Научная статья на тему 'Государственная политика по развитию портовой инфраструктуры Республики Казахстан'

Государственная политика по развитию портовой инфраструктуры Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Манасбай А.

Развитие рынка транспортных услуг является одним из приоритетных направлений Казахстана, составляющим которого является морской транспорт, в частности портовая инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика по развитию портовой инфраструктуры Республики Казахстан»

ТРАНСПОРТИРОВКА

А. Манасбай, главный специалист отдела портов Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

государственная политика по развитию портовой инфраструктуры республики Казахстан

Развитие рынка транспортных услуг является одним из приоритетных направлений Казахстана, составляющим которого является морской транспорт, в частности портовая инфраструктура.

С целью создания благоприятных инвестиционных условий для реализации проектов в рамках СЭЗ «Морпорт Актау» Указом Президента РК срок действия СЭЗ продлен до 2015 года. Согласно проведенным исследованиям, в 2005 году общий объем грузов, перевозимый в Каспийском бассейне

морским транспортом, составил порядка 27 млн. тонн. При этом доля порта Актау и Баутино в обеспечении морских перевозок превышает 41 % от общего объема грузопотоков. Данный уровень перевозки грузов к 2012 году составит 65 млн. тонн. По прогнозам, к 2012 году морским транс-

портом будет перевозиться казахстанская нефть и нефтепродукты в объеме порядка 30 млн. тонн в год. На сегодняшний день порт Актау является единственным конкурентоспособным морским портом Казахстана, соответствующим международным стандартам. В 2005 году общий объем перевалки грузов в порту Актау достиг проектной мощности и составил порядка 10,5 млн. тонн, из которых 9 млн. нефтеналивные грузы и 1,5 млн. тонн сухие грузы. (слайд 4) В целях комплексного развития отрасли морского транспорта республики Министерством транспорта и коммуникаций разработана Программа развития морского транспорта Республики Казахстан на 2006-2012 годы. Данная программа предусматривает в части развития портовой инфраструктуры:

1. Расширение порта Актау, которое предусматривает доведение существующей проектной мощности до 20 млн. тонн нефтеналивных грузов и 3 млн. тонн сухих грузов в год.

2. Строительство специализированного терминала по перевалке и хранению перспективной нефти в порту Курык с ежегодной мощностью 20 млн. тонн и будет являться одним из крупнейших нефтеналивных терминалов, ориентированных на участие Казахстана в проекте «Баку — Тбилиси — Джейхан».

50 \\ ТЕРРИТОРИЯ нефтегаз \\

\\ № 3 \\ март \ 2007

\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

№ 3 \\ март \ 2007

3. Инфраструктурное развитие порта Баутино предусматривает создание бункеровочной базы и терминалов по отгрузке нефтяного оборудования, стройматериалов и грунта для создания искусственных островов на шельфе. В целях дальнейшего развития портовой инфраструктуры в 2005 году начата реализация проекта расширения порта Актау в северном направлении на основе государственно-частного партнерства. Срок реализации проекта 2006-2008 годы.

В рамках проекта планируется строительство защитных гидросооружений, 4 нефтеналивных причалов, 4 причалов для сухих грузов, причала для портофлота и проведение дноуглубительных работ.

Кроме того в Казахстанском секторе Каспийского моря планируется создание судоремонтной и судостроительной базы, в состав которого будут входить плавучий док, слиповая площадка для подъема судов и мастерские для судоремонтных и судокорпусных работ. В настоящее время прорабатываются вопросы по привлечению потенциальных инвесторов для реализации данного проекта.

Дальнейшее развитие инфраструктуры морских портов Актау, Баутино и

Курык на Каспии связано со сложившимися тенденциями роста промышленного производства, активным развитием нефтегазового сектора Казахстана, ростом объемов транзита, а также изменениями на мировых рынках сырьевой продукции в направлениях их транспортировки. Интенсивное освоение казахстанского сектора Каспийского моря и реализация инфраструктурных проектов повлечет за собой увеличение транспортного флота оперирующего на Каспии, искусственных островов и как следствие увеличение объемов грузоперевозок. В настоящее время в казахстанском секторе Каспийского моря оперируют порядка 200 единиц флота. При сложившихся обстоятельствах основной задачей Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан является государственное управление и регулирование деятельности морского транспорта, разработка и реализация мероприятий, направленных на эффективное использование водного транспорта и обеспечение безопасности мореплавания. Все вышесказанное говорит о необходимости создания Региональной СУДС в казахстанском секторе Каспийского моря с навигационной поддержкой, уменьшающей риск аварий морских

судов. В настоящее время начата реализация проекта «Создание системы управления движением судов в Туп-караганском заливе». Срок завершения 2007 год. В дальнейшем планируется создание Региональной СУДС на базе строительства портовых систем в Актау, Баутино, Курык и Урало-каспийского бассейна. Вместе с тем проводится работа созданию Морского координационно-спасательного центра (МКСЦ). В составе системы МКСЦ будут реализованы следующие основные элементы: Центр управления МКСЦ в порту Актау и 3 региональных центра в портах Курык, Баутино и Атырау. МКСЦ будет осуществлять организацию и общую координацию действий спасательных служб и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море.

В целом реализация Программы развития морского транспорта на 2006-2012 годы будет способствовать реализации государственных программ на Каспии, сохранению доминирующих позиций морских портов Казахстана, достижению национальным торговым флотом лидирующих позиций в данном бассейне, с его последующим выходом на новые рынки морских перевозок.

Доли портов в обеспечении морских перевозок грузовой базой на Каспии за 2005 г., млн. Т

Доли портов в обеспечении морских перевозок грузовой базой на Каспии к 2012 г., млн. Т

□ Актау, Баутино □ Туркменбаши ■ Баку

□ Астрахань □ Махачкала ■ Другие

□ Актау, Баутино, Курык □ Туркменбаши

■ Баку □ Астрахань, Оля

□ Махачкала ■ Окарем, Аладжа

■ иранские порты

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ транспортировка \\ 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.