ПРИГЛАШЕНИЕ В НАУКУ (докторанты, адъюнкты, соискатели, студенты)
УДК 331.105.445:341.321.3
И.Т. Арабидзе
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН, ЗАВЕРШИВШИХ СЛУЖБУ В РЯДАХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ, ОРГАНАХ ПРАВОПОРЯДКА, ДРУГИХ ВЕДОМСТВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ (НА ПРИМЕРЕ США)
Данная статья посвящена рассмотрению и анализу государственной политики США по социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах вооружённых сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части береговой охраны, гражданской обороны, национальной гвардии). В центре авторского внимания находится место и роль негосударственных, некоммерческих, общественных организаций в процессе перехода военнослужащих от военной к гражданской жизнедеятельности в США. Сформулированы некоторые предложения по использованию зарубежного опыта в российской политике.
Ключевые слова: ассоциация; военнослужащие; военные пенсионеры; вооружённые силы; государство; государственная политика; гражданская оборона; гражданин; общественная организация; негосударственные организации; политика; пенсионные накопления; политические институты; программа финансирования пенсии; США.
I. Arabidze
PUBLIC POLICY AND THE ACTIVITIES OF THE PUBLIC SECTOR ON SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WHO HAVE COMPLETED THEIR SERVICE IN THE ARMED FORCES, LAW ENFORCEMENT BODIES, OTHER AUTHORITIES, PROVIDING FOR
MILITARY SERVICE (ON THE EXAMPLE OF THE USA)
This article is devoted to the examination and analysis of the state of the U.S. policy on social adaptation of citizens who had served in the Armed Forces, law enforcement and other agencies, which provide for military service (part of the coast guard, civil defense, national guard). In the centre of the author's attention is the place and role of non-governmental, non-profit, non-governmental organizations in the process of transition servicemen from military to civilian life in the USA. Some suggestions are made for the use of foreign experience in Russian politics.
Keywords: association of servicemen; military pensioners; Military; state; public policy; civil protection; a citizen; a public organization; non-governmental organizations; politics; pension savings; political institutions; the program of financing pensions; USA.
Проблематизация.
В ходе разработки и написания диссертационного исследования, как и в своих предыдущих научных статьях, автор уже неоднократно обращался к тематике социальной адаптации граждан
Российской Федерации, завершивших военную службу (Министерство обороны РФ, МЧС России, МВД России и т. д.) [1]. В этих статьях приводились некоторые результаты анализа положительного опыта работы негосударственных ассоциаций и профессиональных союзов, действующих в ряде европейских стран, по улучшению условий и качества жизнедеятельности отставных военнослужащих, соблюдения их законных прав, гарантий, расширения гражданских свобод [2].
Поэтому автор, являясь аспирантом, решил продолжить анализ зарубежного (в данном случае, американского) опыта социальной адаптации военнослужащих к обычной жизни. Проблема, поднимаемая в данной статье, обусловлена недостаточной изученностью государственной политики и деятельности общественного сектора США по социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах вооружённых сил, полиции, береговой охраны, национальной гвардии, гражданской обороны и других, так называемых «силовых» ведомствах.
Цель статьи заключается в анализе и обобщении положительного опыта работы органов государственной власти и общественных объединений (организаций, ассоциаций, союзов) США по социальной поддержке, трудоустройству, обучению, правовому и медицинскому обеспечению военных пенсионеров, граждан, уволенных в запас с военной службы, лиц, отслуживших установленный контрактом срок.
Исходя из цели исследования, в статье решаются следующие задачи: 1) определить актуальность для США проблемы социальной адаптации военнослужащих, завершивших военную службу, к гражданской жизнедеятельности; 2) рассмотреть особенности действий органов государственной власти и управления США по социальной адаптации «граждан в погонах», уволенных в запас по истечении срока контракта, военных пенсионеров, ветеранов вооружённых сил; 3) выявить ключевые функции, цели и задачи, решаемые организациями негосударственного сектора США, работающими в интересах отставных военных.
