготовке в вуз лиц, потерявших зрение на фронте. В связи с этим было издано «Положение о курсах военноослепших»8, в котором сообщалось о принятии заявлений от желающих обучаться. Образовательный процесс производился посредством разделения всех студентов на две группы. В первую группу принимались лица, получившие образование в объеме шести классов средней школы, а во вторую - в объеме восьми классов. Продолжительность подготовки зачисленных на очное отделение курсов составляла: для первой группы - два года; для второй группы - один год. На заочном отделении сроки обучения были увеличены вдвое.

Курсанты очного отделения получали (независимо от наличия основной пенсии по инвалидности) стипендию в размере 225 руб. в месяц и дотацию на чтеца 75 руб. Окончание курсов освобождало от приемных испытаний в вуз, причем курсантам предоставлялось право свободного выбора вуза.

6 ГАКО, Ф. Р - 4006, оп. 9, д. 138, л. 8

7 ГАКО, Ф. Р - 4006, оп. 11, д. 73, л. 24

8 Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Феоктистова. - М.: просвещение, 1987. - С. 118

Таким образом, именно с этого времени можно говорить о зарождении нового направления в системе образования лиц с особенностями в развитии - педагогики взрослых.

Данный пример является подтверждением того, что граждане с особыми образовательными потребностями имели возможность осуществления своих конституционных прав на образование (ст. 121 Конституции Союза ССР, 1936 г.)9, в частности на обучение в высшем учебном заведении. Однако предоставление образовательных услуг в такой форме было доступно не каждому. Каким же образом лица с более низкой школьной подготовкой могли быть социализированы путем вовлечения в трудовую деятельность?

Именно в это сложное для страны время предусматривалось открытие широкой сети школ для советских граждан, ставших инвалидами вследствие военных конфликтов. Только в Горьковской области было предусмотрено открытие школ в 21 районе10. Казалось бы, наметившаяся тенденция, при которой каждый инвалид получал бы профессиональное образование и становился относительно независимым, включаясь в трудовую деятельность, должна была в скором времени стать мощным положительным экономическим рычагом развития страны. Но отсутствие банального финансирования ставило под угрозу реализацию вышеозначенных государственных планов. В той же Горьковской области по бюджетным ассигнованиям на 1942 - 1943 учебный год из 21 запланированной школы были открыты и довели учебный год до конца лишь 8 школ для взрослых инвалидов и 1 школа глухонемых взрослых в следующих районах: Муромском, Павловском и Дзержинском.

Помимо указанной экономической проблемы, в сфере обучения лиц с проблемами в развитии на данном этапе присутствовала еще одна неоспоримая странность, выражающаяся в текучести обучающихся. Для подтверждения вышеозначенного факта рассмотрим численный состав учащихся Горьковской школы глухонемых на период за 1942 - 1943 учебный год. По данным на 1 сентября в этой школе обучалось 22 человека. В течение учебного года численность обучающихся увеличилась на 6 человек. Однако за тот же период 10 человек выбыли из образовательного процесса по неизвестным причинам. Таким образом, на конец учебного года численный состав учащихся сократился на 4 человека и составлял 18 человек. При этом не все обучающиеся в должной мере осваивали образовательные программы и могли быть переведены в следующий класс. Из 18 учеников школы глухонемых г. Горького по итогам 1942 - 1943 учебного года лишь 6 были переведены в следующий класс, а остальные 12 человек были оставлены на повторное обучение11.

В чем же причина такого плачевного состояния в деле обучения инвалидов на данном этапе? По мнению автора, ответ на данный вопрос можно найти в переписке Управления политпросветработы и образования взрослых с обл. (край) ОНО, НКП АССР и прочими учреждениями по вопросам обучения взрослых с особенностями физического и психического развития.

Из докладной записки заместителя заведующего ОблОНО г. Челябинска Хохлова на имя тов. Корякина от 10.11.43 г. № 12 видно, что в указанный период обучение лиц с проблемами в развитии, в частности, глухонемых не производится12. Одновременно с этим, тов. Хохлов сообщает о намечающихся перспективах открытия 3-х школ при трех крупных заводах на 480 человек с диагнозом глухонемота. При этом выражает искреннюю обеспокоенность по поводу трудностей, заключающихся в том, что глухонемые не могут посещать школы при наличии рабочего дня по 12 часов. Таким образом, именно неспланированность рабочего и учебного времени стали непосильным бременем в деле обучения лиц с проблемами в развитии.

