Научная статья на тему 'Государственная политика импортозамещения в регионе (на примере Владимирской области)'

Государственная политика импортозамещения в регионе (на примере Владимирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОТРАСЛЕВЫЕ ЦЕНТРЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / IMPORT REPLACEMENT / SANCTIONS / REGIONAL ECONOMY / BRANCH CENTERS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

Статья посвящена изучению особенностей политики импортозамещения на уровне региона. Выявлено насколько базовых стратегий импортозамещения, которые применимы к регионам России. Проведен анализ программ и концепций импортозамещения, функционирующих во Владимирской области. Систематизированы в отдельные блоки отраслевые центры импортозамещения во Владимирской области. Составлена схема взаимодействия центров импортозамещения с инновационным научно-образовательным центром и предприятиями Владимирской области. Выявлены конкурентные критерии, которых надо придерживаться при формировании центров импортозамещения. Составлена матрица рисков, в которой ранжированы все риски, которые возникают при проведении политики импортозамещения. Разработанная методика оценки таких рисков позволит их количественно измерять. Это является предпосылкой принятий управленческих решений, ориентированных на минимизацию рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF IMPORT REPLACEMENT IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE VLADIMIR REGION)

The article is devoted to the study of the peculiarities of import substitution policy at the regional level. It is revealed how much base strategy of import substitution, which are applicable to regions of Russia. The analysis of programs and concepts of import substitution, functioning in the Vladimir region, is carried out. The branch centers of import substitution in Vladimir region are systematized in separate blocks. The scheme of interaction of the centers of import substitution with the innovative scientific and educational center and enterprises of the Vladimir region is made. Competitive criteria are revealed, which must be adhered to when forming import substitution centers. A risk matrix has been drawn up, in which all the risks that arise when the import substitution policy is ranged. The developed technique of an estimation of such risks will allow to measure them quantitatively. It is the precondition of acceptances of the administrative decisions focused on minimization of risks.

Текст научной работы на тему «Государственная политика импортозамещения в регионе (на примере Владимирской области)»

Экономические науки Economic sciences

УДК 339.564

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

И.А. Аксенов

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича Столетовых

Статья посвящена изучению особенностей политики импортозамещения на уровне региона. Выявлено насколько базовых стратегий импортозамещения, которые применимы к регионам России. Проведен анализ программ и концепций импортозамещения, функционирующих во Владимирской области. Систематизированы в отдельные блоки отраслевые центры импортозамещения во Владимирской области. Составлена схема взаимодействия центров импортозамещения с инновационным научно-образовательным центром и предприятиями Владимирской области. Выявлены конкурентные критерии, которых надо придерживаться при формировании центров импортозамещения. Составлена матрица рисков, в которой ранжированы все риски, которые возникают при проведении политики импортозамещения. Разработанная методика оценки таких рисков позволит их количественно измерять. Это является предпосылкой принятий управленческих решений, ориентированных на минимизацию рисков.

Ключевые слова: импортозамещение, санкции, региональная экономика, отраслевые центры, инвестиционная привлекательность.

Основной задачей государственной политики импортозамещения является создание такой среды для национальной промышленности, в условиях которой будет зафиксирован наибольший рост.

Выработка стратегии импортозамещения в России на региональном уровне состоит из следующих этапов:

- проведение анализа и оценки рыночной ситуации;

- выявление положения региона на мировых и российских рынках;

- проведение СВОТ-анализа; выявление стратегических целей импор-тозамещения;

- подготовка и разработка бюджета;

- оценка результативности проведенных мероприятий.

Применительно к российским регионам, можно выделить несколько базовых стратегий импортозамещения [1]:

— стратегия внутреннего импортозамещения (заключается в освоении и увеличении доли присутствия региональных предприятий на внутренних рынках);

— стратегия внешнего импорто-замещения (курс продвижения региональной продукции на международные рынки товаров и услуг);

— стратегия интегрального им-портозамещения (заключается в формировании присутствия региональной про-

дукции на внутреннем и внешнем рынках в различных пропорциональных соотношениях).

Реализация внутреннего импорто-замещения проявляется через развитие региональных производств, ориентированных на импортозамещение, исключительно с целью покрытия потребностей, диктуемых внутренним рынком. К особенностям данной стратегии можно отнести следующие явления:

— не нужно учитывать зарубежные рынки, но это может привести к падению качества продукции, инновационной привлекательности и НИОКР;

— формирует консервацию отставания в сфере научно-технического взаимодействия;

— создаются большие экономические издержки за счет не эффективной диверсификации.

Одним из наиболее значимых показателей для прогнозирования и планирования экономической деятельности любого региона является структура валового регионального продукта.