Основу данной статьи составило содержание официальных материалов (уставы, руководящие документы, приказы, постановления, отчёты, данные статистики и. т. д.) на иностранном языке (английский), представленных в открытом доступе на интернет-ресурсах Министерства обороны США, Армии США, Департамента по делам ветеранов, общественных организаций и объединений, в той или иной мере занимающихся проблемой социальной адаптации граждан, завершивших военную службу.
Актуальность.
Как отмечается в статье «The Role of the Military in Presidential Politics» («Роль военных в президентской политике» - пер. с англ. автора) американских историков и политологов С. Корбета и М. Дэвидсона, отставные офицеры (особенно старшие), наряду с вооружёнными силами, на протяжении большей части истории США, да и в настоящее время, играют заметную роль в государственной политике. В качестве ярких примеров участия ветеранов военной службы в политической деятельности, приведены компании по выборам Президента США 2004 и 2008 годов. В 2004 году Д. Буш и Д. Керри, будучи основными кандидатами на президентский пост, пытались завоевать расположение высокопоставленных военных офицеров в отставке, что им и удалось. На Национальной конференции Демократической партии сенатор Д. Керри окружил себя обществом не только бывших коллег по службе в военно-морских силах, но также большим числом отставных офицеров других родов и видов войск. Аналогичная ситуация происходила во время президентских кампаний Б. Обамы и М. Кейна в 2008 году. Отставные военные лидеры активно поддерживали и участвовали в кампаниях со стороны обоих кандидатов. Один из самых уважаемых американских офицеров в отставке, бывший Министр иностранных дел К. Пауэлл пересек границы дозволенного партийной политикой и выступил в поддержку Б. Обамы на национальном телевидении. Публичная поддержка кандидатов в президенты ветеранами военной службы оказала влияние, как указывают
авторы, на: «...волнующую американское общество тенденцию, направленную на политизирование армии и впоследствии, постепенный уход от объективной профессиональной военной этики» [3].
Наряду с усиливающимся участием отставных военнослужащих в государственной политике, перед американским государством и обществом стоит проблема адаптации данной категории граждан к жизнедеятельности после завершения военной службы, или как понимается в американских источниках: «возвращение к гражданской жизни» [4]. Об этом может свидетельствовать, по мнению автора, статья «The Difficult Transition from Military to Civilian Life» («Трудности перехода от военной к гражданской жизни» - пер. с англ. автора) американского социолога Р. Морина, специализирующегося на исследовании политических процессов.
Данные опроса на тему адаптации «людей в погонах» к условиям гражданской жизнедеятельности после прохождения военной службы, проведённого среди 1853 ветеранов вооружённых сил, береговой охраны и Национальной гвардии США, были обработаны с использованием логлинейного анализа, что позволило установить следующее: среди опрошенных американских ветеранов 44 % отметили, что испытали серьёзные трудности при адаптации к жизни «на гражданке» после прохождения военной службы; граждане, окончившие перед службой колледж, имели меньше проблем с возвращением в гражданскую среду, чем те, кто отслужил в вооружённых силах сразу после средней школы; военнослужащие, проходившие военную службу после событий 11 сентября 2001 года, имеют большие трудности при возвращении к мирной жизни, чем те, кто служил во Вьетнаме, в ходе Корейской войны или в периоды между крупными конфликтами; вероятность успешной адаптации к гражданской жизнедеятельности среди верующих и регулярно посещающих церковь бывших военнослужащих 67 % против 43 % у не столь религиозных; наличие психологической (эмоциональной) или физической травмы, полученной в ходе службы, значительно снижает успешность перехода от военной к мирной жизни - с 82 % до 34 %; порядка 62 % ветеранов указали на то, что некоторые изменения в законодательстве и дополнительные социальные меры со стороны Правительства помогли бы им легче адаптироваться к отчасти хорошо им знакомым, и в то же время новым условиям жизни вне казармы, устава, высокого уровня риска для жизни и психологического напряжения, вызванного военной службой [5].
