Научная статья на тему 'Государственная политика Китая в сфере экспорта образовательных услуг'

Государственная политика Китая в сфере экспорта образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
974
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / КИТАЙСКИЙ СТИПЕНДИАЛЬНЫЙ СОВЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / FOREIGN STUDENTS / CHINESE SCHOLARSHIP COUNCIL / NATIONAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пацукевич О. В., Кулько Е. И.

В представленной автором статье рассматривается одно из направлений современной государственной политики Китая в области образования стратегия привлечения иностранных студентов в национальные университеты. По изу-чаемой проблеме изложены взгляды известных международных и российских исследователей (А Х. Гао и Х. де Вит, В. П. Арефьева). Приведены статистические данные о динамике роста иностранных студентов в китайских вузах, начиная с момента их появления и заканчивая более современным периодом. В итоге наблюдается положительная тенденция расши-рения их географии и присутствия. Обозначен комплекс мер, предпринимаемых китайским правительством и способст-вующих более активному формированию стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты Китая (принятие программных документов, образование Стипендиального совета. создание информационной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUCAS).The article presented by the author examines one of the directions of modern state policy of China in the field of education the strategy of attracting foreign students to national universities. The views of famous international and Russian researchers (A.H. Gao and H. de Wit, V.P. Arefev) have been presented on the problem under study. Statistical data on the growth dynamics of foreign stu-dents in Chinese universities have been given, beginning from the moment of their appearance and ending with a more modern peri-od. As a result, there is a positive trend of expanding their geography and presence. We have established a set of measures taken by the Chinese government and promoting a more active strategy for attracting foreign students to China’s national universities (adop-tion of program documents, the formation of the Scholarship Council, the creation of the CUCAS information system).

Текст научной работы на тему «Государственная политика Китая в сфере экспорта образовательных услуг»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 1 2018_

ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

УДК 378.014.15

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

О. В. ПАЦУКЕВИЧ, Е. И. КУЛЬКО

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 08.01.2018)

В представленной автором статье рассматривается одно из направлений современной государственной политики Китая в области образования - стратегия привлечения иностранных студентов в национальные университеты. По изучаемой проблеме изложены взгляды известных международных и российских исследователей (А Х. Гао и Х. де Вит, В. П. Арефьева). Приведены статистические данные о динамике роста иностранных студентов в китайских вузах, начиная с момента их появления и заканчивая более современным периодом. В итоге наблюдается положительная тенденция расширения их географии и присутствия. Обозначен комплекс мер, предпринимаемых китайским правительством и способствующих более активному формированию стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты Китая (принятие программных документов, образование Стипендиального совета. создание информационной системы CUCAS).

Ключевые слова: иностранные студенты, Китайский Стипендиальный совет, национальный университет,

The article presented by the author examines one of the directions of modern state policy of China in the field of education - the strategy of attracting foreign students to national universities. The views offamous international and Russian researchers (A.H. Gao and H. de Wit, V.P. Arefev) have been presented on the problem under study. Statistical data on the growth dynamics of foreign students in Chinese universities have been given, beginning from the moment of their appearance and ending with a more modern period. As a result, there is a positive trend of expanding their geography and presence. We have established a set of measures taken by the Chinese government and promoting a more active strategy for attracting foreign students to China's national universities (adoption ofprogram documents, the formation of the Scholarship Council, the creation of the CUCAS information system).

Key words: foreign students, Chinese Scholarship Council, National University.

Введение

Одной из особенностей развития международного рынка образовательных услуг стало появление новых участников в сфере высшего образования. В последнее время возросшую активность в данном направлении проявляет Китай, для которого образование является одной из приоритетных сфер развития. В китайском социуме растет понимание того, что без современной системы образования, отвечающей новым вызовам и международным стандартам, невозможно построить экономику инновационного типа. Немаловажную роль в государственной политике играют процессы интернационализации, ключевым элементом которых являются экспорт национальных образовательных услуг. Данная стратегия представляет собой, прежде всего, инструмент позиционирования страны на международной арене.

Еще 10 лет назад государственная политика Китая состояла в основном в том, чтобы отправить на обучение за рубеж лучших студентов из числа граждан КНР. За последние несколько лет ситуация изменилась в противоположную сторону, так как правительство Китая приступило к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты.

