Научная статья на тему 'Государственная политика и практика обеспечения активного долголетия'

Государственная политика и практика обеспечения активного долголетия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
523
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДОСТИЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Реутов Николай Владимирович

В статье рассматривается активное долголетие как концепция, позволяющая перенести дискуссии о последствиях старения с негативных ожиданий роста нагрузки на государственные финансы и экономику к обсуждению возможностей более активного использования потенциала пожилых людей. Автором рассматриваются ключевые проблемы активного долголетия в России, действующие инструменты социальной политики государства по повышению благополучия пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT POLICY AND PRACTICE TO ENSURE ACTIVE LONGEVITY

The article examines the concept of active longevity, allowing to move the debate on the implications of aging with negative growth expectations burden on public finances and economy to discuss the possibilities of a more active use of the potential of older people. The author examines the key issues of active longevity in Russia, the instrument of social policy to improve the well-being of the elderly.

Текст научной работы на тему «Государственная политика и практика обеспечения активного долголетия»

УДК 321

НВ. Реутов ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается активное долголетие как концепция, позволяющая перенести дискуссии о последствиях старения с негативных ожиданий роста нагрузки на государственные финансы и экономику к обсуждению возможностей более активного использования потенциала пожилых людей. Автором рассматриваются ключевые проблемы активного долголетия в России, действующие инструменты социальной политики государства по повышению благополучия пожилых людей.

Ключевые слова: активное долголетие, государственная политика, достижение, здоровье, продолжительность жизни, традиции.

№к)Ы Reutov GOVERNMENT POLICY AND PRACTICE TO

ENSURE ACTIVE LONGEVITY

Annotation. The article examines the concept of active longevity, allowing to move the debate on the implications of aging with negative growth expectations burden on public finances and economy to discuss the possibilities of a more active use of the potential of older people. The author examines the key issues of active longevity in Russia, the instrument of social policy to improve the well-being of the elderly. Keywords: active longevity, public policy, achievement, health, longevity, traditions.

Как отмечает академик В.Н. Шабалин, важнейшим демографическим феноменом на современном этапе развития человечества является глобальное увеличение продолжительности жизни и, как следствие, адекватный рост численности пожилых людей в общей популяции населения стран всего мира [6]. В связи с этим проблема обеспечения здорового старения приобретает первостепенное государственное значение, исходя из экономических, демографических, медицинских и этических интересов страны. Негативные изменения физического, психического и духовного здоровья людей старших возрастов носят масштабный эпидемиологический характер.

Согласно трактовке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), активное долголетие -это оптимизация возможностей в области здоровья, социального участия в жизни общеста и безопасности для улучшения качества жизни людей в процессе старения [8]. По сравнению с ВОЗ, Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) Организации объединенных наций (ООН) в определении активного долголетия ставит основной акцент на участии пожилых в формальном рынке труда, а также в других видах неоплаченной производственной деятельности (например, уход за членами семьи и во-лонтерство), что с одной стороны само по себе выступает условием для экономической независимости в старости, а с другой - обеспечивается инвестициями в здоровье и безопасные условия жизни пожилых [5]. Смысловые позиции долголетия достаточно объемны и включают в себя множество аспектов. Долголетие, прежде всего, долгая активная жизнедеятельность, складывающаяся из творчества, здорового образа жизни, духовного роста, интеллектуального совершенствования, обогащения внутреннего мира.

Одной из ключевых проблем активного долголетия России является низкая продолжительность жизни и плохое состояние здоровья, в том числе психологическое. Возможные пути улучшения ситуации - это повышение доступности медицинских услуг, где Россия демонстрирует наихудший результат в рейтинге Европейского союза (ЕС). Еще одной отличительной проблемой активного долголетия России, по мнению исследователей, является низкая доля пожилых, проживающих отдельно от других родственников. Это связано с распространенностью многопоколенных семей в России, что

© Реутов Н.В., 2015

Вестник Университета № 13, 2015

может быть следствием как некачественного социального обслуживания, так и недоступностью жилья для молодежи. Кроме указанных причин, важно понимать, что совместное проживание нескольких поколений может иметь не только вынужденную природу, но и быть обусловлено традициями российского общества. Наконец, к слабым сторонам активного долголетия в России следует отнести низкую общественную активность (волонтерство) и слабые социальные связи.

Академик В.Н. Шабалин считает, что важнейшим демографическим феноменом на современном этапе развития человечества является глобальное увеличение продолжительности жизни и, как следствие, адекватный рост численности пожилых людей в общей популяции населения стран всего мира [7]. В связи с этим проблема обеспечения здорового старения приобретает первостепенное государственное значение, исходя из экономических, демографических, медицинских и этических интересов страны. В современных условиях негативные изменения физического, психического и духовного здоровья людей старших возрастов носят масштабный эпидемиологический характер. Ухудшение указанных показателей свидетельствует о необходимости усиления мер защиты пожилых со стороны государства и общества, пересмотра с учетом этого экономической и социальной политики.

