Научная статья на тему 'Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе'

Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная образовательная политика / высшее образование / научно-исследовательская работа студентов / public policy / higher education / students’ research work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логунова Галина Викторовна, Булдыгеров Петр Николаевич

Цель исследования проанализировать государственную политику Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научноисследовательской работе. Для достижения цели рассмотрены основные принципы и направления политики государства в области высшего образования, изучены документы, меры, способствующие активному участию студентов в научно-исследовательской деятельности. Рассматривается государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по реализации майских указов Президента РФ 2012 г. Анализируется процесс исполнения указов Президента РФ в части организации мониторинга эффективности деятельности вузов, повышения уровня финансового обеспечения студентов, повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. Изучен план деятельности Министерства науки и высшего образования РФ на период 2019-2024 гг. в отношении задач, стоящих перед высшим образованием. Исследуются проблемы организации научноисследовательской деятельности студентов, выступающей важным элементом процесса модернизации высшего образования на современном этапе. Рассмотрена деятельность Правительства РФ по формированию системы, способствующей привлечению студентов к научно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Policy of the Russian Federation in the Sphere of Higher Education to Involve Students in Research Work

The purpose of the study is to analyze the state policy of the Russian Federation in the field of higher education to involve students in research work. Basic principles and directions of the state policy in the field of higher education have been considered, the documents and measures promoting active participation of students in research activities have been studied. The article discusses the state policy of the Russian Federation in the sphere of higher education with regard to implementation of the 2012 May decrees of the President. The authors examined the process of fulfilling the decrees of the President in terms of monitoring efficiency of activities of higher education institutions, raising the level of financial support to students, raising competitiveness of leading Russian universities among world research and educational centers. The plan of the action of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the period of 2019-2024 has been studied in terms of the challenges for higher education. The problems of organizing research activity of students, which is considered as an important element of the process of modernization of higher education at stake, have been investigated. The activity of the Government of the Russian Federation to develop a system helping involve students in research work has been considered.

Текст научной работы на тему «Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе»



Серия «Политология. Религиоведение»

2019. Т. 28. С. 19-28

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

УДК 378(47)

Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.28.19

Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе

Г. В. Логунова, П. Н. Булдыгеров

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Цель исследования - проанализировать государственную политику Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе. Для достижения цели рассмотрены основные принципы и направления политики государства в области высшего образования, изучены документы, меры, способствующие активному участию студентов в научно-исследовательской деятельности. Рассматривается государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по реализации майских указов Президента РФ 2012 г. Анализируется процесс исполнения указов Президента РФ в части организации мониторинга эффективности деятельности вузов, повышения уровня финансового обеспечения студентов, повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров. Изучен план деятельности Министерства науки и высшего образования РФ на период 2019-2024 гг. в отношении задач, стоящих перед высшим образованием. Исследуются проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов, выступающей важным элементом процесса модернизации высшего образования на современном этапе. Рассмотрена деятельность Правительства РФ по формированию системы, способствующей привлечению студентов к научно-исследовательской работе.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, высшее образование, научно-исследовательская работа студентов.

Для цитирования: Логунова Г. В., Булдыгеров П. Н. Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего образования по привлечению студентов к научно-исследовательской работе // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2019. Т. 28. С. 19-28. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.28.19

Проблемы развития высшего образования в Российской Федерации являются важной частью политики правительства. В 1990-е годы, в период разрушений, когда государство практически отказалось от регулирования социальной сферы, существенно пострадало образование. Многие фундаментальные достижения советских лет были утрачены. Уровень образования, его качество заметно снизились. Столкнувшись с серьезными геополитическими вызовами, власть не уделяла достаточного внимания проблемам, появившимся в сфере образования.

Наша страна уже на протяжении 20 лет пытается сформировать единый курс развития высшего образования после распада СССР. Постепенно мы

восстанавливаем утраченные научные ресурсы в структурах высшего образования. В первую очередь правительство пытается интегрировать отечественное образование в европейскую систему и повысить его конкурентоспособность среди мировых научно-образовательных центров.

На современном этапе развития существенно возрастает роль высшего образования, поскольку Россия находится в состоянии формирования демократического общества, правового государства, рыночной экономики. Для решения этих сложных задач необходимы высококвалифицированные специалисты, которые должны преодолеть опасность отставания России от мирового экономического общественного развития. Именно поэтому высшее образование должно стать одним из основных приоритетов российского общества и государства.

