Политические науки
153
5. Чумак И.А. Социальная безопасность как индикатор национальной безопасности современной России: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2013. - 28 с.
6. Чумак И.А. Проблема безопасности духовного развития России: роль семьи // В сборнике: Университетские чтения - 2015. Материалы научнометодических чтений ПГЛУ - 2015. - С. 108-110.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕАГИРОВАНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ НЕЛЕГИТИМНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
© Халкечев Д.Х.*, Сайханова Х.И.*
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,
г. Черкесск
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
Актуальность эффективного управления государством возрастает в связи с тем, что стали более востребованы умение политических институтов общества более оперативно реагировать на опасности разного рода, проявлять нетипичные более раннему развитию умения проактивности, готовности мгновенно и динамично реагировать на новые типы угроз и современным видам политического насилия, к коим отнесем экстремизм, терроризм, войны. Последние десятилетия развития государственного управления и политических систем свидетельствуют о том, что дестабилизация как мировой политической системы, так и политических систем отдельно взятых государств подвергается серьезным испытаниям. Обеспечение национальной конкурентоспособности для большинства стран, которые не являются лидерами глобализации, остается проблематичной задачей.
Ключевые слова: глобализация, управление государством, политическое управление, политическая система.
Российские исследователи предлагают следующее видение понимания государственной политики: как целенаправленной деятельности органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В
* Аспирант кафедры философии и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии.
* Студент 2 курса Института международных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета.
154 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия - «государственная политика» и «общественная политика». Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества [7, с. 108]. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами [3, с. 84].
Исследователи подчеркивают этот момент, предполагая, что в новейшее время актуально для реализации национальной конкурентоспособности на длительную перспективу обеспечить не только экономический рост, но и поступательное развитие социально-политической и экономической систем, способной противостоять современному политическому вмешательству [3, с. 14]. Акцентируя внимание на важности поддержания конкурентоспособности современного государства, исследователь оперирует термином «динамические способности государства», определяя их как способность к развитию, которая достигается путем генерации и практического применения политики развития как череды действий, цель которых - комплексное осмысление значимых проблем современности [3, с. 15]. Таким образом, проблема институционализации способностей государственного управления и государственной политики является одной из ключевых в процессе исследования динамичного развития современных государств [1, с. 496].
Неустойчивую среду вкупе с модернизацией (проблема «тропы зависимости») и ценностями демократического транзита рассматривали отечественные исследователи В.А. Ачкасов, О.В. Гаман-Голутвина, М.В. Ильин и др. Много внимания уделили особенностям социально-политического и общественного развития современных государств Р. Г аруд, Дж. Олсен, А. Ка-рое и др. В своем исследовании, посвященном динамическим способностям государства, Л.В. Ведмецкая трактует их как комплекс характеристик проактивного государства, подразумевая звенья не только управленческо-политические, но и когнитивные [3, с. 12].
На наш взгляд, важно формирование направлений государства для его развития, т.е. государственной политики. Государственная политика - это феномен политической жизни, как российской, так и зарубежной, который влияет на способность к эффективному управлению, на способность к поддержанию баланса интересов, напрямую влияет на комплекс национальной безопасности и т.д., в том числе на прочие виды возможностей, исследованные в рамках концепции так называемого «государственного менеджмента» и «governance», которые в новом формате подхода к государственному уп-
Политические науки
155
равлению берутся за образец при компоновании национальных стратегий развития и формировании многообразия типов государственной политики современных обществ.
В то же время распространяющаяся в научной среде теория выявления динамических способностей государства посредством эффективного менеджмента все же опережает формирование сконсолидированного мнения о государственной политике и научного знания о ней. Вспомним аналогичную ситуацию с предлагаемым анализом стратегического моделирования в политике, где так же теория значительно опережает сложившиеся практические наработки.
Вышеперечисленными наработками экспертов обусловлена необходимость более внимательного анализа и обобщения теории о государственной политике и создания адекватного понятийного аппарата, учитывая важность эффективного управления. Отталкиваясь от распространенного понимания государственной политики как совокупности целей, задач и мероприятий, которые направляют общественное развитие в определенное русло, рассмотрим основные элементы государственной политики:
- влияние на цели и приоритеты государственных решений,
- разработка и планирование стратегически важных вопросов,
- анализ и оценка курса развития общества,
- мониторинг, обсуждение, консультирование и т.д.
