Государственная политика в области безопасности дорожного движения State policy in the field of road safety
Сунгатуллина Кристина Анатольевна
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин филиала ВИПК МВД России (г. Набережные Челны) подполковник полиции [email protected] 423800, Набережные Челны, ул. Мелиораторная, 23/2 + 7(937)295-04-44
Sungatullina Kristina Anatolyevna
senior lecturer the Department of special disciplines branch of the rati MIA of Russia (Naberezhnye Chelny) police lieutenant colonel [email protected] 423800, Naberezhnye Chelny, Street Melioratoram, 23/2 + 7(937)295-04-44
Аннотация.
В статье исследуются фундаментальные основы обеспечения и реализации государственной политики в области безопасного дорожного движения в Российской Федерации: рассматриваются законодательные инициативы, нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы отрасли. Помимо теоретических обоснований в статье представлена динамика некоторых показателей, которые могут свидетельствовать о направлениях государственной политики в области безопасности дорожного движения и служить индикаторами для оценки ее эффективности.
Annotation
The article examines the fundamental foundations for ensuring and implementing the state policy in the field of safe road traffic in the Russian Federation: legislative initiatives, regulatory legal acts regulating industry issues are considered. In addition to theoretical justifications, the article presents the dynamics of some indicators that may indicate the directions of state policy in the field of road safety and serve as indicators for evaluating its effectiveness.
Ключевые слова:безопасность, дороги, движение, транспорт, дорожное движение, аварийность, скорость, нарушение, правила, ПДД.
Key words: safety, roads, traffic, transport, road traffic, accident rate, speed, violation, rules.
Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений развития и благополучия государства. Если обратиться к мировой и российской статистике по дорожно-транспортным происшествиям, то можно отметить, что ежедневно в мире в результате аварий умирает около 1 миллиона человек. В России ежедневно происходит порядка 400 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, из которых порядка 10% погибает на месте или после госпитализации с места аварии [9].
Высокая аварийность и пренебрежение правила дорожного движения выступают глобальной проблемой, которая, как пишет Майоров В. И. несет в себе не только материальный, но и социальный, демографический ущерб [3]. При этом в России демографическая обстановка и без того оставляет желать лучшего, поскольку смертность населения превышает рождаемость. Так, в осенний период 2022 года в России было рождено 984,8 тысяч детей, а численность умерших составила 1448,3 тысячи человек.
Развитие транспортной и дорожной инфраструктуры, с одной стороны, свидетельствует о развитии
государства: появляются новые трассы, расширяется площадь дорожного полотна, связываются территории, преодоление больших расстояний для населения уже не является серьезной проблемой. Однако, с другой стороны, это развитие может нести в себе потенциальную угрозу для увеличения количества дорожно-транспортных происшествий.
Обеспечение безопасности дорожного движения реализуется посредством наделения полномочий органов исполнительной власти России и ее субъектов, а основы обеспечения зафиксированы в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1]. В соответствии со ст. 5 настоящего Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством «установления полномочий Правительства РФ, координации деятельности органов исполнительной власти, регулирования деятельности различных видов транспорта, разработки и утверждения законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы безопасного дорожного движения, материального обеспечения мероприятий» и проч. [1].
Государственная политика в области безопасности дорожного движения предусматривает исполнение таких работ, как «установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы технических регламентов, правил, стандартов, осуществление контроля за соответствием законов, разработка программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое, материальное обеспечение» [1].
Одной из программ, действующих на сегодняшний день в России в исследуемой области, является Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ в 2018 году. Реализация настоящей стратегии основывается на принципах, приведенных на рисунке 1.
Приоритет жизни и здоровья граждан - участников дорожного движения
Соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения
- » Соотвествие принимаемых решений положениям законодательства Российской Федерации
Концентрация усилия на малозатратных, но эффективных мероприятиях по снижению уровня авайрийности
Использование современных технологий в деятельности по обеспечению безопасности движения
(навигационные системы, интеллектуальные транспортные системы, пассивная безопасность и проч)
Планирование и актуализация мероприятий на основании мониторинга группы показателей, характерзиющух обстановку в области дорожного движения
Обеспечения безопасности уязвимых участников дорожного движения (пешеходная группа)
Рисунок 1. Принципы реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на
2018-2024 гг. [2]
Главной целью Стратегии выступает снижение смертности в результате ДТП к 2030 году [2]. Представим на рисунке 2 динамику числа погибших и раненых в результате Д ТП в период с 2005 до 2022 года.