Регион - это открытая экономическая система. По этой причине достаточно сложно оценить размеры добавленной стоимости, т.к. они будут «размыты». В результате этих факторов в регионах, где располагаются головные компании, добавленная стоимость несколько завышается и, напротив, по регионам, где располагаются подразделения этих компаний, добавленная стоимость занижается, что необходимо учитывать при анализе структуры ВРП. Точность анализа структуры валового регионального продукта позволяет выбирать правильные направления региональных бюджетных потоков.

Владимирская область активно участвует в реализации общероссийской программы импортозамещения по целому ряду направлений. Параллельно с федеральной «дорожной картой», в области

разрабатываются и реализуются региональные программы для развития импор-тозамещения. Так, не располагая мощной ресурсной базой, Владимирская область, тем не менее, становится регионом-лидером и претендует на звание центра отечественного импортозамещения.

На территории области действуют несколько программ для эффективной реализации общероссийской стратегии импортозамещения.

Инвестиционная Стратегия Владимирской области до 2020 года, является одним из главных документов, который формирует пути повышения конкурентоспособности региона.

Отдельное внимание необходимо уделить программе «Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015-2020 годы».

Программа делает акцент на увеличение конкурентоспособности продукции произведенной в регионе, формирует стратегическое видение ее на внутренних и внешних рынках сбыта, формирует механизмы замещения импортируемых товаров в ней отражено стартеги-ческое видение к повышению энергоэффективности промышленного комплекса и представлены способы реализации, отражены особенности современных производств по выпуску импортозамещающей продукции, с целью обеспечения технологической, товарной и компонентной независимости.

Очевидно, что данная программа, ко всему прочему, имеет решающее значение для общей стабильности и независимости в своем развитии от внешних негативных факторов, угрожающих региональному бюджету и благосостоянию населения [2].

Ожидаемые результаты от выполнения программы к 2020году:

— модернизация производственных мощностей;

— формирование высокопроизводительных рабочих мест;

— увеличение объема промышленного производства;

— формирование эффективной системы подготовки кадров;

— увеличение роста инновационной активности производств;

— организация эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

— полноценное взаимодействие науки, бизнеса и власти.

Еще один нормативно-правовой документ, стимулирующий благоприятный инвестиционный климат в области -постановление Губернатора Владимирской области «О Плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» на территории Владимирской области на период 2013 - 2020 годов».

Для реализации этих программ была утверждена Концепция создания во Владимирской области сети отраслевых центров импортозамещения. Она предполагает реализацию трех основных этапов:

1. Производство готовой импортозамещающей продукции;

2. Внедрение технологий и серийное производство импортозамещающей продукции;

3. Выход на внешние рынки.

Главной целью Концепции является обеспечение роста производства импортозамещающей продукции. Это достигается через:

— формирование максимальной добавленной стоимости в регионе за счёт локализации производства;

— стандартизации производственных процессов, сертификации продукции и за счёт этого, повышение её качества;

— вхождение в отраслевые планы закупок и производственных цепочек системообразующих корпораций (РЖД, Газпром, Ростех и др.);

— адаптацию системы подготовки кадров под задачи импортозаме-щения;

— развитие кооперационных связей крупных промышленных предприятий с опытными конструкторскими бюро, НИИ и организациями малого бизнеса (малое вокруг большого).

В рамках данной концепции предполагается формирование пяти отраслевых центров на базе действующих на территории области крупных предприятий (Рисунок 1).

Это обусловлено применением территориально-отраслевого подхода, заключающегося в обеспечении наиболее полного потенциала по производству импортозамещающей продукции [3].

По замыслу концепции предполагается, что предприятия-локомотивы, выпускающие импортозамещающую продукцию, будут способствовать привлечению малого и среднего бизнеса по принципу отраженному на рисунке 2.

г. Ьфрсы Отраслевой центр импо^о:зал1]е1це:-:1и::)тш]он]еЕГ1:с<Е

гракгпюртисй инфраструктуры и путевей техники

г. Клиров Отраслевой центр готэрто^амеЕцекпя выизк-иточнюагэ

маптинэстроенжз; станкостроения к ротат-эт5кнн::н

г. _ уСЬ- Отрг.^.-еЕ^зй иентэ иткзртоиззешения дтя:нефтегг.:зсЕС<го :юмп.":Екса

Хр ус Т ^ь кык

Пнтутонжшнй район Отраслевой центр е сфере э^этЕкн-алстнй у. фл.'зматнвтикн

г. Злшцтмир Итгнггезпигтжжн-ий --С.-Н—[7

Рис. 1. Отраслевые центры по Владимирской области

^1алън т£ средне прелрняткя

Рис. 2. Взаимодействие центров импортозамещения с инновационным научно-образовательным центром и предприятиями Владимирской области

К 2020 году в результате реализации Концепции ожидается достижение следующих результатов:

- формирование устойчивых показателей социально-экономического развития Владимирской области;

- вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в решение задачи мпортозамещения;

- создание условий для развития перспективной технической и технологической базы, обеспечивающей решение задач импортозамещения;

- формирование ресурсного потенциала для развития передовых производств;

- повышение экспортного потенциала отраслей экономики региона;

- вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в решение задач импортозамещения.