Государственную политику в сфере высшего образования пытались совершенствовать через реформирование системы управления образованием. Было испробовано большое количество вариантов: Министерство науки, высшей школы и технической политики (1991-1993 гг.), Государственный комитет РФ по высшему образованию (1993-1996 гг.), Министерство общего и профессионального образования (1996-1999 гг.), Министерство образования (1999-2004 гг.), Министерство образования и науки РФ (20042018 гг.) и наконец Министерство науки и высшего образования РФ (с 2018 г.). Менялись названия, менялись руководители, но положение в системе высшего образования менялось мало.

В 2012 г. в день вступления в должность Президента РФ В. В. Путиным были подписаны майские указы, которые определили дальнейший курс развития России. Указы касались экономической, социальной, военной сферы и в том числе образовательной. Главная цель майских указов - достижение высокого уровня жизни граждан за счет более эффективного государственного управления, повышения качества работы государственного сектора, производительности труда и инвестиционной активности в экономике. Эти цели правительство должно реализовать за период 2012-2020 гг.

Майские указы президента - это 11 указов, из которых нас интересует Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»1. Перед правительством была поставлена задача в июле 2012 г. внести в Государственную Думу проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что и было выполнено. Появившийся законопроект имел очень много размытых формулировок, вызвал большое количество дискуссий и замечаний в ходе думских слушаний, особенно от фракции КПРФ, члены которой даже намеревались подать в Конституционный Суд РФ2.

1 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 //ГАРАНТ [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

2 КПРФ намерена оспорить закон «Об образовании» в Конституционном суде [Электронный ресурс] // РИА Новости : сайт. URL: https://ria.ru/politics/20130114/918075744.html (дата обращения: 21.03.2017).

Закон был принят 29 декабря 2012 г., до этого действовали два базовых закона: Федеральный закон «Об образовании» 1992 г. и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. Суть нового закона сводится к тому, что он заменяет два этих закона и комплексно содержит в себе все нормы и общие положения, касающиеся образования в Российской Федерации. Принятие закона об образовании повлекло за собой изменения в законодательной базе, пересмотр нормативно-правовой базы подзаконного уровня. Тем самым была усовершенствована законодательная база Российской Федерации в области образования.

Мы знаем, что реализация и исполнение государственных программ, проведение единой государственной политики относится к полномочиям федеральных органов власти3. В связи с этим перед Правительством РФ в сфере высшего образования были поставлены следующие задачи:

- мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений;

- повышение уровня финансового обеспечения студентов;

- разработка и утверждение плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров4.

Впервые мониторинг был проведен еще до принятия закона об образовании. В августе 2012 г. Министерство образования и науки РФ подготовило обширный перечень показателей деятельности вузов, по которым должен был проводиться мониторинг. В принципе мониторинг должен был стать инструментом наблюдения за состоянием и динамикой развития вузов, осуществления ими образовательной деятельности, однако фактически стал своеобразным инструментом «борьбы» с неэффективными вузами.

За период с 2014 по 2017 г. в России количество вузов сократилось почти вдвое - с 2268 до 1171. Больше всего пострадали филиалы государственных (сократились с 908 до 428) и негосударственных (сократились с 422 до 81) вузов5. В том числе на основе мониторинга в Иркутской области произошло присоединение неэффективной Восточно-Сибирской государственной академии образования к Иркутскому государственному университету. Руководство Иркутского государственного лингвистического университета, также признанного неэффективным, пошло на присоединение к МГЛУ в качестве его филиала, но все в конечном итоге закончилось присоединением ИГЛУ к ИГУ. Насколько сложным был процесс объединения вузов и какими стали его последствия, не является предметом нашего рассмотрения. Нас интересует вопрос привлечения студентов к научно-исследовательской работе, а в связи с этим вопрос: может ли мониторинг

3 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г. (по сост. на 01.05.2017).

4 г\

О мерах по реализации государственной политики ...

5 В России отчислили половину вузов [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2018. 5 февр. (№ 20). С. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540086 (дата обращения: 02.04.2019).

