Научная статья на тему 'Государственная политика регионального выравнивания в России'

Государственная политика регионального выравнивания в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2938
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / АСИММЕТРИЯ / ВЫРАВНИВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дитбернер Ж.В.

В статье проведен анализ государственной политики регионального выравнивания в России. Определены элементы реализации региональной политики государства. Выявлены основные направления государственной долгосрочной политики регулирования экономики на современном этапе ее развития. Даны рекомендации по реализации условий формирования региональной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC POLICY REGIONAL ALIGNMENT IN RUSSIA

In the article the analysis gosudarstvennoi policy regional alignment in Russia. Defined elements the implementation of regional policy. The main directions of the state long-term policy regulirovaniya economy at the present stage of its development. Recommendations on the implementation of the conditions of formation of regional policy of gosudarstva.

Текст научной работы на тему «Государственная политика регионального выравнивания в России»

мысления механизма правового регулирования административных процедур, затрагивающих цифровую экономику.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

2. Анцупов В. В. Экономическая функция государства: автореф. дис. ... к. ю. н. по специальности 12.00.01 / В. В. Анцупов. - М., 2003. - 24 с.

3. Заявление о цифровой повестке ЕАЭС [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/ Documents (дата обращения: 18.12.2017).

4. Морозова Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. - М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

5. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: монография / коллектив авторов; под ред. Ю. А. Тихомирова. - М.: Юстиция, 2018. - 306 с.

Дитбернер Ж. В.

Государственный научный центр РФ «Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики», Санкт-Петербург, Россия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье проведен анализ государственной политики регионального выравнивания в России. Определены элементы реализации региональной политики государства. Выявлены основные направления государственной долгосрочной политики регулирования экономики на современном этапе ее развития. Даны рекомендации по реализации условий формирования региональной политики государства.

Ключевые слова: регион, экономика, асимметрия, выравнивание, государственная экономическая политика, Россия.

Ditberner J. V.

The Russian State Scientific Center for Robotics and Technical Cybernetics Engineer-economist, Saint-Petersberg, Russia

PUBLIC POLICY REGIONAL ALIGNMENT IN RUSSIA

Abstract: In the article the analysis gosudarstvennoi policy regional alignment in Russia. Defined elements the implementation of regional policy. The main directions of the state long-term policy regulirovaniya economy at the present stage of its development. Recommendations on the implementation of the conditions of formation of regional policy of gosudarstva.

Keywords: region, economy, asymmetry, alignment, state economic policy, Russia.

Региональная политика - составная часть государственного регулирования, комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения [1]. Является составной частью политики государства, направленной на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Степень самостоятельности регионов в разных странах неравная и зависит от государственного устройства. Между центром и регионами возникают противоречия и разрешаются, чаще, путем компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной стратегии регионального развития [2]. Значимость и актуальность разработки соответствующих мер региональной политики на сегодняшний день признана на государственном уровне. Таким образом, разработка региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование, является актуальной.

Многие годы в России неоднократно предпринимались попытки разработки целостной программы регионального развития, проходившие общественное обсуждение. Но целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует. Сложность решения этой задачи обьясняется широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностями, так и характером накопившихся проблем.

Для любого федеративного государства, в особенности такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических неравенств между отдельными районами

страны [3]. Доказано, что нарастание межрегиональных контрастов и социально-экономических проблем в отдельных регионах влекут за собой обострение социальной напряженности, политический кризис, усиление межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, -замедление темпов экономических реформ в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям необходима активная региональная политика.

За прошедшие 10-15 лет, в российской экономической и политической системе произошли кардинальные изменения. Страна выходит на траекторию устойчивого экономического роста, экономическая политика государства становится все более осознанной и предсказуемой. Однако высокие показатели экономического роста, достигнутые в настоящий период, обесцениваются. Диспропорции в социально-экономическом развитии регионов вызывают необходимость создания условий для их выравнивания, обеспечения развития территорий.

Главные задачи эффективной региональной политики - выравнивание экономического положения субъектов РФ, формирование в каждом регионе ресурсов для обеспечения развития региональной экономики и достойной жизни граждан страны. Решение этой проблемы строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления [4].

Формы реализации этих принципов:

- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

- участие государственных органов в отдельных инвестиционных проектах с использованием контрактной системы и реализации осуществления федеральных программ регионального развития с долевым государственным финансированием.

Основной способ реализации региональной экономической политики состоит в распределении промышленной деятельности между регионами, чтобы избежать неполной занятости трудовых ресурсов в менее развитых районах и нежелательной перегрузки более процветающих районов, таким образом, стимулируются новые производства [5].

Элементы региональной политики:

1. Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот.

2. Бюджетная политика - механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

3. Ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов.

4. Инвестиционная политика - мера по распределению бюджетных капиталовложений.

5. Структурная политика - система мер по поддержке предприятий.

6. Социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

В начале переходного периода проблемам регулирования регионального развития науки уделялось большое внимание: появились новые интересные исследования по проблемам и перспективам социально-экономического развития территорий, территориальному маркетингу, оценке предпринимательского климата, конкурентоспособности регионов. Советом по изучению производительных сил в 1998-1999 гг. было выполнено исследование об устройстве России на основе укрупнения субъектов Федерации.

Результатом этой разработки явилось выделение федеральных округов, продолжающееся объединение автономий с субъектами Федерации, на которых они находятся. Однако, несмотря на это, новая стратегия регионального развития не была разработана и мало изменилась по сравнению с периодом 1980-х и 1990-х годов: основной стратегией регионального развития остается стратегия «выравнивания» социально-экономического развития регионов.

