Научная статья на тему 'Турецкий аспект курдского вопроса на современном этапе'

Турецкий аспект курдского вопроса на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
441
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / ИРАК / КУРДСКИЙ ВОПРОС / ТУРЦИЯ / ЭРДОГАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гладырь М.В.

Данная статья просвещена турецкой политики в отношении курдского вопроса. Освещает важнейшие события и их последствия, влияющие на курдскую проблему в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турецкий аспект курдского вопроса на современном этапе»

2. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, формы проявления, стратегия противодействия: дисс. ... д. полит. наук. - Краснодар, 2009.

3. Боташева А.К. Международные отношения: взаимообусловленность государственного и международного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 1.

4. Боташева А.К. Терроризм в современном политическом пространстве: истоки становления нелегитимного насилия и формирование международной антитеррористической системы: монография / А.К. Боташева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ставрополь: Ставролит, 2013.

5. Линец С.И., Сидорова С.В. Политические аспекты современного международного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1.

6. Панин В.Н. Обеспечение национальной безопасности государства в ситуации актуализации демографической составляющей мировой политики // Новые вызовы региональной безопасности. Материалы международной научной конференции. - Пятигорск: ПГЛУ 2013.

7. Российская газета [Электронный ресурс]. - 2014. - 08 октября. - Режим доступа: http://www.rg.ru.

8. Чумак И.А. Методологические ориентиры исследования социальной безопасности как составляющей обеспечения национальной безопасности России // Вестник Пятигорского лингвистического университета. - 2013. -№ 4.

9. Чумак И.А. Функционирование общества в системе обеспечения информационной безопасности // Социально-гуманитарные знания. - 2012. -№ 12.

ТУРЕЦКИЙ АСПЕКТ КУРДСКОГО ВОПРОСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Гладырь М.В.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Данная статья просвещена турецкой политики в отношении курдского вопроса. Освещает важнейшие события и их последствия, влияющие на курдскую проблему в целом.

Ключевые слова Сирия, Ирак, курдский вопрос, Турция, Эрдоган.

* Аспирант кафедры Международных отношений, мировой экономики и международного права.

Массовые волнения в ближневосточном регионе можно рассматривать как отдаленные последствия процесса деколонизации. В ходе выступлений народы и племена, объединенные нередко диктаторскими методами, декларируют свое право на самоопределение. Более того, происходящая демократизация арабского мира означает не только свержение диктаторов, но и пересмотр политико-этнической карты региона, которую значительное количество национальных меньшинств считает несправедливой. Например, 40 миллионов курдов, проживающих на территориях Ирака, Турции, Сирии и Ирана, увидели в событиях «арабской весны» шанс на самоопределение [4, с. 133-135]. Курды, чьи интересы длительное время ущемлялись арабами, турками и иранцами, восприняли падение режима Саддама Хусейна в Ираке, а в настоящее время дестабилизацию других арабских автократических государств как возможность для реализации своих интересов. Вновь ожила мечта об объединении «распыленной» курдской нации в независимое государство.

Несмотря на то, что курды - мусульмане, в Турции они рассматриваются как орудие в руках внешних сил, желающих разделить страну. Поэтому в рамках данной концепции курды определяются как турки, утратившие собственную культурную идентичность. Неудивительно, что мусульманские курдские националисты лишены какой бы то ни было идеологической структуры, которая бы объединила эти группы в нацию. Тем не менее, в 2013 г. турецкое правительство начало активную деятельность в направлении налаживания политических отношений с курдами. Ныне уже экс премьер-министр Турции Эрдоган предпринял усилия по укреплению партнерства с курдской Партией мира и демократии с целью либерализации конституции.