274,9
250,6
231,2
210,9
156,9
^^13,8
2005
2010
2020
2022
2015
■ Ранено ■ Погибло
Рисунок 2. Число пострадавших в результате ДТП, 2005-2022 гг., тыс. чел. [9]
Из рисунка 2 следует, что в период с 2005 года до 2022, количество раненых в результате ДТП сократилось более, чем вдвое, а именно - на 57%. Количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий тоже заметно снизилось - на 46,3% по сравнению с 2005 годом [9]. Такая динамика - результат реализации целого комплекса мер, направленных на повышение качества дорожного движения и транспортного обслуживания, как пассажиров, так и дорожного полотна.
Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения реализуется по нескольким направлениям, основными из которых выступают:
- изменение поведения участников дорожного движения с целью усвоения ими правил;
- повышение защищенности особо уязвимых категорий участников дорожного движения (пешеходов, детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья);
- совершенствование условий и качества дорожной сети;
- совершенствование правовых механизмов в области дорожного движения и проч.[2].
Каждое из этих направлений включает ряд мероприятий, подробное описание задач в рамках направлений приведено в таблице 1.
Таблица 1. Задачи Стратегии с целью повышения качества обеспечения безопасного дорожного движения [2"
Направление Задачи (составляющие)
1 2
Изменение поведения участников дорожного движения с целью усвоения ими правил Реализация образовательных программ, информирование населения о ПДД, информационно-разъяснительная работа, формирование благоприятного имиджа работников Госавтоинспекции, вовлечение организаций в работу с ПДД, экономическое стимулирование соблюдения правил и требований
Повышение защищенности особо уязвимых категорий участников дорожного движения Обеспечение безопасного передвижения по дорожной части слабозащищенных слоев населения (установка специальных предупреждающих водителей знаков, звуковое сопровождение сигналов светофора, установление новой дополнительной белой секции светофора с изображением пешехода, обустройство переходов
Совершенствование условий и качества дорожной сети Повышение качества дорожной инфраструктуры (нанесение дополнительной разметки, установка специальных знаков дорожного регулирования, оборудование остановок и съездов, установка столбиков и проч)
Совершенствование правовых механизмов в области дорожного движения Повышение требований к уровню знаний и навыков управления транспортными средствами для получения водительского удостоверения, улучшение форм и методов учебного профессор и проч.
Первое направление реализуется в виде проведения разъяснительной работы с населением. Примером такой практики могут выступать специальные и открытые уроки в образовательных учреждениях, мастер-классы и конференции с приглашенными сотрудниками из ГИБДД, выдача в образовательных учреждениях
информационных листовок и материалов, трансляция программ по телевидению о важности соблюдения правил дорожного движения для взрослых его участников.
Проблема обеспечения безопасности пешеходов, в том числе к которым могут относиться пожилые люди, дети, лица с ОВЗ стоит в России достаточно остро: наезды на пешеходов случаются ежедневно. Официальный источник статистики Госавтоинспекции публикует статистику, приведенную в виде рисунка 3. -42105
40456
33649 32681
30321
2018 2019 2020 2021 2022
■ Ранено ■ Погибло Рисунок 3. Число пострадавших в ДТП пешеходов 2018-2022 гг., чел. [9]
Из рисунка 3 следует, что за последние 5 лет число ДТП с участием пешеходов постепенно снижалось: смертность пешеходов в результате дорожно-транспортных происшествий снизилась в 2022 году к 2018 году на 29,6%, а травматизм - на 27,9%. Во многом снижение показателя достигнуто за счет повышения внимания властей к вопросу обеспечения защищенности особо уязвимых категорий участников дорожного движения. Обеспечение безопасностиуязвимых категорий участником движения происходит посредством совершенствования технологической базы. К таким мерам могут относиться изменения правил дорожного движения. К примеру, с 1 марта 2023 года в правилах дорожного движения отображен новый пункт, относительно дополнительной секции светофора, установленный под основными секциями: белый лунный моргающий сигнал с фигурой человека и стрелкой по направлению движения автомобильного транспорта предупреждает водителей о том, что за поворотом расположен пешеходный переход, и движение по нему в данный момент разрешено. Водитель транспортного средства обязан пропустить пешехода, а дополнительная секция напоминает ему об этом. В соответствии с экспертными мнениями, это должно снизить число ДТП, происходящих на пешеходных переходах, последствием которых выступает травмирование переходящих дорогу участников движения.