Очередной проблемой при организации учебного процесса граждан с особыми образовательными потребностями стало отсутствие точного численного состава нуж-

9 Хрестоматия по истории отечественного государства и права: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 235

10 ГАРФ, Ф. А - 2306, оп. 70, д. 5167, л. 29

11 ГАРФ, Ф. А - 2306, оп. 70, д. 5167, л. 29

12 Там же, л. 89

дающихся в подобном обучении. Из той же докладной записки заместителя заведующего ОблОНО Хохлова можно узнать, что в 13 пунктах г. Челябинска имеются 737 человек с диагнозом глухонемота, которых нужно обучать. «Кроме того, имеются мелкие группы и одиночки глухонемых, но какое количество - сведений не имеется». При этом тов. Хохлов, указывая точные цифры статистики, ссылается на сведения ВОГ. Следовательно, самостоятельных попыток выявления граждан с проблемами речеслухового анализатора, либо других категорий, например, слепых или с проблемами опорно-двигательного аппарата, в г. Челябинске не предпринималось.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод: в деле успешного обучения данной категории граждан возникла острая необходимость в масштабах страны в кратчайшие сроки уточнить точный списочный состав всех инвалидов, нуждающихся в обучении.

Подобные проблемы организации, вернее отсутствия организации, при обучении взрослых граждан с особыми образовательными потребностями возникали практически повсеместно. В Читинской области, согласно докладной записке заведующего сектором политпросветработы и образования взрослых Бронникова от 05.11.1943 г. № 7191 на имя тов. Елисеева13, на указанный момент числилось 85 человек глухонемых и 33 человека слепых, часть из которых - инвалиды войны. Примечательно, что, как и в других областях советского государства, иные категории инвалидов, нуждающиеся в обучении, не были установлены.

Проблема с финансированием в Читинской области также не стала исключением из правил: средства на обучение попросту не выделялись. В связи с этим, соответствующими органами была предпринята попытка организовать обучение на общественных началах. Однако эта инициатива не нашла должного понимания непосредственно у людей, на которых была возложена эта обязанность - культармейцы и учителя обучать глухонемых и слепых в общественном порядке, без оплаты, не согласились.

Различные архивные документальные источники свидетельствуют, что уже к

1944 - 1945 учебному году во многих регионах страны наблюдается некая упорядоченность в деле учета инвалидов. Примером может служить докладная записка на имя начальника управления социального обеспечения инвалидов войны наркомсобеса РСФСР товарища Муратова В.А. от инженера отдела профобучения Рябовой14. Так, было отмечено, что в ходе выездной проверки в г. Курск с целью оказания помощи в составлении плана обучения инвалидов Отечественной войны I и II групп и организации курской школы военноослепших на тот момент велся строгий учет и контроль работающих и нигде не работающих лиц с особыми образовательными потребностями. В частности, в области к тому времени насчитывалось 12565 человек инвалидов Отечественной войны, из них работающих - 6245, нигде не работающих и не обучающихся -6320 человек.

Примечателен такой факт, свидетельствующий о детальной проработке вопроса, как исследование возможностей и желания обучаться, что и было указано в вышеозначенном документе. Однако нельзя сказать, что перспектива профессионального роста воодушевляла большинство граждан из числа военных инвалидов. Из 12565 человек только 800 изъявили желание обучаться, что составляет всего 12,6 %.

Несомненно, в те годы осуществлять данный вид деятельности было непросто, а иногда и невозможно. Однако, несмотря на все трудности, работа не прекращалась. Открывались все новые и новые учебные заведения, а деятельность уже существующих постоянно совершенствовалась.

В 1944 - 1945 учебном году обучение инвалидов в г. Курске осуществлялось посредством Профшколы-интерната, где, в соответствии с планом, образовательным процессом было охвачено 100 человек. Данный вид учебного заведения готовил специалистов по следующим профилям обучения: счетно-бухгалтерский, швейный, обувной. Учебный процесс был налажен на высоком уровне. Помимо непосредственного обучения в стенах школы, учащиеся имели возможность профессионально совершенствоваться на различных предприятиях города. Например, занятия обувного отделе-

13 Там же, л. 86

14 ГАРФ, Ф. А - 413, оп. 1, д. 687, л. 72

ния проходили в мастерской артели ВОГ, находившейся в стенах школы; учащиеся швейного отделения проходили практику на Курской швейной фабрике, которая в полной мере обеспечивала профшколу-интернат сырьем15.