При этом Эрдоган не признает и не поддерживает курдскую национальную идентичность вне статуса курдов-граждан Турции и мусульман-суннитов. Эрдоган опирается на исламистский фундамент, между тем, курдский национализм носит этнический и светский характер [3, с. 476; 8, с. 139]. Исламистский подход к решению курдской проблемы создает дополнительные препятствия для эффективного ведения переговоров с Партией мира и демократии. Прежде всего, правительство Эрдогана формулирует целью мирного процесса борьбу с террористами и переговоры по их разоружению, поддерживая тем самым незатухающий конфликт. Турецкое правительство подчеркивает, что Курдская рабочая партия (КРП) обязана разоружиться, вывести своих людей за пределы турецкой границы, после чего партизаны могут сами выбрать страну проживания. Причем разоружение должно предшествовать выводу военизированных формирований. Представители КРП настаивают на том, что вывод будет происходить с оружием в руках. В целом на территории Турции действуют группировки КРП численностью 1,52 тыс. человек. Однако в большинстве стран партизаны будут арестованы как террористы. Вероятными местами обоснования бойцов КРП станут

иракский Курдистан, Сирия или Иран [5, с. 137; 7, с. 150], что больше похоже на перемещение курдской проблемы из Турции, а не ее решение. Курдская сторона настаивает на решении проблемы курдов в пределах Турции и не приемлет указанных требований Анкары.

Несмотря на то, что правительство официально смягчает положение курдов в Турции, турецкие ВВС продолжают периодически бомбить юго-восточные регионы, населенные курдами, и, прежде всего, горы Кандиль. Поэтому основная часть партизан настроена именно на вооруженную борьбу. К военному варианту их подталкивают действия не только турецкой армии, но и жандармерии, репрессии против курдского мирного населения [2, с. 85-86; 6, с. 356]. Курдские лидеры выработали свою «дорожную карту» по разрешению проблемы, они предлагают создать на переговорах атмосферу взаимного доверия, которая будет подкрепляться стратегией пошаговых уступок каждой из сторон друг другу. В качестве первого шага курды предлагают Анкаре прекратить все военные действия на территории юго-восточной Турции. КРП, в свою очередь, прекращает нападения на турецкие военные базы и другие объекты. При этом представители турецких курдов отмечают, что сложение оружия Курдской рабочей партией и оставление боевиками горных районов страны возможно в случае расширения основных прав курдов и достижения развитой демократии.

В 2013 г. Эрдоган приступил к разработке плана, согласно которому члены и лидеры КРП должны интегрироваться в мирную жизнь турецкого общества. Правительство заявило о намерении либерализовать Конституцию. Основной закон должен расширить предоставление прав крупнейшему этническому меньшинству Турции и передать часть административных полномочий региональным правительствам. Взамен КРП должна прекратить противостояние с турецким государством. Однако, по данным опроса, проведенного в марте 2013 г., более 60 % турецкого населения настроены критически в отношении прямых переговоров Анкары с представителями КРП [13]. Тем не менее, Эрдоган планирует вынести вопросы изменения Конституции и условий мирного урегулирования на национальный референдум.

Эрдоган прилагает максимум усилий, чтобы довести начатый процесс примирения до конца, поскольку политическое усиление курдов ослабляет позиции националистов и республиканцев. Таким образом, Эрдоган придерживает курдский террор в качестве рычага воздействия на оппозицию [1, с. 414]. По сути, турецко-курдское примирение является элементом внутриполитической борьбы в Турции. Данный процесс, обеспечивая полноценную интеграцию курдов в политическую структуру страны, продолжает инициированное Эрдоганом отстранение от власти традиционной турецкой элиты. В августе 2013 г. было проведено последнее заседание суда по делу Эргене-кон. По обвинению в попытке государственного переворота в 2003 г. были приговорены к пожизненному заключению и длительным срокам заключе-

ния высокопоставленные чины вооруженных сил, в том числе бывший начальник генштаба, видные юристы, ученые, журналисты. Жесткий приговор по делу Эргенекон можно рассматривать как демонстрацию курдам неизменности курса на борьбу с военной элитой, в результате чего Эрдоган набирает дополнительные политические очки. В целом тактика турецкого правительства предусматривает преференции курдскому населению для получения его поддержки действующей власти и репрессий в отношении потенциальных курдских лидеров, способных на создание политических движений.

