Научная статья на тему 'Государственная поддержка цыган в Республике Марий Эл'

Государственная поддержка цыган в Республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЫГАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка цыган в Республике Марий Эл»

Статьи и сообщения

Азербайджанский народ исповедуют ислам. Верующие поддерживают все религиозные праздники, посещают мечети, которые находятся в Йошкар-Оле или в Медведевском районе.

У моего народа очень много вековых традиции и праздников. Один из них «Новруз». Новруз Байрамы — наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом является одним из самых главных и самых любимых праздников азербайджанского народа. Хотя Новруз в основном отмечается в мусульманских странах, это не религиозный праздник, а, строго говоря, празднование весеннего равноденствия, символизирующее обновление природы.

Много внимание уделяем подготовке праздничного стола. Как правило, каждая семья, накрывает праздничный стол, украшая национальными сладостями --шекербура, пахлава и т. д. Кроме этого на стол ставится крашенное яйцо и «семени» — ростки пшеницы, символизирующие благодать и жизнь.

Живя далеко от родины и соблюдая все национальные традиции и обычаи, азербайджанцы устраивают традиционную свадьбу своим детям: по обычаю на стола изобилие угощений из блюд национальной кухни. Играет живая музыка, передающая неповторимый колорит азербайджанских народных песен, звучавших под аккомпанемент национальных струнных инструментов.

Являясь азербайджанкой, я родилась в Грузии, высшее образование получила в Азербайджане и большую часть своей жизни живу в Марий Эл. Живя на чужбине, я пережила немало трудностей и поняла, что для любого народа главное — это согласие и мир.

Прошел 21 год, как я приехала в Марий Эл. С супругом мы воспитываем двоих сыновей. Самиль — студент третьего курса Поволжского государственного технологического университета, а младший Эмиль еще учится в седьмом классе в национальной гимназии № 14 города Йошкар-Олы. Воспитывая своих детей, мы прививаем им любовь к дружбе народов, стараемся вырастить здоровых детей — и физически и морально, воспитывая в них доброе отношение ко всем народам, которые проживают не только в нашей марийской республике, но и на всей планете.

Э.В. Чемышев

Государственная поддержка цыган в Республике Марий Эл

Большинство цыганского населения Центральной России относится к субэтнической группе (северно)русских цыган. Группа сформировалась в тесном повседневном общении с местным, в основном, сельским населением. В первой половине XX в. русские цыгане вели оседлый и полуоседлый образ жизни. Большинство их жило в сельской местности в особых слободах или на особых улицах населенных преимущественно цыганами. Второй по численности распространенной субэтнической группой в областях Центральной России являются т. н. южнорусские-украинские цыгане'-сэрвы. Следующей по численности и значению субэтнической группой цыган, проживающих в областях Центральной России, являются т.н. кэлдэрары (румынск. caldarar «котельщик», «лудильщик»). Русскими цыганами и сэрвами они называются «котляры» (сформировались как отдельный цыганский субэтнос в Трансильванско-Карпатском регионе). До сере-

65

Э.В. Чемышев

дины 50-х гг. XX в. большинство кэлдэраров вело полуоседлый образ жизни, передвигаясь по стране в основном на поездах и снимая на зимний период квартиры преимущественно в городах и в поселках городского типа.

26 октября 1956 года было опубликовано Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством»1. Авторы указа предусмотрели для обустройства цыган определенные мероприятия, облегчающие «оседание»: местным властям предписывалось выделять им дома и землю, трудоустраивать их самих, помещать детей в школы и т. д. У непривыкших к массированной помощи и солидарности со стороны государства цыган эти шаги часто вызывали что-то вроде благодарности. В практической реализации постановления были, конечно, элементы насилия. Нередко цыган заставляли за бесценок продавать государству лошадей, арестовывали оказывающих сопротивление мужчин. Чаще всего их через несколько дней выпускали, сделав внушение об уголовной ответственности в случае повторного ареста.

В целом репрессии за неподчинение указу были минимальными2. Цыгане в основном занимались торговлей. «Торговля с рук в неположенном месте» была самым распространенным обвинением против цыган и цыганок в 1970-е и 1980-е гг.

В Марий Эл цыгане традиционно селились на окраинах городов или близлежащих селах. Компактно они проживают в г.Йошкар-Оле и Медведевском районе.

Если по данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Марий Эл проживало 291 цыган, то перепись населения 2010 г. на территории республики зафиксировала 161 цыган.

В Республике Марий Эл реализация прав граждан в сфере культуры, прав на получение жилья, медицинского обслуживания и трудоустройства, а также получения среднего образования детьми школьного возраста осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральным, региональным законодательством и иными нормативными актами в независимости от национальной принадлежности.