Информационный отчет Курской Профтехшколы-интерната на 25.10.1944 г. показывает, что школа кадровым составом обеспечена полностью (преподаватели, инструктора). Однако директор Чернявская указывала на отсутствие учебных и наглядных пособий, машин и инструментов, оборудования и обмундирования16.

Этот же факт и некоторые другие были зафиксированы в докладной записке инженера отдела профобучения Рябовой: «...школа ощущает большой недостаток в постельном, нательном белье и верхнем обмундировании. Имеется в наличии постельного и нательного белья только одна смена»17.

Относительно благоприятной на тот момент времени была ситуация с ремонтно-строительными работами и подготовкой к отопительному сезону в Профшколе-интернате. Помещения здания были полностью отремонтированы, за исключением остекления окон. Большая часть окон была забита фанерой, а вторые рамы вообще отсутствовали, что, естественно, сказывалось на повышенном расходе топлива, которого на момент проверки тов. Рябовой (на 25.10.44 г.) было заготовлено в следующих объемах: завезено 34 куб. м дров, торфа - 50 т. Кроме того, администрацией учебного заведения были предоставлены наряды на 2 вагона угля и 210 т торфа18.

В соответствии с «Положением о подсобных сельских хозяйствах при интернатах для инвалидов Отечественной войны, домах инвалидов, детских домах, домах отдыха и профшколах-интернатах системы Наркомсобеса РСФСР и типовыми штатами учебно-производственных сельских хозяйств детских домов НКП РСФСР»19 при вышеупомянутой школе-интернате также имелся некий земельный надел, который в 1944-

1945 учебном году обеспечивал своих воспитанников 220 кг гречихи, 550 кг вики и овса, 120 кг фасоли, 5 т картофеля20.

При оценке деятельности этого вида учебных заведений следует учитывать, что не во всех профшколах-интернатах сложилась подобная относительно благоприятная ситуация.

В подтверждение вышеозначенной фразы приведем некоторые факты деятельности Новосибирской Профшколы-интерната инвалидов Отечественной войны. В рассматриваемый период (1944-1945 уч. год) образовательным процессом было охвачено 88 человек, из которых 87 - инвалиды Отечественной войны. Учебное заведение готовило специалистов по следующим профилям: швейный, обувной, головных уборов. Примечательно было то, что, как и в предыдущих случаях по некоторым профилям комплектование вызывало определенные трудности из-за отсутствия желающих обучаться той или иной профессии, например, «мастер головных уборов». В связи с этим руководство школы искало иные способы социализации этой категории граждан. Были рассмотрены различные возможности подготовки своих выпускников по другим специальностям. В частности, в этом учебном году решено было начать обучение инвалидов по профилю «ортопедия» в количестве 6-8 человек в соответствии с ходатайством Новосибирского Протезного завода.

Однако сам процесс не мог быть совершенным из-за отсутствия специалистов, помещений, мебели и т. д. К началу учебного года не хватало трех инструкторов производственного обучения швейного профиля и одного по обувному профилю. Несмотря на произведенный ремонт, площади помещений было недостаточно. Классные комнаты отсутствовали, в связи с чем теоретические занятия проводились в Красном уголке. Не хватало общежития на 20 человек, не было парикмахерской, мягких диванов, трюмо, жесткого инвентаря; за все существование школы белье и обмундирование для учащихся не приобреталось. Несмотря на своевременную в полном объеме заготовку

15 ГАРФ, Ф. А - 413, оп. 1, д. 687, л. 72

16 Там же, л. 74

17 Там же, л. 73

18 Там же, лл. 73, 74

19 ГАРФ, Ф. А - 2306, оп. 2, д. 5665, 8 л.

20 ГАРФ, Ф. А - 413, оп. 1, д. 687, л. 74

топлива, наблюдались некоторые затруднения при его доставке, так как машина отсутствовала, а имеющаяся старенькая лошадь не могла справиться с перевозкой всего объема дров. Подсобного хозяйства у школы также не было. Однако руководство изыскало возможности обеспечить своих воспитанников свежими овощами. Посев производился на колхозной земле. В результате в 1944-1945 учебном году было собрано 35 т картофеля, 2 т моркови, 2 т капусты, 1 т огурцов21.