Решение вышеизложенных проблем во многом, но не полностью, зависит и связано с деятельностью органов государственной власти и социально-политических институтов.
Государственная политика.
В США государственную политику по социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах вооружённых сил, береговой охраны, национальной гвардии, гражданской обороны, осуществляют Министерство обороны, Департамент по делам ветеранов и Армия. Основными направлениями и инструментами государственной адаптационной политики указанной ранее категории граждан являются: 1) финансовое обеспечение и стимулирование (в том числе страхование жизни и здоровья, пенсионное обеспечение); 2) возможность получения высшего образования, повышения квалификации и прохождения профессиональной переподготовки; 3) забота о здоровье ветеранов военной службы, льготное медицинское обеспечение; 4) социальная поддержка семей военнослужащих; 5) содействие в трудоустройстве и построении карьеры, профессиональное ориентирование [9]. Далее несколько подробнее остановимся на данных направлениях социальной адаптации в США.
Каждый американский военнослужащий имеет право на участие в государственной программе пенсионных накоплений и построении инвестиционного плана, направленного на увеличение размера пенсии по завершении службы. Данная программа финансируется Федеральным правительством при участии крупнейших коммерческих корпораций. Так называемая программа финансирования пенсии позволяет военнослужащим отчислять неограниченный процент от своего воинского оклада на последующее пенсионное обеспечение. При этом величину процента и сумму отчисления в долларах
военнослужащий вправе устанавливать и менять самостоятельно. Главным достоинством данной программы является то, что вклады не облагаются налогами, и при выходе на пенсию, военнослужащий получает такую ежемесячную пенсионную выплату, какую сам себе обеспечил, конечно, не без помощи государства. Таким образом, система пенсионного обеспечения выстроена по следующему принципу - чем больше военнослужащий экономит в ходе службы и отчисляет на сберегательную составляющую пенсии, тем больше будет размер пенсионных выплат после истечения срока военной службы [7].
Существенное финансирование американское государство выделяет на образование военнослужащих как во время, так и после прохождения службы. Отдельная программа финансовой поддержки и содействия действует для тех, кто в рамках военной службы занимается проведением научных исследований, созданием инновационных технических и гуманитарных разработок в интересах оборонного ведомства. Программа образовательных грантов, позволяющая получить высшее образование, является одной из самых популярных и востребованных среди национальной гвардии, резервистов, действующих солдат и офицеров. Ежегодно ею пользуются порядка 200 тыс. человек, а государственные затраты на её осуществление составляют 373 млн долларов в год.
Существенным плюсом является то, что ежегодно в программу высшего профессионального образования военнослужащих (действующих, ветеранов, резервистов, в отставке) вводятся для возможного освоения ими всё новые и новые специальности. При этом перечень этих специальностей формируется Министерством обороны при согласовании с высшими учебными заведениями, осуществляющими обучение (профессиональную переподготовку на гражданские специальности) военнослужащих, и исходя из реальных потребностей рынка труда не только страны в целом, но и отдельно каждого штата. Не остаются без внимания государства и семьи военнослужащих. Жены и дети «граждан в погонах» имеют некоторые льготы на получение образования. Для их реализации при Министерстве обороны сформирован специальный фонд, который с момента своего создания в 1942 году выделил более 1,5 млрд долларов для 3,5 млн детей военнослужащих на получение образования.
Важную роль и место в успешной социальной адаптации граждан, прошедших военную службу занимает качество медицинского обеспечения и структура отношений между ветераном вооружённых сил и государственной системой здравоохранения. Так, в начале 2014 года до 22 долларов выросла средняя государственная доплата отставным военнослужащим и ветеранам вооружённых сил на приобретение лекарственных средств (размер доплаты варьируется от 5 до 40 долларов и зависит от класса и категории лекарственного средства). С 2013 года значительно упрощена и ускорена процедура присвоения инвалидности той или иной группы. Очевидно, что чем раньше гражданину (которому это необходимо по объективным показателям), прошедшему воинскую службу, будет присвоена группа инвалидности, тем раньше он начнет получать полагающиеся ему по закону льготы и денежные компенсации.