Показательно, что во время антиправительственных демонстраций в июне 2013 г. активисты Курдской рабочей партии и Партии мира и демократии по большей части воздерживались от участия в акциях из опасения затормозить начатый Анкарой процесс решения курдского вопроса [9, с. 249]. Турецкие курды и особенно их руководители отлично осознают, что возможная смена власти, возвращение к управлению страной республиканцев и националистов кардинально изменит ситуацию, положив конец всем начавшимся реформам. Как республиканцы, так и националисты признают лишь одну национальную идентичность - турецкую, отказывая курдам в праве считаться отдельным народом. Поэтому нет сомнений, что депутаты от курдской партии будут отклонять все попытки оппозиции провести вотум недоверия правительству. Голоса курдских представителей могут сыграть особо значимую роль, с учетом того что число сторонников и противников Реджепа Эрдогана в парламенте почти одинаково. Вместе с тем, важнейшим препятствием достижению примирения остается 66 статья Конституции Турции, которая гласит, что все граждане страны являются турками. Эта статья в течение многих лет представляет собой важнейший фактор внутренней дестабилизации. Поэтому в случае коррекции Конституции Эрдога-ну будет обеспечена поддержка курдской парламентской Партии мира и демократии.

Существенное посредническое содействие в достижении прорыва на переговорах турецких властей с курдскими повстанцами оказал лидер иракских курдов Масуд Барзани [11, с. 134]. В результате совместных усилий огонь был прекращен и курдские повстанцы стали поэтапно уходить на свои стационарные базы в автономном иракском Курдистане. Многие вооруженные курды уходят в Сирию. Почти 20-миллионное курдское меньшинство в Турции получило надежду на обретение культурной автономии, свободное использование родного языка, в том числе - в сфере образования и даже судопроизводства. Курды считают лингвистические ограничения одним из ключевых инструментов турецких культурных притеснений [10, с. 16; 12, с. 190].

В сентябре 2013 г. Реджеп Эрдоган обнародовал свой долгожданный «пакет демократизации» - перечень готовящихся примирительных реформ, расширяющих права национальных меньшинств. Эрдоган предложил сни-

зить 10-процентный порог, необходимый для прохождения партии в представительные органы власти. Наличие высокого порога до сих пор не позволяет курдским партиям сформировать в парламенте свою фракцию. Если этот порог будет снят, Партия мира и демократии сможет войти в правительство страны. Курды издавна добиваются от турецких властей, чтобы всем гражданам нетурецкой национальности были предоставлены равные права с турками на развитие национальной культуры и языка. Однако предложения Эрдогана не соответствовали ожиданиям курдов. Например, запрет на обучение на родном языке был снят, но только для платных частных школ, сохранились ограничения на радио- и телевещание на курдском языке.

Статус автономии на основе местного самоуправления был одним из основных требований курдов, но это положение не было предусмотрено в «пакете». Как следствие, представители Партии мира и демократии подчеркивают, что предполагаемые реформы не соответствуют заявленным ожиданиям. Тем не менее, события вокруг процесса примирения указывают на то, что курдское движение отказалось от категорических требований независимости и демонстрирует готовность к политическому взаимодействию в рамках автономии. Это означает, что в курдском политическом движении категорические требования в обязательном порядке создать курдское государство и использование концепции «народ, не имеющий государства» заменяются поисками новых моделей. Представители курдского народа, совсем недавно стремившиеся к созданию суверенного государства на основе единой этничности, сегодня заявляют об оставлении в прошлом этой идеи и ориентации на новые политические формы в рамках существующего государственного образования.

Несомненно, курды активизируются и пытаются сильнее надавить на власти юго-восточной части Турции, используя нестабильную ситуацию в связи с иракским и сирийским конфликтами. Однако курдам сейчас важнее укрепиться на севере Ирака и не упустить шанс создания автономии в Сирии по иракскому образцу. Поэтому именно Ирак и Сирия представляют на сегодняшний день стратегический интерес для курдов, аналогичные же планы относительно Турции являются намного более долгосрочными. Конечно, курды при этом лишаются надежды создать собственное независимое государство на турецкой территории, зато получают шанс признания Турцией независимости потенциального курдского государства на сирийских и иракских территориях.

В целом, сепаратистская напряженность, охватившая многие страны Ближнего Востока, вполне способна изменить карту региона. Эрдоган, в свою очередь, тоже разработал стратегию, позволяющую ему использовать сложившуюся ситуацию, сохранить политическую власть и обеспечить энергетическую безопасность возглавляемой им страны. Вероятно, план примирения с курдами был выдвинут Анкарой в качестве реакции на начавшиеся

процессы преобразований Большого Ближнего Востока. Эрдоган стремится к созданию нового регионального порядка под руководством Турции, основой которого должны стать обновленные отношения турок и курдов, их стратегическое партнерство с целью совместной разработки ближневосточных энергоресурсов.