В последние годы также участилась практика размещения на дорогах продолговатых «лежачих полицейских», которые искусственным образом снижают скорость движения транспортных средств на этих участках. Также в планах по развитию дорожной сети увеличение числа переходов со звуковым сопровождением для лиц, имеющих нарушения слуха, и увеличение числа шумовых полос для пешеходов с нарушением зрения или слуха.
В соответствии со стратегическими планами, к 2030 году в России должен быть достигнут нулевой показатель смертности в ДТП [2], что может быть обеспечено путем комплексного развития инфраструктуры (совершенствование дорожного полотна, условий передвижения, повышение качества и скорости медицинского обслуживания сотрудниками, выезжающих к месту ДТП и проводящих последующее лечение пострадавших в результате аварий лиц).
При неблагоприятной статистике оголяется еще одна острая проблема - сокрытие водителей с места ДТП, в которых также часто страдают и пешеходы. Смоляков А. И. указывает на то, что «пытаясь улучшить
ситуацию на дорогах, государство в основном идет по пути систематического ужесточения наказания за нарушения правил дорожного движения, как административных, так и уголовных» [5]. В работе Майорова В. И. также указано, что «в последние годы отмечается явная тенденция ужесточения мер ответственности, применяемых к нарушителям Правил дорожного движения. Повышаются размеры штрафов, к ответственности привлекается все больше водителей транспортных средств» [4].
Ранее на практике встречались случаи, в которых водители в нетрезвом состоянии покидали место ДТП до приезда сотрудников ДПС и объявлялись на следующий день, аргументируя свой отъезд состоянием аффекта или шока. При этом водители могли избежать наказания в виде лишения прав за вождение в состоянии опьянения. В последние годы сокрытие с места ДТП по любой причине является основанием для лишения водительского удостоверения. Это одна из мер ужесточения санкций.
Число ДТП, с места которых водители скрываются, с каждым годом становится меньше. На рисунке 4 представим динамику количества дорожно-транспортных происшествий, участники которых скрылись с места.
788 741
2018 2019 2020 2021 2022
Рисунок 4. Количество ДТП, в которых виновное лицо скрылось, ед. [9]
В 2019 году в Уголовный кодекс, в ст. 264 и 264.1 были внесены поправки, и наказание за оставление места ДТП было ужесточено. Председатель Государственный Думы Вячеслав Володин дал комментарий: «Те, кто сбежал с места ДТП, в которым пострадали или погибли люди, сейчас несут меньшую ответственность, чем те, кто остался и сдал тест на алкоголь» [10]. После внесения поправок в законодательные акты Российской Федерации, в том числе в кодекс Административных правонарушений, число ДТП с сокрытием водителя с его места довольно сильно сократилось: с 788 до 472 ед., то есть - на 40,1%. Подобные изменения могут быть рассмотрены и с позиции направления «Совершенствование правовых механизмов в области дорожного движения» [2].
Майоров В. И. в другом исследовании, посвященном повышению безопасности дорожного движения, указывает на то, что ужесточение наказаний играет благоприятную роль в реализации стратегии по обеспечению и повышению уровня безопасности участников дорожного движения [4]. Ранее в исследовании Сунгатуллиной К. А. приводилась динамика по количеству примененных в отношении нарушителей наказаний. Представим ее на рисунке 5.
