ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНАХ Шаповалова Валерия Владимировна, ст.гр. ЭБ-45 Переверзева Юлия Владимировна, ст.гр. ЭБ-45 Трусова Наталья Сергеевна, к.э.н., ст. преподаватель Юго-Западный государственный университет, Россия
В статье определена сущность экономической безопасности в России и в регионах. Представлены внешние и внутренние угрозы региональной экономической безопасности и пути их решения. Рассмотрены теоретические проблемы и угрозы экономической безопасности. Разработана система критериев оценки экономической безопасности на региональном уровне. Предложены методические рекомендации по обеспечению экономической безопасности как на национальном уровне, так и на уровне регионов.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая безопасность в регионах, внешние угрозы, внутренние угрозы, индикаторы экономической безопасности, стратегия экономической безопасности.
В связи с необходимостью обеспечения экономической безопасности экономики государственная экономическая политика преследует следующую цель: обеспечение национальной безопасности в России и ее регионах.
Обеспечения экономической безопасности России включает решение следующих первостепенных задач:
-рост ВВП, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы;
-повышение конкурентоспособности национальной экономики;
-рост благосостояния и качества жизни населения.
На данный момент экономика России таит в себе достаточно много угроз и проблем. Следует обратить внимание на два важнейших фактора экономической безопасности страны: первый фактор - организационный -наличие у государства среднесрочной и долгосрочной стратегии экономической политики, фундаментом которой должно стать государственное регулирование социальной рыночной экономики; второй фактор - внешнеполитический - структура внешнеторговой деятельности.
Состояние национальной экономической безопасности страны оценивается системой индикаторов, в число которых входит импорт, экспорт и дефицит бюджета.
К 2016 году снизится продовольственный импорт, в первую очередь это связано с введением санкций со стороны Европы. Например, по итогам первого квартала 2015 года ввоз овощей в Россию снизился на 47%, молочной продукции - на 38%, мяса - на 10%. Эти цифры свидетельствуют о сохранении угрозы экономической безопасности страны.
На переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обсуждались вопросы, затрагивающие продовольственную безопасность страны. Так Россия будет направлять на поддержку сельского хозяйства с 2014 года до 2017 года - по 4,4 млрд. рублей в год. А между тем, в США сельхозпроизводителям выделяется помощь до 100 млрд. долларов в год [1, с.10].
В настоящее время в стране проводится активная политика импортоза-мещения в связи с введением странами Запада экономических санкций против Российской Федерации. Западные санкции остро поставили вопросы, связанные с развитием направлений, лежащих в основе обеспечения безопасности страны.
Россия является самой энергонеэффективной страной в мире. В структуре внешней торговли - 71% приходится на экспорт нефти и природного газа. В 2013 году фактическое потребление газа в стране составило 390 млрд. куб. метров, то есть столько же, сколько в Японии, Китае, Германии, Франции, Индии, Южной Корее и Тайване вместе взятых. При этом их совокупный номинальный валовой внутренний продукт превышает российский ВВП в 15 раз. В 2015-м и 2016 годах цена 1 барреля нефти прогнозируется соответственно 64,7 и 62,5 долларов [3, с.90].
«Американский деловой журнал» признал российского газового монополиста ОАО «Газпром» компанией, которая получила в 2014 году самую высокую прибыль в мире - 25 млрд. долларов США.
Экономическая безопасность России складывается из экономической безопасности ее регионов.
Проблема обеспечения экономической безопасности регионов исследована недостаточно.
Одной из причин сложившейся ситуации - недостаточно проработана проблема унификации региональных статистических данных, которые используются для оценки уровня региональной экономической безопасности.
Экономическая безопасность - состояние национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера.
Существуют основные критерии экономической безопасности.
Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки:
- ресурсного потенциала и возможностей его развития;
- уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню наиболее развитых стран, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;
-конкурентоспособность экономики;
-целостности и территорий и экономического пространства;
-суверенитета, независимости и возможности противостояния угрозам;
-социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов [4, с.28-42].
Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затрат всех видов ресурсов и неистощимом использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [5, с.16]
Таблица 1. Внутренние угрозы экономической безопасности регионов
Угроза Проявление действия угрозы
1. Высокая изношенность основных производственных фондов предприятий региона 1. Низкая конкурентоспособность на региональном и федеральном уровнях. 2. Невозможность эффективной конъюнктурной диверсификации производства оборудования. 3. Высокая стоимость произведенной продукции, которая обусловлена большими затратами на амортизацию оборудования.
2. Низкая рентабельность региональных промышленных предприятий за исключением монопольных гигантов, специализирующихся на добыче и переработке нефти и газа, на производстве продукции черной и цветной металлургии и т. д. 1. Вынужденное сокращение производства, вплоть до закрытия предприятий. 2. Рост безработицы и социальной напряженности в регионах.
3. Низкая степень бюджетной поддержки экономического развития регионов (как из федерального бюджета, так и из средств региональных бюджетов). 1. Невозможность реализации бюджетных проектов развития производства и региональной инфраструктуры.
Источник: http://www.irbis.vegu.ru/repos/8239/HTML/00133.htm, внешние и внутренние угрозы экономической безопасности Таблица 2. Вешние угрозы региональной экономической безопасности
Угроза Проявление действия угрозы
1. Растущая степень зависимости региональных экономических систем от иностранного капитала, от импорта продуктов питания и оборудования. 1. Сокращение регионального производства.
2. Сокращение регионального производства, вследствие нерентабельности и неспособности конкурировать на рынке товаров. 1.Рост безработицы, обнищание и асоциа-лизация населения. 2. Деструктуризация экономической системы РФ.
3. Развитие тенденции регионального экономического и социально-политического сепаратизма. 1. Рост межнациональной, межконфессиональной и межэтнической напряженности, способной приводить к крупным конфликтам.
