Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
488
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорофеева В. А.

В данной статье рассматривается социальная защита населения как важнейшая составляющая государственной социальной политики. Проанализированы основные факторы, влияющие на становление социальной защиты населения в Российской Федерации, а также принципы, в соответствии с которыми формируется система социальной защиты в целом. На основании анализа большого теоретического и нормативно-правового материала предлагаются меры по эффективной реализации государственной политики в социальной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

Официальный сайт пенсионного фонда Российской Федерации, дата обращения — 6.05.2015 г.

4. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http//mfo.mmfm.ru/ - Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации, дата обращения — 6.05.2015 г.

Дорофеева В.А., к. ф. н. ст. науч. сотр.

ЛГУ им. А.С. Пушкина Алтайский филиал Россия, г. Барнаул ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Аннотация. В данной статье рассматривается социальная защита населения как важнейшая составляющая государственной социальной политики. Проанализированы основные факторы, влияющие на становление социальной защиты населения в Российской Федерации, а также принципы, в соответствии с которыми формируется система социальной защиты в целом. На основании анализа большого теоретического и нормативно-правового материала предлагаются меры по эффективной реализации государственной политики в социальной сфере.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита населения, принципы социальной защиты, социальное страхование, социальное обслуживание, социальная помощь, социальная поддержка.

В современных условиях осуществляемая государством модернизация касается всех аспектов жизни общества: политических, экономических, правовых и, безусловно, социальных. Взаимосвязь социальной политики и экономики очевидна, поскольку основная цель социальной политики - это повышение качества и уровня жизни граждан с целью стимулирования роста социально-экономического развития как регионов, так и государства в целом. Без осознания того, что профессиональная и личностная реализация человека возможна только в определенных социально-экономических условиях, невозможно проведение эффективной социальной политики. Поддержание социальной стабильности общества составляет основу деятельности современного социального государства. В этой связи социальная защита населения становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Система социальной защиты выступает существенным механизмом реализации социальной политики государства и определяет цели, задачи, методы и формы социальной работы. Значимость решения социальных вопросов на современном этапе развития государства составляет актуальность настоящего исследования.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями

Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, законодательно устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, охраняются труд и здоровье людей (ст.7.п.2.) [4].

Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерации установлено также, что социальная защита и решение вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Социальная защита представляет собой деятельность государства по реализации приоритетных целей и задач социальной политики, по воплощению совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, и на достойный уровень жизни.

Нормативно-правовую базу социальной защиты населения в Российской Федерации составляют положения Конституции Российской Федерации; Федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «Об основах обязательного социального страхования»; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; «О социальной защите инвалидов в РФ»; «О государственной социальной помощи»; «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» «О занятости населения в РФ»; «О трудовых пенсиях в РФ»; «О ветеранах» и др.

Под действие норм федерального и регионального законодательства [5-9] в сфере социальной защиты населения попадают следующие социально незащищенные категории граждан, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации:

• граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;

• инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

• инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

• граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

• безработные;

• вынужденные беженцы и переселенцы;

• дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

и семьи, в которых они проживают;

• дети с девиантным поведением;

• малообеспеченные семьи;

• многодетные семьи;

• одинокие матери;

• граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;

• лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации. В соответствии с законом №178-ФЗ под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума [6].

Пособие - это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия - вспомогательная мера, ее цель - поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами. В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.

Компенсация - это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения. Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению [3].

Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный

характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.

На развитие системы социальной защиты влияют различные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические. Политические факторы связаны со способностью власти проводить государственную социальную политику и осуществлять реформы с целью поддержания социальной стабильности в обществе. Вопросы социальной защиты населения являются приоритетными и включаются в различные государственные и региональные программы, а также выступают в качестве важных законодательных инициатив при обсуждении различных законопроектов в Государственной Думе РФ.

Экономические характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты. От накоплений и инвестиций в социальную защиту зависит: страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан; укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты и т.д. Идеологические факторы связаны с тем, что система общественных взглядов и идей отражает и влияет на экономическую и социальную жизнь общества, проявляются в деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества.

Нравственно-психологические факторы являются важнейшими регуляторами отношений, возникающих в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека. Поэтому задача института социальной защиты - способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав гражданина, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. Налаживание взаимодействия с людьми, оказание им помощи - это сфера интересов института социальной защиты.

