Научная статья на тему 'Цели и основные компоненты антитеррористической стратегии в международной политике'

Цели и основные компоненты антитеррористической стратегии в международной политике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боташева А.К.

Борьба с современным терроризмом стала одной из важнейших задач международной политики, от эффективности решения которой зависит не только национальная безопасность государств, стабильность в обществе, доверие граждан к органам государственной власти и управления, но в целом процесс устойчивого развития человеческого сообщества на планете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Боташева А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели и основные компоненты антитеррористической стратегии в международной политике»

10. Чумак И.А. Роль институциальной парадигмы в становлении системы национальной безопасности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 12.

ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

© Боташева А.К.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Борьба с современным терроризмом стала одной из важнейших задач международной политики, от эффективности решения которой зависит не только национальная безопасность государств, стабильность в обществе, доверие граждан к органам государственной власти и управления, но в целом процесс устойчивого развития человеческого сообщества на планете.

Ключевые слова: международный терроризм, борьба с терроризмом, национальная безопасность, финансирование терроризма, государственная политика, информационная безопасность.

История объединения усилий различных стран в борьбе с терроризмом начинается со второй половины двадцатых годов XX века, когда в соответствии с решением Международного Конгресса уголовного права (Брюссель, 1926 г.), проходившего под эгидой Международной Ассоциации уголовного права, была проведена серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Усилия участников этих международных форумов были направлены на разработку и согласование документов, регулирующих следующие аспекты [5, с. 353]:

- общие принципы борьбы с терроризмом и содержание некоторых терминов, используемых в официальных документах, регулирующих взаимодействие стран в рамках этого рода международной активности;

- специфика борьбы с терроризмом на воздушном транспорте;

- борьба с международным терроризмом на высшем международном уровне (в ракурсе деятельности ООН);

* Профессор кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, доктор политических наук, доцент.

- международное сотрудничество по борьбе с конкретными террористическими акциями и урегулированию ситуаций, возникающих в результате их совершения.

Предупреждению и предотвращению терроризма были посвящены Международные соглашения, в частности, по обеспечению безопасности гражданских и морских перевозок (Международные конвенции 1963, 1971, 1988 гг.); по борьбе с захватом заложников (1979 г.); защите ядерных материалов (1980 г.); борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) [2, с. 148].

Современный терроризм подвергался осуждению на Ассамблеях ООН, вопрос о борьбе с терроризмом неоднократно ставился на встречах глав государств, в том числе членов «большой восьмерки», а также на совещаниях иного уровня, организованных этими странами (например, в Оттаве в 1995 г., Париже - 1996, Москве - 1999 г.) [3, с. 409]. Российская Федерация и Европейский союз на встречах в Брюсселе 3 октября 2001 г. приняли Заявление по международному терроризму; на саммите Россия - ЕС в Москве 29 мая 2002 г. Российская Федерация и Европейский союз подтвердили свое стремление в тесном сотрудничестве бороться всеми надлежащими способами с угрозами международному миру и безопасности, порождаемыми актами терроризма, а 11 ноября 2002 г. подписали совместное заявление по борьбе с терроризмом, в котором вновь подтверждают свое осуждение всех актов терроризма как преступных и не имеющих оправдания, вне зависимости от их мотивировки, форм и проявлений.

В информационный банк Европола включено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией от 06.11.2003. - изучить пути дальнейшего укрепления сотрудничества в юридической области в ответ на правонарушения со стороны террористов и организованной преступности, включая изучение возможности заключения в будущем соглашений о сотрудничестве. Усилия различных стран в борьбе с современным терроризмом и совместная деятельность способствуют сближению правовых систем различных государств, позволяют использовать положительный опыт правового строительства в области борьбы с терроризмом в соответствии с международным правом на базе принципа аШ: deder аШ: ^Шсаге («выдавай или суди»).

В начале века после известных событий в США во многих странах были пересмотрены функции ведомств и институтов, которые раньше не принимали участия в борьбе с терроризмом. В частности перед вооруженными силами Великобритании была поставлена грамотно сформулированная цель, связанная с предупреждением акций технологического терроризма, которая звучит следующим образом: «современная экономика сложна, и прежде всего следует уделить внимание тем сферам, удары по которым могут вызвать наибольший ущерб. Поэтому необходимо обеспечить безопас-

ность тех объектов национальной структуры, которые представляют интерес для террористов» [1, с. 15].

В настоящее время в Великобритании, в подчинении Управления по атомной энергии, существует специальная полиция численностью более 500 человек. Ее основное назначение - охрана ядерных объектов, что, по оценкам экспертов, обеспечивается достаточно эффективно. Обеспечением безопасности стратегических объектов в Великобритании занимается также 22-я Специальная воздушная служба (Special Air Service, SAS-22), созданная в 1941 г. Впоследствии SAS-22 получила высокую международную оценку как высокопрофессиональная антитеррористическая структура, и известна успешными операциями против террористов в Ирландии, Голландии, Германии, участием в операции «Буря в пустыне» в Ираке, освобождением заложников в иранском посольстве в Лондоне. По образцу великобританских спецслужб создавались американская служба «Дельта», немецкая ГСГ-9 [4, с. 179].

Американские эксперты ключевые признаки успешной контртеррористической стратегии видят в следующих политических и военных акциях:

- демонстрация силы, целеустремленности и решительности;

- неумолимость (т.е. неослабевающий со временем характер) и эффективность действий;

- соответствие американским ценностям и моральная обоснованность, очевидная для других;

- сбалансированная средне- и долгосрочная стратегия, которая включает в себя как меры принуждения, так и позитивные стимулы.