По этому поводу известные международные эксперты Х. Гао и Х. де Вит высказались достаточно точно: «привлечь как можно больше международных студентов и сделать так, чтобы они дольше оставались в стране после окончания учебы - это политическая стратегия, которая теперь реализуется не только на национальном уровне, но и на уровне основных городов, провинций и даже университетов» [3].

Российский исследователь В. П. Арефьев утверждает, что Китай, бывший прежде лишь крупнейшим потребителем зарубежных образовательных услуг и насчитывавший 20 лет тому назад немногим более 1 % мирового контингента иностранных студентов, неожиданно для многих превратился сегодня в одного из лидеров международного образования, значительно опередив Россию по общему числу иностранных учащихся высшей школы [2].

В настоящее время Китай принимает менее 10 % всех иностранных студентов в мире. Согласно статистическим данным, их число увеличилось на 5,7 % по сравнению с 2013 г. Всего в КНР обучается 377054 иностранных студента из 203 стран мира. Наблюдается тенденция роста их числа из Африки - 41677 человек (рост 24,93 % за год) и Океании - 6272 (человека рост составил 32,245 за год), в то время как студентов из Северной и Южной Америки стало меньше на 2.45 % [4].

Кроме того, в планы китайского правительства входит прием на обучение в национальные университеты 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году, из них 150 тыс. - по программам высшего образования. Необходимо отметить, что в этом направлении достигнуты определенные успехи, так как КНР уже обошел Австралию, Францию и Германию, став третьей по привлекательности страной для международных студентов после США и Великобритании.

Впервые иностранные студенты в лице 33 представителей из стран Восточной Европы появились на территории Китая в 1950 г. В период 1950-1979 гг. в китайских вузах обучалось уже около 10 тыс. иностранцев. Процессы запуска реформ открытости активизировали взаимодействие с внешним миром, начали расти объемы культурного и образовательного обмена. Эти факторы способствовали политике привлечения иностранных студентов, результаты которой стали заметны в начале 90-х. Так, в 1992 г. их число равнялось 14 тыс. человек, а в 1996 г. - уже 41 тыс. человек. В целом, ежегодный прирост иностранных студентов в Китае составлял около 30%. В итоге к 2000 г. Китай суммарно принял более 405 тыс. иностранцев, причем из них - 88 тыс. по стипендиям, выделяемым китайским правительством [1].

Согласно официальной статистике, в 2012 г. в Китае обучались более 328 тыс. иностранных студентов. Из них 63,2 % приходилось на выходцев из стран Азии, 16,5 % - на европейцев, 10,6 % - на студентов из США, 8,2 % - на африканцев и 1,3 % - на выходцев из Океании. Несмотря на значительный прирост численности иностранных студентов в Китае на протяжении 2000-х гг., структура географии их происхождения изменилась незначительно. Так, за последние полтора десятка лет на 1 % снизилась доля выходцев из стран Азии (с 74,8 % в 2000 г.). Однако при этом наблюдается тенденция увеличения европейцев на 5 % (с 11,1 % в 2000 г.) и африканцев - на 65 % (с 2,6 % в 2000 г.). По различным оценкам, в 2013 г. численность иностранных студентов в Китае достигла 360-370 тыс. человек. Однако основными поставщиками иностранных студентов являются 15 стран, среди которых лидируют Республика Корея (66672), США (21975), Таиланд (19976).

По последним статистическим данным, в 2015 г. в Китае обучалось 398000 иностранцев из 208 стран, а в 2016 г. более 400000. В соответствии с планами руководства страны, к 2020 г. общая численность иностранных студентов в китайских вузах должна составить 500 тыс. человек, поддерживая ежегодный темп роста в 7 % [5].

Китай активно укрепляет программы межправительственных обменов и сотрудничества. За последние несколько лет в этом направлении уже было разработано и принято несколько программных документов в этой области, включая Национальный план по среднесрочному и долгосрочному реформированию образования на 2010-2020 гг. Его важность состоит в том, что он определяет следующие стратегические приоритеты в части экспорта образования:

увеличение числа иностранных студентов в Китае;

увеличение числа китайских государственных стипендий для иностранных студентов;

субсидирование исследований, проводимых в Китае студентами развивающихся стран.