Система социальной защиты базируется на следующих принципах [1]. Главным принципом социальной защиты является социальная справедливость, в соответствии с которой всем членам общества предоставляются равнодоступные социальные блага и гарантии. Адресность социальной защиты является средством обеспечения социальной справедливости, так как учитывает трудную жизненную ситуацию конкретного человека. В основе адресности лежат социальные критерии, которые базируются на социальных нормативах - показателях уровня потребления важнейших благ и услуг, размере денежных доходов и других данных. Критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

• размер совокупного семейного или среднедушевого дохода;

• отсутствие средств к существованию;

• одиночество и неприспособленность к самообслуживанию;

• материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф).

Принцип социального партнерства предполагает, что социальные проблемы государство решает совместно с заинтересованными органами и организациями. Согласно принципу экономической справедливости необходимо оказывать социально-экономическую поддержку тем, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам. Принцип экономической эффективности направлен на положительное соотношение затрат на социальную защиту и её социально-экономического эффекта. Объемы социальных расходов должны находиться в таком соотношении, чтобы получение пособия не стало предпочтительнее заработной платы. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми экономическими показателями, включая ВВП, фонд оплаты труда, доходы населения и т.д.

Принцип адаптивности социальной защиты означает ее способность к самосовершенствованию, развитию активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, использованию собственных средств социальной защиты. Согласно принципу приоритета государственных начал государство выступает гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем гражданам, которые не могут достичь этого самостоятельно.

Принцип превентивности мер по социальной защите означает предупреждение причин социального неблагополучия, обнаружение их на самой начальной стадии и своевременное устранение различными способами, например поддержки негосударственных систем социального страхования, поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, сочетания платных и бесплатных услуг и др. Принцип комплексности предполагает обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты: единством целей, принципов и направлений деятельности, координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. На основе комплексного подхода удается увязать решение проблем социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства.

Принцип солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов от одних социально-демографических групп другим. Принцип экономической самостоятельности местных органов власти выделяет роль местных органов власти. Социальные пособия и

другие выплаты на федеральном уровне гарантированы в минимальном размере. Все выплаты сверх этого уровня производятся из местного бюджета и местных фондов для того, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики собственного региона.

Организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование. На федеральном уровне управление системой социальной защиты осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ. Управление системой социального страхования осуществляется при помощи специализированных Фондов: Пенсионного, Фонда Социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. На региональном уровне управление осуществляется органами исполнительной власти субъекта федерации. Совместно с федеральными органами исполнительной власти они образуют единую систему исполнительной власти в РФ по вопросам социальной защиты. Органы местного самоуправления согласно статье 20 пункту 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 вправе устанавливать за счет собственных средств «дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», осуществление и финансирование дополнительных мер социальной защиты «не является обязанностью муниципального образования» и «осуществляется при наличии возможности» [10].

Сегодня принципы социальной защиты населения реализуются в следующих организационно-правовых формах:

• пенсионное обеспечение,

• государственное социальное страхование,

• социальное обслуживание,

• организация занятости населения,

• обеспечение социальными пособиями, предоставление льгот особо нуждающимся категориям населения.

Действующая система социальной помощи наиболее нуждающимся слоям населения в России несмотря на многоаспектную изученность, нуждается в дальнейшем исследовании. В целом, государству необходимо сосредоточить политические, правовые, организационные и управленческие усилия на борьбе с бедностью, поскольку, несмотря на рост различных пособий и субсидий, число нуждающихся граждан не снижается, а, наоборот, растет. Эффективная социальная политика может проводиться только при тесном взаимодействии федеральных, региональных и местных властей. Дальнейшее развитие системы социальной защиты населения в

России должно обязательно в себя включать обеспечение дифференцированного подхода к разным группам, нуждающимся в помощи и адресности в социальной поддержке, совершенствование государственной социальной политики с целью внедрения политически и финансово обоснованных форм поддержки социально уязвимых граждан (особенно семьи и детей), укрепление материально-технической и информационной базы, кадрового состава учреждений социального обслуживания населения, расширение номенклатуры и качества социальных услуг и др.

Использованные источники:

1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2010. - 124 с.

2. Волгин Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен, 2003. - 736 с.

3. Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С. Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. М: Академия, 2009., 288 с.

4. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации//"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

5. Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»//"Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686.

6.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»//"Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699.

7. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»// "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, N 50, ст. 4872.

8. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»//"Собрание законодательства РФ", 07.08.1995, N 32, ст. 3198.

9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»//"Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.

10. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, Ст. 3822.

Дрожжина С.С. магистрант 2 курса «Психология управления персоналом» Марийский Государственный Университет

Россия, г. Йошкар-Ола ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ДОУ При выполнении какой-либо работы возможности одного человека ограничены. Двое и, тем более, группа сотрудников могут больше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.