повлиять на этот процесс? Ответ отрицательный. Как это ни странно, ни один из показателей мониторинга не связан с оценкой деятельности вузов по привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности. А ведь научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является неотъемлемым элементом процесса подготовки будущих специалистов в любом современном вузе. Кстати, в так называемом эффективном контракте, который заключается с преподавателем в вузе, никак не предусмотрено руководство научной работой студентов.

Вряд ли можно серьезно говорить о повышении уровня финансового обеспечения студентов. Повышение стипендий на сегодняшний день выглядит проблематичным. В самих отчетах Правительства РФ по выполнению поставленной задачи информация отсутствует. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1390 академическая стипендия назначена в размере 1 484 руб.6 В 2018/2019 учебном году минимальная государственная академическая стипендия составляет 1633 руб.7 Явно на такую стипендию сложно прожить студенту. Наступивший кризис, последовавшие после присоединения Крыма санкции уменьшают шансы на дополнительное финансирование, поэтому вряд ли удастся довести размер стипендий до величины прожиточного минимума.

В целях достижения результатов по развитию ведущих университетов Президент РФ обозначил такие задачи: к 2020 г. не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. И это с учетом существующей ситуации в государстве трудновыполнимо. В 2016 г. в международном рейтинге лучших вузов QS World University Rankings находился только один российский университет - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, располагавшийся на 108-м месте8. В 2018 г. МГУ поднялся на 95-е место9. Но о пяти вузах России, входящих в первую сотню ведущих университетов мира, говорить пока не приходится.

Правительство РФ в своем отчете о ходе выполнения майских указов (7 мая 2017 г.) заявило о том, что в рейтингах этого же агентства российские университеты укрепляют и повышают свои позиции. В качестве примера приведены те российские университеты, которые получают в рамках реализации образовательных программ государственную поддержку. Так, например, в рейтинге 2016/2017 учебного года Новосибирский госуниверситет занимал 291-е место, а годом ранее находился на 317-й позиции; Московский физико-технический институт - 350-е место (годом ранее - 431-е),

6 О формировании стипендиального фонда [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 17 дек. 2016 г. № 1390. URL: http://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-17.12.2016-N-1390/ (дата обращения: 04.05.2017).

7 Стипендия в 2018/2019 учебном году [Электронный ресурс]. URL: http://bs-life.ru/rabota/ zarplata/stipendiya.html (дата обращения: 02.04.2019).

8 200 лучших университетов мира в 2016 г. [Электронный ресурс] // РИА Новости: сайт. URL: https://ria.ru/abitura_world/20160905/1475519112.html (дата обращения: 21.03.2017).

9 QS World University Rankings 2018. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2018 (дата обращения: 04.04.2019).

Национальный исследовательский Томский государственный университет -377-е место (годом ранее - 481-е), Национальный исследовательский Томский политехнический университет - 400-е место (годом ранее - 481-е)10.

В 2017/2018 учебном году для некоторых вузов ситуация еще изменилась: на 240-м месте оказался Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский университет поднялся на 250-е место, Томский государственный университет - на 323-е11. Такой эффект приносит, скорее всего, конкурсная основа государственной поддержки университетов, в рамках которой в среднем из бюджета выделяется 10 млрд руб. на каждый год12. Пока такие субсидии получает 21 российский вуз. В Иркутской области кандидаты на получение субсидий отсутствуют.

Важное внимание в майских указах уделяется научно-исследовательской деятельности, в связи с чем были поставлены задачи: к 2015 г. увеличить внутренние затраты на исследования и разработки до 1,77 % ВВП с увеличением доли образовательных учреждений высшего образования в таких затратах до 11,4 %13. Еще одна задача - повысить к 2015 г. долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science до 2,44 %14.

Достичь желаемого полностью не удалось. Например, к 2015 г. внутренние затраты на исследования и разработки удалось увеличить только до 1,13 %. С реализацией задачи по увеличению количества научных статей дела обстоят таким образом: сначала был очень внушительный спад, но с 2013 г. и по 2015 г. его удалось преодолеть и достичь цифры 2,31 %. Правительство РФ намерено продолжать политику стимулирования публикационной активности российских исследователей в мировых научных журналах15.