Помимо включения инвалидов в образовательный процесс в системе Профшкол-интернатов обучение указанной категории граждан осуществлялось в рамках музыкальных школ- интернатов.

Для доказательства своей правоты автор хотел бы привести следующие факты. В г. Свердловске на период 1944-1945 уч. г. уже работала музыкальная школа баянистов военно-ослепших инвалидов Отечественной войны, в которой имели возможность обучаться 53 человека. Обучение осуществлялось в течение трех лет. Не являясь исключением из правил, данное учебное заведение, его воспитанники и преподавательский состав испытывали те же трудности военного лихолетья, что и все граждане нашей страны. Не хватало педагогов по дисциплинам «сольфеджио», «музыкальная литература», «теория музыки», по изучению нотной грамоты по системе Брайля, двух педагогов по фортепиано, 4-х - по классу баяна, по русскому языку, по истории, литературе, по истории народов СССР, математике. Помещение под общежитие отсутствовало, а имеющееся помещение под музыкальную школу было не приспособлено. Из-за этого обстоятельства школа была недоукомплектована22.

К концу войны в городе Курске в соответствии с приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № 75 от 18 февраля 1945 года «О мероприятиях по развитию музыкального образования слепых» была открыта музыкальная школа-интернат по подготовке баянистов из числа ослепших инвалидов Великой Отечественной вой-ны23. Школа вошла в подчинение Управления социального обеспечения инвалидов войны Народного Комиссариата социального обеспечения РСФСР. Данное учебное заведение предусматривало четырехгодичный срок обучения, приему в неё подлежали незрячие инвалиды I и II групп, обладающие музыкальным слухом и памятью. В 1947 - 1948 учебном году школа насчитывала 102 учащихся по всем курсам, которые обеспечивались одеждой, учебниками, инструментами, разовым питанием и общежитием. Школа имела один профиль обучения и готовила баянистов-исполнителей. При школе- интернате имелось подсобное хозяйство, действующее на основании положения, утвержденного Наркомсобесом РСФСР от 6 сентября 1944 года на основании Приказа Нар-компроса РСФСР № 92 от 5 февраля 1944 года «Об обеспечении весеннего сева в подсобных хозяйствах педагогических училищ, детских домов, специальных школ и на пришкольных участках»24.

Просуществовав до 7 августа 1954 года, Курская музыкальная школа-интернат для слепых была реорганизована в музыкальное училище-интернат для слепых в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 8588-Р от 7 августа 1954 года25. Образовавшееся музыкальное училище-интернат вошло в подчинение Управления трудового и бытового устройства и обучения инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР.

Трудности в организации обучения инвалидов Отечественной войны не закончились с одержанной нашим народом сокрушительной победой над фашистской Германией. В отчете МСО РСФСР о работе органов социального обеспечения за 1946 год указано, что в конце этого года официальные органы впервые столкнулись с фактом снижения абсолютного числа работающих и обучающихся инвалидов Отечественной войны26.

21 ГАРФ, Ф. А - 413, оп. 1, д. 687, л. 2

22 Там же, л. 4

23 ГАКО, Ф. Р - 203, оп. 1, д. 1, лл. 1-2

24 ГАРФ, Ф. А - 2306, оп. 2, д. 5665, 8 л.

25 ГАКО, Ф. Р - 203, оп. 1, д. 6, л. 16

26 ГАРФ, Ф. А - 413, оп. 1, д. 756, л. 8

В чем же причины такого явления? Дело в том, что многие руководители отделов социального обеспечения после слияния системы гособеспечения резко ослабили внимание к делу трудоустройства инвалидов, перестали руководить этим важнейшим участком работы. Кроме того, в связи с изменением порядка в снабжении хлебом населения, наведением жесткой экономии по расходованию хлебопродуктов, а также сокращением управленческого аппарата, многие руководители предприятий и учреждений стали стремиться заменить инвалидов здоровой рабочей силой, а органы социального обеспечения не приняли необходимых мер к пресечению подобных фактов. Однако Министерство социального обеспечения РСФСР своевременно отреагировало на это явление, издав приказ о необходимости ликвидации указанных недостатков.