Осуществить такие изменения возможно лишь в условиях политического союза с курдским населением, проживающим не только в Турции, но и в Ираке, Сирии и Иране. Правительство Турции интенсивно сближается с курдским региональным правительством северного Ирака. Турция положительно относится к фактической независимости иракского Курдистана, а также стороны разделяют политические цели в Сирии.

Грандиозные планы Анкары предполагают интеграцию автономии в турецкую экономику. Турция пытается закрепить за собой функцию транзитного государства и основного торгово-экономического партнера автономии. Анкара является ключевым инвестором в Курдистане и пытается построить трубопроводы, призванные усилить его экономическую независимость.

При этом именно зарождающееся энергетическое партнерство между Турцией и курдской автономией призвано заложить фундамент подлинного стратегического союза.

Таким образом, процесс реальной экономической интеграции между Турцией и курдской автономией становится очевидным. Тем самым Анкара косвенно признает независимость населенной курдами области, усугубляя нестабильную обстановку в Ираке и обостряя отношения с Ираном.

Список литературы:

1. Боташева А.К. Международный терроризм: проблемы концептуализации // Вестник ПГЛУ - 2011. - № 4. - С. 413-416.

2. Боташева А.К. Основные проблемы глобализации мировой экономики как детерминирующие факторы современного терроризма // Право и политика. - 2009. - № 2. - С. 84-90.

3. Боташева А.К. Процессы глобализации и политическая безопасность стран // Политическая безопасность юга России: материалы международно-практической конференции и круглого стола. - Краснодар, 2010. - С. 475-479.

4. Драганов А.А. Иран и Большой Ближний Восток в парадигме современных региональных геополитических процессов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2010. - № 1. - С. 133-138.

5. Драганов А.А. Иран как региональный геополитический игрок // Россия и мусульманский мир. - 2010. - № 2. - С. 134-139.

6. Линец С.И., Сидорова С.В. Политические аспекты современного международного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 353-361.

7. Нефедов С.А., Косов Г.В. Некоторые методологические аспекты анализа экополитического насилия // Власть. - 2013. - № 11. - С. 149-152.

8. Политкина К.И. Выражение в религиозном сознании отношений отчуждения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. -№ 2-1 (40). - С. 138-141.

9. Проблемы международных отношений и глобального развития / С.В. Ануфриенко, Р.Т. Базаров, Э.И. Басырова и др. / Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 258 с.

10. Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технолоче-ский аспект: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Краснодар, 2005. - 21 с.

11. Сучков М.А. Кавказ в американской парадигме Большого Ближнего и Среднего Востока // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2010. - № 4. - С. 133-138.

12. Чумак И.А. Функционирование общества в системе обеспечения информационной безопасности // Социально-гуманитарные знания. - 2012. -№ 12. - С. 186-193.

13. Kurd sorunu: istatistik [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.harpak.edu.tr/saren/default.as?sayfa=5&alt_sayfa=31.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РАМКАХ ЭТАПА УНИФИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1

© Логинов А.В.*, Зайцева Л.А.*, Изергина Н.И.¥

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

В статье с использованием авторской методологии проанализирован политический процесс в условиях унификации политической системы современной России в период с сентября 2004 г. по настоящее время. В рамках рассматриваемого этапа исследована взаимосвязь политических микропроцессов с характером и особенностями функционирования ресурсной, лидерской, идеологической, политико-культурной подсистем, а также политическим режимом.

Ключевые слова унификация, систематизация, интеграционные процессы, государственные корпорации, государственные монополии, политический сценарий, факторы внешней среды, ключевые маркеры.

1 Статья опубликована при финансовой поддержке РГНФ (Проект № 12-03-00211).

* Доцент кафедры Регионоведения и политологии, кандидат политических наук, доцент.

* Доцент кафедры Регионоведения и политологии, кандидат политических наук.

" Профессор кафедры Регионоведения и политологии, доктор политических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.