В феврале 2019 г. утвержден План деятельности Министерства науки и высшего образования РФ на период с 2019 по 2024 г. В документе говорится о том, каким образом будет реализован национальный проект «Наука», который должен обеспечить вхождение России в пятерку ведущих стран по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В документе содержатся показатели, касающиеся задач, стоящих перед высшим образованием, - в частности, создание научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

10 О ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации : сайт. URL: http://government.ru/orders/ selection/406/27533/ (дата обращения: 04.05.2017).

11 QS World University Rankings 2018 ...

12 КПРФ намерена оспорить закон «Об образовании» в Конституционном суде ...

13 О ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации ...

14 О мерах по реализации государственной политики в области образования ...

15 О ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации ...

Необходимо отметить, что в Иркутской области идея создания научно-образовательного центра появилась еще в 2014 г. и с этого времени рассматривалась на разных уровнях: на заседаниях координационного научного совета при губернаторе, президиума ИНЦ СО РАН, совета директоров академических институтов, совете ректоров Иркутской области. На федеральном уровне вопрос создания НОЦ в Приангарье обсуждался на круглом столе, посвященном 100-летию ИГУ, который состоялся в Госдуме РФ в сентябре 2018 г. Наконец, в январе 2019 г. губернатор Иркутской области направил в Министерство науки и высшего образования РФ письмо с просьбой поддержать предложение правительства региона по созданию НОЦ в Приангарье16. Предполагается, что базой для НОЦ станут ИГУ, ИрНИТУ и ИНЦ СО РАН. Кто знает, может быть, удастся Иркутской области, упустив возможность получить вначале федеральный, а затем опорный университет, все-таки отстоять для региона открытие научно-образовательного центра.

Трудно представить процесс модернизации современного российского образования без такой составляющей, как система создания в вузах условий для творческого развития студентов в процессе их обучения.

Один из авторов статьи в публикациях, посвященных анализу участия студентов в научно-исследовательской работе, отмечает, что до начала 1990-х гг. в вузах наблюдалась устойчивая положительная тенденция развития научной деятельности студентов. Вместе с тем общий социально-экономический спад негативно сказался не только на всем состоянии вузовской науки, но и на организации НИРС, а временная потеря государственного интереса к реализации мероприятий по поддержке творческой молодежи затормозила развитие эффективно действовавшей в течение 30 лет общественно-государственной системы НТТМ - НИРС. Эта система позволяла охватить значительное число студентов, сформировать у них навыки исследователей и достичь значительных количественных и качественных результатов [1].

В настоящее время растет заинтересованность студенческой молодежи не только в приобретении необходимых профессиональных компетенций для будущей работы, но и в достижении навыков научной деятельности, что, несомненно, должно повысить уровень их конкурентоспособности на рынке труда. Очевидна и заинтересованность государства в этих вопросах.

Необходимо отметить, что государство возвращается к вопросам регулирования системы организации НИРС в вузах. Например, Министерство науки и высшего образования вводит в учебные планы в качестве обязательной части программы дисциплину «Основы научно-исследовательской деятельности».

Студенчество является неотъемлемой частью молодежи, а государство в последнее время уделяет большое внимание молодежной политике. В 2008 г. Распоряжением Правительства РФ была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В части молодежной политики она предусматривает в том числе формирова-

16 Иркутская область поучаствует в конкурсе на создание Научно-образовательного центра [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskmedia.ru/news/784782/ (дата обращения: 05.04.2019).

ние целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, а для этого считается необходимым обеспечение многократного увеличения контингента молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях -профессиональных и творческих конкурсах, научных олимпиадах.

В 2014 г. Распоряжением Правительства РФ утверждены Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. В документе говорится о том, что Российская Федерация является одним из мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование, многие входят в число победителей и призеров международных творческих конкурсов и олимпиад; отмечается, что необходимо совершенствовать систему поощрения и мотивации талантливой молодежи.

Действительно, сложно мотивировать современного студента к активной научной деятельности. Ввиду маленькой стипендии обучающимся очень часто приходится подрабатывать, что занимает у них внеучебное время, которое они могли бы потратить на научно-исследовательскую деятельность.

В целях привлечения к активному участию студентов в НИР применяются несколько способов поощрения: моральный, материальный, организационный.

При использовании морального способа предполагается, что за проявление своих знаний и навыков в НИР студент получает благодарность от факультета, грамоту, сертификат, которые могут служить рекомендацией при устройстве на работу или поступлении в магистратуру. Приятно, наверное, получить свидетельство «Лицо ИГУ» в номинации «Наука».