Оправдано Лишение свободы Условное лишение свободы Ограничение свободы Штраф Исправительн ые работы Обязательные работы
■ 2018 9 6852 7319 17 3640 7 48456
■ 2019 8 7203 7104 18 2901 4 41203
■ 2020 11 7865 7200 24 2535 3 39886
2018 И2019 2020
Рисунок 5. Динамика назначенных наказаний по ст. 264 и 264.1 УК РФ, 2018-2020 гг., шт. [6]
Из рисунка следует, что количество назначаемых наказаний приобретает более жёсткий характер: снижается число выставляемых штрафов, но увеличивается доля наказаний в виде лишения свободы, в т. ч. условного, а также в виде обязательных работ и ограничения свободы.
Совершенствование условий и качества дорожной сети происходит посредством обустройства и оборудования дорог общего пользования. Эти работы осуществляются в том числе на основании принципов, изложенных в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». В раннем исследовании была проанализирована динамика установки объектов, которые позволяют повысить безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах России. В результате анализа был сделан следующий вывод: в период с 2005 до 2020 года на 100% увеличилась протяженность дорог с укрепленными обочинами, на 40% увеличилось число съездов с твердым покрытием, на 268% возросла протяженность ограждений барьерного типа, на 147% выросла площадь установки сигнальных световых столбов, на 35% выросла протяженность дорожного полотна с разметкой и на 115% выросло количество дорожных знаков и указателей, размещенных на дорогах России [7]. Установка подобных конструкций позволяет снизить количество пострадавших, как среди водителей (предотвращение отбрасывания транспортного средства в кювет, на обочину или полосы встречного движения), так и для пешеходов.
В настоящий момент достигнуты определенные положительные результаты в области обеспечения безопасности дорожного движения: число ДТП и количество пострадавших в них снижается, улучшается качество транспортной инфраструктуры, ужесточаются требования к знаниям, компетенциям и навыкам участников дорожного движения, проводится информационно-разъяснительная работа с водителями транспортных средств и пешими участниками дорожного движения. Все это достигается за счет комплексной государственной политики. Однако, на сегодняшний день, условий для полного исключения ДТП не разработано. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государства в современных условиях выступает совершенствование системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП.
Майоров В. И. приводит в одном из своих исследований перечень работ, проводимых государством для реализации поставленной задачи: «развитие института оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, разработка регламентов взаимодействия заинтересованных в снижении количества ДТП служб, использование информационных систем (навигация), обеспечение бесперебойного выезда автотранспорта оперативных служб к месту ДТП» [3] и др.
Таким образом, исследование показало, что государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется комплексно, и направлена, в первую очередь, на повышение качества транспортно-дорожной инфраструктуры, повышение уровня информированности населения о важности
соблюдения установленных правил, регламентов передвижения по проезжим частям , а реализация политики происходит посредством функционального взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества и населения.
Список используемой литературы:
1. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021 г.) / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения: 01.03.2023). - Текст: электронный.
2. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://static.government.ru/media/iiles/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf / (дата обращения: 01.03.2023). - Текст: электронный.
3. Майоров, В. И. К вопросу об основных направлениях государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения / В. И. Майоров // Современная наука. - 2021. - № 2. - С. 22-25.
4. Майоров, В. И. Новая федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения: целесообразность разработки / В. И. Майоров // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2021. - № 3 (57). - С. 69-79.
5. Смоляков, А. И. Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения: шаг вперед, два назад / А, И. Смоляков // Сибирское юридическое обозрение. - 2020. - № 1. - С. 105-109.
6. Сунгатуллина, К. А. Обеспечение безопасности дорожного движения как одно из направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / К. А. Сунгатуллина // Вестник НЦБЖД. - 2022. -№ 3 (53). - С. 128-137.
7. Сунгатуллина, К. А. Условия и факторы, влияющие на безопасность дорожного движения на современном этапе / К. А. Сунгатуллина // Вестник НЦБЖД. - 2022. - № 2 (52). - С. 126-135.
8. В России зафиксирован рекордный спад рождаемости. - URL: https://chehov-vid.ru/news/society/33878/v-rossii-zafiksirovan-rekordnyy-spad-rozhdaemosti/ (дата обращения: 01.03.2023). - Текст: электронный.
9. Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Официальная статистика. - URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 01.03.2023). - Текст: электронный.
10. Государственная Дума. Наказание за оставление места ДТП ужесточают. - URL: http://duma.gov.ru/news/44584/ (дата обращения: 01.03.2023). - Текст: электронный.