В США в системе профилактики и борьбы с депрессией, стрессовым состоянием и психологической травмой, так или иначе вызванной военной службой, активно вводятся и применяются современные технологии: online-консультация со специалистом с использованием программы Skype; круглосуточная «горячая» телефонная линия; тематические, специализированные интернет сайты, форумы, блоги, социальные сети. В целом, как показывают опросы, рейтинг удовлетворенности ветеранами медицинским обеспечением в США находится на очень высоком уровне и растёт из года в год.
Государственная политика США по социальной адаптации направлена не только на граждан, завершивших военную службу, но и на членов их семей. Действуют программы по обеспечению занятости супругов военнослужащих, образованию детей (упоминалось выше), льготному медицинскому обслуживанию. Отдельно обратим внимание на то, как в США решается проблема
обеспечения жильем ветеранов вооружённых сил. Ежегодно на строительство нового жилья для граждан, завершивших воинскую службу, Правительство выделяет порядка 75 млн долларов, а военнослужащие получают ваучер на новое жильё. С 2008 года данные ваучеры были выданы 58 140 семьям, а по состоянию на март 2014 года не обеспечены жильём остаются лишь порядка 1120 семей [6].
Содействие в трудоустройстве - ещё один важный элемент социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах вооружённых сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части береговой охраны, гражданской обороны, национальной гвардии). На повышение занятости ветеранов ежегодно в США тратится около 29 млн долларов, которые выдаются в виде грантов на профессиональную ориентацию, переподготовку и прохождение тренингов профессионального и личностного роста. При приёме на работу граждане, прошедшие военную службу, согласно законодательству пользуются первоочередным правом [6].
Кроме всего прочего, в США существует государственный Департамент по делам ветеранов, который в полной мере несёт ответственность и отвечает за работу системы помощи и поддержки ветеранов вооружённых сил. В 2009 году Президент США Б. Обама провёл кадровые преобразования в Департаменте и поставил перед вновь назначенным руководством цель - привести работу в соответствие с требованиями (в экономике, образовании, на рынке труда, здравоохранении, правовом обеспечении) XXI века. В этой связи деятельность Департамента была переориентирована на: устранение потребности ветеранов в жилье; улучшение психологического здоровья; совершенствование системы медицинского обеспечения отставных военнослужащих; улучшение качества медицинской помощи и услуг; переподготовка и обучение военнослужащих с использованием современных компьютерных технологий; управление научным, трудовым потенциалом ветеранов и их личностное развитие [9].
Деятельность общественного сектора.
При изучении опыта, места и роли негосударственных, некоммерческих, общественных организаций США в социальной адаптации граждан, прошедших службу в рядах вооружённых сил, правоохранительных органов и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (части береговой охраны, гражданской обороны, национальной гвардии), сразу бросается в глаза их большое, по сравнение по странами Европы и Россией, количество. По самым скромным подсчётам на территории США действует порядка 500 негосударственных организаций, так или иначе оказывающих различную помощь действующим и бывшим военнослужащим, ветеранам, инвалидам воинской службы, семьям, оставшимся без кормильца. Данные организации разнообразны по выполняемым функциям и задачам, количеству членов (от нескольких единиц, до сотен тысяч), религиозному и возрастному составу. Рассмотрим некоторые самые крупные из них.