Однако более эффективным является материальный способ поощрения. С 1 января 2017 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1390 «О формировании стипендиального фонда», направленное на совершенствование стипендиального обеспечения студентов. В соответствии с постановлением в составе стипендиального фонда вузов предусматриваются средства на повышение государственных академических стипендий студентам, имеющим достижения в какой-либо области деятельности: учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной.

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 27 декабря 2016 г. № 1663 студенту выплачивается повышенная стипендия, в частности, за достижения в научно-исследовательской сфере, в случае если у него есть награды за результаты его научно-исследовательской деятельности; за публикации в изданиях международного, всероссийского, ведомственного или регионального уровня; если он имеет патент или свидетельство о результатах интеллектуальной деятельности; если он получил грант на выполнение научно-исследовательской работы.

Эту стипендию студенты получают на конкурсной основе, соревнуясь с другими студентами, что стимулирует их активно участвовать в научной работе. Размер стипендии в ИГУ, например, составляет 9 тыс. руб., весомая добавка к государственной академической стипендии.

Кстати, повышенную стипендию, выплачиваемую за успехи в учебе, назначают не только за отличные оценки, но и высокие результаты участия в различного рода олимпиадах, конкурсах, состязаниях. Это также стимулирует студентов к творческому овладению учебными дисциплинами.

Данный вид материального поощрения побуждает студентов к активному участию в написании научно-теоретических работ и представлению их на конференциях, конкурсах, а также мотивирует публиковать результаты своих исследований. В совокупности все это способствует повышению уровня подготовки будущих профессионалов.

Конечно, не все студенты готовы упорно трудиться на «научном фронте», гораздо проще проявить себя, участвуя, например, в общественной жизни, и получать дивиденды в этой сфере деятельности. Однако именно навыки исследователя, умеющего творчески подойти к решению практических задач, формируют востребованного специалиста.

Организационный способ поощрения реализуется следующим образом. Студент на протяжении времени активно проявляет себя на научных конференциях, проводимых факультетом, университетом, а также на конференциях других вузов, региональных, всероссийских, международных. Если представляемые работы очень высоко оцениваются аудиторией, то в последующем этого студента могут назначить спикером одного из направлений конференции или же привлечь к организации очередных конференций.

В Российской Федерации разработана система мероприятий, позволяющих студентам проявлять себя. Следует отметить, например, фестиваль международных и дистанционных конкурсов «Таланты России», который проводится в соответствии с ч. 2. ст. 77 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях выявления и поддержки лиц, демонстрирующих выдающиеся способности, выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, пропаганды научных знаний. Дистанционные конкурсы проводятся регулярно, это значит, что заявку на участие можно подать в любое время и конкурсная работа будет рассмотрена жюри в конкуренции с аналогичными работами других участников. Это очень важно для студентов -проверить, насколько актуальна, конкурентоспособна проведенная им творческая работа.

Большой интерес у студентов вызывает Всероссийский научный форум «Наука будущего - наука молодых». Он проводился уже трижды Министерством образования и науки РФ - в Севастополе в 2015 г., в Казани в 2016 г., в 2017 г. в Нижнем Новгороде. Мероприятие объединяет исследователей в области физики, биологии, медицины, химии, наук о Земле, агро-, био- и продовольственных технологий, математики и механики, машиностроения и энергетики, наук о материалах, компьютерных, гуманитарных и социальных наук из России и зарубежных стран; собирает ведущих российских и зарубежных ученых, молодых ученых-экспертов, студентов и аспирантов, а также представителей научных фондов и институтов развития, инновационных предприятий и наукоемкой промышленности, органов государственного управления. К сожалению, в 2018 г. по решению Минобрнауки России фо-

рум и конференция не проводились, мероприятия были перенесены на весенний период 2019 г.

Наконец, Минобрнауки России ежегодно организует Всероссийскую студенческую олимпиаду, регламент которой разработан и утвержден в январе 2016 г. В документе говорится, что Всероссийская студенческая олимпиада проводится с целью выявления и дальнейшей государственной поддержки талантливой молодежи в соответствии с Указом Президента РФ № 325 от 6 апреля 2006 г. «О мерах государственной поддержки талантли-

17

вой молодежи» .