Адекватная оценка сложившейся ситуации позволили несколько улучшить качественные показатели трудоустройства и обучения инвалидов. Так, например, удельный вес этой категории граждан, занятых в промышленности, увеличился с 21,5% на 1.01.46 г. до 23,8% на 1.04.47г. При этом, число занятых на подсобных работах уменьшилось на 1.04.47 г. с 7,9% до 7,7%, а удельный вес служащих и НТР увеличился с 33,3% до 34,9%.

Несколько иначе обстояло дело с трудоустройством инвалидов в сельском хозяйстве. Удельный вес инвалидов, работающих председателями, счетоводами и бригадирами за указанный период снизилось на 5,6%, что объясняется фактом демобилизации из армии старых кадров руководителей колхозного производства. Всероссийское совещание руководящих работников социального обеспечения еще в мае 1946г. предупреждало отделы социального обеспечения о возможности возникновения такого явления и рекомендовало вышеуказанным органам на селе развернуть работу по организации профессионального обучения различным ремеслам инвалидов Отечественной войны I и II групп.

Однако серьезных практических выводов из этого предупреждения многие отделы социального обеспечения не сделали. Это, прежде всего, относилось к таким областям, как Калужская, Кемеровская Кировская, Марийская, Тамбовская, Челябинская, Омская, Алтайская, Курганская, которые сократили число обучающихся инвалидов II группы в среднем на 6,1%. Поэтому в текущем году руководство Министерства социального обеспечения РСФСР настоятельно рекомендовало серьезно поработать над тем, чтобы развернуть обучение инвалидов различным ремеслам в системе кооперации, а также использовать для профессионального обучения данной категории граждан учебные заведения как земельных органов, так и ряда других ведомств27.

Анализируя вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что работа по социализации инвалидов путем обучения их различным специальностям велась, несмотря на значительные затруднения. Это свидетельствует о том, что в государственных структурах власти осознавалась необходимость проводимых мер, сложилось четкое понимание, что гражданин своей страны имеет гражданское и моральное право быть равным среди других. Однако, по мнению автора, сами граждане зачастую нарушали свои права, отказываясь от предоставляемой профессиональной бесплатной государственной подготовки, которая была направлена на улучшение положения данной категории советских граждан. При этом необходимо учитывать, что зачастую отказ граждан носил мотивированный характер, так как предоставляемый перечень специализаций не всегда соответствовал требованиям и реалиям жизни.

Именно эти обстоятельства необходимо учитывать в современной законотворческой деятельности. Пересмотр и формирование иного, отвечающего современным требованиям рынка труда перечня специальностей, особенно по рабочим профессиям, -этот вопрос нуждается в наиболее тщательном и внимательном подходе при его решении. Важно также отметить, что рассматриваемая проблема наиболее актуальна при предоставлении образовательных услуг лицам с особенностями интеллектуального развития. Это связано с тем, что обучение их в рамках школ VIII вида носит логически законченный характер и предполагает такие обстоятельства, когда выпускники не смогут или не пожелают в дальнейшем совершенствовать свои профессиональные навыки, а будут работать в соответствии со знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках коррекционной школы.

27 ГАРФ, Ф. А - 413, оп. 1, д. 756, л. 9

STATE POLICYIN THE FIELD OF SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATION OF THE MIDDLE OF THE TWENTIETH CENTURY

N.M. KRIGINA

Kursk State Technical University, e-mail: eiun@rambler.ru

In the given work the basic moments of a state policy of middle of the twentieth century concerning persons with special educational needs are stated. The specified period was a difficult and complex stage of develop- ment of the Soviet society. At this time sharp growth of citizens with a ruthless verdict "invalid" was observed. But, despite of everything, the state undertook various attempts for way out from so difficult position. The scientific analysis of archives and of some other materials has allowed to reveal the main tendencies in development of system of special (correc- tional) education of middle of the twentieth century, on the basis of which probably further construction of considered area of education.

Key words: special (correctional) education, persons with special edu- cational needs, the invalid, bodies of social security, the person with fea- tures of the visual analyzer, the person with features of the analyzer of the speech and hearing, the person with features of intellectual development, the person with features of the impellent device.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.