Правительство Китая за последние годы расширило сотрудничество и обменные программы студентами с 188 странами мира (в том числе и со странами ЕС). К примеру, КНР и Франция договорились увеличить число французских студентов до 10 тыс. человек в ближайшие пять лет. Министерство образования КНР, а именно Управление интернационального сотрудничества и обменов, отвечает за реализацию интернационального обмена и сотрудничества.

Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании квалификаций и степеней по меньшей мере с 34 странами. Значительным шагом вперед для КНР в данном направлении стало подписание Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования 25.11.2011 г.

Цель Китая к 2020 г. принять по академическому обмену 100 тыс. студентов из стран АСЕАН и столько же отправить туда же китайских студентов.

В Китае также создан широкий спектр программ по обмену студентами из африканских стран, что является частью более широкой программы экономического сотрудничества со странами Африки. В 2012 г. КНР принял 27 тыс. африканских студентов, а к концу 2013 г. - уже более 35 тыс. человек.

География обучения иностранных граждан в Китае достаточно обширна, они в той или иной мере представлены в учебных заведениях всех провинций страны. Вместе с тем имеются две основные точки их «притяжения»: высшие учебные заведения Пекина и Шанхая Количество китайских вузов, принимающих иностранных студентов, также ежегодно увеличивается. В 1979 г. существовало 23 академических вуза с иностранными студентами, в 1984 г. - 55, в 1997 г. - более 330, 2001 г. - 363, в 2004 г. - 420, в 2008 г. - 592. В настоящее время количество таких вузов уже составляет 690. Несмотря на то, что все регионы Китая принимают иностранных студентов, англоязычные программы обучения существуют только в 34 университетах.

В университетах Китая иностранные граждане учатся только по очной форме и почти половина из них занимается по программам третичного уровня (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ведущих к получению соответствующих академических дипломов и степеней).

На бакалаврских программах обучаются 80 % иностранных студентов. Самые популярные университетские программы среди иностранных студентов - китайский язык, изобразительное искусство и медицина. В то же время растет спрос на естественные науки, бизнес и менеджмент.

За обучение иностранных студентов отвечает Китайский стипендиальный совет и Китайский центр по обслуживанию образовательных обменов, организаций, аффилированные с министерством образования КНР.

Обратим внимание на деятельность Китайского стипендиального совета, образованного в 1996 г. Эта некоммерческая организация предоставляет стипендии и гранты студентам из Китая, которые обучаются за рубежом, а также зарубежным студентам и ученым, которые обучаются в Китае. Для зарубежных студентов существует два вида грантов: полностью оплачиваемый и частично оплачиваемый. Гранты предоставляются бакалаврам, магистрам, докторантам. При этом в обще доле иностранных студентов в Китае доля грантополучателей составляет примерно 10 %. Студенты, изучающие китайский язык, также могут получить стипендию от правительства КНР. Они не платят за обучение, освобождаются от страховки, им предоставляются общежитие и средства на текущие расходы. Для бакалавров эта сумма составляет 1400 юаней, для магистров - 1700 юаней, для аспирантов - 2000 юаней. В апреле 2012 г. Министерство образования КНР увеличило число стипендий для иностранных студентов. В результате стипендиальный фонд на 2012-2013 гг. составил около 1,5 млрд юаней (примерно 238 млн долларов). К 2020 году планируется выделить 10 тыс. государственных стипендий студентам из стран Юго-Восточной Азии для обучения в Китае.

Безусловно, стипендиальная поддержка иностранных студентов оказывает существенное влияние на привлекательность обучения в Китае. В то же время стоимость обучения в китайских университетах относительно невысока для иностранных студентов и колеблется в диапазоне от 1600 евро до 2900 евро для программ бакалавриата, от 2000 евро до 3400 евро за магистерские программы и от 2500 до 3800 евро за программы докторантуры. Необходимо отметить, что цены на обучение для иностранных студентов в Китае не устанавливаются централизованно, поэтому стоимость различается между вузами и программами. С учетом вышесказанного число студентов, обучающихся на условиях, также увеличивается ежегодно [7].