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл цыганских национально-культурных организаций на территории Марий Эл не зарегистрировано. Соответственно цыганские объединения не участвуют в общественных совещательных органах, созданных при органах исполнительной власти в Республике Марий Эл, в реализации республиканских целевых программ, направленных на реализацию этнокультурных прав граждан.

По предоставленным Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл данным на учете в учреждениях социального обслуживания Республики Марий Эл по состоянию на 14.09.2010 г. состояли 33 семьи цыган, в которых воспитывалось 70 детей, в том числе 6 многодетных семей. Данным семьям предоставлялись все предусмотренные законодательством меры государственной поддержки. В частности, многодетные семьи пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» в части предоставления бесплатной выдачи лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет, ежемесячной денежной выплаты в размере 200 рублей в области транс-

66

Статьи и сообщения

портного обслуживания, бесплатного питания для учащихся общеобразовательных учреждений, ежемесячной денежной компенсации в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг и твердого топлива в пределах нормативов потребления.

Малоимущим семьям оказывалась адресная материальная помощь. Специалистами учреждений по мере необходимости оказывалась социально-правовая помощь, в том числе помощь в оформлении документов, осуществлялось консультирование по вопросам, связанными с условиями и порядком социального обслуживания.

По данным Департамента государственной службы занятости населения Республики Марий Эл в центрах занятости населения в качестве безработных лиц цыганской национальности не было зарегистрировано.

По сведениям, представленным Министерством образования и науки Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в общеобразовательных учреждениях Республики Марий Эл в 2010-2011 учебном году обучалось 24 ученика с национальностью «цыган» или 100 % от количества детей, подлежащих обучению.

Бесплатным питанием (завтраком) были обеспечены все дети-цыгане 1-4 классов. Дети из многодетных семей (цыган), посещающие группы продленного дня, были обеспечены бесплатным обедом. Дети-цыгане могли пользоваться библиотечным фондом школы, имели возможность посещать кружки.

Сведения о количестве цыган, проходящих обучение в общеобразовательных учреждениях Республики Марий Эл (в 2010-2011 учебном году)

Муниципальные районы Кол-во цыган, подлежащих обучению Кол-во цыган, проходящих обучение

1 Волжский 1 1

2 Г орномарийский 2 2

3 Звениговский 1 1

4 Килемарский

5 Куженерский

6 Мари-Турекский

7 Медведевский 3 3

8 Моркинский

9 Новоторъяльский

10 Оршанский

11 Параньгинский

12 Сернурский

13 Советский

14 Юринский

15 Йошкар-Ола 17 17

16 г.Волжск

17 Козьмодемьянск

Итого: 24 24

67

Г.В. Рокина, О.Н. Сутырина

—Ш--------------------------- Примечания

1 Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Правительства РСФСР. Т. 5, 1954-1956 гг., М., 1959. С. 616, 617.

2

Некоторые сведения содержатся в: Друц Е.; Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С. 328-331.

Г.В. Рокина, О.Н. Сутырина

Новые методические подходы в изучении национального самосознания и конфессиональных предпочтений:

ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО исследования

Вызовы современного мира и демографическая ситуация в России диктуют необходимость постоянного мониторинга состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе. Весной 2012 года в г. Йошкар-Оле было проведено социологическое исследование «Национальное самосознание и конфессиональные предпочтения студенческой молодежи г. Йошкар-Олы», которое осуществлялось в рамках Программы «Этнокультурное развитие Республики Марий Эл в 2009-2014 гг.». В этой программе, в частности, отмечено, что мониторинг ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений является одним из основных направлений деятельности в области государственной национальной политики. Особое место в этом мониторинге должно занимать исследование настроение молодежи, в частности студенчества, которое, как известно, является «барометром состояния общества». От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

Особенностью проводимого исследования было применение междисциплинарного подхода, использующего разработки различных научных психологических и социологических школ. Так, еще в 1925 году американский социолог Эмори Богардус разработал шкалу для измерения социальной дистанции, рассматриваемой им как степень близости или отчужденности между двумя группами людей. В 1933 году он модифицировал методику и создал вторую шкалу, также состоящую из семи суждений, отражающих различную степень социальной дистанции. Номер утверждения на шкале отражает величину социальной дистанции (1 — минимальная, 7 — максимальная). Социальная дистанция респондентов одной группы по отношению к другим группам (указанным в сти-мульном материале) вычисляется как среднее арифметическое. Соответственно, чем меньше этот показатель, тем короче социальная дистанция между двумя группами и тем сильнее выражены позитивные чувства одной группы по отношению к другой. В исследовании, проведенном в 1926 году, Богардус проанализировал ответы 1725 американцев о наиболее приемлемой для них дистанции по отношению к 40 расовым и этническим группам. В числе самых предпочитаемых американцами групп (средняя социальная дистанция от 1,06 до 1,83 балла) оказались англичане, белые американцы, канадцы и жители стран центральной и северной Европы. В наибольшей степени американцы дистанцировались от выход-

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.