Социально-политические науки
4'2015
6.15. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
Реутов Николай Владимирович, аспирант
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
akadem [email protected]
Аннотация: статья посвящена анализу деятельности государства, направленной на поддержку пожилого населения, связанной с возможностями более активного использования потенциала пожилых людей. Автором рассматриваются действующие в России инструменты социальной политики государства по повышению благополучия пожилых людей. А также затрагиваются проблемы реформирования пенсионной системы, проводимые в настоящее время Российской Федерацией, обусловленные необходимостью ее адаптации к происходящим макроэкономическим и демографическим изменениям.
Ключевые слова: активное долголетие, государственная политика, достижение, здоровье, пенсионная система, продолжительность жизни, традиции
PUBLIC POLICY AND THE WELFARE OF THE ELDERLY: THE PROBLEM OF AN INTEGRATED APPROACH
Reutov Nikolay V., postgraduate student
Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: The article analyzes the activities of the state aimed at supporting the elderly population, coupled with the possibilities of a more active use of the potential of older people. The author considers the existing tools in Russian social policy to improve the well-being of the elderly. And also addresses the problems of reforming the pension system, the ongoing Russian Federation due to the need to adapt to the ongoing macroeconomic and demographic changes
Keywords: active longevity, public policy, achievement, health, pension system, longevity, traditions
В современных условиях негативные изменения физического, психического и духовного здоровья людей старших возрастов носят масштабный эпидемиологический характер. Ухудшение указанных показателей свидетельствует о необходимости усиления мер защиты пожилых со стороны государства и общества, пересмотра с учетом этого экономической и социальной политики.
В 2014 года Президент России поручил Правительству Российской Федерации разработать Стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста с целью выявления дополнительных возможностей для активной и полноценной жизни после выхода на пенсию. Перед Российской Федерацией согласно программным документам развития страны стоит задача увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни населения к 2018 году с 70,8 до 74 лет, а к 2020 году - до 75,7.
При разработке Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста исследователи предлагают учитывать следующее. В перечень приоритетных задач Стратегии должны входить рост уровня материального благосостояния пожилых людей на основе повышения уровня экономической активности (трудовой деятельности); создание адаптированной для пожилых людей инфраструктуры жизнедеятельности; укрепление здоровья, снижение заболеваемости и инвалидности пожилых людей; формирование мотивации к здоровому и активному образу жизни от младенчества до старости [4].
Стратегия должна явиться основой корректировки не только региональных целевых программ, но также утвержденных государственных программ Российской Федерации, причем не только социально ориентированных программ (развитие систем здравоохранения, образования, социальной поддержки, занятости и пр.), но также отраслевых (промышленность, транспорт, связь и др.) и региональных государственных программ Российской Федерации [4].
Необходимо создание системы мониторинга и оценки состояния граждан пожилого возраста (оценка состояния и рисков, обусловленных старением, оценка возможностей развития индивидуальных способностей, социального, в том числе трудового потенциала пожилых людей).
В настоящее время деятельность государства, направленная на поддержку пожилого населения, весьма разрознена. Во-первых, не разработана национальная стратегия по вопросам поддержки активного долголетия, отсутствует государственное ведомство, занимающееся делами пожилых людей. Забота о пожилых гражданах носит в основном пассивный характер, сосредоточена только на финансовой поддержке и медицинской помощи. В современных условиях не хватает комплексного подхода к решению проблемы старения населения, учета меняющихся потребностей пожилого населения и возможностей, связанных с этими изменениями [3].
Вместе с тем, как отмечают исследователи, в распоряжении государства есть обширный набор инструментов реализации политики занятости пожилого населения [2]:
- законодательство: антидискриминационные законы, законодательство о защите занятости, изменение параметров действующих пенсионных систем;
- финансовые инструменты: воздействие на поведение работников и/или работодателей посредством налогов, субсидий (например, государственное финансирование образовательных программ для пожилых);
- информационные кампании: изменение отношения общества (работодателей, коллег) к пожилым работникам, в том числе с помощью СМИ;
- возможность действовать в качестве крупнейшего работодателя: государство - пример отношения к пожилым работникам для других секторов экономики (отсутствие дискриминации при найме, продвижении, обучении, сокращении штатов).
Проблемы обеспечения достойной жизни пожилым людям, вопросы старения и долголетия не раз поднимались в Парламентской Ассамблее Совета Европы. В докладах отмечается, что существует настоятельная необходи-
Реутов Н. В.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
мость изменить подход к процессу старения населения и внести соответствующие изменения в государственную политику, в том числе содействовать развитию добровольной работы представителей всех возрастных групп через укрепление солидарности поколений и путем устранения юридических и административных барьеров, препятствующих активному участию пожилых людей в жизни общества.
В России до настоящего времени отсутствует комплексный межведомственный подход к проблеме старения населения: обычно ее последствия сужаются до растущего дефицита трудоспособного населения и нагрузки на пенсионную систему.