Источник: http://www.irbis.vegu.ru/repos/8239/HTML/00133.htm, внешние и внутренние угрозы экономической безопасности
Региональный уровень решения проблем предполагает выработку определенной стратегии обеспечения региональной политики экономической безопасности, как части общей экономической политики. По своему существу региональная политика экономической безопасности является концентрированным выражением социально-экономических интересов региона.
Таблица 3. Индикаторы экономической безопасности региона
Индикатор Пороговые значения Фактические значения
1. Объем ВРП на душу населения, % от среднего по «семерке»* 50 34,7
2. Доля инвестиций в ВРП, %* 25 21
3. Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении, %* 25 19
4. Степень износа основных фондов промышленных предприятий, % 20 75
5. Соотношения сбережений и инвестиций, раз 1,0 0,7
6. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал, % 15-17 11,5
7. Отношение расходов на НИОКР в ВРП, %* 2,0 0,1
8. Соотношение внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ) и разработки (Р), раз 1:3:9 1:2:4
9. Соотношение затрат на технологические инновации и затрат на исследования и разработки (ИР), раз 2,0 1,3
10. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, %* 7 13,1
11. Продолжительность жизни, лет* 70 67
12. Дифференциация доходов, раз* 8 12,9
13. Уровень преступности, кол-во на 100 тыс. чел.* 5000 3400
14. Уровень безработицы, %* 7 7,8
15. Доступность жилья (отношение его рыночной цены к среднегодовому доходу семьи), раз 12 11,2
16. Уровень занятости населения, % 60 52
17. Соотношение социальных расходов в консолидированном бюджете региона на душу населения с прожиточным минимумом (ПМ), % 50 48,5
18. Темп роста потребительских расходов, % 5-6 2-4
19. Темп роста реальных доходов населения, % 5-7 3-4
На наш взгляд, можно взять за основу для разработки экономической безопасности региона, следующие индикаторы: объем ВВП на душу населения; инвестиции в % к ВВП; расходы на НИОКР; доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; продолжительность жизни; дифференциация доходов; уровень преступности; уровень безработицы; доля импорта во внутреннем потреблении. Нами выработана региональная систему индикаторов экономической безопасности различных сфер экономики региона, которые выделены нами в определении: продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной, информационно-технической и инновационной функций.
Таким образом, в результате проведенных исследований нами предложена система индикаторов экономической безопасности региона с их пороговыми значениями, использование которой позволит выявить точки повышенного риска в продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальной и инновационной сферах экономики региона, за гранями которых возникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы с последующим наступлением угроз экономической безопасности.
Анализируя внутренние и внешние экономические угрозы, нами систематизированы рекомендации по обеспечению экономической безопасности:
1. на национальном уровне:
- совершенствование структуры производства и экспорта;
- развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики и увеличение инвестиций в инновационно активные отрасли;
- укрепление финансовых рынков;
- формирование системы научно-технологического прогнозирования и мониторинга внутренних и внешних угроз;
- расширенное воспроизводство российской экономики преимущественно экстенсивными источниками экономического роста и обеспечение в ближайшее десятилетие роста ВВП в пределах не менее 7-8% в год;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры;
- сокращение разрыва в дифференциации доходов;
- повышение в структуре экспорта удельного веса продукции обрабатывающей и перерабатывающей отраслей;
- доведение уровня импорта, особенно продовольствия, до безопасного значения (примерно 30% от объема ВВП);
- выравнивание уровней экономического развития регионов.
2. на региональном уровне:
- обеспечить финансовую поддержку предприятий реального сектора
экономики за счет уменьшения налогового бремени и создания предпосылок для пополнения собственных оборотных средств (стимулирование инвестиций);
- создать условия для своевременного обновления основных
производственный фондов предприятия за счет заемных, кредитных
средств, при понижении ставки рефинансирования;
- определить точки экономического роста, концентрация инвестиций в
которых даст быструю отдачу, обеспечит высокую занятость и беспрепятственный сбыт продукции. Такими точками роста в РБ могут быть предприятия пищеперерабатывающей промышленности, военно-промышленного комплекса.
В регионах целесообразно создать специализированные региональные институты экономической безопасности с особыми правами и полномочиями. Эксперты института могли бы определять целесообразность принимаемых экономических решений и определять угрозы экономической безопасности в регионе, заниматься мониторингом показателей экономической безопасности региона и достижением пороговых значен
Вывод. Таким образом, в статье определена сущность экономической безопасности в России и в регионах. Представлены внешние и внутренние угрозы региональной экономической безопасности и пути их решения. Рассмотрены теоретические проблемы и угрозы экономической безопасности. Разработана система критериев оценки экономической безопасности на региональном уровне. Предложены методические рекомендации по обеспечению экономической безопасности как на национальном уровне, так и на уровне регионов.
Список литературы
1. Лубков А.Н. Россия и ВТО: новые реалии экономической действительности// Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2012.
- №7. С. 10
2. Севрюкова Л.В. Государственная политика стимулирования инвестиционной активности регионов / Л.В. Севрюкова, Н.С. Трусова // Економiчний часопис-ХХ1. - 2014.
- №9-10 (1). - С. 106-109
3. Сельцовский, В. Л. Статистика и анализ внешней торговли : учеб. пособие / В. Л. Сельцовский. М. : РИОР : ИНФРА-М, 2014. С. 90.
4. Трусова Н.С. Формирование региональных кластеров по уровню инвестиционного развития / Н.С. Трусова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - №5. - С. 128-131
5. Трусова Н. С. Инвестиционная активность как фактор моделирования экономического роста региональной системы [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Современные проблемы науки и образования: научный электронный журнал. - 2014. - №1. URL:http://www.science-education.ru/115-11867