С целью повышения информированности иностранных студентов относительно желаемых мест обучения в Китае, Министерством образования КНР создана информационная система CUCAS. Она выполняет функцию связующего звена между китайскими вузами и колледжами и иностранными студентами, минимизирующего временные потери на поиск необходимого вуза и программы. Сайт переведен на три иностранных языка: английский, корейский, русский, и позволяет получить максимально полную информацию о действующих вузах в Китае и существующих программах обучения. Наряду с получением справочной информации, можно воспользоваться посредническими услугами CUCAS по оформлению учебных документов, что существенно упрощает сам процесс и уменьшает сроки подачи заявки. Наличие таких информационных систем упрощает жизнь потенциальным студентам, а их эффективное функционирование позволяет продемонстрировать позитивный имидж образования на расстоянии в несколько тысяч километров от самих потребителей услуг [6].

Бесспорно, введение английского языка и англоязычных учебников в китайский образовательный процесс отражает глобальные тренды. Необходимость соответствовать мировым стандартам требует изучения передовой мировой практики, которая не всегда доступна на китайском языке. В 2002 г. ведущие китайские университеты приобрели и ввели в учебный процесс значительную часть учебников, используемых в таких ведущих зарубежных вузах, как Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский технологический институт. Три ведущих китайских университета (Пекинский университет, Универ-

ситет Цинхуа и Университет Фудань) входят в сотню лучших университетов мира, что повышает рейтинг их основных образовательных программ.

Несомненно, важным фактором увеличения количества иностранных студентов в Китае стала не только политика популяризации Китая за рубежом, но и увеличение количества стипендий, выделяемых правительством Китая. Количество стипендий в 2000 г. составляло 5,3 тыс., а в 2012 г. -28,7 тыс.

Заключение

Таким образом, Китай стремится стать одним из основных игроков международного образования не только в Азии, но и в мире. Об этом свидетельствует комплекс мероприятий, разработанных и проводимых китайским правительством с целью привлечения иностранных студентов в национальные вузы (создание стипендиального фонда, относительно невысокая стоимость обучения, использование англоязычных программ и т. д.). Создание благоприятных условий в сфере высшего образования способствовало значительному увеличению численности иностранных студентов, что подтверждают статистические данные, приведенные в статье.

Можно утверждать, что китайское образование существенно выигрывает от «открытости границ» для международных студентов в нескольких аспектах. С экономической точки зрения, увеличение их числа влечет за собой серьезные финансовые поступления в бюджет КНР в виде оплаты обучения, транспорта, расходов на проживание. Увеличение срока пребывания иностранцев в стране после окончания обучения помогут этому государству быстрее перейти к экономике знаний. С культурной точки зрения, иностранные студенты, владеющие китайским языком, будут лучше понимать страну и смогут транслировать ценности ее традиционной культуры и экономики за рубеж, представляя собой инструмент влияния на международной арене. С политической точки зрения, развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества в области высшего образования поможет укреплению отношений между Китаем и другими развивающимися странами. С образовательной точки зрения, повышение числа международных студентов, оптимизация условий их пребывания - это важные меры в деле улучшения уровня интернационализации и качества национальной системы высшего образования. Однако реализация стратегии Китая по привлечению иностранных студентов осложняется высокой конкуренцией за иностранных студентов в этом регионе в целом. Например, Тайвань планирует увеличить количество иностранных студентов до 150 тыс. человек к 2020 г., Малайзия - до 200 тыс. При этом они предлагают более качественные университетские программы, в том числе в филиалах зарубежных университетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохина, Е. С. Иностранные студенты и проблемы регулирования их пребывания в стране / Е. С. Анохина // Вестник Томского государственного университета. История. - 2015. - № 1 (33). - С. 65-68.

2. Арефьев, А. П. Российские студенты в Китае / А. П. Арефьев // Демоскоп Weekly. - 2017. - № 715-716. - С 1-3.

3. Де Вит, В. Международная студенческая мобильность в Китае / Х. де Вит, Х. Гао // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). -2015. - № 90. - С. 8-9.

4. Краснова, Г. А. Великий китайский поход за иностранными студентами / Г. А. Краснова // Независимая газета. -2015. - 28 Октября. - С. 1-6.

5. Краснова, Г. А. Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов / Г. А. Краснова, А. А. Краснова // Аккредитация в образовании. - 2015. - № 84. - С. 1-5.

6. Михневич, С. В. Панда на службе дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая / С. В. Михневич // Вестник международных организаций. - 2014. - № 2. - Т. 9. - С. 95-130.

7. Шведова, И. А. Интернационализация высшего образования в Китае / И. А. Шведова // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. - № 1 (21). - С. 132-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.