Реформирование пенсионной системы, проводимое в настоящее время Российской Федерацией, обусловлено необходимостью ее адаптации к происходящим макроэкономическим и демографическим изменениям. Одной из ключевых государственных задач является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков. В целях решения задачи по развитию пенсионного страхования и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования в долгосрочной перспективе ведется работа по подготовке комплексных предложений по обеспечению сбалансированности пенсионной системы [2].
Комплекс проблем, хроническая невозможность их решения в рамках текущей модели функционирования ПФР как инвестиционного агента и пенсионной системы как института, социальная острота нерешенных задач, их масштаб актуализируют исследование возможностей модернизации пенсионной системы в настоящее время.
Причинами сложившейся ситуации, как отмечается в Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, проявляющиеся в следующем:
- изменении макроэкономических параметров - темпов роста и объемов валового внутреннего продукта, структуры занятости, показателей производительности труда, инфляции и размере заработной платы;
- большом объеме скрытой заработной платы;
наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;
- увеличении продолжительности жизни;
высоком уровне смертности в трудоспособном возрасте.
Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:
- остается нерешенной проблема досрочных пенсий;
- не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;
действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами.
«Россия тратит на индексацию пенсий ежегодно около 350 млрд рублей, что равняется половине затрат на высшее образование в стране» - такое мнение высказал глава Комитета гражданских инициатив, экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин на XIV общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах России: пространство выбора и выбор пространства». «Ежегодно увеличение финансирования за счет федерального бюджета этой проблемы равняется половине финансирования всего высшего образования страны. Это примерно 300-350 млрд рублей в год на дефицит пенсион-
ной системы в силу изменения демографии и других причин, в том числе инфляции».
По оценкам научного сообщества, при сохранении текущей модели функционирования, ПФР потребуется увеличение трансферта из бюджета в размере 1% ВВП каждые пять лет. Темпы потребления средств пенсионной системой РФ рекордны: +3,8% ВВП за последнее десятилетие, в то время как среднее по миру значение составило +0,9% за 15 лет.
По мнению ряда исследователей, налицо запланированное ухудшение ситуации, причем метод решения проблем, предлагаемый правительством и администраторами пенсионной системы, носит краткосрочный (в категориях пенсионного обеспечения) характер [1].
На сегодняшний день Министерство финансов проводит разработки, согласно которым будут сокращаться расходы на пенсионное обеспечение граждан России:
- сокращение денежных выплат работающим пенсионерам;
- увеличение пенсионного возраста с 2016 года.
На сегодняшний день Министерство труда предлагает увеличение рабочего стажа для выхода на заслуженный отдых работникам образования, здравоохранения и творческим людям. Если сейчас для педагогов достаточно 25 лет стажа, а для врачей 20 - при работе на селе и 30 - при работе в городе, то с 2016 года ведомство считает возможным увеличение рабочего стажа на 3 месяца каждый год.
Реформа пенсионной системы входит в программу выхода из экономического кризиса, то есть преследует цель снижение расходов государства. Но увеличение пенсионного возраста - проблема чрезвычайно острая и может вызвать серьезное недовольство общественности. Уже не первый год Министерство труда выходит с данными инициативами, и всякий раз встречает сопротивление социального блока правительства.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин считает, что выигрыш от увеличения пенсионного возраста с 2016 года весьма сомнителен, поскольку непонятно смогут ли быть обеспечены трудоустройством россияне данной возрастной категории.
Список литературы:
1. Ахметов З.Э. К вопросу о перспективах развития пенсионной системы // Новые технологии. 2012. № 2.
2. Колосницына М.Г., Герасименко М.А. Экономическая активность в пожилом возрасте и политика государства // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4.
3. Колосницына М.Г., Хоркина Н.А., Доржиев Х.Н. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте и политика государства // GSOM Emerging Markets Conference: Business and Government Perspectives. СПб., 2014.
4. Материалы международного социально-медицинского форума «Мир активного долголетия - 2014» // www.vernadsky.ru/news/news
5. Прокофьев Н.Н. Особенности преобразований российской пенсионной системы /Вестник международного института экономики и права. 2014. №2.
РЕЦЕНЗИЯ
Признание вклада пожилых людей, их права на активное участие в жизни общества - это не только ратификация и соблюдение международных конвенций и рекомендаций, запрещение всех форм дискриминации по возрасту в национальном законодательстве, но и переоценка устоявшихся ценностей и взглядов в обществе.
Рассмотрение автором проблемы реализации пожилыми людьми своих прав в пределах своих возможностей через призму государственной социальной политики в сфере повышения благополучия пожилых людей, делает статью Реутова Н.В. актуальной и востребованной.
Заслуживает положительной оценки вывод автора о том, что в России до настоящего времени отсутствует комплексный межведомственный подход к проблеме старения населения: обычно ее последствия сужаются до растущего дефицита трудоспособного населения и нагрузки на пенсионную систему.
Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации в научном издании.
Доктор психологических наук, профессор
консультант Фонда развития науки
и поддержки молодых учены В.М. Герасимов