Другой немаловажный аспект обсуждаемой проблемы - мировое сообщество в борьбе за национальную безопасность придает приоритетное значение не только слаженной работе спецслужб, но и информационной безопасности [9, с. 193].

Недавним примером осуществления специальных информационных и военно-технических мероприятий, направленных на противодействие терроризму, является одобрение парламентариями Канады участие страны в операции против группировки «Исламское государство» (ИГ) в Ираке. Таким образом Оттава положительно ответила на соответствующий запрос Вашингтона [7]. Канадские ВВС, согласно постановлению парламента, будут наносить авиаудары по позициям боевиков ИГ в Ираке в течение полугода. Наземные войска в боевой миссии задействованы не будут. В операции примут участие шесть истребителей CF-18, самолет-заправщик, один транспортный и два разведывательных самолета. В общей сложности Канада направит в Ирак около 600 пилотов. Мы видим, что современное международное сообщество организует прочную коалицию для уничтожения «ИГ» в Ираке. Президент США Барак Обама заявил, что более 40 стран предложили помощь в рамках кампании против террористической группировки.

В тоже время главной целью антитеррористической стратегии должно стать стремление заручиться поддержкой большинства своих граждан в борьбе с террористами. И, по справедливому мнению ученых, необходимо ее обстоятельное научное обеспечение [8, с. 355]. Проводимая работа должна вестись превентивно и гибко, акцентируя внимание на устранение базовых причин, способствующих появлению терроризма.

Как представляется, подобная формулировка наиболее адекватна существующим реалиям, так как, несмотря на периодически наносимые по террористам удары спецслужб и правоохранительных органов, некоторые террористические организации продолжали существовать и действовать многие десятилетия: ИРА в Северной Ирландии - с 1914 года, «Братья-мусульмане» в Египте - с 1928, ЭТА в Испании - с 1959 (хотя впервые заявила о себе только 7 июня 1968 г.), РАФ («Фракция Красной Армии») в Германии -с конца 60-х годов, «Красные бригады» в Италии - с 1970 года, «Красная армия Японии» (КАЯ) - с начала 70-х, «Серые волки» в Турции - с середины 70-х, «Прямое действие» во Франции - с 1979 года, ХАМАС - с 1987-го.

Одной из серьезных проблем остается финансирование терроризма. Но целенаправленной борьбе с финансированием терроризма мешает отсутствие координации между действиями многочисленных служб, занимающихся установлением, пресечением и раскрытием фактов финансовой подпитки террористов; дополнительно усложняет работу по пресечению финансирования террористических организаций глобализация финансовых операций [6, с. 87]. На это еще раз обратил внимание в октябре 2014 года глава МИД РФ Сергей Лавров, заявив, что Россия вместе с партнерами в СБ ООН добивается пресечения каналов финансирования террористических группировок, подобных «Исламскому государству», «Аль-Каиде», «Джабхат ан-Нусры». «Ни «Исламское государство», ни «Аль-Каида», ни так называемый «Исламский фронт», ни «Джабхат ан-Нусра» не смогли бы творить то, что они творят без внешней поддержки, это всем очевидно, - подчеркнул министр - Мы вместе с нашими партнерами, в том числе в Совете Безопасности, добиваемся того, чтобы пресечь каналы финансовой и материальной подпитки этих террористических организаций» [7]. Поэтому одним из важнейших аспектов антитеррористической стратегии остается совершенствование международного сотрудничества и наработка правоприменительной практики в сфере перекрытия мировых и внутригосударственных финансовых потоков, направляемых в поддержку террористических организаций.

Список литературы:

1. Аналитический обзор «Отечественный и зарубежный опыт противодействия террористическим акциям, сопряженным с посягательством на важные государственные объекты и специальные грузы. - М.: ВНИИ МВД России, 2003.

2. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, формы проявления, стратегия противодействия: дисс. ... д. полит. наук. - Краснодар, 2009.

3. Боташева А.К. Международные отношения: взаимообусловленность государственного и международного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 1.

4. Боташева А.К. Терроризм в современном политическом пространстве: истоки становления нелегитимного насилия и формирование международной антитеррористической системы: монография / А.К. Боташева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ставрополь: Ставролит, 2013.

5. Линец С.И., Сидорова С.В. Политические аспекты современного международного терроризма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1.

6. Панин В.Н. Обеспечение национальной безопасности государства в ситуации актуализации демографической составляющей мировой политики // Новые вызовы региональной безопасности. Материалы международной научной конференции. - Пятигорск: ПГЛУ 2013.

7. Российская газета [Электронный ресурс]. - 2014. - 08 октября. - Режим доступа: http://www.rg.ru.

8. Чумак И.А. Методологические ориентиры исследования социальной безопасности как составляющей обеспечения национальной безопасности России // Вестник Пятигорского лингвистического университета. - 2013. -№ 4.

9. Чумак И.А. Функционирование общества в системе обеспечения информационной безопасности // Социально-гуманитарные знания. - 2012. -№ 12.

ТУРЕЦКИЙ АСПЕКТ КУРДСКОГО ВОПРОСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Гладырь М.В.*

Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск

Данная статья просвещена турецкой политики в отношении курдского вопроса. Освещает важнейшие события и их последствия, влияющие на курдскую проблему в целом.

Ключевые слова Сирия, Ирак, курдский вопрос, Турция, Эрдоган.

* Аспирант кафедры Международных отношений, мировой экономики и международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.