Научная статья на тему 'Государственная политика Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере высшего образования: сравнительно-правовой анализ'

Государственная политика Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере высшего образования: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ / HIGHER EDUCATION / COMPARATIVE LAW / PUBLIC POLICY / EDUCATION POLICY / HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / HIGHER EDUCATION IN KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ящук Татьяна Федоровна

Сравнивается государственная образовательная политика России и Казахстана. Анализируются конституции, национальные доктрины, законы об образовании, акты правительства, акты Министерства образования и науки. Делается вывод о сходстве и различии образовательных политик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state policy of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the sphere of higher education: comparative analysis

In article is compares the state educational policy of Russia and Kazakhstan. The following documents is analyzes: the Constitution, the national doctrine, education laws, government acts, acts of the Ministry of education and science. The conclusion is made about the similarities and differences of the educational policy.

Текст научной работы на тему «Государственная политика Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере высшего образования: сравнительно-правовой анализ»

УДК 37

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ*

THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION:

COMPARATIVE ANALYSIS

Т. Ф. ЯЩУК (T. F. JASHCHUK)

Сравнивается государственная образовательная политика России и Казахстана. Анализируются конституции, национальные доктрины, законы об образовании, акты правительства, акты Министерства образования и науки. Делается вывод о сходстве и различии образовательных политик.

Ключевые слова: высшее образование, сравнительное правоведение, государственная политика, образовательная политика, высшее образование в России, высшее образование в Казахстане.

In article is compares the state educational policy of Russia and Kazakhstan. The following documents is analyzes: the Constitution, the national doctrine, education laws , government acts, acts of the Ministry of education and science. The conclusion is made about the similarities and differences of the educational policy.

Key words: higher education, comparative law, public policy, education policy, higher education in Russia, higher education in Kazakhstan.

Формирование образовательной политики Российской Федерации и Республики Казахстан происходит под воздействием объективных факторов, оказывающих равное или тождественно близкое влияние на оба государства. Во-первых, образовательные системы России и Казахстана долгое время формировались и развивались в рамках единой советской модели, которая в условиях индустриального общества обладала несомненными сильными прогрессивными чертами. Необходимо отметить, что до революции на территории современного Казахстана не было высших учебных заведений. Первые вузы в Казахской автономной советской социалистической республике, входившей в состав РСФСР, были открыты в 1920-е гг. К моменту распада СССР в 1991 г. в КССР действовал уже 61 вуз, где обучалось 288 тыс. студентов [1]. К настоящему времени, как в РФ, так и в РК, про-

должают работать практически все вузы, действовавшие в советский период. Они сохранили имущественные комплексы, материально-техническую базу, значительную часть научно-педагогических кадров. Не утратили своей значимости такие принципы и конкретные формы функционирования высшей школы, как вузовская автономия, иерархичность учёных степеней и званий, их формальное и неформальное признание и др.

Во-вторых, переход к постиндустриальному, информационному обществу поставил перед высшим образованием такие вызовы, с которыми оно не сталкивалось ранее в своей истории. Угрозе подвергается сама институциональная модель университета, которая выкристаллизовалась из средневековых профессиональных школ, укрепилась в результате реформ Гумбольдта в начале XIX в. и показала свою технологическую и социальную

* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 13-13-55001 «Правовое обеспечение сотрудничества Омской области и Республики Казахстан в сфере высшего образования».

© Ящук Т. Ф., 2013 70

эффективность в Новое и Новейшее время. Так называемые свободные, сетевые, электронные университеты представляют реальную альтернативу традиционной высшей школе.

В-третьих, существенным фактором выступают государственные и национальные амбиции. И Россия, и Казахстан стремятся занять достойное место в современном мироустройстве, позиционируют себя как развитые страны с высоким уровнем качества человеческого капитала.

В-четвертых, высшее образование находится в сфере государственного регулирования, для осуществления которого сформированы соответствующие центральные уполномоченные органы. В настоящее время в обеих республиках это министерства образования и науки, сопоставимые по организационной структуре, наличию подведомственных учреждений, компетенции. В обеих республиках министры образования и науки назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента.

В-пятых, процессы глобализации и интернационализации затронули все общественные сферы, включая и высшее образование. Принципы глобализации отражены в Генеральном соглашении по товарам и услугам, которое декларирует свободный обмен образовательными услугами. Россия и Казахстан участвуют в Болонском процессе, который олицетворяет интернационализацию высшего образования.