На основании рассмотрения реализации программы импортозамеще-ния по отраслям, мы определим группы рисков для каждой из них.

Для определения рисков, которые сопутствуют реализации проектов импортозамещения, следует рассмотреть ситуацию по отраслям. Необходимо учитывать такие обстоятельства как-то, что каждая отрасль имеет разную зависимость от импорта, степень влияния на отечественную экономику различна. Рассматривая наиболее существенные отрасли для российской экономики, был выявлен ряд проблем, присущий им. Исходя из наиболее ощутимых проблем, формируются следующие риски:

- в случае сохранения санкций, существует угроза их существенного влияния на производственные показатели;

— стратегия импортозамещения в перспективе снижает зависимость от импорта лишь частично (этот аспект можно рассматривать как положительный, так и отрицательный, т.к. отказаться от импорта полностью невозможно - это бы нарушило само понятие рыночной экономики, ограничило ассортиментное предложение), временной лаг, т.е. невозможность представить конкурентоспособный продукт уже сегодня.

- удорожание продукции, но ухудшение качества.

При реализации проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта, а также технологическому развитию, необходимо рассматривать их конкурентные критерии для отбора наиболее приоритетных. К таким критериям можно отнести [4]:

- территорию (регион) реализации проекта;

- цель проекта;

- ожидаемый результат от реализации;

- объем финансирования;

- экспортоориентированность проекта;

- показатели инвестиционной привлекательности проекта;

- риски реализации проекта.

Сгруппировав, полученные данные можно построить матрицу рисков, с помощью нее можно выделить наиболее приоритетные виды рисков (Рисунок 3).

Разработанная методика оценки рисков реализации проектов в сфере импортозамещения позволит количественно измерить риски, что является предпосылкой принятий управленческих решений, ориентированных на минимизацию рисков.

Размер ущерса

g Нижий Средний Высокий

Высокая Технологический риск Рыночный рнск

в д л й н Он р Средняя Экологический риск Контрактный рнск; Социальный рис»; Санкционный риск

& М Низ кал Форс -мажо рпын риск

Рис. 3. Матрица рисков

ЛИТЕРАТУРА 1. Акопов С. Э. Изменение модели внешнеэкономической деятельности региона в условиях участия в ЕврАзЭс // Вопросы экономики и права. 2014. № 68. С. 107-112.

2. Басенко А. М. , Таранов П.В. Либерализация как глобальный тренд теоретизации государственного регулирования экономики // Финансовые исследования. 2012. № 2 (35). С. 48-55.

3. Воронина Т. В. Трансформация линейно-стадиальной модели международной экономи-

ческой интеграции в эпоху глобализации: причины, формы, последствия // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-3. С. 539-543.

4. Глазьев С. Ю. Политические и экономические аспекты региональной интеграции // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2014. № 1. С. 9-20.

Рукопись поступила в редакцию 03.07.2018г.

JEL code: F10, H11, L10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STATE POLICY OF IMPORT REPLACEMENT IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF

THE VLADIMIR REGION)

I. Aksenov

The article is devoted to the study of the peculiarities of import substitution policy at the regional level. It is revealed how much base strategy of import substitution, which are applicable to regions of Russia. The analysis of programs and concepts of import substitution, functioning in the Vladimir region, is carried out. The branch centers of import substitution in Vladimir region are systematized in separate blocks. The scheme of interaction of the centers of import substitution with the innovative scientific and educational center and enterprises of the Vladimir region is made. Competitive criteria are revealed, which must be adhered to when forming import substitution centers. A risk matrix has been drawn up, in which all the risks that arise when the import substitution policy is ranged. The developed technique of an estimation of such risks will allow to measure them quantitatively. It is the precondition of acceptances of the administrative decisions focused on minimization of risks.

Key words: import replacement, sanctions, regional economy, branch centers, investment attractiveness.

References

1. Akopov S. EH. Izmenenie modeli vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti regiona v usloviyah uchas-tiya v EvrAzEHs . Voprosy ehkonomiki i prava. 2014. № 68. S. 107-112.

2. Basenko A. M. , Taranov P.V. Liberalizaciya kak global'nyj trend teoretizacii gosudarstvennogo re-gulirovaniya ehkonomiki. Finansovye issledovaniya. 2012. № 2 (35). S. 48-55.

3. Voronina T. V. Transformaciya linejno-stadial'noj modeli mezhdunarodnoj ehkonomicheskoj inte-gracii v ehpohu globalizacii: prichiny, formy, posledstviya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 6-3. S. 539-543.

4. Glaz'ev S. YU. Politicheskie i ehkonomicheskie aspekty regional'noj integracii. Vestnik Moskovsko-go universiteta. Ser. 12. Politicheskie nauki. 2014. № 1. S. 9-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.