Новый этап в формировании региональной политики России, основанный на научно-исследовательских разработках начался в 2004 году. В этот период были разработаны два документа: «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» и «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации». В концепции Стратегии регионального развития предложено было перейти от политики выравнивания на основе существующих межбюджетных отношений к финансовой поддержке высокоразвитых опорных регионов - а финансирование всех остальных регионов будет осуществляться по необходимости обеспечения федеральных социальных стандартов для населения.

Министр регионального развития обозначил следующие основные составляющие региональной политика России:

1. Доработать эффективность деятельности региональных властей, а также разработка механизмов, стимулирующих выгодность эффективного развития региона.

2. Перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами.

3. Разработка стратегии развития на основе определения специализации федеральных округов и субъектов Федерации.

В настоящее время региональная политика реализуется на разных территориальных уровнях:

- На первом - осуществляется федеральная политика по отношению к областям (краям, республикам). На этом уровне возникает необходимость согласования интересов субъектов Федерации между собой.

- Второй уровень включает отношения, объективно возникающие между субъектами РФ и административными районами. В частности, для районов Сибири и Дальнего Востока, учитывая размеры территориальных образований, низкий уровень освоения и слабую транспортную доступность.

- Третий уровень - это органы местного самоуправления, роль которых должна постоянно возрастать.

Стратегия развития России должна учитывать интересы как государства, так и интересы развития каждого региона. Именно поэтому необходимы новые подходы к формированию региональной политики России в современных условиях с учетом опыта ее новейшей истории [6]. Таким образом, региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целостности хозяйствующих структур, между которыми устойчивое территориальное разделение труда.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:

- эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;

- поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;

- проведение общегосударственной инновационной политики;

- регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков; регулирование регионального развития.

Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные [7]. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые основаны на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

В качестве основных форм реализации, наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

- участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной системы;

- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

- поддержка научных производств и развитие высоких технологий;

- содействие международным экономическим связям регионов Российской Федерации;

- создание условий для формирования свободных экономических зон в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

- содействие малому и среднему бизнесу.

Таким образом, возрождение России, выход ее экономики из кризиса, интеграция в мировое сообщество не возможно без максимального использования благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических условий. Целью региональной политики является реализация интересов государства в отношении регионов и интересов самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем [8].

Регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка как совокупность действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера призвана:

- во-первых, давать стимулы, в том числе и ресурсные, развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых точек роста: свободных экономических зон;

- в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций: содержание объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержание курортов и т. д;

- в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточный регион).

При этом возникает сложная задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы. Таким образом, можно говорить о следующих выводах: в современных условиях развития российской экономики отмечается объективно существующий процесс регионализации всех сторон общественной и экономической жизни страны, что обьясняет необходимость осуществления сильной региональной политики.

Региональная политика - это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных органов управления, направленная на решение территориальных и общегосударственных проблем. Региональная политика является двухмерной, включающей: федеральную региональную политику; региональную политику субъектов федерации, федеральных округов, муниципальных образований. Основными условиями формирования региональной политики являются:

- дозированное сочетание государственного воздействия и рыночного саморегулирования в зависимости от уровня развития регионов, степени их адаптации к рыночным отношениям;

- учет специфических особенностей отдельных регионов, их места и роли в территориальной организации экономики страны, имеющегося природно-ресурсного потенциала;

- разработка целей и задач региональной политики, исходя из социальной направленности развития;

- преимущественное использование экономических методов управления, стимулирующих инициативы региональных организаций по поиску наиболее эффективных направлений развития.

участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах и размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

Список литературы

1. Кудряшов В. С. Реализация кластерной политики в целях экономического развития регионов России / В. С. Кудряшов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 1 (том 1). - С. 33-38.

2. Кудряшов В. С., Миндлин Ю. Б. Кластерный подход как элемент формирования национальной экономики / В. С. Кудряшов, Ю. Б. Миндлин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». - 2017. - № 2. - С. 19-23.

3. Жук И. В., Голубецкая Н. П., Куприн А. А. Формирование механизмов государственной поддержки и управления инновационной экономики / В. И. Жук, Н. П. Голубецкая, А. А. Куприн // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра. - 2013. - № 2. - С. 12.

4. Кудряшов В. С., Миронов Д. Е. Стратегические подходы к формированию государственной кластерной политики на региональном уровне / В. С. Кудряшов, Д. Е. Миронов // Петербургский экономический журнал. -2014. - № 4. - С. 75-80.

5. Куприн А. А., Бардулин Е. Н. Формирование организационно-экономического механизма адаптивности системы управления организацией предпринимательского типа / А. А. Куприн, Е. Н. Бардулин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4. - С. 44.

6. Кудряшов В. С. Факторы активизации инновационной деятельности предприятий с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики / В. С. Кудряшов // Ученые записки МБИ. - 2015. - № 13. - С. 47-55.

7. Кудряшов В. С. Развитие государственной системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста в России / В. С. Кудряшов // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 1. - С. 28-33.

8. Андрейковец И. Н., Кудряшов В. С., Шматко А. Д. Формирование инновационных кластеров: анализ существующего опыта и перспективы / И. Н. Андрейковец, В. С. Кудряшов, А. Д. Шматко // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 1. - С. 168-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.