Созданная в 2004 году американскими ветеранами военных конфликтов в Ираке и Афганистане организация «Ветераны Ирака и Афганистана» (ВИиА) позиционирует себя как крупнейшая в США общественная площадка, объединяющая более 300 тыс. ветеранов военной службы по всей стране. ВИиА осуществляет свою деятельность в четырёх ключевых направлениях: здравоохранение (обеспечение ветеранов льготной медицинской помощью); образование (содействие в получении высшего образования и обучение по собственным уникальным программам дополнительного образования); содействие в занятости и трудоустройстве (налаженные контакты между общественной организацией и производственными предприятиями, компаниями среднего и малого бизнеса, помогают оказывать содействие бывшим военнослужащим в трудоустройстве); поддержка семей военнослужащих (организация оздоровительного отдыха для детей отставных военнослужащих, психологическая поддержка, содействие жёнам ветеранов военной службы в занятости и трудоустройстве). Данная общественная организация ежегодно проводит свыше ста общественных,
социально-значимых и культурных мероприятий (ярмарки вакансий, благотворительные концерты, тренинги, семинары, круглые столы, конференции) по всей стране, направленных на сплочение ветеранского коллектива; сбор пожертвований для ветеранов, нуждающихся в неотложном и дорогостоящем лечении; налаживание и развитие взаимодействия между потенциальными работодателями и ветеранами, испытывающими проблемы с трудоустройством после увольнения с военной службы [10].
Ассоциация ветеранов Военно-воздушных сил США - крупнейшая на территории страны общественная организация, объединяющая американских граждан прошедших службу в рядах ВВС, не зависимо от звания и выслуги лет. Она создана в 1945 году для оказания комплексной социальной поддержки бывшим военным пилотам в связи с массовым сокращением численности личного состава ВВС США после окончания Второй мировой войны. В настоящее время ассоциация выпускает для своих членов ежемесячный журнал, из которого можно узнать новости о деятельности ассоциации, последние изменения в законодательстве, касающиеся жизнедеятельности ветеранов военной службы. Кроме того, в журнале представлена информация о состоявшихся и планируемых мероприятиях. Важным направлением работы организации является предоставление услуг по различным видам страхования отставных военнослужащих ВВС: страхование жизни и здоровья, автострахование, страхование на случай необходимости получения долгосрочного и дорогостоящего медицинского лечения, стоматологическое страхование, страхование недвижимого имущества и другие виды страхования. К примеру, отставной военнослужащий может застраховать свою жизнь, и в случае его смерти члены семьи получат единовременную страховую выплату. В зависимости от возраста, хронических заболевай и состояния здоровья страхуемого лица размер выплаты может составлять от 200 до 400 тыс. долларов США. Оформление страховки обойдётся в 10 долларов ежемесячно. За дополнительные 2,5 доллара в месяц ветеран военной службы может застраховать и свою супругу. Ассоциация организует и проводит регулярные встречи своих членов, выставки, торжественные и памятные мероприятия, форумы, семинары. На сайте можно заполнить и оставить резюме, ознакомиться с вакансиями работодателей - партнёров ассоциации [10].
Ещё одна крупная по количеству членов общественная организация ветеранов Вооружённых сил США - Американский легион (декларируемая численность членов - свыше 2,5 млн человек в 14 тыс. сообществах по всему миру; имеет 55 отделений - по одному отделению в каждом штате США, а так же в Колумбии, Пуэрто-Рико, Франции, Мексике и Филиппинах). Данная организация берёт своё начало в 1919 году от группы ветеранов Первой мировой войны. В настоящее время легион реализует порядка 100 различных социальных программ. Данные программы разделены на два подвида: 1) программы, ориентированные на ветеранов военной службы: содействие в занятости и трудоустройстве, переподготовка на гражданские специальности за счёт средств легиона; предоставление льгот на получение медицинского обеспечения и приобретение лекарственных средств; программа по обучению финансовой грамотности в вопросах сбережения и инвестирования денежных средств, страхования; 2) программы, ориентированные на членов семей ветеранов военной службы: организация и проведение семейных спортивных мероприятий; выплаты стипендий детям отставных военнослужащих, показывающим высокие результаты в учёбе и спорте; опека и попечительство над семьями, потерявшими кормильца [10].