В 2014 г. Президент России поручил Правительству Российской Федерации разработать Стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста с целью выявления дополнительных возможностей для активной и полноценной жизни после выхода на пенсию [5]. Перед Российской Федерацией согласно программным документам развития страны стоит задача увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни населения к 2018 г. с 70,8 до 74 лет, а к 2020 г. - до 75,7. При разработке Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста исследователи предлагают учитывать следующее. В перечень приоритетных задач Стратегии должны входить рост уровня материального благосостояния пожилых людей на основе повышения уровня экономической активности (трудовой деятельности), создание адаптированной для пожилых людей инфраструктуры жизнедеятельности, укрепление здоровья, снижение заболеваемости и инвалидности пожилых людей, формирование мотивации к здоровому и активному образу жизни от младенчества до старости [3].

Стратегия должна явиться основой корректировки не только региональных целевых программ, но также утвержденных государственных программ Российской Федерации, причем не только социально ориентированных программ (развитие систем здравоохранения, образования, социальной поддержки, занятости и пр.), но также отраслевых (промышленность, транспорт, связь и др.) и региональных государственных программ Российской Федерации [3]. Необходимо создание системы мониторинга и оценки состояния граждан пожилого возраста (оценка состояния и рисков, обусловленных старением, оценка возможностей развития индивидуальных способностей, социального, в том числе трудового потенциала пожилых людей). Как отмечают исследователи, в распоряжении государства есть обширный набор инструментов реализации политики занятости пожилого населения [2]: антидискриминационные законы, законодательство о защите занятости, изменение параметров действующих пенсионных систем (законодательство); воздействие на поведение работников и/или работодателей посредством налогов, субсидий, например, государственное финансирование образовательных программ для пожилых (финансовые инструменты); изменение отношения общества (работодателей, коллег) к пожилым работникам, в том числе с помощью средств массовой информации (информационные кампании); возможность действовать в качестве крупнейшего работодателя: государство - пример отношения к пожилым работникам для других секторов экономики (отсутствие дискриминации при найме, продвижении, обучении, сокращении штатов).

В России до настоящего времени отсутствует комплексный межведомственный подход к проблеме старения населения: обычно ее последствия сужаются до растущего дефицита трудоспособного населения и нагрузки на пенсионную систему. Деятельность государства, направленная на поддержку пожилого населения, весьма разрознена. Не разработана национальная стратегия по вопросам

поддержки активного долголетия, отсутствует государственное ведомство, занимающееся делами пожилых людей. Забота о пожилых гражданах носит в основном пассивный характер, сосредоточена только на финансовой поддержке и медицинской помощи.

России сегодня не хватает комплексного подхода к проблеме старения населения, учета меняющихся потребностей пожилого населения и возможностей, связанных с этими изменениями [1]. Необходимы государственные программы, направленные непосредственно на повышение активности пожилых в сфере досуга, образования, трудоустройства. Необходима разработка специальных мер по стимулированию всех видов социальной активности пожилых людей, создания среды обитания, дружественной пожилым, развития специальных форм социальной и медицинской помощи для лиц самых старших возрастов.

Библиографический список

1. Колосницына, М. Г. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте и политика государства / М. Г. Колосницына, Н. А. Хоркина, Х. Н Доржиев // GSOM Emerging Markets Conference: Business and Government Perspectives. - СПб., 2014. - С. 738-747. - ISBN 978-5-9924-0081-6.

2. Колосницына, М. Г. Экономическая активность в пожилом возрасте и политика государства / М. Г. Колосницына, М. А. Герасименко // Вопросы государственного и муниципального управления. -2014. - № 4. - С. 47-68.

3. Материалы международного социально-медицинского форума «Мир активного долголетия - 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vernadsky.ru/news/news (дата обращения : 18.07.2015).

4. Официальный сайт Европейской экономической комиссии ООН [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.un.org/ru/ecosoc/unece/ (дата обращения : 15.07.2015).

5. Проект стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/203 (дата обращения : 20.07.2015).

6. Шабалин, В. Н. Важно, чтобы человек жил не только долго, но и качественно [Электронный ресурс] / В. Н. Шабалин. - Режим доступа : http://ktovmedicine.ru/2012/2/vladimir-shabalin-vazhno-chtoby-chelovek-zhil-ne-tolko-dolgo-no-i-kachestvenno-1.htmlX (дата обращения : 20.07.2015).

7. Шабалин, В. Н. Медико-социальные проблемы физиологического старения населения России / В. Н. Шабалин // Альманах клинической медицины. - 2009. - № 21. - С. 11-17.

8. Active Aging: A Policy Framework. - Geneva, 2002. - 59 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.