В рамках сравнительно-правового исследования государственную политику в области высшего образования можно реконструировать, используя следующие документы: конституции, национальные доктрины, систематизированные законодательные акты, иные законы и ведомственные акты.

1. В конституциях обеих республик праву на образование посвящены отдельные статьи: ст. 43 Конституции РФ и ст. 30 Конституции РК. Они помещены в той главе (Конституция РФ) и разделе (Конституция РК), где определяется правовой статус человека и гражданина, перечисляются и характеризуются основные права. В формулировках статей не наблюдается существенных концептуальных различий. Очевидно, что доступ к высшему образованию возможен

только для лиц, освоивших предыдущий образовательный уровень. Таким уровнем в Республике Казахстан является среднее образование, а в Российской Федерации - среднее общее образование и среднее профессиональное образование. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность, обязательность и бесплатность основного среднего образования. Статья 30 Конституции РК гарантирует обязательность и бесплатность среднего образования в государственных учебных заведениях. В отношении высшего образования закреплено его бесплатное получение на конкурсной основе в государственном высшем учебном заведении (согласно Конституции РК), и в государственном или муниципальном образовательном учреждении и предприятии (согласно Конституции РФ). Обе конституции однозначно закрепляют за государством установление обязательных стандартов образования, при этом ч. 3 ст. 30 Конституции РК гласит, что деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам. В Конституции РФ, в отличие от Конституции РК, прямо не упоминается платное высшее образование, но говорится, что государство поддерживает различные формы образования и самообразования. В Конституции РК говорится, что получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основании и в порядке, установленных законом.

2. Национальные доктрины выражаются в долгосрочных стратегиях и планах социально-экономического развития, официальных заявлениях глав государств и других документах. К числу таких российских документов, определяющих перспективы и направления развития высшего образования, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, относятся следующие: а) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.; б) Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г.; в) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента 18 мая 2009 г.

Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. выделяет два этапа реализация и определяет контрольные показатели, которых необходимо достичь соответственно к 2012 и 2020 г. Развитие образования увязано с достижением главной цели -формированием новой экономики - экономики знаний и высоких технологий. Запланирован поэтапный рост доли данного сектора в валовом внутреннем продукте. Декларируется, что расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5-7 % валового внутреннего продукта в 2020 г. Обозначен переход от системы массового образования, характерного для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой [2].

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. разработана на основе положений предыдущего документа. Включает более детализированные и цифровые показатели: по числу российских вузов, входящих в мировые рейтинги; количеству регистрируемых патентов; доли российских публикаций в мировых научных журналах; индексам цитирования; развитию уровневой системы высшего образования; введению стандартизированного экзамена для выпускников бакалавриата и специалитета; международному сотрудничеству; интеграции с бизнесом и производственным сектором; вузовскому менеджменту и т. д. [3].

О роли высшего образования, науки и технологий говорится и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Для обеспечения национальной безопасности особо подчёркнута необходимость создания сети федеральных университетов, национально-исследовательских университетов, развития учебных заведений, ориентированных на удовлетворение нужд регионального развития [4].

Основополагающими документами Казахстана, в которых провозглашена долгосрочная стратегия, можно считать «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». Оба документа легитимированы как послания Президента к народу страны. Стратегия «Казах-

стан-2030» имеет подзаголовок «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В качестве основной задачи провозглашено создание национальной системы образования. В декабре 2012 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев заявил, что многие положения стратегии досрочно выполнены, и обнародовал новый документ -«Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства». В соответствии со Стратегией, профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Вузы не должны ограничиваться образовательными функциями, в них необходимо создавать и развивать научно-прикладные исследования. Особое внимание уже начиная с 2013 г. будет уделяться развитию системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца [5].

Таким образом, Россия и Казахстан сформулировали новые задачи высшего образования, обусловленные вызовами постиндустриального общества, международной интеграции, возросшими потребностями личности.