Несмотря на разнородность общественных организаций США, занимающихся решением проблемы социальной адаптации граждан, прошедших военную службу, их объединяет уважение и почёт к «людям в погонах», трепетное и внимательное отношение к проблемам ветеранов, а главное -желание, несмотря ни на что, потратить своё время, силы, деньги на то, чтобы хоть как-то помочь и поддержать людей, которые рискуя собственной жизнью, мирясь с лишениями и невзгодами военной службы, выполняют воинский долг.
На основании анализа и обобщения опыта работы органов государственной власти и общественных объединений (организаций, ассоциаций, союзов) США по социальной поддержке, трудоустройству, обучению, правовому и медицинскому обеспечению военных пенсионеров, граждан, уволенных в запас с военной службы, лиц, отслуживших установленный контрактом срок, сделаны следующие выводы:
проблема социальной адаптации граждан, прошедших службу в «силовых» ведомствах, на сегодняшний день является актуальной в США;
государство посредством специализированных, адаптированных к современным экономическим требованиям точечных программ и грантов, оказывает эффективную комплексную поддержку и помощь ветеранам военной службы;
деятельность организаций общественного сектора по социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, гармонично дополняет работу государственных структур в данном направлении;
общественный сектор не берёт на себя выполнение тех задач по социальной адаптации, которыми занимается государство и не стремится переложить на себя функции и обязанности государственных политических институтов.
В своей дальнейшей работе автор статьи планирует:
изучить политические и правовые возможности применения в России положительного опыта работы органов государственной власти и общественного сектора США по социальной адаптации граждан, прошедших военную службу;
подробнее разобраться с местом и ролью общественного сектора в процессе перехода военнослужащих от военной к гражданской жизнедеятельности в США;
разработать учебный кейс и провести занятие со студентами методом case-study с использованием статистических, аналитических и информационных материалов, собранных в ходе подготовки и написания данной научной статьи.
Литература
1. Арабидзе И.Т., Мухин В.И. Социальная адаптация увольняемых в запас военнослужащих: проблемы мегаполиса // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2012. № 2. С. 68-72.
2. Арабидзе И.Т. Место и роль общественного сектора в социальной адаптации граждан, проходящих и завершивших службу в рядах вооружённых сил, органах правопорядка и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба (на примере европейских стран) // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 1. С. 112-117.
3. Corbett S., Davidson M.J. The Role of the Military in Presidential Politics // The Wilson Quarterly. USA. Washington. 2010. Summer 2010. 58-72 p.
4. Military leaders in transition [Электронный ресурс] // www.seniormilitaryintransition.com [сайт]. [2014]. (дата обращения: 22.04.2014).
5. Morin R. The Difficult Transition from Military to Civilian Life [Электронный ресурс] // www.pewsocialtrends.org [сайт]. [2014]. URL. http://www.pewsocialtrends.org/2011/12/08/the-difficult-transition-from-military-to-civilian-life/ (дата обращения: 21.04.2014).
6. MyArmyBenefits The U.S. Army official benefits website [Электронный ресурс] // www.myarmybenefits.us.army.mil [сайт]. [2012]. URL. http://myarmybenefits.us.army.mil/ Home/News_Front.html (дата обращения: 21.04.2014).
7. Thrift Saving Plan [Электронный ресурс] // www.tsp.gov [сайт]. [2014]. URL. https://www.tsp.gov/investmentfunds/lfundsheet/fundPerformance_L.shtml (дата обращения: 22.04.2014).
8. U.S.Army Army Strong [Электронный ресурс] // www.goarmy.com [сайт]. [2014]. URL. http://www.goarmy.com/benefits/soldier-and-family-services.html (дата обращения: 25.04.2014).
9. U.S. Department of Veterans Affairs [Электронный ресурс] // www.va.gov [сайт]. [2014]. URL. http://www.benefits.va.gov/gibill/ (дата обращения: 23.04.2014).
10. USA Patriotism [Электронный ресурс] // www.usa-patriotism.com [сайт]. [2014]. URL. http://www.usa-patriotism.com/charities/troops_vets01.htm (дата обращения: 28.04.2014).
- 107
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'3