С 1 декабря 2017 г. по 30 января 2018 г. впервые в Российской Федерации состоялась Всероссийская олимпиада «Я - профессионал», организованная по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» совместно с десятью вузами страны. В олимпиаде приняли участие студенты 828 вузов из всех регионов России (кроме Чукотки): 50 тыс. студентов прошли отборочный онлайн-этап, 10 тыс. из них участвовали в очном этапе на базе вузов в 40 городах Федерации. В итоге в финальных испытаниях участвовали 4824 человека (2950 бакалавров и 1974 магистра) из 431 вуза. Победителями и призерами стали 2030 студентов, по условиям олимпиады они могут претендовать на поступление в магистратуру и аспирантуру ведущих вузов, кроме того, они вошли в закрытую базу «Молодые профессионалы», доступ к которой имеют рекрутеры крупнейших российских компаний18.

Ежегодно в России проводится большое количество научных студенческих конференций различного уровня, что создает условия для апробации студентами результатов своих исследований.

Итак, система организации НИРС устроена таким образом, что практически каждый студент может быть вовлечен в научную деятельность. Здесь важно учитывать, что со стороны государства проявляется заинтересованность в том, чтобы студенты активно участвовали в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах и т. д. Государство разрабатывает систему мероприятий, в которых студенты могут проявить себя, формирует бюджетный фонд вузов с учетом распределения средств и на поддержку студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью.

Список литературы

1. Логунова Г. В., Эдельштейн О. А. Иркутский областной совет по НИРС в системе организации научно-исследовательской работы студентов // Восьмые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения : в 2 т. : материалы / ФГБОУ ВПО «ИГУ». Иркутск : Изд-во ИГУ, 2015. С. 161-165.

17 Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/reglament-organizatsii-i-provedenija-vserossiiskoi-olimpiady-studentov/ (дата обращения: 04.04.2019).

18 Объявлены победители Первой олимпиады «Я - профессионал» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/obyavleny-pobediteli-olimpiady-ya-professional (дата обращения: 04.04.2019).

State Policy of the Russian Federation in the Sphere of Higher Education to Involve Students in Research Work

G. V. Logunova, P. N. Buldygerov

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The purpose of the study is to analyze the state policy of the Russian Federation in the field of higher education to involve students in research work. Basic principles and directions of the state policy in the field of higher education have been considered, the documents and measures promoting active participation of students in research activities have been studied. The article discusses the state policy of the Russian Federation in the sphere of higher education with regard to implementation of the 2012 May decrees of the President. The authors examined the process of fulfilling the decrees of the President in terms of monitoring efficiency of activities of higher education institutions, raising the level of financial support to students, raising competitiveness of leading Russian universities among world research and educational centers. The plan of the action of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the period of 2019-2024 has been studied in terms of the challenges for higher education. The problems of organizing research activity of students, which is considered as an important element of the process of modernization of higher education at stake, have been investigated. The activity of the Government of the Russian Federation to develop a system helping involve students in research work has been considered.

Keywords: public policy, higher education, students' research work.

For citation: Logunova G.V., Buldygerov P.N. State Policy of the Russian Federation in the Sphere of Higher Education to Involve Students in Research Work. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2019, vol. 28, pp. 19-28. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2019.28.19 (in Russian)

1. Logunova G.V., Edel'shtejn O.A. Irkutskij oblastnoj sovetpo NIRS v sisteme organi-zacii nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov [Irkutsk Region Students' Research Council in the System of Student Research Activity Management]. Eighth Baikal international socio-humanitarian readings. Irkutsk, Irkutsk State University Publ., 2015, pp. 161-165. (in Russian)

References

Логунова Галина Викторовна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра политологии, истории и регионоведения

Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)243995 e-mail: [email protected]

Logunova Galina Viktorovna

Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of Political Science, History and Regional Studies Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation

tel.: 8(3952)243995

e-mail: [email protected]

Булдыгеров Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

магистрант, кафедра политологии, истории и регионоведения Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)243995 e-mail: [email protected]

Buldygerov Peter Nicolaevich

Undergraduate, Department of Political Science, History and Regional Studies Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation

tel.: 8(3952)243995 e-mail: [email protected]

Дата поступления: 29.03.2019 Received: March, 29, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.