Названные компоненты вполне отражают сложный социально-политический характер государственной политики, который нуждается в системе научных концепций, в строгой выработке концепции развития [2, с. 144]. Как мы видим, российская научная школа акцентирует внимание на звене «государство», в отличие от западной школы, где в приоритете общество. Согласимся, что при рассмотрении государственной политики мы не должны упускать из внимания общественный характер политики, что подразумевает приоритетность общественных интересов, удовлетворения общественных потребностей.
Реализация государственной политики - планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей. Процесс реализации политики - это совокупность взаимосвязанных мер и форм поведения, который следует отличать от выполнения политики как результата. На этапе разработки государственной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономическую компоненту, систему управления персоналом. Выполнение политики может осуществляться как: линейный процесс реализации планов; действия по определенным правилам; система взаимосвязанных мероприятий [5].
156 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Как мы уже отмечали, множество как глобальных, так и внутристрановых вызовов, актуализировавшихся в эпоху информационного общества, в условиях глобализации, когда роль негосударственных и неправительственных акторов продолжает возрастать, можно говорить о наступлении нового этапа в осмыслении государственной политики и политической системы.. Если в рамках системной модели Д. Истона политическая система при подрыве равновесия и стабильности становится уязвимой при осуществлении значимых функций предложения правил поведения обществу и контроль / обеспечение их выполнения, то системный анализ политической системы, предложенный Д. Истоном и Г. Алмондом, послуживший основой теории политической системы, уподобляет рассматриваемый феномен саморегулирующемуся организму, который нуждается в поддержке, обновлении и зависит от окружающей среды, выдвигающей свои требования.
Следовательно, в системе имеют место политические «входы» и политические «выходы» [4, с. 84], которые подразумевают обязывающие решения. На наш взгляд, именно выходные действия политической системы и связаны с государственной политикой, являются сутью и содержанием последней. Тут мы полностью согласимся с Д. Истоном, что выходные действия политической системы полностью детерминированы ее главным предназначением, т.е. самой природой политической власти, политического управления.
Тем не менее, в системе Д. Истона преувеличивается реактивная способность политической системы, хотя мы можем привести множество примеров ее самостоятельности. Например, самостоятельно принимаемые решения со стороны правительства о начале военной кампании во Вьетнаме (США), в Чечне (Россия), в Ираке (США) и т.д. Так же можно упрекнуть классика в том, что преувеличивается курс системы на самообновление или, наоборот, на консервацию.
Современное состояние государства отличается от ранее существовавшего тем, что увеличивается количество различных импульсов, как положительных, так и отрицательных, нацеленных на политическую систему любого общества [6, с. 18]. Как уже говорилось, для их преодоления, с целью достижения устойчивых конкурентных преимуществ государства, необходима база формирования и поддержания инновационной деятельности частных и государственных институтов, от которых зависит государственная политика.
Список литературы:
1. Боташева А.К. Сравнительно-политологическое исследование международных организаций в структуре современной мировой политики // European Social Science Journal. - 2014. - № 5-2 (44). - С. 496-499.
2. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: дисс. на
Политические науки
157
соиск. ученой степени доктора политических наук / Кубанский государственный университет. - Ставрополь, 2009. - 350 с.
3. Ведмецкая Л. В. Динамические способности государства и политика развития: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - СПб., 2013. - 28 с.
4. Нефедов С.А. Системная модель политического процесса: структура и основные понятия // Вестник Волгоградского университета. - 2009. -№ 2 (16). - С. 84-89.
5. Масленникова Е. Государственная политика: содержательный аспект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: maslennikova_elena/gosudarstven-noe_i_municipalnoe_upravlenie_4.html (дата обращения: 12.12.2015).
6. Чумак И.А. Социальная безопасность как индикатор национальной безопасности современной России: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2013. - 28 с.
7. Чумак И.А. Проблема безопасности духовного развития России: роль семьи // В сборнике: Университетские чтения - 2015. Материалы научнометодических чтений ПГЛУ - 2015. - С. 108-110.