10.10.2016).
Албеков Х.Н., к. э.н.
доцент
кафедра «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Россия, г. Грозный ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ СКФО)
В статье рассматриваются основные проблемы в становлении сельских территорий на примере регионов Северо-Кавказского федерального округа. Проведен анализ ключевых правовых актов, который позволил установить стратегически важные цели и механизмы преодоления трудностей в развитии села. Автор приходит к выводу о необходимости разработки новых подходов к созданию аграрной политики государства и установлению курсов ее влияния на общественно-экономические процессы, протекающие в селе.
Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, сельские территории, устойчивое развитие, государственная политика.
The article examines the main problems in the development of rural areas on the example of North Caucasian Federal district. The analysis of key legal acts, which allowed to establish strategic objectives and coping mechanisms in rural development. The author comes to the conclusion about necessity of development of new approaches to the creation of agricultural policy and establishing courses of its impact on socio-economic processes in the village.
Key words: North Caucasus Federal district, rural territory, sustainable development, public policy.
Большое количество скопившихся основных проблем в становлении сельских регионов страны обуславливает необходимость разработки новых подходов к созданию аграрной политики государства и установлению курсов ее влияния на общественно-экономические процессы, которые протекают в селе.
В этой связи за последние несколько лет утверждены и приняты ключевые акты, позволяющие установить стратегически важные цели и механизмы преодоления трудностей в развитии села. Следует отметить ключевой национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
К наиболее значимым целям Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Программа) относится:
- стабильное развитие села, рост занятости и степени жизни сельских жителей;
- рост конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаров на базе финансовой надежности и совершенствования сельского хозяйства, ускоренного развития стратегически важных секторов сельского хозяйства;
- сбережение и возобновление эксплуатируемых в сельскохозяйственном производстве земельных и иных природных ресурсов.
К ключевым задачам Программы относят:
- формирование условий для стабильного становления села;
- качественный рост универсальных условий деятельности сельского хозяйства;
- содействие ускоренному совершенствованию развития его стратегически важных секторов, рост его финансовой надежности;
- модернизация методов и способов регулирования рынка сельскохозяйственных товаров, сырья и продовольствия.
Предпосылки достижения ожидаемых параметров развития сельского хозяйства в 2013-2020 гг. подразумевают наличие следующих тенденций и курсов. К примеру, производство продуктов сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2020 г. (в соответствующей оценке) должно увеличиться по сравнению с 2014 г. на 24,2%. В 2016-2018 гг. должен осуществиться ежегодный рост скорости производства продуктов сельского хозяйства, а в 2019-2020 гг. - их поддержание и упрочнение.
Среднегодовому увеличению объема продуктов сельского хозяйства за 5 лет следует равняться примерно 4%. Увеличение продуктов сельского хозяйства, прежде всего, будет обеспечено посредством повышения объемов производства в животноводстве на базе формирования качественно нового технологического фундамента, эксплуатации новейшей технологической техники для совершенствования животноводческих ферм, а также посредством накопления генетического потенциала продуктивности отечественного животноводства и форсированного формирования соответствующей кормовой основы.
Позитивное воздействие на увеличение объемов производства продуктов сельского хозяйства окажет рост инвестирования. Максимальный их прирост в сельское хозяйство, который наблюдающийся в 2011-2012 гг. следует отнести к итогам осуществления приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В 2014-2020 гг. увеличение инвестирования сельское хозяйство должно пролонгироваться.
К ключевым предпосылкам достижения ожидаемых темпов роста общественно-экономического развития сельского хозяйства на период до
2020 г. относится:
- реализация курсов, которые определены приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», зависимая от выделения средств на их развитие, которые предусмотрены Программой;
- совершенствование кормовой базы на основе производства культур, которые обеспечивают кормопроизводство белком, позволяющее значительно сократить связь увеличения производства товаров животноводства и птицеводства с импортными закупками белковых составляющих;
- форсированный переход к эксплуатации новейшего высокопроизводительного и ресурсосберегающего оборудования, а также к формированию при участии органов власти регионов РФ, которые осуществляют регулирование АПК, зональных технологий аграрного производства;
- изменение финансовой ситуации у сельхозпроизводителей и совершенствование их материально-технического оснащения;
- рост платежеспособности сельхозпроизводителей;
- увеличение производительности труда на базе побуждения к применению новейших технологий, модернизация производства, а также организации труда и управления;
- формирование предпосылок сельскохозяйственным и иным товаропроизводителям АПК для инвестиций в совершенствование и техническое перевооружение производства.
Концепция устойчивого развития сельских территорий России на период до 2020 года сосредотачивает некоторые ключевые общегосударственные функции обозначенных экономических систем.