3. Систематизированные акты. В настоящее время применяются ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] и закон РК 2007 г. «Об образовании» [7], с внесёнными дополнениями и изменениями. Законы имеют очевидное типологическое сходство, совпадение предмета правого регулирования, тождественность в выделении и регулировании отдельных институтов. Например, оба акта раскрывают содержание основных терминов (бакалавриат, магистратура, аспирантура и т. д.), используемых в тексте, хотя набор таких терминов, безусловно, различается. Законы отражают трансформацию национальных образовательных систем, начавшуюся ещё в 1990-е гг., и фиксируют достигнутые результаты. Поэтому, например, в казахстанском акте есть понятие образовательного гранта, а в российское профессиональное образование данный институт (в виде планируемого ГИФО) не был внедрён. По-

разному трактуются уровни высшего образования. Так, ст. 10 российского закона относит к высшему образованию: бакалавриат, специалитет, магистратуру, подготовку кадров высшей квалификации. Статья 21 казахстанского закона профессиональной учебной программой высшего образования называет только бакалавриат, а магистратура и докторантура согласно ст. 36 отнесены к послевузовскому образованию. Причём подготовка кадров в магистратуре осуществляется на базе профессиональных учебных программ высшего образования по двум направлениям: 1) научному и педагогическому со сроком обучения два года; 2) профильному со сроком обучения не менее одного года.

4. Ведомственные акты, издаваемые органами, в компетенцию которых входит регулирование отношений в сфере высшего образования, представлены значительным массивом документов. Однако наиболее значимыми, конкретизирующими положения национальных доктрин, задающими конкретные параметры и сроки модернизации высшего образования, являются следующие: а) Распоряжение правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «План мероприятий (“дорожная карта”) Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [8]; б) Государственная программа развития образования Республики Казахстана на 2011-2020 гг., утверждённая Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. [9].

«Дорожная карта» включает такие параметры, как направления, ожидаемые результаты, количественные характеристики, сроки реализации, ответственные исполнители. Однако анализ содержания этого документа в соотнесении с принятым почти одновременно с ним законом «Об образовании в Российской Федерации» вызывает немало вопросов ввиду неясности многих позиций, что порождает критику со стороны научнопедагогического сообщества. Например, намеченное постепенное закрытие вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности, может расцениваться как их механическое упразднение. В 2013-2014 гг. должна начаться пилотная апробация программ прикладного бакалавриата, однако серьёзных

учебных разработок по этому направлению почти нет, что порождает сомнения в реалистичности поставленных сроков.

«Государственная программа» отличается большей подробностью и конкретностью. Она разбита на два этапа, соответственно в настоящий период реализуется первый этап, охватывающий период 20112015 гг. Определены программные цели, задачи, установлены целевые индикаторы, источники и объёмы финансирования.

Одной из целей является достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребностям рынка труда, задачам индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования. Заслуживают внимания целевые индикаторы, которые интересны не столько с точки зрения прогнозируемых к достижению количественных показателей, сколько формулировкой чётких ориентиров направления и целей движения. К целевым индикаторам отнесены следующие:

- доля выпускников, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза;

- доля выпускников вузов, обучающихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза;

- количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов;

- доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам;

- доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам;

- доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство;

- доля профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет.

С целью достижения необходимых значений каждого индикатора выделяется самостоятельное направление, которое включает ряд отдельных мероприятий, подкрепленных

необходимыми организационными, правовыми и финансовыми ресурсами.

Таким образом, оказавшись в сходных исторических условиях в начале 1990-х гг., Россия и Казахстан модернизировали высшее образование в соответствии с новыми социально-экономическими и политическими реалиями. В настоящее время процесс реформирования высшей школы вышел на новый этап: сформулированы цели государственной политики, подготовлена юридическая база, необходимая для её реализации.

1. Образование в Республике Казахстан. - Астана, 2002. - С. 104.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждена Распоряже-

нием Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.

- URL: http://правительство.рф.

3. Стратегия инновационного развития РФ

на период до 2020 г. - URL:

http://правительство.рф.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утверждена Указом Президента РФ 18 мая 2009 г. // Российская газета. - 2009. - 19 мая.

5. Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: http://www.akorda.kz.

6. Российская газета. - 2013. - 10 янв.

7. Министерство образования и науки Республики Казахстан : сайт. - URL: http://

www.edu/gov.kz/ru.

8. Правительство Российской Федерации : сайт.

- URL: http://правительство.рф.

9. Официальный сайт Президента Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.