Научная статья на тему 'Государственная поддержка технологического обновления сельскохозяйственного производства'

Государственная поддержка технологического обновления сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка технологического обновления сельскохозяйственного производства»

Важным фактором интенсификации отрасли является совершенствование технологии возделывания зерновых культур.

Основными направлениями совершенствования технологий в зерновом хозяйстве являются:

- оптимизация режима питания растений путем внесения необходимого количества удобрений;

- использование высокоурожайных сортов и гибридов зерновых культур, устойчивых к полеганию, болезням и вредителям;

- применение наиболее рациональных схем размещения растений по лучшим предшественникам в системе севооборота, позволяющих эффек-

тивно использовать землю и технику;

- своевременное и качественное выполнение всех технологических приемов на основе комплексной механизации производства.

Одной из важнейших проблем на сегодняшний день является низкая обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимой техникой. К началу 2007 г. сельхозтоваропроизводители Дальневосточного ФО имели 10420 тракторов и 2404 зерноуборочных комбайнов, что составляет 22,6 и 28% от уровня 1990 г., средняя нагрузка на комбайн повысилась до 160 га (табл. 5).

Таблица 5- Наличие техники в ДФО

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2006 г. 2007 г.

Наличие тракторов, шт. Наличие зерноуборочных комбайнов Приходится тракторов на 1000 га пашни Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур Приходится посевов зерновых культур на 1 зерноуборочный комбайн 46046 8567 14,4 9,0 111,2 29658 5758 10,3 8,6 116,5 18433 3585 8,1 7,3 136,4 16880 3487 7.5 7.6 131,9 11187 2632 5.2 7.3 137,5 10420 2404 4,8 6,2 160,4

Снижение плодородия почв достигло критического уровня вследствие истощительного их использования и иных негативных воздействий, что особенно присуще землям сельскохозяйственного назначения.

Немаловажную роль в уменьшении урожаев зерновых культур играет низкий уровень внесения органических и минеральных удобрений, который в 2007 г. составил 4,2% относительно 1990 г. Практически прекращены мероприятия по улучшению земель.

В сложившихся экономических условиях при высокой инфляции, диспаритете цен, неплатежеспособности многих сельскохозяйственных предприятий высокорентабельное ведение отрасли невозможно без государственной поддержки. Компенсация части затрат производителям зерна на приобретение минеральных удобрений позволила в 2007 г. увеличить их применение и послужила одним из факторов роста производства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В.И. Зябирова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Уменьшение объемов государственной поддержки развития АПК в 90-е гг. привел к неэквивалентному товарообмену между сельским хозяйством и промышленностью. В результате сельскохозяйственные организации лишились собственных внутренних источников финансирования процесса модернизации материально-технической базы:

амортизационных отчислений и прибыли.

Это привело к снижению инвестиционной активности в аграрном производстве. За период с 1992 по 1999 г. в сельское хозяйство Пензенской области направлено 751,2 млн руб. инвестиций в основной капитал, что составляет в сопоставимой оценке 8% к уровню 1991 г. В 2007 г. сумма капитальных вложений в аграрное производство составила 2671,5 млн руб. Общий объем государственной поддержки АПК области в 2008 г. составил более 1,6 млрд руб.

Сокращение капитальных вложений в сельское хозяйство повлияло на изменение оснащенности предприятий основными производственными фондами. В 2007 г. коэффициент обновления увеличился по сравнению с 1997 г. более чем в 23 раза, а коэффициент выбытия почти в 1,51 раза. Начиная с 2005 г. коэффициенты обновления стали превышать коэффициенты выбытия (в 1,37 раза в 2005 г. и в 3 раза в 2007 г.).

Изменение состава производственных фондов не могло не повлиять на состояние машиннотракторного парка аграрных формирований области. Количество тракторов за это время составило 27,5% по сравнению с уровнем 1990 г., зерноуборочных комбайнов - 23%, плугов - 14,6%, культиваторов - 22,5% к уровню 1990 г. При этом парк сельскохозяйственных машин сокращался более быстрыми темпами по сравнению с посевной площадью. Начиная с 1990 г., посевные площади в аграрных формированиях Пензенской области сократились почти на 45,6%, в кормопроизводстве - почти на 46,3 % озимых зерновых - на 32,9%, яровых зерновых - на 52,4%.

По оценке специалистов материальнотехническая база производства сельскохозяйственной продукции находится в критическом состоянии. Вместе с тем, данное состояние сельского хозяйства делает его весьма отзывчивым на капитальные вложения. Поэтому главным направлением в антикризисной политике государства должно стать структурное преобразование сельского хозяйства, модернизация его материально-технической базы. Реализация этого направления, как показывает практика, даст снижение себестоимости продукции в 1,5-2 раза, при одновременном росте производства за счет увеличения урожайности и продуктивности.