К таким функциям относятся производственная, демографическая, трудоресурсная, жилищная, пространственно-коммуникационная, функция общественного контроля над сельским районом.
Среди задач государственной политики в сфере стабильного становления села стоит выделить:
- формирование позитивных общественно-экономических предпосылок для реализации деревней ее выше обозначенных общегосударственных функций и целей территориального совершенствования;
- стабильное укрепление сельской экономики, рост результативности сельского хозяйства и вклада деревни в экономику государства и благосостояние соотечественников;
- рост занятости, степени и качества жизни сельских жителей, а также соответствие сельских жизненных нормативов городским;
- приостановление процесса депопуляции, поддержание количества сельских жителей и рост ожидаемой продолжительности жизни;
- уменьшение межрегионального и внутрирегионального
расслоения в уровне и качестве жизни сельских жителей;
- улучшение и целесообразность эксплуатации природных ресурсов и охрана природы;
- поддержка и увеличение культурного потенциала сельских районов.
Реализацию государственной политики в сфере стабильного развития села на период до 2020 года предполагалось осуществлять в две стадии: до 2013 и до 2020 года.
Совокупность утвержденных актов образует основу для стимулирования совершенствования села в среднесрочной перспективе. Его исполнение в практической деятельности государства содействовало активизации деятельности секторов растениеводства и животноводства, однако не обеспечило в полном объеме вывода сельских хозяйств из упаднического положения.
Основополагающее решение проблем села, и поддержание его стабильного развития подразумевает подготовку совокупной долгосрочной стратегии стабильного развития села, обязательно предусматривающей региональный разрез. Важнейшие курсы стратегии стабильного развития села обозначены на рис. 1.
При ограниченности ресурсов как фундаментальную стратегию становления села Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) следует рассмотреть стратегию, которая основана на создании «точек роста» за счет реализации инноваций (новейших технологий, современных видов организации производства и управления, новейших схем реализации произведенных товаров и т.п.). Ядром стратегии то, что организационно -финансовые и другие ресурсы не распыляются, а сосредотачиваются и выделяются на создание «точек роста», которые оказывают благоприятное мультипликативное действие на становление села.
«Точки роста» рационально создавать в районах высокого насыщенного товарного производства всех видов сельскохозяйственных товаров. Обозначение «точек роста» следует осуществлять на базе паспортизации крестьянских (фермерских) хозяйств для определения хозяйств, которые способны изготавливать конкурентоспособные товары, а также определения нерентабельных хозяйств.
Рисунок 1 - Важнейшие курсы стратегии стабильного развития села.
Теоретически подтвержденная стратегия стабильного становления сельского хозяйства, которая создана на базе обобщения накопленного зарубежного и российского опыта, даст возможность внедрить новейшие приемы и способы совершенствования конкурентоспособности компаний АПК.
Ключевым из методов конкурентоспособности компаний АПК считается интенсивно подготавливаемая многими современными иностранными и российскими учеными теория кластерной стратегии развития, которая позволит в полном объеме использовать межотраслевую природу нынешнего сельскохозяйственного производства, принять во внимание их крепкую взаимосвязь и получить в итоге комплексный синергетический эффект.
Использованные источники:
1. Албеков Х.Н. Управление устойчивым развитием социально-
экономической инфраструктуры сельских населенных пунктов (на материалах СКФО): диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Нальчик, 2014. - 171 с.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717).
3. Исраилов М.В. Федеральные программы и проекты развития сельского хозяйства и его отраслей // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». - 2015. - №6(19). - С. 115125.
4. Исраилов М.В. Приоритетные направления государственной поддержки сельского хозяйства региона // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». - 2015. - №6(19). - С. 125128.
5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р).
Алимова О.В., к.соц.н. Хизбуллина Р.Р., к.соц.н.
доцент
кафедра «Социология, политология и право» Казанский государственный энергетический университет
Россия, г. Казань ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Аннотация: В данной статье приведены выдержки из цикла публикуемого социологического исследования по вопросам социального самочувствия пенсионеров в современной России. В данной выдержке рассмотрены особенности материальной удовлетворенности и обеспеченности пенсионеров, опубликованы результаты исследования. Результаты публикуются в зависимости от состава семьи и процента к опрошенным респондентам.
Ключевые слова: социологическое исследование, материальная обеспеченность, пенсия, респондент, социальные условия.
В рамках социологического исследования качества жизни и социального самочувствия пенсионеров [1], как демографической группы было определено, что большинство опрошенных пенсионеров замечают ухудшения основных сторон жизни после выхода на пенсию. Так материальная обеспеченность после выхода на пенсию ухудшилась у 49,8% опрошенных, питание у 34,4%, обеспеченность одеждой у 44,9%, жилищные