В Пензенской области имеется положительный опыт государственной поддержки модерниза-

ции материально-технической базы аграрных формирований. Среди них можно выделить:

1. Выдачу банками инвестиционных кредитов, с последующим субсидированием процентных ставок по ним;

2. Организацию лизинговых отношений в АПК;

Государственная поддержка использования

кредита на инвестиции в модернизацию технической базы производства аграрными формированиями области осуществляется с помощью выплаты субсидий на его обслуживание. Субсидии предоставляются как за счет федерального, так и за счет регионального бюджетов в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. По приоритетным направлениям бюджет области предоставляет субсидии по коммерческим кредитам в пределах 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ. При получении такой субсидии затраты сельскохозяйственного товаропроизводителя по обслуживанию кредита снижаются почти на треть.

В Пензенской области на субсидирование процентных ставок по краткосрочным коммерческим кредитам из регионального бюджета было выделено в 2005 г. - 109825,6 тыс. руб., 2006 г. - 94574 тыс. руб., в 2007 г. планировалось выделить 225127,8 тыс. руб.

Использование только механизма субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам не может полностью решить проблему технического перевооружения сельского хозяйства. Это связано с тем, что банки дают кредиты организациям, имеющим идеальные финансовые показатели, а многие аграрные формирования в большинстве некредитоспособны. Поэтому данный вид государственной поддержки улучшения технического обеспечения должен сочетаться с лизингом, который дает возможность экономически слабым хозяйствам обновить свой машинно-тракторный парк при меньших издержках.

Организация лизинга в АПК России представляет собой соглашение между собственником имущества - государством, от лица которого выступает ОАО «Росагролизинг», и лизингополучателем. Договор лизинга на федеральном уровне заключается между ОАО «Росагролизинг» и его представителем в Пензенской области ОАО «Пензаагротехника» на предоставление лизингополучателю современной продукции машиностроения в долгосрочную аренду.

Использование механизма лизинга и субсидирования процентных ставок по кредитам способно оказывать положительное воздействие на модернизацию материально-технической базы аграрных формирований. Но для того чтобы, данными видами поддержки могли воспользоваться большинство хозяйств, необходим системный подход к ее осуществлению, направленный на финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций,

на создание благоприятных условий для инвестирования. На уровне региона, этого можно добиться с помощью целевых программ.

В целях оснащения сельхозтоваропроизводителей высокоэффективной техникой депутатами Законодательного Собрания Пензенской области принят закон Пензенской области «О внесении изменений в Закон Пензенской области «О целевой региональной программе «Создание сети машиннотехнологических станций Пензенской области».

В рамках вышеназванной программы за счет бюджета Пензенской области сельхозтоваропроизводителям уже выделено на льготных условиях лизинга 424 единицы тракторов различных марок, 155 зерноуборочных комбайнов ДОН-1500, 153 комбайна СК-5М1 «Нива» и 10 комбайнов «Джон Дир»;150 комплектов сеноуборочной техники, 600 культиваторов различных видов, а также 15 стерневых сеялок. Всего из бюджета Пензенской области на закупку этой техники было потрачено свыше 1 млрд руб. Покупка высокопроизводительной техники по целевой региональной программе служит основой для внедрения новых современных технологий производства сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, в Пензенской области происходит реализация целевой региональной программы «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 гг.)». Объемы финансирования Программы в 2008-2012 гг. составит 17602,94 млн руб., в том числе: средства федерального бюджета -3769,88 млн руб., средства бюджета Пензенской области - 7727,10 млн руб., собственные средства участников Программы - 6105,96 млн руб.

Исследования показали, что РАО может обеспечить эффективное использование техники и сократить свои финансовые издержки при организации в составе объединений мини-технологических центров, работающих по упрощенной схеме налогообложения. МТЦ оказывают услуги по производственному обслуживанию как для самих хозяйств-участников, так и для организаций, не являющихся членами РАО. Расчеты показывает, что окупаемость техники составит 62 месяца, имеются возможности для повышения эффективности его работы.

Основной недостаток сложившейся системы государственной поддержки через целевые программы заключается в том, что выделение бюджетных средств недостаточно связывается с оценкой эффективности их использования. Поэтому при принятии решения о поддержке технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кроме стандартного набора предварительных показателей работы аграрного формирования, необходимо учитывать социальный, бюджетный и производственный эффект.

ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЬНОВОДСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Н.А.Алексеева, к.э.н., ст. науч. сотр., Е.В.Степанова, науч. сотр. Псковского НИИ сельского хозяйства

Лен-долгунец - традиционная культура Псковской области. Он дает качественное, экологически чистое волокно, обладающее уникальными свойствами, и семена, содержащие 35-42% жира и до 23% белка. Изделия из льна пользуются повышенным спросом у отечественных и зарубежных потребителей. Псковская область издавна славилась своими льнами. Путем народной селекции бы-

ли созданы сорта льна-долгунца, хорошо приспособленные к местным природным условиям. Льноводство непрерывно развивалось и совершенствовалось.

Производство льноволокна к 70-м гг. XX столетия составляло 10% от российского. Псковщина прочно занимала третье место по посевным площадям и четвертое место по производству льноволокна. Льно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.